Общение

Сейчас 478 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Красота — средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве человек должен научиться осваивать эстетические ценности.
В. А. Сухомлинский

Сегодня психологи озабочены «кризисом игры». Отмечая ненаблюдательность, отсутствие творческой выдумки у некоторых первоклассников, ученые ставят диагноз: ребенок «не доиграл», «не натренировал» вовремя свою фантазию и воображение в процессе «создания игры». Умение играть имеет решающее значение для формирования воображения.
Без игры, фантазии, воображения не может существовать детский театр. Чтобы он действительно стал помощником учителя в идейно-эстетическом воспитании школьников, нужна система в сообщении учащимся знаний о театре. Примерное содержание бесед о театре, помещенных в предыдущей главе, поможет учителю сориентироваться в период подготовки учеников к коллективному просмотру спектакля, однако не менее важно воспитать в юных зрителях так называемую зрительскую компетентность.
Ученые называют два основных типа неполноценного восприятия спектакля как художественного произведения.
Первый — «наивный реализм», когда не различается условный мир художественного произведения и реальная жизнь. Ребенок смотрит спектакль, не воспринимая своеобразия его художественного мира, а видит в нем лишь еще один «случай из жизни».
Второй — «знаточество», исключительное внимание к форме и безразличие к жизненному содержанию произведения. Здесь наблюдается непонимание зрителем того, что волнует актера, интересует его только то, как это сделано.
Если оставить зрителя-новичка наедине со спектаклем, «наивный реализм», болезнь неразвитого эстетического сознания» может стать хронической болезнью, которой страдают не только дети, подростки, но и взрослые.
Зрительская компетентность достигается разными путями и методами. Один из них мы уже рассмотрели: это подготовительная работа по расширению кругозора ребят в области театрального искусства.
Вторым и немаловажным компонентом в воспитании зрительского восприятия младших школьников становится художественная грамотность. Театр — это не только школа художественного воображения, но прежде всего школа чувств. Поэтому следующей ступенькой, нацеливающей ребят на воспитание чувств, является работа по восприятию конкретного спектакля. Первое, с чем встречается маленький зритель в театре кукол, это сказка. Она зовет его в прекрасный мир, где добро борется со злом, где все так красочно, волшебно и заманчиво, где все будит фантазию. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, передают могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающей действительности, выражает свое отношение к добру и злу.
О том, как развивать в детях умение эмоционально воспринимать сценическое действие, покажем на примере конкретных спектаклей, поставленных в Государственном театре кукол БССР.

Воспитание чувств средствами кукольного тетра

Вначале несколько слов о самих спектаклях. Спектакль «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению А. С. Пушкина — настоящий праздник для юного зрителя. Простые и четкие моральные оценки, простой и образный, «детский» язык. Словно ожили картинки из детской книжки. Это похоже на народное представление скоморохов, на старинный петрушечный театр. Все шутейно, цветасто, ярко. Вот парни и девушки в расписных русских одеждах танцуют плясовую, вот один из них в сундуке находит кукол, раздает их товарищам — и началась сказка.
Без назиданий и нравоучений, без нажима, с добрым юмором идет рассказ. Малыши слушают пушкинское слово, рассматривают декорации, кукол. А на сцене есть что посмотреть. Здесь и прялка, и веретено, и расписные ширма и «задник» сцены.
Сказка сказывается дальше, и театральный язык понемногу усложняется.
Театр предлагает зрителям разобраться в мотивах поведения героев, оценить его.
Грустит об отце князь Гвидон. Добрая, прекрасная Лебедь помогает ему увидеть отца. А вот злые, сварливые и завистливые «Ткачиха с Поварихой, с сватьей-бабой Бабарихой». Ребята смеются над ними и осуждают их действия, распознав их притворство и корыстное лицемерие.
Готовя ребят к этому спектаклю, учитель старается эмоционально настроить их, помогает ощутить гармоничное слияние пушкинской поэзии со сценическими образами.

Воспитание чувств средствами кукольного тетра

Младшим школьникам еще трудно понять особенности приемов кукольного спектакля. В этом случае на помощь пришел сам театр, найдя простые, доступные для детского восприятия выразительные средства.
Актеры здесь не скрывают своей игры с куклой, они работают и за ширмой, и открыто, живым планом. Учитель объясняет, что образ в кукольном театре создает актер вместе с куклой. «Куклой» может быть любой предмет, ее можно снабдить каким угодно механизмом, но суть останется та же: единство актера и куклы.
Перед походом в театр дети рисуют кукол, декорации, афишу к спектаклю, а после просмотра сравнивают свои рисунки с увиденным.
Можно предложить им обратить внимание на работу актеров с куклой, на музыку, звучащую в спектакле, а после просмотра выяснить: чем отличается спектакль от сказки? Какие предметы декорации запомнились? Каков характер музыки в спектакле?
Перед просмотром данного спектакля с первоклассниками можно поговорить о сказках примерно так.
Сказки создавались народом еще в глубокой древности, передавались от поколения к поколению. В народных сказках отражена жизнь простых людей, их мечта о будущем, представление о добре и зле. Добрым сказочным героям противопоставлены темные, злые силы: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. Сказка не просто выдумка — в ней воплощено стремление народа к радостному и счастливому труду, к победе добра над злом.
Александр Сергеевич Пушкин с ранних лет полюбил народные сказки. Их он впервые услыхал от своей няни Арины Родионовны. Став поэтом, А. С. Пушкин многое взял из них для своих произведений. Так, например, народные сказки имеют зачин, то есть специальное начало: «В некотором царстве ...» В сказках А. С. Пушкина также есть зачин. (Вспоминаем начало сказки.) В народной сказке добро побеждает зло, такой же конец и в произведениях великого поэта. (Припоминаем, чем закончилась сказка.)
Многие слова взяты Пушкиным из народной речи.

Ой волна, моя волна,
ты гульлива и вольна...

В театре дети стараются проследить связь пушкинской сказки с народной (декорации, одежда актеров, куклы).
Благодаря такой предварительной работе ребята запоминают автора пьесы, название театра, в отзывах появляются попытки сравнений, сопоставлений.
Взрослые, по роду своих занятий постоянно наблюдающие детские игры, знают: в игре проявляется характер ребенка, в игре дети познают мир и себя в этом мире. Но ведь игре тоже можно учить — и, следовательно, преобразовывать еще податливую детскую натуру. Умение играть, как уже говорилось, имеет решающее значение и для формирования воображения. Так становятся в один ряд детская игра и воспитание детей через искусство. Соединение того и другого дает театр.
Рассмотрим спектакль «Заячья школа» (П. Манчев). Такое представление тренирует творческое воображение зрителя, приучает его быть не пассивным наблюдателем искусства, а соавтором театрального действия, способным домыслить, дорисовать, досказать, подхватить фантазию создателей спектакля и унести игру с собой в жизнь, чтобы продолжить по-своему.
В этом спектакле изящная, шутливая условность. Условная лесная школа, условные зайчата-ученики. Однако в этом веселом, наивном зрелище происходят серьезные события. Ребята вместе с зайчатами учатся учиться, осознают, что знания — это и труд, и радость, и сила, и уверенность в себе. Желательно, чтобы первоклассники пришли на этот спектакль в мае, когда они заканчивают Букварь, свою первую книгу.
В театре перед просмотром спектакля «Заячья школа» организуется праздник «Прощание с Букварем». В нем принимают участие не только актеры, но и зрители.
Готовя ребят к просмотру этого спектакля, можно провести в школе беседу о сказке или праздник «Прощание с Букварем» и коротко ознакомить с предстоящим спектаклем.
Иначе проходит подготовка ребят к восприятию спектакля «Колокола-Лебеди» (Л. Браусевич и И. Карнаухова).
Дети всегда активно ищут себе героя для подражания. Они любят героические сказки, приключения, подвиги. Им хочется чего-то яркого, фантастического, заставляющего их волноваться, восхищаться и радоваться. Пробудить в юном зрителе чувство гордости за нашу землю, наш народ — такую задачу ставили перед собой создатели спектакля «Колокола-Лебеди».
На глазах у ребят создается легенда о старинном городе Лебединце. Тревожно звонят колокола. На город напал враги. Каждый житель города встает на защиту своего отечества, но у каждого свой путь к победе. С неослабным вниманием, напряжением следят ребята за действием. И когда главная героиня, подняв платок, собирается взмахнуть им, чтобы скрыть город от врагов, зал замирает. Ведь сама девушка сейчас станет страшной, безобразной старухой, и никто не узнает о ее подвиге. Ребята страдают вместе с девушкой, когда жители города смеются над ней, гонят ее прочь. Но справедливость все-таки восторжествовала. Примечательно, что до последней сцены, когда добрый старик-волшебник возвращает девушке ее прежний облик, юные зрители сидят затаив дыхание.
Секрет успеха этого спектакля в его нравственном посыле. Перед просмотром полезно поговорить с учащимися о героическом прошлом нашего народа, о его героях. Спросить, каких былинных богатырей, полководцев народ считает своими героями. Можно провести классный час или урок внеклассного чтения на тему «Каким я представляю своего героя». Одни предпочитают нарисовать любимого героя (рисунки обсуждаются в классе), другие — рассказывают о нем: хорошо, если в руках такого рассказчика будет перчаточная кукла (Петрушка, сказочник и т. д.). Представить себе героя, которого еще не видел, более трудная и более творческая задача, чем просто воспроизвести увиденное.
Учитель старается выяснить, какие черты характера в представлении ребят являются героическими, какие поступки, дела они считают героическими.
Содержание подготовительной работы по воспитанию чувств на основе восприятия конкретного спектакля определяется возрастом детей, темой спектакля, планом учебно-воспитательной работы.
Сложность этой работы состоит в том, чтобы помочь детям, не обладающим жизненным опытом, понять содержание спектакля и в то же время не погасить интерес к предстоящему зрелищу, направить внимание на самое главное и не разрушить при этом целостность, непосредственность восприятия.
С большим интересом смотрят ребята спектакль «Дзякуй, вялiкае дзякуй».
Несколько слов о спектакле. Пьеса написана специально для театра кукол белорусским поэтом и драматургом Анатолием Вертинским. Впервые поставлена в 1973 году режиссером Викторией Козловой, художник
Алина Фомина, музыку к спектаклю написал композитор Ким Тесаков.
Хорошо начать разговор с детьми с того, что им уже известно о сказках. Так, например, все ребята знают, что в сказках всегда действуют две противоположные силы: добро и зло, причем добро побеждает зло. Кто олицетворяет собой добро в сказках? Это и Иван-крестьянский сын, и Иванушка-дурачок, и Емеля, и Василиса Прекрасная — представители трудового народа. Зло в сказках творят ведьмы, змеи, колдуны, лешие, попы, паны и т. д.
В спектакле «Дзякуй, вялтае дзякуй» использованы мотивы народных сказок: здесь также добро сталкивается со злом, однако борьба доброго, светлого с темными силами содержит в себе доступный ребенку мудрый философский подтекст.
Учитель кратко пересказывает сюжет сказки, заостряя внимание детей на отдельных моментах.
В одной деревне счастливо живут простые люди. Они дружны между собой, помогают друг другу в труде, не забывая при этом сказать: «Спасибо, большое спасибо». Но вот налетел Змей-лиходей, посеял он злобу между людьми. Тяжелой и горькой стала жизнь. Крестьянский сын Егорка хочет помочь односельчанам. Он отправляется на поиски злого Змея, чтобы убить его и освободить народ от злых чар. В пути Егорка встречается с Лисом. Умный Лис помогает Егорке, выручает его из беды, считая, что за добро нужно платить добром. Но в тот момент, когда Лис поверил человеку, его убивают. Злобно смеется Змей — ведь восторжествовал его жизненный принцип: за добро нужно платить злом. Еще злее стали люди в деревне, еще тяжелее на душе у Егорки. Он вступает в неравный бой со Змеем. Силы его на исходе, не может Егорка один одолеть Змея. И тогда люди приходят ему на помощь. Змей побежден. Люди снова стали добрыми, снова звучат волшебные слова: «Спасибо, большое спасибо».
Учитель предлагает нарисовать персонажей сказки (Егорку, Лиса, Змея), какими ребята представляют их по рассказу, не видя спектакля. Когда ученики придут в театр, они смогут сравнить свои рисунки с куклами, декорациями спектакля. Работу по восприятию этого спектакля можно продолжить и после его просмотра. (Об этом мы расскажем в следующей главе.)
В театре праздник «Прощание с Букварем» проходит со спектаклями: «Дзед i жорау», «Волшебная лампа Аладдина», «Красная Шапочка».
Сказка «Дзед i жорау» написана старейшим писателем нашей республики Виталием Вольским. Она дает возможность первоклассникам почувствовать живой белорусский язык, его искрометный юмор, лиричность и теплоту.

Воспитание чувств средствами кукольного тетра

Воспитание чувств средствами кукольного тетра
Жили дед и баба, да так бедно, что ничего в доме у них не осталось, кроме одной горошины. Посадил дед ее в землю, вырос прекрасный горох. Да повадился кто-то топтать горох. Выследил дед вора, поймал его. Им оказался журавль, но не простой. Подарил он деду волшебную торбочку. Стоило сказать:

Торбочка, раскатись, раскрутись,
Дай нам пить, дай нам есть,
Что на свете есть...

И появлялись прекрасные яства. Но торбочку забрал пан. Снова пришлось бы туго деду с бабой, если бы не журавль. Он помог проучить злого пана и его прислужников.
Думается, что этот спектакль должен стать программным для наших юных зрителей. Именно на таком материале, где использован белорусский сказочный фольклор, учитель может провести интересную беседу об истории белорусского народа, о таких чертах белорусского национального характера, как гостеприимство, доброта и доверчивость.
Пронизанная юмором и весельем сказка «Красная Шапочка» перенесет ребят в увлекательный мир игры и чудес, мир давно знакомый, но всегда i такой желанный и близкий.
«Волшебная лампа Аладдина» — одна из арабских сказок «Тысячи и одной ночи».
Художником умело воссоздан мир волшебной восточной сказки: золотое кружево дворцов, южное звездное небо, изящные куклы. И, как и в сказке, в конце повезет отважному Аладдину и прекрасной царевне Будур.
Накануне просмотра этого спектакля учитель ведет с детьми разговор о роли театральных декораций, о музыке в спектакле, об актерах и куклах, обращает внимание на умение актеров перевоплощаться, создавать образ, находить характер героя.
Нам, родителям и педагогам, небезразлично, какими вырастут наши питомцы. Хотелось бы видеть их честными, трудолюбивыми, верными долгу, добрыми, активными, настоящими гражданами нашей страны. Отсюда и подбор произведений для ребят. Немаловажную роль в воспитании младших школьников играют рассказы о величественном прошлом нашей Родины. Если умело повести такой разговор, то и для сегодняшних мальчишек и девчонок он будет интересен, актуален. В театре кукол прологом к такому разговору может послужить спектакль «Балада пра белую вiшню», посвященный историческому прошлому Белоруссии. Автор пьесы белорусский драматург Светлана Климкович. Казалось бы, тема не новая, да и прием постановки спектакля также традиционный: тростевые куклы, ширма. Однако радует умение театра совершенно незаметно для ребят выйти на добрый, доверительный разговор с ними, когда обеим сторонам интересна и важна тема, когда и взрослые и юные сопереживают, сочувствуют героям, участвуют в их жизни.

Воспитание чувств средствами кукольного тетра

Старинный замок конца XVII столетия. Каменные толстые стены, тяжелые ворота. Холодно и неуютно в стенах этого замка, но еще холоднее снаружи. Совсем близко подошли враги — тевтонские рыцари. Скоро и этот клочок свободной земли — Белой Руси — будет захвачен врагами. Князь Юрий принимает решение: идти навстречу врагам, сражаться до последнего. Разные люди живут в замке. Смелый и решительный князь Юрий, добрый, честный князь Василь, злая, коварная Агата, любящая свою землю, свой народ нежная Алеся, завистливый и малодушный Всеволод.
Неожиданная беда испытывает каждого из них, а зрители выносят свой приговор. Серьезная тема, прямо скажем, не детская, хотя, впрочем, где грань, которая делит темы на детские и взрослые? С ребятами можно и должно говорить о суровой, подчас жестокой правде жизни, о подлости, трусости, о человеческом падении и взлете, о красоте души человека.
В финале Алеся поет песню, которая является не только одним из напряженнейших эмоциональных моментов спектакля,— это поэтический символ всей Белоруссии, много выстрадавшей, но сумевшей сохранить веру в жизнь, в торжество добра.
На материале спектакля проводится Урок мужества.
Подготовить младшего школьника к посещению театра, к наиболее полному восприятию спектакля можно не только во внеурочное время. Так, на уроках русского языка и литературы для закрепления навыков по правописанию, развитию речи можно использовать игру «в театр». Например, учитель пишет на доске слова для запоминания: театр, фойе, партер, балкон, занавес, прожектор, режиссер, актер, актриса и т. д. Объясняется значение этих слов. Затем ребята составляют
устный рассказ на тему «Мы идем в театр». Вначале рассказ следует составлять коллективно. В ходе беседы учитель использует конкретный материал, то есть говорит о предстоящем посещении кукольного театра.
На занятиях по развитию речи учащимся III— IV классов можно предложить следующую работу.
Учитель называет пословицы и поговорки о сказке, о доброте, о счастье, например: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Ласковое слово, что весенний день», «Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать», «Пословица к слову молвится», «Старая пословица век не сломится», «Есть сердце, да закрыто дверцей», «Старый друг лучше новых двух» и т. д.
Следующий этап ученического творчества — «Сочиняем сказку сами». Рассказчик (их может быть и несколько) сочиняет сказку, остальные ученики помогают ему. Хорошо, если в руках рассказчика кукла: Петрушка или любая зверюшка.
Примерное начало сказки.
В дремучем лесу под большой сосной жил бедный одинокий зайчонок, который всех боялся. Пролетит ворона, прокричит: «Карр!», зайчонок задрожит. Прошуршит мышь: «Ш-ш-ш...», зайчонок еще ниже к земле пригибается. Заухает филин, зайчонок от страха сознание теряет.
И вдруг надоело ему бояться, надоело голодному под елкой сидеть. Сказал он себе: «Я ли не заяц, я ли не храбрец!» — и выскочил на полянку. Побежал вправо, поскакал влево, совсем не страшно. Вот что значит себя преодолеть! Молодец, заяц!
Готовить детей к восприятию театрального спектакля можно по-разному, все зависит от творческой личности самого учителя. Главное, чтобы работа была интересной и действенной, не превращалась в формальность. Хотелось бы, чтобы школьные учителя, а также педагоги театров приглашали на просмотр детских спектаклей не только ребят, но и их родителей. Семейные походы в театр должны стать традицией, превратиться в настоящие праздники.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования