Общение

Сейчас 411 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Предлагаемые вашему вниманию театрализованные игры и упражнения имеют, пожалуй, дидактический характер. Однако мы хотим сразу подчеркнуть, что использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими видами деятельности. Другими словами, мы предлагаем включать игровые упражнения в самые различные занятия, и такие включения могут заранее планироваться, а иногда — импровизироваться. Педагогу необходимо иметь в своем багаже множество игр, интересных и доступных для ребенка, которые позволяют обыгрывать любую ситуацию и с помощью которых можно варьировать однотипные упражнения (на различение цвета, высоты и длительности звука и пр.).
Безусловно, научиться импровизировать в процессе игрового общения с детьми – дело очень не простое, поэтому воспитателям лучше начинать с изучения театральных игр, с продумывания того, на что они направлены, как, в какой ситуации включить то или иное задание в общение с ребенком и какой реакции можно от него ожидать. Постепенно, накапливая свой собственный опыт, педагог научится играть и даже самостоятельно придумывать разнообразные творческие задания, развивающие внимание, творческое воображение, речь, выразительность движений детей. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, например, рисованием, лепкой, подвижной игрой, увлекательной сказкой, где создаются ситуации, требующие самостоятельного решения. И также важно, чтобы наравне с детьми увлечен был и сам воспитатель. Вот этот обоюдный интерес и увлеченность помогут создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, помогут раскрыть собственные возможности и способности, увидеть и услышать все разнообразие красок и звуков, которые нас окружают.
Однако, кроме увлеченности, необходимо еще владение разнообразным репертуаром —литературным, музыкальным и игровым, а также знаниями, которые помогают педагогу видеть, какое воздействие оказывают те или иные задания на ребенка, какие психические процессы они активизируют и развивают. С этой целью в пособии предлагаются театрализованные игры и упражнения, сгруппированные по их направленности. Многие из них педагогам, наверное, уже знакомы, так как мы опираемся на работы Дж. Родари, Анны Роговин, М. Стуль и других авторов.
Обращаем внимание педагогов также на то, что для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное — это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает, — мебель, посуда, камешки и листики — может превратиться в какие угодно сказочные элементы. Дети уже об этом давно знают. Ну что ж, и мы, взрослые, поучимся у детей!
 
Итак, если вы готовы играть и импровизировать, устраивая «театр всевозможного» в любой ситуации, то приступим к рассмотрению творческих заданий, которые по собственному усмотрению можно включать в разнообразные виды занятий, беседы с детьми, досуги и другие формы общения.


Игры на развитие слухового внимания

Перед тем, как предложить детям игры и упражнения для развития слухового внимания, следует провести своеобразную «настройку» слуха. С этой целью всем участникам игры предлагается сесть в удобной позе и послушать окружающее пространство с закрытыми глазами:
1.    Звуки улицы. Внимательно послушать и отгадать, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают, дождь идет и т. д.). Условно назовем это «большим кругом» внимания.
2.    Вслушаться -в звуки, которые окружают нас в данном помещении (имеется в виду все здание). Можно услышать чьи-то шаги, голоса, шум электричества и др. Это — средний круг внимания.
3.    Вслушаться в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца и др.). Это — малый круг внимания, требующий наибольшей концентрации.
В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и определять (понимать, расшифровывать) различные звуки. Такие задания стимулируют развитие воображения, фантазии, речи и т. д.
В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушиваться к звукам, которые непосредственно нас окружают. Вот, например, какие вопросы предлагаются детям:
—    Чьи голоса слышны на улице? Детские или взрослые? Много ли детей гуляет во дворе? Какая сейчас погода на улице? А какая машина проехала (уехала), легковая или грузовая?
—    Кто прошел по коридору (ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.) ?
—    Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает, и т. д.?
—    Определить и рассказать, что делает человек (слышен хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки и т. д.).
 —    Определить по звуку, что находится в закрытой коробке (пуговицы, деревянные палочки, песок и т. д).
Однако при планировании подобных занятий нужно учитывать, что не всегда вокруг будут звучать чьи-то шаги, голоса и т. д. Поэтому удобно использовать различные театральные шумы (аудиозапись).

Вот примерные вопросы и задания, которые можно предложить детям разного возраста.
1.    Послушать запись шумов и отгадать, что происходит:
а)    на улице; какая погода? (дождь, гроза, ветер и т. д.);
б)    какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная или милицейская машина);
в)    где сейчас мама: на кухне или в ванной?
г)    какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи);
д)    отгадать, кто пришел (по шагам);
е)    рассказать, кто находится в соседней комнате (маленький ребенок, взрослый);
ж)    отгадать, где находится, например, Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на игровой площадке, на берегу моря и т. д.
з)    придумать и рассказать:
—    о чем беседуют собаки,
—    почему котенок плачет,
—    почему пищит щенок и т. д.

Используя запись театральных шумов, педагог постепенно увеличивает количество записанных фрагментов и таким образом определяет объем слуховой памяти. Вначале эти задания можно облегчить использованием картинок (карточек). Постепенно дети привыкают сосредотачивать свое внимание на прослушивании и запоминают последовательность и количество услышанных звуковых «картинок».
Подобные задания более подробно описаны в пособии «Мир увлекательных занятий», где предлагаются также карточки-раскраски для игр со звуками (60 карточек).
2.    Послушать и нарисовать, что услышали;
а)    где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой);
б)    кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);
в)    какая погода на улице? (дождь, солнышко, ветер);
г)    нарисовать машину, которая проехала (разные типы автомобилей);
д)    над каким местом пролетает «ковер-самолет» ? (над Морем, над лесом, над городом).
3. Послушать и изобразить (пантомима) того, кого услышали: кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т. д.

Далее задания могут усложняться и варьироваться по усмотрению педагога.

Игры с импровизированными шумовыми инструментами

Известно, что каждый предмет можно не только рассматривать, трогать, но и слушать, как он звучит (если этим предметом постучать обо что-то или потрясти). Можно сделать целый оркестр из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюли, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, наполненной фасолью, и т. д. В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать, на что похож этот звук или что он напоминает. Педагог вместе с детьми подбирает слова для определения характера звучания.
Упражнения на развитие восприятия характера и содержания музыкального произведения
1.    Дети слушают музыку и рисуют. Педагог предлагает рисовать так, как ребенок чувствует, выбирая любой цвет, способ (технику) изображения.
Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения, контрастные по характеру, например: «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры» Э. Грига, «Шутка» И. Баха, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Тарантелла» В. Гаврилина, «Менуэт» ЛБоккери-ниидр.
2.    Предложить детям выбрать для движения под музыку атрибуты: длинные и короткие ленточки, шарфики, цветы, обручи, палки, веера, мячи, флажки и др. Эти атрибуты ребенок выбирает условно (называет то, с чем он бы хотел танцевать под данную музыку)
Предлагаемые для прослушивания произведения: «Марш Тореадора», «Хабанера» Ж. Бизе; вальсы из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. Чайковского; «Вальс» Г.Свиридова; рэгтайм С. Джоплина («Увеселитель»); «Мелодия любви» М. Леграна и др.
3.    Детям предлагают различные по цвету и форме тряпочки, к которым прикреплены две веревки. Держа эти тряпочки за веревки, ребенок может ими манипулировать, как куклами-марионетками.
Задание: показать, как «ожившие» тряпочки танцуют под музыку.
4.    Дети слушают музыку и рассказывают, что или кого они в ней услышали и представили. После повторного прослушивания предлагается либо нарисовать услышанный образ, либо изобразить его в движении под музыку.

Музыка для движения: «Вальс» А. Дюрана (снежинки); «Мотылек» С. Майкапара (бабочки); «Баба Яга» М. Мусоргского (Баба Яга); «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского (игрушечные солдатики); «Военный марш» Г. Свиридова (гусары, военные).
Примечание: педагог подбирает любую яркую музыку, которая побуждает детей к движению. Только не следует предлагать детям произведения большого объема, так как ребенку трудно долго удерживать внимание. Оптимальное время звучания — около двух минут.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования