Общение

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В настоящее время воспитание школьников средствами искусства театра — добровольное дело учителя и администрации школы. А между тем театральные методы применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Играть сценки, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой проводить школьные праздники — во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.
Каждый вид искусства имеет свой выразительный язык. Нельзя представить себе произведения литературы без слов, произведения музыки без звука и ритма, произведения живописи без цвета, скульптуры — без объемов мрамора, гипса, глины, дерева и т. д. Так и театр не существует без действующего в нем актера.
Ткань театрального искусства и его воздействие на зрителя определяются жизнью актера в роли «здесь, сегодня, сейчас» (по выражению К. С. Станиславского). Благодаря последовательности действий, особенностям художественного воплощения образа, создается впечатление о живущем на наших глазах человеческом характере, персонаже. Увлекательность созерцания «жизни человеческого духа» делает театр вечно живым искусством, не боящимся конкуренции кино и телевидения. И это искусство живого действия доступно школе и практически легко ею осваивается при заинтересованном и творческом отношении к обучению и воспитанию детей.
В какой степени элементы театрального искусства должны присутствовать на уроке? Давно известно, что на уроках чтения читаются по ролям басни, отрывки из детской художественной прозы, заучиваются поэтические произведения. Эти виды работ постоянно встречаются на уроках в начальной школе. Данная статья посвящается другим путям включения театрально-исполнительского искусства в структуру урока, раскрытию иных возможностей этого включения. Не потому, что традиционные виды театральных приемов в работе учителя представляются плохими или недостаточно изученными, а потому, что важно разобраться в сущности театральных методов, опираясь на особенности выразительного языка театра, его специфического материала.
Нужны ли на уроке навыки взаимного общения учащихся, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все — от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все это могут дать уроку театральные методы работы или, как их называют, методы театральной педагогики. Здесь у читателя может возникнуть мысль, что все перечисленные «нужно ли» не требуют для своего решения театральных методов. И может быть, отчасти читатель будет прав. Но массовый опыт работы школ убедительно свидетельствует о том, что многие учителя все еще не знают средств для получения желаемых результатов.
Приведем некоторые высказывания учителей: «За тридцать лет работы в начальной школе я впервые почувствовала, что для воспитания внимания необходимо с первого класса заниматься с детьми элементами театрального искусства. Желание заниматься театральным искусством с детьми было и раньше, но не было знаний, как это делать. Все это время возникал вопрос: а не слишком ли малы для этого дети? Теперь вижу, что нет»; «Мы много говорим о гармоничном воспитании, так вот театра — это лучшее поле для него. Ребенок учится тренировать свое поведение, учится главному, чего всегда не хватает,— общению! Внимательно, добро, заботливо видеть в каждом интересного человека, друга, товарища».
Для того чтобы показать возможности специальных театральных методик, в инструментовку которых входит работа над особенностями поведения, приведем несколько фрагментов уроков в начальных классах. В них методы театральной педагогики прошли проверку благодаря труду учителей-экспериментаторов лаборатории театрального искусства НИИ художественного воспитания.
Детям предлагается по очереди встать, назвать свое имя и фамилию и сесть. Встать нужно сразу, как только сел предыдущий, не позже и не раньше. Не разрешается подталкивать кого-либо, давать распоряжения голосом или жестом. Упражнение называется «эстафета».
В каком бы классе ни началась работа над этим заданием — в первом, втором или третьем,— трудности были одни и те же: дети не всегда вовремя вставали, часто не садились, дожидаясь дополнительного указания учителя, наконец, многие не выдерживали и начинали командовать соседями. Учителю приходилось снова и снова начинать эстафету с нового места (с первой парты, с последней, с середины ряда), задавая новую последовательность хода эстафеты, пока дети не стали замечать ошибок. Чтобы не делать ошибок, каждый должен быть особо внимательным, чтобы не пропустить момент своего выступления, причем он сам должен его начать и, закончив, сесть, давая возможность следующему «выступающему». Далее, каждый должен сдерживать свое желание вмешаться в работу товарищей и терпеливо ждать, когда начнет свою работу тот, кто замешкался или не садится.
Казалось бы, все эти навыки — чисто дисциплинарные, но непредсказуемость того, что произойдет во время эстафеты, резко повысила уровень внимания детей друг к другу, степень их собственной собранности. Доступная каждому минимальная смелость — вовремя сказать свое имя и фамилию, сопровождаемая вниманием и молчанием всего класса,— стала основой для всех следующих творческих исполнительских попыток. На следующих уроках содержание выступлений постепенно усложнялось (назвать книгу, песню, описать свой дом, свое отношение к чему-либо, наконец, произнести по-своему заданный текст и т. д.). Теперь уже учитель мог легко и быстро включить весь класс в творческую работу, в которой ему был важен индивидуальный результат усилий каждого ученика.
А вот другое упражнение. К доске вызываются 5—7 учеников. Им предлагается найти взглядом того, кто смотрит на тебя и может стать твоим партнером в дальнейших действиях. Эта связь устанавливается с помощью выразительного взгляда. По команде учителя: «Всем одновременно поменяться местами, одни выходят к доске, другие садятся на их места. Затем новой группе у доски предлагается выполнить то же задание, но не брать в партнеры тех, кто уже был у доски. Не разрешается подавать друг другу какие-либо знаки, только взгляд глаза в глаза.
Оказалось, что такое простое задание помогло выявить уровень дружественного общения в классе, способность каждого из детей к спокойному и широкому общению.
Театр — это искусство для чутких людей, как и искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении — те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия. Каждый урок как методическое целое должен стать фактом педагогической работы. По мнению наших учителей- экспериментаторов, театральные упражнения помогают учителю развивать у младших школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений, восприимчивость к произведениям литературы, кино, живописи.
В театральной педагогике имеется много упражнений, требующих от ребенка выполнения заданных особенностей поведения. Более тридцати различных видов упражнений апробированы на уроках чтения, в начальной школе .
Приведем ряд примеров использования методов театральной педагогики на уроках.
На уроке русского языка при работе со словарными словами можно провести театральную игру «печатная машинка».
Суть игры состоит в следующем. В классе или группе все буквы алфавита распределяются между детьми. Задается слово или фраза, и все буквы — участники слова — встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву. В конце слова молча встает и хлопает в ладоши весь класс. «Печатная машинка» — игра, которая, как и эстафета, должна проходить в атмосфере тишины, терпеливого внимания ко всем и к исполняемому делу. Каждый участник распределяет свое внимание между своими (или своей единственной) буквами и их последовательностью, чтобы встать и хлопнуть в ладоши тогда, когда в заданном слове появится «его» буква. В процессе игры дети хорошо запоминают слово и составляющие его буквы.
Хорошим методом минутного отдыха и моментом переключения к новой, достаточно сосредоточенной работе на уроке является упражнение «слушаем», что сейчас за окном (в коридоре, над потолком, под полом, в классе, внутри меня)». Неожиданность, как бы случайность задания обращает внимание ребят к реальной окружающей их жизни. По услышанным звукам и шорохам дети представляют себе реальные картины и как бы восстанавливают привычный ход мыслей. Обсудив в нескольких словах услышанное, учитель легко переключает внимание детей на следующее учебное задание.
На уроках по изучению временных форм глагола можно упражняться на воспроизведении физических действий по памяти. Исполнитель (им может быть и учитель, и ученики) точно передает движения, направление взгляда, свойственные действию с каким-то реальным предметом, которого сейчас у него нет: подметает пол шваброй (без швабры), поливает цветы (без кувшина, а может быть, и без цветка). Во время действия исполнитель задает вопрос кому-либо из класса: «Таня, что я делаю?» В ответе ученицы звучит глагол в настоящем времени во 2-м лице. Диалог можно продолжить: «Олег, что сейчас делает Оля?» Ответ содержит глагол настоящего времени в 3-м лице. Далее учитель прекращает работу и на вопрос, что он делал, звучат ответы с глаголами в прошедшем времени. А перед началом выступления следующего исполнителя можно поставить вопрос о том, что сейчас будет делать Павел. Занятия идут легко и оживленно, необходимо только следить, чтобы дети не выходили просто покривляться и тем самым смешить класс. Серьезное отношение к исполнительской театральной работе должно воспитываться всем ходом работы учителя.
На уроке чтения можно предложить детям сыграть живую картинку, используя иллюстрации к тексту произведения. В подготовленном классе возможен вариант самостоятельного выполнения живой картины по тексту без иллюстрации художника. Ученики-зрители должны найти слова в тексте, которые точно соотносятся с живой картиной.
На уроках природоведения хорошо использовать знания детей о повадках животных, об особенностях растений. Например, ученик молча показывает движение белки, особенности ее поведения в лесу летом, зимой, осенью. Затем в словесной форме он от лица белки комментирует свои движения, сочиняя на ходу рассказ, историю или сказку.
На уроках математики, тренируясь в устном счете, играем с детьми в волшебную палочку. Эта игра располагает к тактичному, доброжелательному отношению детей друг к другу. Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше, умножать и делить. Причем выполняемая ребенком математическая операция в условиях этой игры проводится в форме диалога. Например, сегодня волшебная палочка превращает число в другое, которое больше первого на единицу, на два, три или четыре; больше в два раза; на единицу меньше и т. д. Тот, кто держит волшебную палочку, подходит к другому ученику и, глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответ он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему. Тренировка в счете, проходящая в форме диалога, передача волшебной палочки отвечавшему в случае получения верного ответа является интересным психологическим средством обучения.
Важным моментом эстетического воспитания является субъективно пережитая радость при восприятии красиво сделанной вещи, удачно сыгранной роли или виртуозно исполненной музыки. Театральное творчество игры и представления на уроках в начальных классах может с успехом существовать в микроэтюдах и микросценах, подобно эскизам и зарисовкам у художников. Но сделать это театральное микропроизведение можно только посредством живых, убедительных, совершаемых на наших глазах действий ребят, отличающихся одно от другого тонкостями мимики, жестов, составом речи, ее построением и звучанием.
Например, при изучении существительных и прилагательных можно по правилам эстафеты отправить в путь по классу какой-либо предмет (ручку, часы, блокнот, указку, футляр от очков). Взяв в руки предмет, ученик выполняет с ним определенные действия, а остальные ребята должны отгадать, что у него в руках. Например, ученик производит действия с ручкой, представляя ее цветком, градусником, вязальным крючком, то есть исполнитель превращает ручку в другой предмет. Ребятам-зрителям можно дать два задания: или просто назвать воображаемый предмет, или дать образное определение увиденному действию (душистый цветок, приятный запах, цветок в подарок, неизвестное растение). Те или другие названия дети дадут в зависимости от того, как и что сыграет исполнитель, а также от степени собственной восприимчивости к мимике, жесту, движению голоса, звучащему слову. Такая работа хорошо отражает атмосферу взаимопонимания, дружеского участия, игрового азарта в классе.
В списке театральных упражнений для начальной школы существует специальная серия заданий «Одно и то же дело делаем по-разному». На первом этапе предлагаем детям вспомнить и показать возможные варианты поведения по заданию «человек сидит». Каждый ребенок разыгрывает живую картинку, по которой нужно отгадать: кто этот человек, что он делает, где находится. Каждое новое решение, как правило, показывает новый ученик. На втором этапе работы каждый ученик показывает несколько вариантов, при этом нельзя повторять варианты друг друга. Школьники начинают придумывать подробности в каждом из случаев, реализуя эти подробности в особенностях действий. Так, рыбак сидит на берегу под дождем или в жару, его кусают комары, или он сидит не один, а с другом, собакой и т. д.
Богато по своим учебно-воспитательным возможностям такое театральное упражнение, как «моментальная фотография». Когда класс научится четко выполнять команду «замри», то на каждом уроке можно получить выразительные «фотографии» театральных мизансцен. «Фотографии», как бы запечатлевшие секунды из жизни класса — во всем разнообразии поз, выражений лиц,— многое расскажут нам об участниках. Для работы с «фотографией» учитель сразу после команды «замри» выбирает наиболее выразительную группу, разрешает всем «отмереть», кроме выбранной группы, и дает ученику задание прокомментировать «фотографию». Сочинение по картинкам, сочинение смешных историй проходит легко, на творческом подъеме, если переплетаются с навыками театральной игры. Увлекательно и с большой воспитательно-образовательной пользой проходят упражнения «вернуть прошедшее». Смысл этого этюда состоит в том, чтобы, остановившись в какое-то мгновение, все повторили, как они в него попали, словно прокрутить назад кинопленку.
Работа над выразительностью словесного действия тоже начинается с первого класса. Умение ставить голосом точку, запятую вполне доступно первоклассникам. Они в силах сосчитать, сколько точек поставил исполнитель стихотворения, которое он прочитал наизусть, и сравнить это с числом точек в тексте.
Часто думают, что, говоря разные слова, люди обязательно совершают и разные действия. А это совсем не так. Утешать, например, можно разными словами, как и ругать. Одни и те же слова, по-разному произнесенные, могут и обрадовать, и огорчить. Причем взрослые и дети по- разному понимают, как звучат слова, которые могут обрадовать. Благодаря театральным упражнениям учитель может влиять на реализацию индивидуально накопленного жизненного опыта своих учеников. Общаясь со школьниками, можно понять, слышали ли они вежливую речь, и научить их ее законам: дослушивать того, кто к тебе обратился, отвечать, подумав и не отделываясь («отделываться» — это особый способ словесного воздействия, то есть особое действие, за употребление которого можно штрафовать, как за нарушение дорожных правил).
С удовольствием дети занимаются раскрытием «видений», стоящих за текстом. Эта работа помогает детям выучить наизусть тексты, так же как они помогают это делать актеру. Диалог по поводу правильно или неправильно решенной задачи наши учителя строят в образах «непонимающего», «неверящего», «почемучки» и «знайки». Во II классе ученики овладевают навыком задавать вопросы без подсказывающей интонации и отвечать вежливо, корректно, терпеливо, без оттенков «отделаться».
Начальный этап знакомства с выразительным языком театрального искусства закладывает основу формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий, из которых складываются поступки человека. В конечном счете многое определяют устремления и установки каждого конкретного учителя.
Таким образом, привнесение основ техники действий как элементов театрально-исполнительской культуры и как знакомство с выразительным языком театра не только возможно, но крайне полезно для осуществления учебно-воспитательных задач в начальной школе.
В заключение на основе театральной работы в начальной школе попытаемся сформировать некоторые принципы художественной дидактики, которые касаются требований соответствовать органическим закономерностям мышления, познания, научения и имеют специфическое преломление в художественном воспитании.
Известная формула — от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике — содержит целый комплекс важнейших задач для художественной педагогики:
В обязанность учителя входит задача обеспечить условия для непосредственного, живого, субъективно богатого и раскрепощенного созерцания. На уроке требуются особые усилия от учителя, чтобы ребенок всеми своими чувствами был открыт к восприятию искусства.
Живое созерцание в художественном воспитании — необходимый элемент и восприятия произведений искусства, и восприятия окружающей действительности. И там, и там можно говорить об особой роли педагогического воздействия на процессы «созерцания». Для художественного воспитания особую опасность имеет авторитарное, догматическое давление требований и заданий взрослого на восприятие ребенка. Необходимы специальные методические приемы, чтобы оказать ненавязчивое, не целенаправленное управление, сохраняющее самостоятельность и «живое созерцание».
Вторая ступень мыслительного освоения учебного материала — «абстрактное мышление», большая роль которого в младшем школьном возрасте описана в трудах В. В. Давыдова, обеспечивается наиболее эффективно для художественного воспитания только в коллективной работе самих детей. Именно сравнение, сопоставление и противопоставление выводов, соображений и идей разных учеников класса может только стать ключом для формулировки учителем запланированного правила, закона, вывода. Без сопоставления здесь, сегодня, сейчас родившихся у школьников идей любой учительский постулат, требование, вывод относительно эстетической ценности явления или правила художественно грамотного творчества не станут субъективным достоянием ребенка. Требуется специальное конструирование таких заданий, работая над которыми дети открывают для себя и усваивают законы искусства.
Особую роль в младшем школьном возрасте для художественного воспитания имеет «практика» — собственная практика ребенка — его предметная деятельность. Ученик начальной школы любит и готов делать то, что ему предлагают. Здесь специальные методические усилия учителя должны быть направлены на организацию и отбор таких видов деятельности, которые рациональны именно в коллективе, в которых один не может помешать другому, а скорее необходим ему.
Оценка взрослым хода и результата деятельности детей в художественном воспитании приобретает важное значение, так как в нее входит оценка волевых качеств, внимания, терпения, природной одаренности ребенка к искусству, собственный художественный вкус преподавателя. Именно эта содержательность оценки представляет собой отдельную методическую проблему в художественной педагогике. А решение ее представляет особые трудности, связанные с неуправляемым фактором собственных учительских предпочтений и художественных притязаний.
Вслед за названными пятью задачами открывается более глубокий пласт научно-методических проблем художественного воспитания. Прежде всего к ним следует отнести феномен эмоциональности в двух формах художественной деятельности: восприятии и творчестве.
Активизация эмоциональной сферы личности каждого ребенка не может быть осуществлена призывом или приказом, никто не может почувствовать то, что он сам не чувствует, как и захотеть то, чего не хочет. Упрощение дела художественного воспитания начинается там и тогда, когда учитель позволяет себе утверждать, что «все дети чувствовали радость» или «пережили восхищение». Такой эффект можно увидеть только на очень хороших спектаклях и фильмах, и то нельзя быть уверенным в равенстве переживаний всех зрителей. Вероятно, только какие-то длительные наблюдения и спокойная беседа с глазу на глаз могут выявить меру и качество переживаний ребенка эстетического явления или отношение к своему творчеству и творчеству товарищей. Упрощенное представление учителя о переживаемых детьми эмоциях лишает педагога интереса к процессу развития в его подлинном сложном и противоречивом течении, когда от равнодушия ребенок переходит к интересу, от интереса одного содержания к интересу другого содержания, от стремлений получить похвалу к отстаиванию своей собственной позиции, видения, идеи. Следовательно, будни художественного воспитания наполнены трудом, творчеством, открытиями, огорчениями и радостями в самой причудливой последовательности и чередовании, специально организованных учителем применительно к каждому классу и каждому ребенку.
Освоение детьми начальной школы элементарных теоретических положений искусства и художественного творчества сводится к усвоению правил и приобретению навыков. В целях художественного воспитания их формирование должно полностью быть «природосообразным», то есть быть естественным для ребенка и необходимым для искусства.
Наконец, важнейшим научно-методическим принципом художественного воспитания является реализация задачи формирования общественно-полезного человека, устремленного на служение обществу. Добиться этой цели можно, только развивая личность, не искажая и не обедняя присущее ей индивидуальное богатство. И эта опора на личный опыт, на живое, субъективное мнение и видение мира является основой для самых современных и всех позитивных методик художественного воспитания.
Перед учителем на каждом занятии стоит цель — увидеть, почувствовать особое мнение каждого из учеников класса, создать ребенку условия для высказывания и обеспечить помощь в осуществлении каждым именно своего замысла. Именно в начальной школе на уроках искусства важно, нужно и можно обеспечить интерес к мнению каждого ребенка и строить весь урок на пристальном внимании к индивидуальности. Только тогда занятия обеспечат продвижение каждого ребенка к вершинам художественной культуры и внесут свой незаменимый вклад во всестороннее развитие человека.

А. ЕРШОВА, заведующая лабораторией театра Исследовательского центра эстетического воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования