Общение

Сейчас 479 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

1982 г.

Актеры Большого театра кукол... Это люди, которые до самозабвения преданы своей профессии. Профессии нелегкой, требующей от них исключительной работоспособности, предельной самоотдачи.
Вряд ли человек неподготовленный сможет пробыть даже недолгое время с вытянутой вверх рукой. А уж тем более в течение всего спектакля, когда на руке кукла, которая тоже имеет вес. Вот почему, добиваясь виртуозной техники, помимо репетиций и спектаклей, кукольники, так же как и артисты балета, ежедневным тренажом отрабатывают свое техническое мастерство.

В спектаклях Большого театра кукол каждая роль одинаково сложна и одинаково важна. Одну и ту же куклу могут вести несколько актеров, и от того, как они чувствуют, понимают друг друга, зависит общий успех. Не случайно Л. Г. Шпет, которая стояла у истоков советского кукольного театра, на одном из обсуждений работ БТК сказала, обращаясь к труппе: «Ансамбль в ваших спектаклях настолько монолитный, что трудно бывает кого-нибудь выделить. Актеры вашего театра занимают ведущее положение среди всех наших театров. При этом у вас есть прекрасные актеры и есть такие, которые пока этот эпитет не заработали просто в силу своей молодости. Но хочется отметить, что группа ведущих актеров все время пополняется».

Сегодня в группу ведущих мастеров БТК входят В. С. Киселева. И. С. Альперович, В. В. Кукушкин, В. П. Мартьянов, В. П. Корзаков, Л. Г. Донскова.


Виктор Борисович Сударушкин

Что повлияло на выбор его жизненного пути? Первое детское соприкосновение с искусством театральной куклы, оживление которой было воспринято как чудо? Профессия отца — замечательного актера-кукольника, много лет проработавшего в ВТК? Занятия в кукольной студии ленинградского Дворца пионеров, где четырнадцатилетним подростком он выполнял обязанности главного осветителя? Ведь еще более тридцати лет назад в «Ленинских искрах» можно было прочитать о пионере 210-й дружины Вите Сударушкине, создавшем у себя в школе настольный кукольный театр.

Но, скорее всего, осознанный выбор был сделан после окончания факультета драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, когда в 1959 году двадцатичетырехлетний выпускник отказался от заманчивых предложений нескольких драматических театров и стал работать режиссером в ВТК. Шестью годами позже он принял на себя художественное руководство этим коллективом. В то время В. Б. Сударушкина называли самым молодым и самым веселым главным режиссером советского театра кукол.

Ощущая постоянную поддержку коллектива, молодой режиссер искал пути обновления языка кукольной сцены. С полемическим задором он заострял театральность сценических приемов, вырабатывал особые эмоционально-напряженные формы спектакля.
Народный артист РСФСР Виктор Борисович Сударушкин всегда пытается открыть для кукольного театра новый круг тем, идей, образов, расширить его жанровые границы.
В своих спектаклях режиссер добивается синтеза свойств и качеств, присущих именно театру кукол. Для этого он смело использует разнообразные сочетания театральной куклы и актера, применяет динамичную декорацию, придает образную значимость реквизиту на сцене. Но постановочные приемы никогда не были для него самоцелью, их применение обуславливалось идейной и художественной необходимостью.
Расширяя выразительные возможности кукольной сцены, углубляя содержательность спектакля, В. Б. Сударушкин в то же время помнит о своих зрителях, стремится к тому, чтобы в самом эксцентрическом режиссерском приеме, самой сложной театральной метафоре, самом гротескном характере присутствовала узнаваемость. Режиссер не мыслит театра без живого общения сцены и зрительного зала, ему важно вовлечь зрителей в действие, сделать их сотворцами кукольного представления.

 Каждый новый спектакль В. Б. Сударушкина — это новый поиск, новые требования, предъявляемые к актерам. Современный кукольник, по его мнению — это универсальный актер, который должен в равной степени владеть искусством перевоплощения и брехтовскими приемами остранения, уметь в пластике выразить логику надетой на лицо маски, обладать незаурядными музыкальными способностями.
Режиссер рассчитывает на всесторонний талант мастеров, составляющих труппу БТК. Об этом свидетельствуют его постановки для детей — «Слоненок», «Поросенок Чок», «Неизвестный с хвостом», «Мальчиш-Кибальчиш», «Сказка про Емелю», «Волк и козлята», — которые стоят в одном ряду с лучшими достижениями советского театра кукол.
А гражданский пафос, философская и нравственная проблематика спектаклей для взрослых — «Похождения бравого солдата Швейка», «До третьих петухов», «Клоп» — говорят о зрелости режиссера и театра.
В одном из интервью в журнале «Театральная жизнь» В. Б. Сударушкин так формулировал свое творческое кредо: «Театр кукол — театр заостренной мысли. Каждая режиссерская мизансцена — как бы математически точно сформулированная идея. Чтобы при этом не исчезла эмоциональность, необходимо выявить как можно больше зрелищных выразительных средств, которые смогли бы ярко донести идею. И только в концентрации мысли и чувства, формы и содержания может родиться спектакль, отвечающий самым серьезным современным художественным требованиям».

Творческая неутомимость сочетается в В. Б. Сударушкине с высокой общественной активностью. Он избран членом президиума советского центра Международного союза деятелей театров кукол и марионеток (УНИМА), членом президиума Всероссийского театрального общества, входит в правление Ленинградского отделения ВТО, в городской художественный совет, является сопредседателем секции театра для детей и юношества ЛO ВТО. Свою общественную работу В. Б. Сударушкин выполняет с полной отдачей, не считаясь со временем или с усталостью. Но иначе он — современный режиссер современного театра — и не мыслит свою жизнь.


Валерия Сергеевна Киселева

О сцене она мечтала с детства. Эта мечта в пятнадцать лет привела ее в пионерский ТРАМ, позже — в Ленинградский техникум сценических искусств. Она готовилась стать драматической актрисой и не помышляла о театре кукол. Трудно сказать, как бы в дальнейшем сложилась судьба артистки, если бы не война. Находясь в эвакуации в Сибири, она встретилась с коллективом, руководимым С. H. Шапиро, и вместе с кукольниками стала выступать в концертных программах, читая стихи, прозу. Но даже тогда еще В. С. Киселева не думала, что надолго свяжет свою жизнь с этим коллективом и с искусством играющей куклы. Постепенно работа кукольников захватила ее, и когда после возвращения в Ленинград С. H. Шапиро предложил актрисе сыграть роль Капы — одной из сестер Аленушки в «Аленьком цветочке», — В. С. Киселева решила испытать свои силы... Уже первая роль, сыгранная ярко и психологически убедительно, обратила на себя внимание зрителей и критики, заставила говорить о больших возможностях актрисы. А кроткая, нежная, милая Дюймовочка закрепила успех. В Дюймовочке проявились черты, которые станут определять индивидуальность актрисы в будущем: умение создать достоверную пластику кукольного персонажа, богатством голосовых интонаций передать внутреннюю глубину образа, показать этот образ в развитии.

Озорной Волчонок из «Снегуркиной школы», лиричная Царевна-Лебедь из «Сказки о даре Салтане», обаятельный Иван из «Конька-горбунка», стойкий и самоотверженный гайдаровский Мальчиш-Кибальчиш, дурашливый Министр из «Кота в сапогах» — вот лишь некоторые роли, сыгранные народной артисткой РСФСР В. С. Киселевой в детском репертуаре. Во взрослом — жеманная и любвеобильная мадам Грицацуева из «Двенадцати стульев», деспотичная с мужем и во всем потакающая сыну Домина из «Несусветной
комедии», нежная, ласковая и одновременно расчетливая кошка Лаура из спектакля «Ловите миг удачи», колоритная мадам Ренесанс в «Клопе». Актриса нередко обнаруживает в своих героях неожиданные, казалось бы, даже несовместимые черты, но именно этот контраст придает сценическим характерам В. С. Киселевой жизненную правдивость. Ни один из образов, созданных ею, не обделен психологическим проникновением в суть человеческого характера.

Поразительна манера, в которой актриса ведет диалог. Она легка, естественна, импровизационна. Поразительна и сама ее речь. Каждое слово актрисы колоритно, рельефно, осязаемо. Как-то на репетиции «Несусветной комедии» при вводе в спектакль нового актера неоднократно проигрывался один и тот же эпизод, где у В. С. Киселевой — она исполняла роль Домины — была одна небольшая реплика. И всякий раз актриса произносила эту реплику по-новому, насыщала ее иным смыслом, иным эмоциональным содержанием, по сути дела, создавая новый характер.
Умеет актриса и на мгновение отстраниться от образа, дать собственную оценку поведению персонажа. В остропародийном эпизоде «Встреча с интересными детьми» из спектакля «В 12 часов по ночам» актриса на глазах у зрителей оживляла куклу из хора грудных младенцев. Одна рука В. С. Киселевой управляла карапузом, который тянул свою партию, а другой она делала неуловимый жест: чуть-чуть касалась его головки, и этот жест, ласковый и в то же время снисходительный, выражал и нежность, и иронию актрисы к «сопливому» вундеркинду.
Актриса всегда стремится к исследованию человеческого характера, для нее очень важны личностные достоинства персонажей, их нравственные качества. Исполненное гражданственности, искусство В. С. Киселевой современно, человечно и жизнерадостно.

 


Владимир Владимирович Кукушкин

«Паганини с куклой» — так иногда называют народного артиста РСФСР В. В. Кукушкина. И это словосочетание образно и точно определяет незаурядный талант замечательного мастера. Кажется, нет того, чего не могла бы сделать кукла, когда она находится в его руках. Полная свобода обращения с куклой производит впечатление легкости. Однако это ощущение рождается долгим трудом, долгими поисками внутренне оправданного действия, отработкой мельчайших деталей.
Более тридцати лет работает в театре кукол актер, начавший свой творческий путь под руководством замечательного кукольника Е. С. Деммени. За эти годы сыграно множество ролей — своеобразных, неповторимых. Во всех своих работах В. В. Кукушкин добивается предельной ясности пластики куклы, филигранной отточенности каждого жеста изображаемого куклой персонажа.

Какая бы роль ни доставалась этому актеру, какой бы системы ни была кукла, В. В. Кукушкин играет раскрепощенно, умно, эмоционально.
Актер с равным успехом выступает в сказках для самых маленьких и в пародийных, сатирических спектаклях для взрослых. Ему подвластны и лирика, и острый гротеск.
Надолго запомнится зрителям нежный, наивный, бесконечно трогательный плюшевый Тигренок из спектакля «Неизвестный с хвостом». При помощи несложной по конструкции куклы актер сумел выразить богатство переживаний этого персонажа, передать в кукле малейшие изменения в состоянии героя.
Полным иронии, жизнелюбия и скрытой грусти был его Псевдол из «Несусветной комедии». В этой роли актер добивался абсолютного слияния с персонажем, и не случайно сцена появления В. В. Кукушкина с куклой перед зрителями стала кульминационным моментом спектакля. Здесь профессионализм актера достигал своей высшей степени.

В спектакле «Похождения бравого солдата Швейка» В. В. Кукушкин создал образ главного героя. Его Швейк, противопоставляющий обывательской инертности, шовинистическому ура-патриотизму свое добродушное лукавство, естественность чувств, был характером жизненным и современным. «Для меня Швейк не сатирическая маска, но подлинно живой народный образ. Мне кажется, что история Швейка — это история умного и упорного сопротивления простого человека разрушительной силе бюрократической машины антинародного государства», — говорил актер, работая над этой ролью.
Бывает и так, что актера не удовлетворяет некий, казалось бы, незначительный и не заметный зрителям нюанс в движенческой партитуре куклы. Так случилось в спектакле «До третьих петухов». Ни на репетиции, ни па первых представлениях что-то не нравилось В. В. Кукушкину в позе Бабы-Яги, которая в одном из эпизодов подслушивала чужой разговор. Десятки, а то и сотни проб наедине с куклой. Утром — до репетиций, вечером — после спектаклей. И наконец, — найдено! Прижавшись к бархату кулисы, вытянув до отказа голову, откинув назад руку, Баба-Яга самой позой выражает ехидное, страстное, неуемное любопытство. Неподвижная и молчащая Баба-Яга неожиданно вошла в круг внимания зрителей, включилась в действие.
Деликатный Айболит в спектакле «О чем рассказали волшебники» и впавший в детство Царь из «Сказки про Емелю», игривый Ганимед, самовлюбленный Аполлон в «Прелестной Галатее» и хорохорящийся Паниковский из «Золотого теленка», плюшевый Тигренок, Псевдол, Швейк... Все эти роли, сыгранные психологически точно и человечески достоверно, говорят об огромном диапазоне возможностей кукольника, о незаурядности его таланта.


Владимир Петрович Корзаков

Диплом актера театра кукол он получил в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Мастером стал на сцене ВТК, куда пришел после окон-чания института в 1963 году. Разумеется, не сразу постиг В. П. Корзаков все тонкости не-легкой профессии кукольника. Учение продолжилось в театре, где он внимательно наблюдал за виртуозной работой старших товарищей. Постепенно приходила уверенность в своих силах, вырабатывался артистизм, складывалось своеобразие творческой манеры.
Заслуженный артист РСФСР В. П. Корзаков духовно и душевно расположен к исполнению ролей, уходящих корнями в народное творчество. Актеру близка стихия ска-зочного фольклора с его мудростью, нравственной победой добра над злом. Не случайно так удались кукольнику Иван в спектакле «Иван — крестьянский сын», Емеля в «Сказке про Емелю», еще один Иван в сказке-притче В. Шукшина «До третьих петухов».

Шукшинский Иван-дурак в исполнении актера привлекает глубиной и многогранностью своего характера. Он выглядит беспомощным, наивным и одновременно смышленым, податливым и ерепенистым, бесцеремонным и совестливым. Герой покоряет зрителей широтой своей души и заставляет их с пронзительной болью сопереживать в те моменты, когда унижается его человеческое достоинство.
Эта роль, как и образы, созданные на основе фольклорных произведений, сыграна в свойственной актеру неторопливой, раздумчивой манере.

В роли Присыпкина из спектакля «Клоп» проявились иные грани дарования В. П. Корзакова. Резкими сатирическими штрихами рисует он образ этого «бывшего рабочего, бывшего партийца, ныне жениха». Присыпкин со своим хамством и самодовольством, полным безразличием ко всему, что не касается лично его, становится в исполнении В. П. Корзакова олицетворением мещанства, которое актер обличает с беспощадным сарказмом.
Эти и многие, многие другие образы, созданные кукольником на сцене театра, на концертной эстраде, говорят о разностороннем даровании В. П. Корзакова, о том, что он постоянно совершенствует свое мастерство.


Владимир Петрович Мартьянов

Наверно, мальчики не так уж часто играют в куклы, все-таки это привилегия девочек. Ну а если такое и случается, вряд ли взрослые увидят в этом залог выбора будущей профессии. Разве что дотошный журналист, берущий интервью у знатного строителя, поинтересуется: а не любил ли тот в детстве складывать домики из кубиков? А вот заслуженный артист РСФСР Владимир Мартьянов полюбил кукол именно в детстве. Эта любовь привела мальчика в кукольную студию ленинградского Дворца пионеров. Здесь и выяснилось, что детское увлечение не мимолетно: окончив школу, Владимир не задумывался о выборе профессии. Он продолжал играть в куклы — уже в качестве актера детской театральной студии города Сланцы. Позже, отслужив в армии, он стал руководителем этой студии.

То, что куклы — игра всерьез, подтвердил 1958 год: В. П. Мартьянов был приглашен в Большой театр кукол.
Более двадцати лет в театре... Сколько ролей сыграно за это время! И главных, и эпизодических. И для детей, и для взрослых. Насмешливый Емеля из сказки «По щучьему велению», неугомонный киплинговский Слоненок и отважный Аладин в спектакле по пьесе Н. В. Гернет, добродушный Пиф из «Приключений Пифа», трогательный львенок Лева из «Таинственного гиппопотама». И целый каскад ролей эпизодических в спектаклях «Приключения медвежонка», «Сказка про Емелю», «В 12 часов по ночам», «Ой, да ты. Садко!..», «Похождения бравого солдата Швейка», многих, многих других. Ролей несхожих, неповторяющихся, требующих фантазии и острой наблюдательности.

Не только в центральной роли, но и в коротком эпизоде В. П. Мартьянов умеет создать образ яркий, запоминающийся. Не случайно таким успехом пользовался эстрадный номер «Игра с Тигром», придуманный и исполненный вместе с В. П. Корзаковым: лукавый и грустный-грустный Тигр, беззаботно танцуя, пел голосом Луи Армстронга и играл па банджо. Номер этот был признан одним из десяти лучших эстрадных номеров мира.
Попадая в руки В. П. Мартьянова, куклы наделяются «естественными» человеческими чертами. В актерском исполнении ролей проявляется не только профессиональное мастерство кукловода, но и талант психолога.


Илья Семенович Альперович

Быть может, вы и не обратите внимания на этого невысокого прихрамывающего человека, встретив его после спектакля на улице. Но голос народного артиста РСФСР И. С. Альперовича, однажды услышанный, долго будет звучать в вашей памяти. Удивительного тембра, гибкий, полный неожиданных оттенков, этот голос невозможно спутать ни с чьим иным.
Азбуку кукольной науки И. С. Альперович начал познавать более сорока лет назад, когда, будучи выпускником студии при Техникуме сценических искусств, он пришел на эстраду и стал ведущим кукольного концерта, поставленного Л. Браусевичем. Позже, в начале войны, актер возглавил труппу ленинградского филиала ГЦТК, которая выступала с эстрадной программой, оживляя сатирические образы журнала «Крокодил». Затем — фронт, тяжелое ранение, госпиталь...
В 1945 году актер свяжет свою судьбу с коллективом, который впоследствии станет называться Большим театром кукол. Не одно поколение ленинградцев сменилось за эти годы в зрительном зале театра. Сегодняшняя детвора веселым смехом откликается на рассуждения бестолкового Воеводы из «Сказки про Емелю», родителям же этот голос скорее всего помнится по андерсеновской сказке «Дикие лебеди», где И. С. Альперович исполнял роль Эльмара, а бабушки и дедушки слышат в нем интонации грустного Чудиша из «Аленького цветочка», неунывающего. Кота из «Дюймовочки», мужественного Ильи Муромца из одноименной пьесы.
В 1977 году коллектив театра отмечал двойной юбилей И. С. Альперовича: 60-летие со дня рождения и 40-летие творческой деятельности.

Более сорока центральных ролей сыграл за это время артист. Сыграл многопланово, с глубоким пониманием авторского замысла, режиссерского решения.
Даже в эпизодических ролях актер стремится создать образы емкие, полнокровные, ассоциативные. Огромное впечатление производит на зрителей его трехглавый Змей Горыныч из шукшинской сказки «До третьих петухов». Здесь для каждой головы актером найдены различные интонации, что, по сути дела, открывает и три характера.
Иногда актеру приходится создавать несколько образов в одном спектакле. Так произошло в мюзикле «Ловите миг удачи», где артист сыграл четыре роли, так было и в музыкальном ревю для взрослых «В 12 часов по ночам», где сыграно сразу шесть ролей. II все роли непохожие, все отличаются по авторской окраске.
Вот уже десять лет живет на ленинградском телевидении забавный человечек Микрофон, который вместе с И. С. Альперовичем ведет эстрадную передачу «Внимание! Микрофон включен!» Здесь актер выступает как бы в двух ролях — куклы Микрофона и ведущего. Но оба персонажа не имели бы права на существование, не привнеси актер в их характеры собственного личностного обаяния, некоторой доли своей авторской иронии, не отказываясь от себя, самобытного, в пользу «типичного», но отметая дидактику, навевающую скуку.
Высокая культура речи, музыкальность, чувство тонкого юмора и улыбчивой иронии — вот что свойственно таланту И. С. Альперовича.

И в Бендере из дилогии И. Ильфа и Е. Петрова, и в Зевсе из «Прелестной Галатеи», и в лихом поручике Лукаше из «Похождений бравого солдата Швейка», и во многих других ролях актер не только стремится раскрыть полнокровный жизненный характер, но и передает свое человеческое, гражданское отношение к сценическому образу.
В 1945 году в театр прямо с фронта пришел солдат И. С. Альперович. Тогда на его гимнастерке блестели боевые медали. Сегодня к воинским наградам ветерана войны прибавился мирный орден. За заслуги в области советского театрального искусства Указом Президиума Верховного Совета СССР Илья Семёнович Альперович награждён орденом Дружбы народов.


Любовь Григорьевна Донскова

Впервые она поднялась на сцену Большого театра кукол еще школьницей. Случилось так, что один из старших товарищей по кукольной студии ленинградского Дворца пионеров, поступая в театр, попросил подыграть ему в отрывке. Уже тогда искренность и непринужденность в исполнении JI. Г. Донсковой заставили обратить на нее внимание художественного совета. Ей предложили после окончания школы прийти в театр со своими собственными работами. Сдав экзамены на аттестат зрелости, JI. Г. Донскова выдержала и другой экзамен — успешно прошел показ в БТК. Ее зачислили в труппу.
И вновь начались годы учебы, теперь уже учебы профессиональному мастерству. Играя бок о бок с ведущими артистами театра, Л. Г. Донскова приобрела отточенную технику работы с куклой, постигла особенности создания сценического образа.

Постепенно накапливался опыт, но вместе с тем усложнялись и задачи. Требовалось не только виртуозное владение куклой, но и понимание режиссерской концепции, которую и следовало максимально выразить через куклу. Для этого не всегда хватало теоретических знаний. Снова пришлось учиться. Актриса поступила на режиссерское отделение Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской. Учеба сочеталась с работой в театре. Шли годы... II вот первый успех. Золушка Л. Г. Донсковой высоко оценивается прессой. А затем начинается самое сложное и самое интересное — роли разнохарактерные, разноплановые. Так, в спектакле «Этим вечером случилось...» актриса выходит из-за ширмы, исполняя роль Лизы Синичкиной и с куклой, и в живом плане. В спектакле «Мальчиш-Кибальчиш» новая непростая задача — нужно вдохнуть жизнь в символический образ Красного Знамени. В сказке «Иван — крестьянский сын» Л. Г. Донскова пополняет одновременно две противоположные по характеру роли — Бабы-Яги и Дуняши.

Или Царевна-Несмеяна в «Сказке про Емелю». Здесь и ревушку, и уже научившуюся смеяться царевну «играет» одна и та же кукла. Но актриса настолько убедительно показывает перемену в своей героине, что у зрителей создается впечатление, будто кукол две: плаксивая и улыбчивая.
Удивительное чувство куклы проявляется у Л. Г. Донсковой и в спектакле «Часы с кукушкой». Малейшее движение ее Кукушки песет в себе законченную смысловую и эмоциональную нагрузку. На это обратила внимание Л. Г. Шпет, высоко оценившая работу актрисы: «Я очень ценю всегда пластику куклы, и меня поразило, как актриса двумя движениями куклы (метнулась в одну сторону, метнулась в другую) наполнила таким богатым содержанием и чувством короткую реп лику Кукушки».
«Любовь, любовь...», «Сказка про Емелю», «Часы с кукушкой», «Волшебная лампа Аладина»... Это не просто перечень спектаклей, в которых сегодня заслуженная артистка РСФСР Л. Г. Донскова играет главные роли. Каждый из спектаклей — это решение новых задач, преодоление новых трудностей.

Комментарии   

 
+2 #1 Тимоха 21.09.2016 09:51
А где похоронена Валерия Сергеевна Киселева, прекрасная была актриса.
 
 
0 #2 Aleksej 01.02.2019 11:27
Не осталось ли у кого-либо видео финального монолога Швейка в исполнении В.В.Кукушкина? Было действительно здорово, неужели утрачено навсегда?
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования