Общение

Сейчас 624 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

КУКЛОТЕРАПИЯ И..

...ПСИХОДРАМА

Впервые куклотерапия в отечественной литературе упо-минается в статьях и книге И. Я. Медведевой и Т. JI. Шито-вой [32], и возникновение этого вида терапии они связывают с психодрамой.
Создателем психодрамы является Якоб Леви Морено (1892—1974) — американский психиатр и социальный психо-лог. Психодрама — это вид групповой психотерапии, в кото-рой клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем роли направлены на моделирование лич- ностно значимых жизненных ситуаций [1]. Постепенно, как указывают И. Медведева и Т. Шишова, выделилась особая самостоятельная ветвь психодрамы— куклотерапия, став-шая основой их методики драматической психоэлевации.
«Психоэлевация» означает возвышение души, а «дра-матическая» — театральными средствами. Методика драматической психоэлевации — это комплексное воздействие на детей-невротиков с помощью театральных этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Один из главных принципов — не лечение отдельного симптома или их комплекса, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребенка: понять, чем же вызваны эти симптомы, где «поломка», что ребенку мешает жить. Это называется выявлением патологической доминанты. Работа состоит из двух этапов, один из которых— постановка лечебного спектакля, где участвуют изготовленные детьми куклы. Продолжительность занятий — до двух месяцев.
Однако, по словам авторов, их методика напоминает психодраму «только по формальным признакам: мы тоже пользуемся театральными средствами». Главное же отличие — «психодрама основана на психоанализе, мы
же в своей работе, безусловно учитывая „нижние этажи“ личности, никогда не обсуждаем это с детьми и стараемся не очень муссировать подобную тематику в беседах с родителями» [32].

...ИГРОТЕРАПИЯ

«Изучение детской игры позволило осознать уни-кальность способа общения ребенка с окружающим его миром» — так начинают статью по игровой психотерапии авторы «Психотерапевтической энциклопедии» [41]. Поскольку у детей вербальные навыки в необходимой для психотерапии мере не развиты, используются иные способы выражения переживаний, потребностей и трудностей. На их основе возникла игротерапия как применение игровых ситуаций в терапевтических целях.
Конечно же, играя, ребенок использует игрушки, в том числе и куклы. Сих помощью дети проигрывают различные ситуации из семейной жизни, могут выразить свои, часто негативные, чувства. Популярным средством психотерапии является игра в кукольный театр. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации», — пишет X. Дж. Джинотт [12]. Наверное, поэтому куклотерапию понимают порой как «лечение театром», «коррекцию поведения через кукольный театр». Анализируя материалы психологов, относящих куклотерапию к игротерапии, отмечу еще одну особенность: как правило, используются куклы, изготовленные не клиентом (взрослым, ребенком). Таким образом, акцент сделан именно на игре, на манипуляции с куклой.
В качестве примера приведу опыт психологической коррекции страха медицинских процедур (авторы А. И. Та- щева, С. В. Гриднева, г. Ростов-на-Дону). Здесь куклы используются в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета эмоциональное
напряжение ребенка должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться бурными эмо-циональными поведенческими реакциями (плач, смех), в результате которых снимаются (сублимируются) напряжение и тревога [51].

...АРТ-ТЕРАПИЯ

Существует несколько определений куклотерапии.
Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (те-рапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности (48).
Под куклотерапией понимается раздел частной психо-терапии (арт-терапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как про-межуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача) [46].
К. Краплак, давая свою классификацию коррекционных направлений в арт-терапии, относит куклотерапию к имаготерапии. «Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа, — пишет она. — Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму. Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией» [24].
Арт-терапия (термин А. Хилла) как область теоре-тического и практического знания на стыке искусства и науки появилась примерно в 1930-х годах. Дать исчерпы-вающее определение арт-терапии, считает А. И. Копытин,
довольно трудно, потому что оно в значительной мере зависит от теоретических представлений и области прак-тической деятельности специалиста. В самом общем виде арт-терапия — метод лечения, основанный на использовании художественного творчества и иных форм визуальной экспрессии [19, 20].
Т. Ю. Колошина и Г. В. Тимошенко [18] отмечают следующие специфические черты арт-терапии:
1.    Триадичность. Арт-терапия позволяет заменить при-вычную диаду «терапевт—клиент» на триаду «тера-певт—произведение искусства—клиент», что позволяет соблюсти принцип диссоциированности клиента с проблемой. «Когда что-то находится вне меня, это уже не совсем я, и я, очевидно, могу с этим что-то сделать».
2.    Ресурсность. Арт-терапия лежит вне области повсе-дневной жизни человека, а все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, так как расширяет человеческий опыт и побуждает к исследовательской активности. «Именно стереотипная жизненная стратегия является единственной возможной основой для рождения того, что называется психологическими проблемами».
3.    Метафоричность. Любое произведение искусства— это метафора жизни его автора. Изменения, которые клиент вносит в образ «Я», получают некое воплощение и в его личности.
На сегодняшний день мне известны следующие ме-тодики, использующие кукол в рамках арт-терапии.
Экспрессивная проективная арт-терапия (Л. Лебедева, г. Ульяновск). Основная идея — изготовление и манипули-рование бумажными пальчиковыми куклами. Самодельная кукла, надетая на палец, помогает ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько, по желанию ребенка [27, 28].
«Марионетка играет меня» (Г. Тимошенко, Институт психотерапии, Москва). Клиенту предлагается сделать из пластилина, ниток, проволоки и других материалов куклу-марионетку — себя. В процессе идентификации создается образ, физически соотносимый с телом. Кукла выглядит так, как хочет автор, и двигается так, как ему нужно. Невозможно что-либо изменить в марионетке, не изменив себя.
Марионетка выступает здесь как метафора. Послания, которые получает человек в ходе работы: «Я создаю себя», «Я себя меняю», «Я собой владею», «Я собой управляю». Основная цель психолога — создание клиентом максимально реалистической марионетки, обладающей максимально достижимым количеством степеней свободы и становящейся по окончании работы минимально ценной для своего создателя.
Архетипическая марионетка (Т. Колошина, Институт психотерапии, Москва). Клиенту предлагается сделать куклу, которая больше всего похожа на некое определенное им состояние, или могла бы сыграть его в марионеточном театре, или помогла бы ему объяснить другим людям, что с ним происходит. Архетипический вариант работы с марионеткой состоит из двух этапов:
1)    изготовление куклы;
2)    последующая терапевтическая работа с ней.
Иногда достаточно куклу создать — и последующая
работа с ней оказывается излишней. Желательно, чтобы кукла была сделана за один сеанс: в следующий раз клиент, вполне возможно, сам того не подозревая, продолжит делать другую марионетку. Архетипическая марионетка является символом, отвечающим на вопрос: «Что я есть?» Работая с ней, человек оказывается на таком уровне, где принятие себя, своей самоценности и самодостаточности становится неизбежным, что можно считать первым психологическим механизмом эффективности подобной работы.
Однако существуют методы, не позволяющие одно-значно отнести куклотерапию к арт-терапии. Обратимся к классификации относящихся к арт-терапии понятий, которую приводит JI. Д. Лебедева:
1.    Тип — терапия искусством.
2.    Класс — терапия творчеством (креативная терапия).
3.    Подкласс — экспрессивная терапия.
Семейства терапии творческим самовыражением:
•    музыкальная терапия;
•    игровая терапия;
•    драмтерапия;
•    сказкотерапия;
•    библиотерапия;
•    танцевальная терапия;
•    телесно-двигательная терапия;
•    арт-терапия.
Виды арт-терапии:
•    изотерапия (рисуночная терапия);
•    визуальная (терапия образами);
•    медитативное рисование;
•    мультимедийная терапия (интегративная, одновременное использование различных способов творческого самовыражения) [28].
Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В Институте сказкотерапии (Санкт-Петербург) создана своя методика работы: в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы: очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя [15]. Быть может, куклотерапия — это одно из семейств терапии творческим самовыражением?

...КУКЛОТЕРАПИЯ

Как мы видели, четкого определения этого вида терапии пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-, либо к игротерапии. Возможно, это связано с типом кукол: если используются уже готовые куклы, говорят об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими участниками терапевтических сессий, то логично говорить об арт-терапии.
Точный день рождения куклотерапии, как и ее автор, пожалуй, неизвестен. Правда, Г. Дворецкая указывает в качестве автора куклотерапии психотерапевта, профессора Халлима Калера [10]. Однако в Интернете я легко обнару-жила пояснение: исследовательская деятельность привела Калера к созданию кукольного теста, который включает в себя методы медитативной терапии с помощью особых мантр и диагностирует кармические причины заболеваний. Свой тест Калер начал применять в 1979 году. Возможно, этот тест и можно считать одним из методов куклотерапии, но родоначальником куклотерапии Калера вряд ли можно назвать.
А что, собственно, считать куклотерапией? Наверное, ни одно из рассмотренных выше определений не дает полного ответа на этот вопрос. Мне кажется уместным согласиться со следующим определением: «Куклотерапия — это раздел частной психотерапии (терапии творческим само-выражением. — Добавление мое), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача)» [46].
Является ли куклотерапия терапевтической системой? По мнению X. Дж. Джиногг, «каждая терапевтическая сис-тема должна объяснить и оправдать свою эффективность в терминах ее влияния на хорошо выделяемые переменные терапии» [12]. Для оценки эффективности предлагается ответить на пять вопросов:
1.    Облегчает ли этот метод (в нашем случае куклотерапия) установление терапевтических отношений?
2.    Облегчает или затрудняет применяемый метод катарсис?
3.    Помогает или препятствует метод достижению инсайта?
4.    Дает ли он возможность изучения реальности или препятствует ему?
5.    Открывает он или блокирует каналы сублимации? Воспользуемся предложенными критериями и попробуем оценить куклотерапию.
1.    Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (согласитесь, красивую или необычную куклу всегда хочется потрогать), первой «заговорит» с ним. Он тоже может взять в руки куклу и говорить от ее имени. Это используют психологи, проводящие тренинги. Фигурки-«помощники» облегчают знакомство участников тренинга.
2.    «Катарсис — это специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагиро- вании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта» [40]. Средствами для достижения катарсиса являются проигрывание и проговаривание своих проблем. Куклы и специально организованная среда для манипулирования ими являются хорошим средством для выражения своих проблем и поиска их решения.
3.    «Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы» [40]. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Приведем пример с Евгением Ч., который часто чувствовал себя удрученным, плакал; в процессе шитья куклы настроение мальчика менялось, а когда куклы «знакомились», Женя, видимо забыв, что его кукла — царевна Несмеяна, сказал смеясь: «Я впервые засмеялся, у меня хорошее настроение!»
4.    Куклы, по мнению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем
и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.
«Сублимация — один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Вне психоаналитической трактовки термин используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень» [40]. Манипулирование куклами с целью снятия нервного напряжения, агрессии можно считать сублимацией. Так, дети, злясь на своих родителей или братьев и сестер, бьют не их, а кукол, — согласитесь, это куда более приемлемый вариант.

1. На мой взгляд, куклотерапия — это___________________________
2. К какому из семейств или видов терапии творческим самовыражением отнесли бы куклотерапию вы?
Виды терапии    «За»    «Против»
Психодрама       
Игротерапия       
Арт-терапия       
Куклотерапия       
3. Отличительными особенностями куклотерапии, на мой взгляд, являются:
Определим круг проблем и виды кукол, используемых для их решения.
1.    Психодиагностика: конкретизация проблемы.
Играя с куклами, ребенок может более точно, чем сло-вами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами» [12].
Для первого знакомства В. С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами) [34; 35]. X. Дж. Джинотт [12] рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фруст- рирует малыша.
Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу (главное, чтобы это не занимало много времени). Я иногда использую способ изготовления кукол из фольги, предложенный С. Г. Рыбаковой, арт-терапевтом из г. Ижевска [44]. Фигурка создается из листа фольги размером 30 х 30 см. Сначала делается голова, затем, из нижней части листа, ноги, после формируются руки и фигура человека полностью.
JI. Д. Лебедева предлагает использование пальчиковых кукол для диагностических целей.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегу-ляции.
Здесь возможно применение любых театральных кукол.
3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
Игра с куклами — героями сказок становится своеоб-разной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе эталонность нравственного облика [34; 35]. В принципе, решение этой задачи возможно с любым видом кукол.
4. Развитие коммуникативных навыков.
Используются марионетки [17], пальчиковые [28], мимирующие, петрушечные куклы.
5. Развитие самосознания.
6. Развитие грубой и мелкой моторики.
Многие авторы (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Гра- бенко, С. К. Кожохина) отмечают полезность использования для решения этой задачи кукол-марионеток.
7. Разрешение внутренних конфликтов.
Можно применять «терра-поппетс», терапевтическую— тряпичную куклу (высотой 1—1,4 м), сшитую из плотной ткани и набитую поролоном. Особенность ее в том, что она не обозначена ни полом, ни возрастом. Кукла обладает гибкостью и пластичностью, что, по мнению С. Г. Рыбаковой [44], облегчает анализ интимных и личных вопросов.
8. Профилактика и коррекция страхов.
Чаще используются куклы теневого театра [15; 17], но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами [28].
9. Развитие речи.
Логопед В. П. Добридень и педагог А. Н. Белоногова (Москва) обратили внимание, что игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Куклами лечат заикание, развивают моторику кисти.
10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
О применении кукол в этом направлении говорит
А. В. Гнездилов, создатель первого в России хосписа.
11. Коррекция отношений в семье.
С. К. Кожохина [17], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко [15] предлагают для укрепления внутрисемейных отношений использование театра марионеток.
12. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.
 

Из книги "Основы куклотерапии"
Л. Г. Гребенщикова

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования