Общение

Сейчас 620 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ТИПОЛОГИЯ КУКОЛ
Попытки классифицировать кукол предпринимались не раз. Лучшей на сегодняшний день специалисты называют систему, разработанную философом и культурологом Ю. М. Лотманом. В основу своей классификации он положил принцип «мобильности» кукол, разделив их на две группы. К первой группе Ю. М. Лотман отнес кукол для игры: детские игрушки, театральные, обрядовые куклы, куклы для шествий, телекуклы; ко второй группе относятся куклы для упражнений и украшения: интерьерные, коллекционные, сувенирные, пугала, восковые куклы, манекены.


Куклы, участвовавшие в разнообразных обрядах, обычно изготавливались из подручных материалов: растений, зерна, ткани, даже из золы. Так называемые зольные куклы считаются самыми первыми. Делались они из золы и воды и были оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место куклу, сделанную из золы домашнего очага, обязательно брали с собой. Зольную куклу дарили на свадьбу, как символ продолжения рода. Вообще, со свадебным обрядом связано несколько кукол, в частности Невеста и Жених, венчавшие дугу упряжки и отводящие недобрые взгляды, «мировое дерево», украшавшее свадебный пирог.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Кукла «Купавка» олицетворяла собой начало купаний: ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды, — такое значение придавалось очистительной силе воды. Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Некоторые обрядовые куклы были лечебными и делались из лечебных трав: тысячелистника, ромашки. Они приносили здоровье в дом. Другие куклы, «Лихоманки», отводили на себя болезни. В Японии существовали бумажные куклы, которые, по народным поверьям, излечивали человека. Достаточно было потереть ими больное место, а потом бросить в огонь или в воду.
Ксения Троянова [52] упоминает кукол-«стригушек» (женщина брала с собой ребенка в поле и, чтобы занять его, делала ему куклу из травы; часто такую куклу исполь¬зовали и в лечебных целях), «десятиручек» (помощниц в хозяйстве), «зернушек» (залог сытости и многодетности).


Многие обряды на Руси проходили с помощью специ¬ально сделанных кукол. Например, древний обряд «Похо¬роны кукушки» — посвящение двенадцатилетних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Этот обряд символизировал отказ от «кукушества», провозглашение материнства. Девочки прощались со своим детством, обязываясь «не быть кукушкой».
В Удмуртии есть обряд в честь рождения ребенка «Нуны сюан», в котором принимают участие тряпичные куклы-закрутки и уникальные танцующие соломенные куклы. Танец кукол символизирует восстановление способности женщины к деторождению, которую она «утратила» с рождением ребенка.


Также в Удмуртии есть интересные куклы-треноги — из сосновых или еловых веток с тремя разветвлениями. Они могут быть использованы для избавления от болезней, для чего в их изготовлении применяются вещи больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.


Лица куклам обычно не рисовали. Существовало поверье, что в куклу с нарисованным лицом может вселиться чужая душа, которая принесет несчастья.
Особое место среди обрядовых кукол занимают куклы-обереги. Известны такие обереги, как «кувадка», защищающая ребенка от злой силы; берегиня сна, своими крыльями отгоняющая дурные сны; берегиня домашнего очага. Все обереги делаются без иголок и ножниц, чтобы жизнь ребенка была счастливой.


По мнению А. А. Бакановой, психологическая функция оберегов состоит в «опредмечивании человеком своей силы, веры и мудрости, то есть их материализации в виде какого-либо символа, который начинает «работать» за счет высвобождения психической энергии, катарсиса или инсайта». Именно поэтому Баканова предлагает изготовление кукол-оберегов как способ соприкосновения человека с «непознанным в себе» и «интеграции различных сторон своей личности». Шитье берегини позволяет активизировать внутренние ресурсы для совладения с критическими жизненными ситуациями, может использоваться для диагностики проблем клиента.
Семейный оберег можно сделать по методу индейцев навахо. Из шерсти и камешков, которые изображали мужа, жену и детей, навахо делали пеструю молитвенную связку и держали ее у себя дома, чтобы Великий дух заботился о семье. Сегодня можно вылепить членов семьи из пластилина, затем цветными шерстяными нитями примотать к пучку других нитей маму и папу посередине, сверху положить детишек и снова обмотать нитками.


Для большинства людей кукла ассоциируется прежде всего с детьми и детскими играми. Однако, как мы видели, первоначально куклы, не имевшие лиц, являлись игрушками не для ребенка, а для «бессонницы, болезней и прочих напастей».
Наиболее распространенным материалом для изготовления кукол-игрушек была ткань, как самый доступный материал. Девочки сами делали кукол лет с пяти; преимущественно это были женские персонажи. Позже кукол стали делать из дерева, воска, папье-маше и других материалов.
До середины XIX века куклы изображали только взрослых дам. Первые куклы, изображающие детей, появились в Германии.
В середине 1890-х годов в России появились матрешки, «прародителем» которых стал японский мудрец Фукуруму, изображающий божество счастья и долголетия. Как отмечает Г. Л. Дайн, «двух-трехлетнему малышу матрешка помогает освоить важнейшие признаки предмета: форму, цвет, часть и целое, величину, количество». Как жаль, что современные дети не играют с матрешками!
Дети избирательно относятся к куклам. Значение имеет все: размер, фактура материала, пропорции, цвет, выражение лица. Исследования показывают, что чем более реалистично и детально изготовлены куклы, тем меньше в них пользы для развития воображения. Ребенок проводит больше времени, исследуя их, чем моделируя какие-то ситуации с ними. Большие куклы давят на ребенка своим размером, ставят в позицию зависимости. Большая кукла для «любования» вызывает сильное восхищение, отношение на «вы». Куклы, которые значительно меньше ребенка, придают ему уверенности, умиляют и позволяют занять покровительственную позицию. Существуют и возрастные особенности восприятия кукол. Так, дошкольники больше разговаривают, играя в куклы, чем рисуя, вырезая ножницами или рассматривая книжки. Маленькие дети (3—4 лет) чаще предпочитают кукол, приятных на ощупь и гибких, чем с красивой внешностью.

Использование кукол-игрушек возможно для решения следующих задач:
• диагностика проблем (интересны в этом отношении безликие и бесполые деревянные куклы на шарнирах);
• приобретение опыта социального взаимодействия;
• выражение чувств;
• разрешение внутренних конфликтов;
• коррекция страхов;
• коррекция отношений в семье;
• становление психосексуальной идентичности. Порой кукол (и не только игрушки) применяют в качестве дидактического элемента на уроках.


 

Театр кукол издавна волновал человека и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример — управляющий и управляемый.
Н. И. Смирнова. И... оживают куклы
Единого мнения по поводу происхождения театральных кукол не существует. В книге «Куклы мира» предлагается три версии: театральные куклы «вышли» из детской игры; истоки театра кукол нужно искать в попытках человека «сделать подвижным изображение Бога»; родоначальники театра кукол — обряды.

В основу классификации театральных кукол положена их «анатомия».
1. Верховые:
• перчаточные куклы;
• мимирующие;
• тростевые.
2. Низовые:
• марионетки;
• куклы черного театра (делаются в полный рост, управляются тростями, прикрепленными сзади, на фоне черного бархата, освещенного узкой полоской света);
• куклы теневого театра.

Существует и иная классификация, основанная на двигательных системах, способах приведения куклы в движение:
1. Традиционные системы:
• марионетки;
• перчаточные куклы;
• тростевые;
• теневые;
• вертепные;
• открыто управляемые куклы (ростовые).
2. Новые системы:
• мультипликационные куклы.

Куклы различаются по степени удаленности движущихся элементов куклы от руки кукловода. Как пишет М. М. Королев, «последовательное удаление движенческих средств куклы от руки актера влечет за собой утрату куклой органичной артистичности».


 

Прародителем Петрушки (в честь которого названы все подобные куклы — петрушечные) считается древнеримский Маккус, которого видоизменили итальянские кукольники и назвали Пульчинелла («петушок»). Позже подобные куклы появились в других странах Европы: во Франции— Полишинель, в Англии— Панч, в Чехии — Кашпарек, а в России— Петрушка. Существует и другое мнение, согласно которому родиной перчаточных кукол считается Китай.
Устройство петрушечного театра очень простое. Кукловод скрыт от зрителей ширмой, по верхнему краю которой двигаются куклы. Как правило, они показываются до пояса, хотя у них могут быть и ноги, если они необходимы по ходу действия.
Перчаточные куклы надеваются на руку, как перчатки: голова куклы— на указательный палец, одна рука— на средний, другая — на большой. Голову перчаточной куклы можно изготовить разными способами. Чаще всего используется папье-маше, но в санатории или летнем лагере, где дети находятся недолго, такой способ занимает неоправданно много времени. Проще сделать голову Петрушки из ткани. Для этого вырежьте круг из трикотажа и обшейте край так, чтобы можно было потом стянуть. Внутрь получившегося мешочка положите вату и сформируйте плотный шарик. Заготовка головы готова.
Более подробные инструкции даются в учебниках для уроков технологии. Под руководством опытных кукольных мастеров, работающих в технике скульптурного текстиля, можно сделать кукле выразительное лицо. Другой вариант тряпичной головы: выкраиваете две детали головы с шеей так, чтобы швы оказались по бокам, сшиваете и выворачиваете. Затем набиваете голову, оставив внутри место для фетрового или картонного конуса. Края шеи и конуса скрепляете.
Пальчиковые куклы являются разновидностью перчаточных. Они выполняются по размеру пальца из бумаги, кожи, фетра. Можно использовать способ, предложенный когда-то С. Образцовым: надеть на руку цветную перчатку, а на палец поверх нее — теннисный шарик с нарисованным лицом.
Задачи, решаемые с помощью перчаточных кукол:
• развитие самоконтроля;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие эмоциональной сферы, выражение чувств;
• развитие речи.


 

Широкого распространения мимирующие куклы пока не получили. В отличие от перчаточных, в голову такой куклы входят все пальцы кукловода. Принципы изготовления таких кукол я нашла только в одной книге — сборнике «Хочу на сцену!». Голову куклы делают из папье-маше, затем те части, которые должны двигаться (нос, рот), вырезают, лицо обтягивают трикотажем. Пальцы вставляются в вырезанные части лица и своими движениями определяют мимику куклы.
Есть более простой вариант изготовления кукол, близких по своим признакам к мимирующим. Вам понадобятся носки, картон, пуговицы, бусины, пряжа, обрезки ткани. Из картона вырезается овал по ширине носка. Носок выворачивается, кладется на стол так, чтобы шов на пальчиках оказался сверху, и вклеивается внутрь сложенного пополам картонного овала. Затем нужно вывернуть носок (пятка окажется на «затылке») и декорировать согласно образу.

Хотя мимирующие куклы в работе психолога встречаются редко, на мой взгляд, они полезны для решения задач:
• развитие самоконтроля;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие эмоциональной сферы, выражение чувств;
• помощь в разрешении конфликтов (куклу из носка
легко изготовить и с помощью нее проиграть различные способы разрешения конфликтов);
• развитие речи.


 

Эти куклы появились очень давно в Индонезии (остров Ява), Китае, Японии. Тростевые куклы поднимаются над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется гапит. Тростевые куклы бывают самых разных размеров: от совсем маленьких до гигантских. Гигантскими куклами управляют сразу несколько кукловодов. Например, в спектакле С. Образцова «Необыкновенный концерт» цыганке помогают танцевать шесть актеров.
Нет сведений о применении тростевых кукол в психологии. Возможно, это связано с большой трудоемкостью их изготовления. Но теоретически тростевые куклы могут помочь при решении задач формирования коммуникативных навыков, развития моторики и саморегуляции.
Самые простые куклы делаются из ткани, пластиковой бутылки, проволоки, фольги и палочек для коктейля.

 


 

Марионетки были известны еще в Древнем Египте. А в Древней Греции считали, что всемогущие боги создали сначала кукол на веревочках. В Китае марионетки наделялись магическими свойствами (в них могли вселиться духи) и были с погребальными фигурками, которые клали вместе с умершим, «связывая» таким образом его с миром живых. В Древней Индии марионетки считались посланцами богов. Старых кукол нельзя было уничтожить или выкинуть — предусматривался специальный обряд их захоронения. О почтительном отношении к куклам рассказывается в японской народной сказке «Обиженные куклы».
Кукловод Масаэмон, уезжая на год в свой дом на острове, оставлял своих кукол какому-нибудь крестьянину в горном селении. Долгие месяцы лежали куклы, запертые в сундуке. И вот однажды куклы, обидевшись, стали громко жаловаться. Жители села стали удивляться ежевечернему шуму. Прохожий, заглянув в кладовую, понял, в чем дело. Тогда вызвали жители села хозяина, но он, приехав, увидел только мирно лежащих кукол. Случаем заинтересовался сказитель. «Это ведь куклы-актеры. Если уж приходится убирать их на время, то надо это делать бережно и уважительно, щадя их чувства... надо бережно убирать их после представления, иначе куклы обижаются, как люди... И каждый актер их поймет!» Кукловод внял доброму совету, с тех пор куклы перестали обижаться и жаловаться.

В Европе марионетки появились намного позднее, чем на Востоке, и отношение к ним в народе не отличалось пиететом. Т. Ю. Колошина и Г. В. Тимошенко считают, что «это различие основывается на совершенно разном отношении к телу в христианстве и восточных религиях. Когда тело отрицается, не принимается, то нет необходимости его исследовать, а следовательно, не возникает необходимости имитировать. Марионетка как имитация тела просто не могла быть востребована, потому так задержалась со своим европейским развитием». Первое упоминание марионеток в России встречается у Олеария, путешествовавшего в 1633—1639 годах: он подробно описал представление и даже сохранил рисунок, приложенный к печатному изданию рассказа о его путешествиях.


Способов изготовления марионеток немало. Самые простые марионетки предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко: вага (крестовина) отсутствует, для управления достаточно двух нитей, голова делается из ваты и трикотажа (чулка). Подобный способ предлагает и С. К. Кожохина, однако для головы она использует пластмассовый стаканчик.
• развитие креативности;
• развитие грубой и мелкой моторики;
• снятие эмоционального напряжения;
• развитие коммуникативных навыков;
• укрепление внутрисемейных отношений (при совместной деятельности родителей и детей);
• поиск внутренних механизмов сопротивления болезни;
• развитие речи;
• развитие пространственной ориентации;
• активизация личностных ресурсов;
• повышение самооценки и способности преодолевать трудности.

 


 

Впервые такие куклы появились в Китае, Корее, Японии, Индонезии и Индии (правда, есть сведения, что и в русском народном кукольном театре были теневые куклы. Это одни из самых древних театральных кукол, и связаны они с культом умерших предков: собственно, их тени они и изображали.
Куклы теневого театра плоские, их вырезают из плотного материала — картона или кожи. Управляют куклой за экраном, направляя луч света таким образом, чтобы кукла отбрасывала тень на экран. Со временем плоские фигурки стали заменять объемными восковыми.
Простой способ изготовления теневого театра представлен в книге С. К. Кожохиной. Она предлагает натянуть ватман между двумя стульями, а позади поставить лампу, — экран для представления готов. Куклы делаются из двустороннего черного картона, к которой с одной стороны на скотч прикрепляется нить управления. Таким образом страх берется под контроль. Вместо нитей можно использовать соломинки для коктейля.
Теневые куклы эффективны для решения следующих задач:
• профилактика и коррекция страхов;
• развитие семейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей).

 


 

Ростовые куклы — традиционные участники японского театра «Бунраку». Куклой здесь управляют три человека, причем сами они не говорят — текст произносит рассказчик.
Ростовая кукла сделана таким образом, что руки ребенка становятся ее руками, а ноги ребенка становятся ногами куклы. «Благодаря Я-кукле ребенок приобретает полную психологическую защиту и действует от имени куклы».
С помощью ростовых кукол решаются следующие задачи:
• развитие самосознания;
• развитие коммуникативных навыков, особенно у аутичных детей;
• приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
Театральные куклы, особенно перчаточные и марионетки, пользуются наибольшей популярностью у психологов, поскольку созданы они для «движения» и изготовить их достаточно просто.

 


Интерьерные куклы в своей функции — украшение интерьера — схожи с коллекционными и сувенирными. Раньше к интерьерным относили кукол дорогих, авторских. Сейчас они получают все большее распространение, но по-прежнему выполняют эстетическую функцию.
Могут ли интерьерные куклы помогать в терапии? Если принять во внимание предложенное определение куклотерапии (раздел частной психотерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого), то, наверное, нет. Однако наблюдения позволяют ответить утвердительно.
Вспомним о терапии средой. Под этим термином понимается «использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой». Средой могут быть события, процессы, люди, вещи, специальное оформление интерьера. Частью интерьера являются интерьерные куклы. Приятные глазу, они снижают тревожность ребенка (согласитесь, больничный коридор перестает быть столь пугающим, когда в нем появляется нечто знакомое, красивое), вызывают положительные эмоции.
По мнению Е. В. Лебедевой, мастера кукол и психолога из г. Ижевска, использование интерьерных кукол в детском возрасте практически невозможно: процесс изготовления сложен и трудоемок, а играть ими нельзя — слишком хрупки. Однако ее опыт психологической помощи взрослым показывает полезность этого вида кукол, особенно кукол авторских, не промышленного изготовления. Правда, необходимо помнить, что кукла — отражение ее создателя, поэтому она может нести разный психологический смысл.

Из книги "Основы куклотерапии"
Л. Г. Гребенщикова

Комментарии   

 
0 #1 женя 29.03.2012 10:44
ничего толком не написано
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования