Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский

Как ввести ребенка в мир искусства, не разрушая его непосредственности, способности удивляться? Существует немало методик воспитания зрительского восприятия. Остановимся на конкретных формах работы с юными зрителями после просмотра спектакля.
Наиболее распространенной формой такой работы с учащимися начальных классов является выполнение рисунков. Рисовать лучше сразу после просмотра спектакля, пока впечатления детей еще свежи. В некоторых детских театрах поэтому и проводятся конкурсы на лучший рисунок. После спектакля в фойе выносят большие листы бумаги, дают ребятам угольки, фломастеры, цветные мелки и предлагают нарисовать тех героев, которые запомнились, понравились. Но скороспелая работа не всегда дает нужный результат. Опыт показывает, что лучшие рисунки появляются тогда, когда дети успели осмыслить увиденное. Вот почему перед рисованием надо предложить юным зрителям вопросы по спектаклю: смысловые, нравственно-оценочные, эстетические. Группировать их можно по-разному — или по значимости, или вразбивку: понравился ли тебе спектакль? Какую сцену из спектакля тебе хотелось бы посмотреть еще раз? Какую роль тебе хотелось бы сыграть в спектакле? Кого из героев сказки ты взял бы себе в друзья? Какие картинки можно нарисовать к сказке?

38 попугаев

Полезно сочетать рисование с игрой. Например, предложить ребятам нарисовать по одной сцене из спектакля, чтобы получился «мультспектакль», то есть спектакль в рисунках.
Запас впечатлений, который получают младшие школьники от спектакля, очень велик, а особенности их возраста требуют общения, совместного переживания. Поэтому обсуждение спектакля всегда проходит очень живо. Ребята снова и снова вспоминают отдельные эпизоды, яркие сцены, т. е. еще раз переживают спектакль.
В этом возрасте закономерно и оправдано наивно-реалистическое отношение к изображаемому на сцене, и разрушить его, прежде чем накопится зрительский опыт,— значит лишить детей радости непосредственного восприятия искусства. Поэтому при обсуждении спектакля с юными зрителями не стоит превращать разговор в назидательный урок или классный час по искоренению тех или иных недостатков ребят.
Обсуждение — это чаще всего коллективное припоминание, цель которого осознать и закрепить впечатление от отдельных сцен, ситуаций, героев спектакля, его оформления и т. д.
Наиболее эффективны беседы, помогающие детям осознать содержание спектакля с точки зрения его главной мысли, его пафоса и связать сценические характеры и события с личным опытом и взглядами юного зрителя. Такие беседы очень много дают ребятам и в плане развития устной речи.
В начале обсуждения ученики стремятся к пересказу пьесы, но уже при этом они делают попытку в какой-то мере оценить, что хорошо, что плохо. Предлагаемые детям вопросы ориентируют на воспроизведение содержания и рассчитаны на известный моральный вывод.

«Скажы сваё iмя, салдат»

Обсуждение спектакля на военно-патриотическую тему «Скажы сваё iмя, салдат» по пьесе А. Вертинского (или другого спектакля, например, «Мальчиш-Кибальчиш» по сказке А. Гайдара) может быть организовано примерно так.
Пьеса белорусского поэта и драматурга Анатолия Вертинского заслуживает особого внимания. Это самобытный, национальный, очень лирический спектакль-память. В нем нет военных сражений, действие происходит в мирное время, и все же это спектакль о войне, о памяти людской, о красоте человеческой души.
Уже в самих названиях действующих лиц мы чувствуем белорусский национальный фольклор, сказочный и чарующий: «Вечны вецер — гуляй па свеце», «сонечны прамень — ясны дзень», «плакучая вярба — вечная журба». Очень тонко, с большой душевной теплотой А. Вертинский показывает горе и страдания, принесенные войной.
В центре города, в шумном парке, поставлен памятник Неизвестному солдату. Сюда приходят люди разного возраста: женщина в черном — она не дождалась сына, девушка — ее любимый не вернулся с войны, пионеры, которые кладут цветы к подножию памятника. По-разному ведут себя дети: толкаются, смеются, весело резвятся в парке. Но одна девчонка не может смириться с тем, что солдат неизвестен, она пытается узнать его имя. «Вечны вецер» навевает сон, девочка засыпает. Все дальнейшие события пьесы происходят с героиней во сне. С большим смыслом, используя сказочные мотивы, говорит А. Вертинский о том, что в жизни у солдата было два поля. Одно — живое, там росли живые цветы, там солдат играл, когда был ребенком. Другое — мертвое, там растут черные цветы, на этом поле солдат воевал и погиб.
Ребята были эмоционально подготовлены к спектаклю. До просмотра они присутствовали на Уроке мужества, который всегда проводится в театре перед этим спектаклем (см. раздел «Сценарии праздников...»). После спектакля юным зрителям предлагались вопросы. На один из них: «Что побудило девочку узнать имя Неизвестного солдата?» — ответ был такой:
«Девочке жаль было солдата. Она не хотела мириться с несправедливостью: когда солдат воевал, все знали, как его зовут, когда же он совершил подвиг и погиб, имя его осталось неизвестным».
Очень важно обратить внимание ребят на специфику театра кукол. Ведь только здесь, на сцене театра кукол, могут говорить цветы, ветер, деревья, бабочки. Поэтому ребятам задаются вопросы:
—    Как вы думаете, почему Неизвестный солдат назвал свое имя очень тихо, так, что кроме девочки его никто не услышал? (Потому, что только девочка захо-
тела его узнать, а чтобы мы его узнали, нам надо самим потрудиться и найти.)
—    Как вы думаете, для чего нужна музыка в этом спектакле? (Она помогает действию. В пьесе про солдата рассказывается о его детстве, о поле, на котором он играл, а когда ушел на войну, воевал и кровь проливал.)
—    Какие краски использует художник для декорации, для костюмов кукол? (Красную и черную. Черные цветы на мертвом поле, в черное одеты люди, у которых погибли родные на войне. Красные цветы на живом поле, красные флаги, красная книга славы, в которую записывают имена погибших героев. Черный цвет — это цвет смерти, горя. Красный цвет— это цвет жизни, победы, цвет знамени нашей страны.)
—    Что вы поняли и решили для себя, посмотрев этот спектакль? (Я понял, что нельзя забывать о войне, о погибших солдатах, надо искать имена неизвестных героев, надо помогать тем, у кого родные не вернулись с войны.
...А еще быть очень добрым и сочувствовать чужому горю, чужим страданиям, быть честным и справедливым.
...Я решил, что буду таким же смелым, как Неизвестный солдат.)
Разговор о спектакле можно продолжить и на уроках русского языка, внеклассного чтения. Например, учащиеся читают стихотворение «У могилы Неизвестного солдата» Ю. Коринца. Чтобы объединить впечатления от спектакля и стихотворения, учитель предлагает ребятам написать письмо Неизвестному солдату, в котором рассказать, как советские люди чтят память погибших воинов и партизан.
Обсуждение спектакля может проходить по-разному, главное, чтобы оно не сводилось к пересказыванию сюжета, не было казенным, обыденным. Творчески работающие учителя накануне коллективного просмотра спектакля готовят ребят к обсуждению, ставят перед ними вопросы, ответы на которые требуют предельного внимания при просмотре спектакля. Вопросы, заданные школьникам заранее, до обсуждения, повышают их активность, позволяют продумать„ свои впечатления, определить отношение к спектаклю и подготовиться к выступлению. В ходе обсуждения учитель не должен следовать тому порядку, в котором вопросы были предложены. Чем ненавязчивей будет руководство учителя, тем непринужденней и содержательней окажутся выступления учащихся. Педагог принимает участие в обсуждении как равный, он должен убедить в своей правоте, если это потребуется, но не имеет права диктовать свои решения, навязывать свою точку зрения.
Самой сложной формой работы, требующей серьезной подготовки младших школьников является написание театральной рецензии — письменной, обоснованной оценки спектакля. Малыши начальных классов охотно говорят о просмотренном спектакле, но писать о том, что их взволновало, не умеют. Думается, что учить ребят писать отзывы на спектакль можно с I класса. Вначале это два-три предложения, а к концу обучения в начальных классах — небольшой рассказ об увиденном с доказательством своих мыслей. Приучая ребят к письменным работам такого плана, мы не только вызываем у них интерес к театральному спектаклю, но, главное, учим их логически мыслить, развивать речь и способность раскрыть свою внутреннюю, духовную жизнь. Ведь даже самая скромная письменная рецензия — это результат сложнейших умственных и психических процессов.
Писать театральную рецензию детям легче всего на спектакль, поставленный по хорошо известной им сказке, например, «Кошкин дом», «Сказка о царе Салтане», «Доктор Айболит», «Дзед i жорау» и т. д.
Учитель помогает детям составить план рецензии. Для рецензии на спектакль, просмотренный в театре, план может быть такой:

1.    Назови театр, в котором поставлен спектакль.
2.    Кратко расскажи, о чем эта сказка.
3.    Что больше всего понравилось в спектакле: игра актеров, декорации, куклы, музыка.
4.    Чем отличается спектакль от сказки?

Другой вариант вопросов для рецензии:

1.    Какой спектакль ты смотрел (в театре или по телевизору) ?
2.    Что нового ты узнал из него?
3.    С какими героями спектакля ты согласен?
4.    Какие поступки героев осуждаешь?
5.    Какие спектакли ты еще хотел бы увидеть?

Вот некоторые рецензии учащихся начальных классов школ г. Минска.

Мне больше всего понравился спектакль «Слоненок», поставленный в театре кукол. В этом спектакле рассказывается о любознательном слоненке, который у зверей и птиц расспрашивал то, что ему было интересно знать. При встрече со слоненком звери и птицы убегали, они не любили слоненка за то, что он все хотел знать.
Этот спектакль необычный. Актеры не прятались за ширму, играли роли куклами на глазах у зрителей. Мне очень понравился этот спектакль.


Валя Шпак, III класс

Я вхожу в фойе театра кукол. На стенде расположены куклы, рисунки, эскизы к спектаклям. И посмотрев на все это, с большим нетерпением ждешь, когда же начнется спектакль. Вот долгожданное — ты входишь в зал. Погас свет. Открывается занавес. На сцене появляется Баба, она прядет пряжу. Выходит Дед, он стоит и кряхтит от того, что ему хочется есть. Но Баба и Дед были бедными, еды у них не было, кроме одной горошины. Решили они посадить горошину, вырос горох большой-пребольшой. Кто-то стал этот горох топтать. Дед спрятался, чтобы поймать вора. Так начинается спектакль «Дзед i жорау». Спектакль мне очень понравился потому, что журавль, который топтал поле, оказался добрым, справедливым. Он помог Бабе и Деду. Они не только сами поели, но и накормили соседей.

Света Асташонок, III класс


«Дзед i жорау»

Спектакль «Василиса Прекрасная» Государственного театра кукол БССР один из немногих, который мне запомнился.
Я много раз читала эту чудесную сказку. Но увидев эту сказку на сцене, я стала участницей всех ее событий вместе с героями: добродушным стариком — отцом трех сыновей, храбрым добрым молодцем Иванушкой, красавицей Василисой Прекрасной, которую злой Змей Горыныч превратил в некрасивую лягушку. Большую роль, а мне кажется, главную в кукольном спектакле играют сами куклы, изготовленные золотыми руками художников-мастеров.
Больше всего мне понравилась кукла «Змей Горыныч». Очень красочная, подвижная. Глядя на змея, забываешь, что это кукла, думаешь, что настоящий Змей Горыныч, от которого даже делается по-настоящему страшно.
Кукла Василиса Прекрасная — словно лебедушка, нежная, ласковая. Говорит — словно ручеек льется. Кукла очень красивая! Только вот вместо косы я сделала бы длинные пышные золотые кудряшки.
Когда я вырасту, я обязательно буду актрисой театра кукол. Буду принимать активное участие в создании всех кукол.


Галя Овчаренко, IV класс


Интересной формой работы является написание писем герою спектакля. Чтобы написать письмо герою, надо знать, что он любит и как себя ведет,— тогда ясно, как с ним разговаривать. Пишем ли мы письма, отзывы или сочинения, беседуем ли о спектаклях в классе или в театре, в присутствии родителей и часто актеров,— важно создать условия для пробуждения в детях творческого начала.
Главное условие — общая активность, именно она создает возможность для проявления различных видов творческой деятельности. Со временем ребята понимают свою зрительскую роль и гордятся, если почувствуют образный характер спектакля, сумеют своими словами его выразить. А педагог поддерживает активность детей вопросами: у кого еще есть интересные мысли? Кто еще хочет высказаться? Умение зрителя по-своему увидеть и сказать ценится так же высоко, как и умение артиста сохранить индивидуальность в игре.
После просмотра спектакля младшим школьникам задаются вопросы:
—    Без чего театр жить не может? Можно ли без костюмов сыграть спектакль? (Можно, но в костюмах лучше.)
—    А без декораций может пройти спектакль? (Может, но не так интересно.)
—    А без сцены? (Может.)
—    Без чего же нельзя сыграть спектакль, без чего театр не может существовать? (Без пьесы, без актера.)
—    Правильно. А без зрителей? (Тоже нельзя.)
Видите, ребята, оказывается, в театре зритель такое же главное лицо, как и артист. А что значит быть зрителем? (Быть зрителем — значит не только внимательно следить за развитием действия на сцене, но и сопереживать с героями спектакля, уметь видеть декорацию, слышать музыку, почувствовать атмосферу спектакля.)
Проводя с ребятами беседу после спектакля, можно наряду с конкретными вопросами по только что увиденной пьесе предложить им театральную викторину.

1.    Какая улица в Минске считается самой театральной? Почему? (Улица Энгельса; на ней. расположены три театра: Белорусский академический драматический театр имени Я. Купалы, Государственный театр кукол БССР, Театр юного зрителя.)
2.    Почему в театре перед спектаклем звучат три звонка? (Первый, напоминающий, дается за 15 минут до начала, второй, предупреждающий — за 5 минут, третий — возвещает о начале спектакля.)
3.    Что такое авансцена? (Это часть сцены до занавеса.)
4.    Что такое театральная программа? (Небольшой листок, в котором указаны действующие лица и их исполнители. Иногда в программе пересказывается краткое содержание спектакля.)
5.    В каком театре зрители не видят актеров? (В театре кукол, там актеры находятся за ширмой.)

Интересы и вкусы детей развиваются в школах, клубах, дворцах пионеров, в общении с друзьями, но фундамент закладывается в семье, родителями. А взрослые порой об этом не задумываются, относятся снисходительно к запросам и стремлениям ребят. И глубоко ошибаются. У детей меньше жизненного опыта, но они более восприимчивы. Духовный мир их сложен и многообразен. Взрослые часто предполагают возможность лишь одностороннего влияния «родители — дети», игнорируя обратное влияние «дети — родители».
Наиболее надежна такая система отношений ребенка с искусством, в которой его эстетическое развитие идет параллельно с эстетическим развитием родителей.
В этом плане интересно проходит обсуждение спектакля «Звездный мальчик», в котором принимают участие не только дети, но и взрослые — мамы и папы, бабушки и дедушки.
Спектакль предлагает юным зрителям ответить на вопросы:
—    Как вы думаете, в чем проявляется черствость души мальчика? (Он никого не любил. Все время он думал только о себе, о своей красоте. Звездный мальчик считал себя необыкновенным, особенным человеком, которому все должно прощаться, все его плохие поступки.)
—    Как за свою жестокость поплатился мальчик? (Он стал безобразным, уродливым.)
—    Какой переворот произошел в душе мальчика, пока он искал мать? (Он понял, как много зла причинил зверюшкам, птицам, людям. Он становится добрым, чутким к страданиям других. Слепому нищему он отдает последние деньги.)
—    В чем же красота человека? (Истинная красота — это красота души, чистого и доброго сердца. Правильно в народе говорят: человек прекрасен не лицом, не одеждой, а своими делами. Звездный мальчик помог несчастному, совершил добрый поступок, и к нему вернулась красота.)
Такие высказывания детей помогают родителям понять своего ребенка, увидеть в нем то, чего не замечали за повседневными делами, хлопотами.
Вот, к примеру высказывание одной мамы:
—    Признаться, я не сразу поняла, зачем меня оставляют после спектакля. Но теперь я знаю, если мы хотим правильно воспитать наших детей, надо начинать с самих себя.
Обсуждение спектакля может быть продолжено на уроке внеклассного чтения.
В I — IV классах ребята увлекаются сказками, в которых с героями происходят различные удивительные истории, превращения. На примере спектакля «Звездный мальчик» в доступной для ребят форме можно рассказать, что основой спектакля, а также многих сказок является конфликт — борьба двух противоположных сил, добра и зла. Конфликт в спектакле «Звездный мальчик» достигает своей высшей точки в тот момент, когда злой мальчик прогоняет свою мать, не желая узнавать ее, потому что она нищенка.
Анализируя сказки, ребята учатся определять главную мысль произведения, используя конкретный материал спектакля, выяснять его главную идею.
Читая сказку, педагог обращает внимание на речь героев. Вновь возвращаясь к разговору о просмотренном спектакле, делает вывод: каждый актер говорит языком своего героя. Оказывается, речь помогает лучше узнать характер человека, удивляются ребята.
Сравнивая описание природы в сказке с декорациями на сцене, дети учатся отличать литературное произведение от спектакля. Педагог объясняет, что сказку нельзя целиком ставить на сцене — по ней должна быть написана пьеса. В сказке автор рассказывает обо всех героях и событиях, а в спектакле события изображаются, показываются, и герои сами говорят о себе. Поэтому, чтобы сказку поставить на сцене, нужно написать для каждого героя его слова. Так возникают на сцене монологи, которых в сказке не было. Монолог — это речь одного человека. В театре с помощью монолога актер передает переживания, грусть, радость своего героя. Порой персонаж рассказывает зрителю о    себе — это тоже монолог. Если на сцене говорят два персонажа — это диалог. Диалоги в сказках встречаются довольно часто. Например, лиса спрашивает, а петушок отвечает и т. д.
Сказку нельзя целиком ставить еще и потому, что в ней есть описание природы, бушующего ветра, колышущихся деревьев. В спектакле природа изображается с помощью декораций. Она живет вместе с действием спектакля: бутафорские деревья качаются с помощью специальных устройств, гудит ветер, мерцают звезды.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования