Общение

Сейчас 1020 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • andrey19-63

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

На наш взгляд, сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные обряды или традиции, например, празднование дня рождения или встречу Нового года, празднование новоселья или свадьбы. Именно бытовые, традиционные события, на-блюдаемые детьми с раннего возраста, имеют опору на их собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для воображения. Начнем с самого понятного детям события —дня рождения.

1. Игра в «День рождения»

Действительно, каждый ребенок с детства знает, что у всех есть день рождения. Дети сами вам расскажут, что в этот день полагается поздравлять именинника, дарить ему подарки, а именинник, в свою очередь, должен заранее пригласить гостей, приготовить угощение, продумать, как он их будет развлекать, и т. д. Анализ данной традиции высвечивает некую схему или модель: «Именинник» — «Гости» — «Угощение» — «Поздравление» — «Подарки» — «Развлечения». Может появиться также и «Незваный гость» либо случиться непредвиденное происшествие, и тогда в данном сюжете произойдет столкновение, противоборство разных сил (добра и зла). Таким образом, сюжет празднования «Дня рождения» приобретет законченное драматургическое развитие. Рассмотрим разные варианты его обыгрывания.
Если на место именинника подставлять разных персонажей, то на основе этой схемы можно смоделировать множество ситуаций. В предлагаемой ниже таблице приведены такие примеры.


 
Нетрудно заметить, что данная схема удобна как опора для фантазирования. Конечно, персонажи игры выбираются произвольно либо и соответствии с сюжетами сказок (сначала, безусловно, необходима помощь взрослого). А кто придет на день рождения без приглашения и что тогда произойдет — это уже игровая задача, которую можно решить вместе с детьми и таким образом сочинить оригинальный сюжет, свой сценарий игры.
Итак, игровые задания:
1.    Придумать:
• кто празднует день рождения (Котенок, Матрешка, Буратино, Василиса Премудрая и др.) ?
• кто приглашен в гости?
• какие подарки принесут гости?
• какое будет приготовлено угощение?
• в какие игры все будут играть (заполняем графу «развлечения»)?
• какой незваный гость пожалует, и что тогда произойдет (вопрос для детей старшего возраста) ?
• сочинить конец.
2.    Придумать и изготовить:
• эскизы костюмов;
• атрибуты для игры (задание для детей любого возраста) ;
• декорации (или их элементы).
 
3.    Подобрать музыку (эти задания также могут предлагаться детям от 3 до 7 лет и старше):
• для общих танцев;
• для характеристики персонажей и т.д.
4.    Придумать, в каком жанре обыграть (для старших дошкольников и младших школьников):
• как спектакль (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре пантомимы, мюзикла и т.д.);
• как литературно-музыкальную викторину для родителей;
• в литературном жанре (сочинить свою историю и нарисовать к ней иллюстрации, т.е. создать «книгу»).

Данная модель, на наш взгляд, универсальна. По этому подобию развивается сюжет известной сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Примеры такого моделирования также приведены нами в методическом пособии «От игры до спектакля» (описание сюжета «День рождения Зимы»). Действительно, вымышленный день рождения может отмечать и исторический персонаж, и герой сказки, и время года (Зима, Весна, Лето, Осень), и, наконец, просто любой предмет (например, любая игрушка, стол, книга и т. д.). Сколько простора для фантазии! Представьте, например, шуточный сюжет о том, как Черепаха Тортилла справляет 300-летний юбилей...Или как кукла Барби отмечает свой день рождения, как она пригласила в гости разные игрушки (Матрешку, Буратино, Робота и др.). Можно придумать историю, как в лесу на поляне расцвел (появился) Цветок необыкновенной красоты и к нему спешат с поздравлениями другие Цветы, а также Бабочки, Стрекозы, Кузнечики...
В этом сюжете каждый педагог может реализовать свое содержание: по развитию речи (формирование диалоговой и монологовой речи, воспитание звуковой культуры речи и т. д.), и по развитию логико-математических представлений детей (сколько придет гостей, сколько нужно приготовить приборов, посадочных мест и пр.). Выбор «именинника» и акцент на различных структурных элементах данной модели поможет воспитателю сориентировать игру на определенное направление: экологическое— если в центре внимания животное, цветок, дерево; музыкальное — если заняться подбором музыкальных характеристик персоналией, продумыванием развлечений для гостей и др.; математическое — если заняться подсчетом количества гостей и необходимых для них посадочных мест, приборов и т. д. В процессе обыгрывания данной ситуации представляется много возможностей для организации изодеятельности с детьми (изготовление пригласительных билетов, подарков для именинника и др.). А каким интересным можно придумать праздничное меню! Тут и знакомство с кулинарными рецептами, и с правилами сервировки стола. Составление сметы требует знаний того, сколько стоят продукты, как рационально их можно использовать, и в каком количестве их нужно иметь, чтобы угостить определенное количество гостей (практическая математика).
Модель «День рождения» также чрезвычайно удобна для серии занятий по культуре поведения:
— как подобрать (изготовить) и упаковать подарок,
— как его преподнести имениннику,
— как именинник должен его принять, какими словами поблагодарить,
— как гости и хозяин ведут себя за столом и т. д.
В игре можно безболезненно для самолюбия детей показать ошибки в поведении тех или иных персонажей.
Обратим внимание на «сверхзадачу» этой игры — социально-эмоциональное и нравственно-коммуникативное развитие личности ребенка. Как уже подчеркивалось, в работе с дошкольниками главным приоритетом является воспитание, а не обучение.
Итак, какие же нравственные черты характера позволяет сформировать данная игра? Да, конечно, общительность, заботу друг о друге, доброту. Но есть, пожалуй, в характере многих людей одна очень нехорошая, мягко говоря, черта — зависть. Именно зависть поселяет в душе черные переживания, когда другому хорошо, когда соседу почему-то «везет». Зависть порождает очень много бед и трагедий в жизни отдельного человека и целых государств. А когда она появляется? Когда малыш впервые начинает завидовать другому малышу? Может быть, когда другому, а не ему, дарят красивые игрушки, покупают сладости?
В наше время, когда так различно материальное положение семей, неравенство сказывается уже и во взаимоотношениях дошколят. Кому-то родители купили очень дорогую игрушку, а кого-то родители привозят в детский сад на дорогой машине... Знакомая ситуация. Но где же выход? Как воспитывать детей?
Это, безусловно, очень трудная проблема, но от нее нельзя уходить. Наверное, необходимо акцентировать внимание на воспитании у детей положительных эмоций от того, что другому хорошо, что другой (именинник) получил много подарков и т. д. На наш взгляд, ситуация «День рождения» позволяет педагогу в различных вариантах обыгрывать моменты сопереживания имениннику. Уникальность данной модели в том, что все радуются за «одного», все озабочены тем, как поздравить, как сделать приятное «виновнику торжества». Многократно проигранная ситуация переживания радости за другого, возможно, и создаст позитивный опыт, препятствующий формированию эгоцентризма и завистливости как черт характера.
 
2. Игровой сюжет «Встреча Нового года»

Известно, что в современной традиции новогодний праздник не обходится без нарядной елки, хороводов вокруг нее, прихода Деда Мороза (со Снегурочкой) и, конечно, без подарков и поздравлений.
Подставляя в эту схему разных персонажей, представим, например, как и с кем Баба Яга (Три поросенка, Чиполлино, Серый Волк и др.) празднуют Новогодний праздник, каким образом они нарядили елку (можно устроить целую выставку сказочных новогодних елок), какие водят вокруг елки хороводы, как и кого они поздравляют, что желают на Новый год, о чем мечтают, какие дарят и какие получают подарки (см. табл.).

Педагог вместе с детьми определяет, кто и где встречает Новый год (космонавты — на орбитальной станции, моряки — на подводной лодке, альпинисты — на вершине горы, пассажиры — в поезде, опаздывающем прибыть по расписанию и т. д.) .Затем взрослый задает детям вопросы (можно по таблице), и таким образом выстраивается драматургическая линия игры. Как и в предыдущей модели, здесь также варьируется основное содержание в зависимости от целей педагогов по изодеятельности, экологии, математике, развитию речи и т. д.
Действительно, как же космонавты встречают Новый год на орбитальной станции? Какая у них елка? Каков праздничный стол? Вы об этом знаете? Если нет, то напишите кому-нибудь из космонавтов и попросите их об этом рассказать.
Можно придумать различные игровые ситуации, меняя место
встречи Нового года. Например, на Северном полюсе, в Африке, Ан-тарктиде и т. д. Новая ситуация повлечет за собой и другие изменения. Так, например, встреча Нового года в Африке потребует обдумывания, кто там живет, растут ли там ели и т. д., и таким образом создается целая сцена.
Например:

Африка, Африка!
Солнце светит ярко.
Дед Морозу в Африке
Будет очень жарко.
 
Снега вовсе нет у нас.
Вместо елки — ананас...
Как же будем в Новый год
Мы водить здесь хоровод?

В самом деле, кем или чем заменить елку? Дети могут придумать разные варианты: пальмой, ананасом, Жирафом (поскольку он высокий). Жирафа можно украсить как елку блестящей мишурой и затем водить вокруг него хоровод, например:

У всех Новый год —
И у нас Новый год.
Заведем вокруг Жирафа
Хоровод, хоровод.
Он добрый у нас,
Он веселый у нас,
Вместо елочки зеленой
Сам пошел с нами в пляс.

Конечно, подобные сцены вызывают у детей смех, желание пошутить. При этом важна сама атмосфера сочинительства, развивающая у ребенка чувство юмора, фантазию и воображение.
А какова же воспитательная «сверхзадача»? Задумаемся о самом новогоднем празднике, о его смысле.
Новый год, пожалуй, самый любимый всеми праздник, самый волшебный. Он связан со временем, а время — одна из самых непостижимых, особенно для ребенка, ипостасей бытия. Каждому хотелось бы узнать, что ждет его в новом году (недаром в старину в это время проводились гадания). С этим праздником связаны мечты об изменениях к лучшему. Традиционные новогодние поздравления и пожелании — это как бы «программирование» своих устремлений и надежд.
А о чем мечтают дети? Что они хотят пожелать себе и своим близким? Вот еще одно поле для исследования и размышления, и данная модель позволяет акцентировать внимание именно на осознании ребенком своей мечты, позволяет воспитывать у детей положительные идеалы, а не только ориентацию на получение подарков от Деда Мороза.
Итак, вот какими, например, могут быть творческие задания для детей.
1.    Придумать и рассказать (нарисовать), как разные сказочные герои встречают Новый год (для старших дошкольников и младших школьников).
2.    Изготовить поздравительные открытки, придумать, как их подписать от лица разных персонажей.
3.    Изготовить новогодние подарки для сказочных персонажей.
 
4.    Изготовить елочные украшения и украсить ими елочки, вокруг которых разные сказочные герои будут веселиться. Можно затем устроить выставку таких новогодних елочек.
5.    Придумать, о чем беседуют елочные игрушки на елке (о чем они могли бы нам рассказать?).
6.    Подобрать песни, игры и пляски (или сочинить их вместе с детьми) для разных сказочных персонажей, встречающих Новый год.
7.    Придумать, какой подарок можно подарить самому Деду Морозу? (Эта идея может быть стержнем сценария новогоднего праздника).

Модель «Встреча Нового года» имеет очень много самых разных вариантов. Один из них,— сказка «Малыш встречает Новый год» — дан в приложении 4.

3. Игры в семейные праздники

Кроме названных праздничных сюжетов, в основу игры могут быть положены и такие события, как новоселье (вспомним сказку «Кошкин дом»), приход гостей, либо наоборот, когда мы отправляемся к кому-либо в гости (например, к Снегурочке), свадьба и т. д. Так, например, при обыгрывании «свадьбы» сюжетными «опорами» будут роли и традиционные действия персонажей (можно также заполнить таблицу по аналогии с предыдущими моделями): невеста, жених, родственники, свидетели, гости, подарки, пожелания, незваный гость, счастливый конец.
Разворачивание содержания работы с детьми проходит аналогично описанию предыдущих моделей.

4. Игры в «Путешествия»

Пожалуй, данная модель — самая распространенная в практике педагогов. Добавим, что это еще и одна из самых удобных, универсальных и доступных игр, на основе которой можно построить и занятие, и праздник, и родительское собрание и т. д.

Для путешествия необходимо определить:

• цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то помочь, что-то узнать и т. д.);
• маршрут;
• транспортные средства;
• попутчиков;
• (что с собой нужно взять для достижения цели) и др.;
• непредвиденные обстоятельства;
• выход из ситуации и завершение путешествия.
От постановки цели зависят практически все остальные составляющие: транспорт, маршрут, попутчики, багаж и т. д. В процесс сочинения сюжета педагог вовлекает детей, предлагая им решить творческие задачи:
• На каком транспорте будем путешествовать? (Выбрать реально существующий транспорт или волшебные средства: ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебную палочку, «машину времени», позволяющую перемещаться в пространстве и времени и т. д. Можно предложить творческое задание: придумать новый, не существующий даже в сказке вид транспорта.
• Как собрать в дорогу багаж (что нужно взять с собой в первую очередь)? Какую взять одежду?
• Как нужно рассчитать количество вещей, продуктов в зависимости от продолжительности путешествия?
• Как можно найти выход в сложных, непредвиденных обстоятельствах (куда обратиться в случае потери документов, билетов и др.)?
Путешествие как сюжетная линия лежит в основе многих сказок и рассказов (можно попросить детей назвать их). Старшие дошкольники и младшие школьники могут сами сочинить рассказ-путешествие, а данная схема может послужить для рассказа опорной моделью.
Какие же игры-путешествия можно совершить с детьми? Приведём несколько примеров.
1.    Поход в лес, где молено найти поляну «Музыкальную», «Таинствен
ную», «Сказочную», «Веселую», «Грустную», «Спортивную», «Сладкую» и т. д. Каждая поляна будет по-особенному оформлена: на Музыкальной поляне разместятся различные музыкальные знаки и, конечно, будет звучать приятная музыка. А на Сладкой поляне будут расти удивительные деревья и кусты, на ветках которых дети увидят пряники, конфеты и др. В общем, для фантазирования нет предела. Данный сюжет используется в организации досугов и утренников с детьми 4-5-летнего возраста и старше.
2.    Путешествие на «ковре-самолете», «воздушном шаре», «машине времени» по сказкам, частям света, различным эпохам (для детей 6-9 лет).
3.    Путешествие на волшебном корабле в страну Знаний с капитаном Врунгелем. По пути планируется посещение островов: Игрушек, Сказок, Смеха, Невезения, Школьного и т. д. (для детей от 5 до 9 лет).

Приведем описание методики обыгрывания данного сюжета.
 
Допустим, педагог предлагает детям совершить чудесное путешествие на волшебном корабле. Для начала игры этот корабль нужно построить. Как же он будет выглядеть? (Необходимо нарисовать эскиз). Из какого материала его можно построить? (Из мебели, элементов «Строителя» и т. д.). После того, как все вместе построили корабль, воспитатель замечает:
— Корабль готов бороздить океаны! Постойте ребята, ведь нет капитана...
— А кто будет капитаном? (Предложения детей). Может быть, капитан Врунгель?
Если дети принимают эту идею, дальнейшее развитие сюжета может иметь некоторые связи с известным мультфильмом, т. е. логично вытекает противоборство капитана Врунгеля с Бандитами-гангстеритами, которые служат таинственному Шефу.
Предложив ввести в игру капитана Врунгеля, педагог фактически берет инициативу в свои руки, но его задача — сделать это таким образом, чтобы дети ощущали себя «сочинителями», творцами данного сюжета.
Итак, капитан Врунгель предлагает детям совершить путешествие в страну Знаний:
Хочу ребятам подарить Богатства все земные, Помогут только их открыть Вам знания большие... Итак, друзья, пора в дорогу, Но на пути препятствий много. Не страшно вам, кто даст ответ?
Дети:    Нет!
Бандиты-гангстериты подслушивают речь Капитана и понимают эти слова буквально, после чего они звонят Шефу по мобильному телефону.
Бандиты: Алло! Алло! Шеф!
Мы секрет большой узнали: Есть богатства в стране Знаний!
Шеф:    Приказ вам: время не терять,
Скорей сокровища достать.
Дети с капитаном Врунгелем отправляются в путешествие, Бандиты их преследуют.
Дальнейшее развитие этого сюжета педагог обсуждает вместе с детьми:
«Какие острова, какие страны посетит волшебный корабль? Что будет происходить на этих островах? Как поведут себя Бандиты-гангстериты?» Для педагога важно, чтобы дети активно включились в процесс
 
сочинения спектакля, предлагали свои версии. На это не нужно жалеть времени — необходим период «вживания» в сюжет. Иногда дети начинают играть на эту тему и дома, привлекая к сочинительству своих родителей. Такое сотворчество, безусловно, нужно поощрять, так как общий интерес всегда объединяет. При этом не важно, кто именно придумал, главное, что придумали вместе и получилось здорово. Попутно родители начинают предлагать и различные атрибуты, одежду для будущего спектакля.
В процессе сочинения сюжета педагог всегда опирается на какой-либо художественный материал — песни, стихи, танцы. В данном примере есть большой выбор, так как песни и музыка из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» могут быть включены и в спектакль с детьми. Например, в мультфильме капитан Врунгель со своими помощниками исполняет забавные частушки на мелодию известных куплетов «Ярославские ребята». На эту же мелодию вместе с детьми можно сочинить частушки про свои злободневные проблемы и смешные случаи. Кроме того, в спектакль уместно включить песню капитана Врунгеля, песню Бандитов-гангстеритов и многие другие музыкальные номера. Кроме музыки, из мультфильма можно заимствовать любой интересный материал, побуждающий детей к импровизации. Например, посещение острова Смеха. Допустим, что попасть на этот остров непросто, так как его охраняют Великаны-стражники, которые предупреждают:

Остров Смеха посетит
Тот, кто нас тут рассмешит...

Дети с капитаном думают, как же можно рассмешить стражу.
Лом (предлагает): Может, их пощекотать?
Стража: Нет!!!
Фукс (советует): Может, палец показать?
Стража: Нет!!!
Вот проблема, которую педагог решает вместе с детьми. Вспоминаются разные смешные анекдоты, шутки, аттракционы, клоунады, дразнилки и пр. Дети отбирают тот материал, который вызывает у них самих больше всего смеха.
Таким образом, создается сцена за сценой и в итоге — развязка конфликта, которую, безусловно, в данном варианте подсказывает педагог. Снова нужно задуматься о цели путешествия — куда и для чего оно совершалось. Как говорил капитан Врунгель, в стране Знаний есть всем необходимые сокровища — знания. Поскольку Бандиты видят сокровища в другом, то они буквально ищут золото и в заключительной сцене находят огромный сундук, открывают его... А там — книги и школьные принадлежности. Бандиты разочарованы и очень огорчены, начинают драться, обвиняя друг друга в воровстве, а капитан Врун-гель им объясняет:
 
Разве в том богатство наше,
Чтобы золото иметь?
В том оно, чтоб видеть дальше,
Чтобы многое уметь.
(Бандитам) Вы хотите строить здания?
(Фуксу) Хочешь в космос до Луны?
Ваше все, но только знания
Вам для этого нужны.
Вы в страну войдите эту,
Вот она — и ключик есть,
Никакого нет секрета,
Надо только захотеть.
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа, дверь!

Вот он, итог, ради которого было совершено «путешествие» — попасть в страну Знаний, понять, что знания — это и есть главное богатство, а не сокровища и золото, которые искали бандиты. Важно, чтобы педагог в процессе сочинения сюжета, обыгрывания конкретных действий постоянно заострял внимание детей на нравственной стороне конфликта, пояснял, кто прав, а кто виноват, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а иначе может получиться, что бандиты — это герои, которым хочется подражать. На самом деле, деньги, сокровища, к которым многие стремятся — это не настоящее богатство, так как их можно украсть, отобрать. А истинные богатства, которые всегда остаются с нами и при помощи которых человек создает все земные блага — это знания. Вот, пожалуй, главная «сверхзадача» данного игрового сюжета, несущая основный нравственный смысл,

5. Игровая ситуация «Исполнение желаний»

Мечта об исполнении всех желаний лежит в основе многих сказок: «Цветик-Семицветик», «По Щучьему веленью», «Сказка о золотой рыбке» и др. Исходным моментом в развитии игрового сюжета может быть какой-либо волшебный предмет (например, «волшебная палочка», сказочный персонаж: Фея, Старик Хоттабыч, Золотая Рыбка, Щука и др.). Поскольку данная идея хорошо знакома детям по сказкам, им можно предложить сочинить свою историю по мотивам известных сюжетов либо используя известный «волшебный» предмет (палочку, цветик-семицветик, фонарик, перо Жар-птицы и др.).
В качестве «завязки» может быть также использован и танец (например, танец «Звездочек и Месяца» или «Волшебный цветок» из программы «Ритмическая мозаика»). После исполнения танца «волшебные» звездочки остаются лежать под елочкой. Тот, кто их найдет и загадает желание, становится Волшебником — желание исполняется.
 
Либо Волшебный цветок дарит тому, кто его понюхает, то, что не хватает данному персонажу (Волку— доброты, Зайцу— храбрости, Лисе — честности и т. д.).
Таким образом может выстраиваться сценарий праздника, развлечен и я или занятия с детьми.
На этой основе также может быть организовано занятие психолога, (согласитесь, что желание, мечта — это проекция направленности нашего мышления. Вообще, очень непросто говорить о своих желаниях вслух, поэтому подобное задание может быть заменено предложением нарисовать свою мечту (желание), сказать об этом «на ушко» и т. д. Такие игровые упражнения являются диагностическими и психокоррекционными одновременно, но требуют большого такта, чуткости в общении с детьми.

6. Сочинение сценария и методика подготовки спектакля на основе литературного материала

В основе игры-драматизации может быть сюжет известной всем сказки.
Постановка с детьми спектакля на основе литературного материала начинается с выбора произведения. Мотивация этого выбора определяется многими моментами. Прежде всего, педагог выбирает только тот материал, который нравится и детям, и ему самому. Безусловно, литературное произведение должно быть высокохудожественным (это в первую очередь народные сказки, произведения А. С. Пушкина, П. П. Ершова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.). Кроме того, важна злободневность проблематики сюжета, ее соответствие актуальным педагогическим задачам.
Иногда выбор материала определяется конкретными возможности ми и условиями. Часто «подсказка» в этом отношении идет от самих детей, которые, познакомившись с какой-нибудь интересной сказкой или повестью, начинают в нее играть.
И, наконец, выбор произведения может быть продиктован побужден нем подготовить детей к празднику, смысл и значение которого лучше всего раскрыть через драматизацию литературного произведения. Например, к рождественскому празднику можно поставить сказку «Морозко», к новогоднему — «12 Месяцев» (по пьесе С. Я. Маршака), к выпуску детей в школу— «Приключения Незнайки» (по повести Н. Носова) или «Баранкин, будь человеком!» (по повести М. Медведева). Все эти произведения, безусловно, интересны для детей, содержат богатый драматургический материал, на основе которого педагог разрабатывает оригинальный сценарий.

Разберем процесс создания спектакля вместе с детьми на конкретном примере — драматизация повести Н.Носова «Приключения Незнайки».
Отметим еще раз мотивацию выбора: в практике нашей работы это было связано с конкретными детьми, соответствующими по характеру основным персонажам данного произведения. Кроме того, спектакль был приурочен к традиционному «детсадовскому» празднику — выпуску в школу.
Итак, первое, с чего мы начинаем подготовку к спектаклю, это чтение литературного источника, знакомство детей с данной повестью. А взрослым необходимо еще раз подумать, о чем будет данный спектакль, какую главную мысль необходимо донести до детей.
Второе: необходимо прозаическое произведение «перевести» совсем в другой жанр — драматический, да еще с учетом возраста и возможностей «артистов». Сразу оговоримся, что, как правило, все спектакли для дошкольников с точки зрения жанра можно определить как «мюзиклы», где основа действия строится не столько на тексте, сколько на музыкальном материале — песенном и пластическом (минимум текста, максимум движения и музыки). Особенностью детского спектакля является также то, что «актеры» — это одновременно и «зрители» . Кроме того, любое представление для детей не должно быть слишком продолжительным (не более 40-50 минут). Чтобы спектакль соответствовал этому необходимому требованию, нужно учесть два момента: разработку сценария (объем материала), а также темпоритм самого спектакля, который во многом определяется подбором и исполнением музыкального и поэтического материала.
При работе над сценарием важно определить действенную основу выбранного литературного материала, выстроить событийную цепочку — от завязки к кульминации (развитию конфликта) и развязке. Выбранный событийный ряд является как бы «скелетом» будущего спектакля, который теперь надо заполнить «плотью» — конкретным текстом, песнями, пантомимами, танцами и другим материалом. Подчеркнем еще один важный момент: далеко не весь репертуар должен быть запрограммирован, так как большинство пантомимических сцен и музыкально-пластических картин строится на импровизации детей. Поясним это на примере (см. табл.).

Из таблицы видно, что большинство сцен строится на импровизации движений и текста самими детьми, на основе сюжетных событий и предлагаемого педагогом музыкального материала. Это важно не только с точки зрения развития творческих способностей. На практике оказывается, что импровизация значительно легче для детей, чем разучивание придуманных взрослыми танцев, поскольку в этой ситуации ребенок более естественен и раскрепощен, при этом он не боится что-нибудь забыть, им движет знание общего смысла каждой сцены и своей роли.
При работе с детьми над спектаклем анализируется каждое событие, выясняется, в чем его смысл, в каком месте и в какое время оно происходит (предлагаемые обстоятельства). Поскольку дошкольники мыслят конкретно, им удобнее действовать в условном пространстве, и котором определено, что где находится («Дом Цветика», «Дом Сиропчика», полянка, садик с цветочными клумбами и т. д.).
Не менее важно проанализировать с детьми характер каждого персонажа. Так, например, какой характер у Незнайки? Да, он драчун, хвастун, но при этом у него есть и положительные качества. За что можно любить Незнайку? Над этим вопросом нужно подумать вместе с детьми. Наверное, у Незнайки есть много симпатичных качеств: он очень активный, все время в действии, и главное — он добрый. Только потому, что его не всегда понимают и дразнят, он бывает вредным, но в глубине души он очень ранимый и незлой.
После такого анализа нужно подумать (также вместе с детьми), как показать в спектакле, что Незнайка на самом деле добрый, как вызвать сочувствие к нему. Ведь в тексте прямых слов об этом нет. Если дети затрудняются, то можно подсказать: ввести, например, в какую-нибудь сцену собаку (кошку) и показать, как Незнайка ее гладит, либо ввести дополнительный фрагмент, в котором Незнайка кому-нибудь помогает (перевозит в тележке фрукты или собирает выпавшие из машины Сиропчика кирпичи). Подобным образом нужно охарактеризовать каждого героя, помочь ребенку создать правдивый образ и найти точные средства для его воплощения.
Пожалуй, больше всего проблем возникает в процессе репетиционной работы. Репетировать с дошкольниками нужно совсем не так, как со старшими детьми или со взрослыми. Следует избегать в первую очередь утомления, при котором рассеивается внимание, пропадает интерес, а вместе с ним и весь смысл занятия. Репетиция может строиться только как творческая игра, где у каждого есть своя конкретная роль. Лучше всего вести репетиционную работу по сценам с подгруппами детей, так как это во всех случаях менее продолжительно и более продуктивно.
Но вот наступает момент, когда все сцены нужно свести воедино, т.е. общей, объединяющей репетиции не избежать. Чтобы это «мероприятие» не оказалось слишком продолжительным и утомительным, его организация должна быть наиболее четкой. Кроме того, лучше всего придерживаться правила: во время сводной репетиции не останавливаться на мелочах (на том, что кто-то «запнулся» в пляске, забыл строчку в стихотворении и т. д.). Основная задача — сведение всех компонентов (музыкальных, пластических, речевых) в единый спектакль, создание значимого художественного целого. А для этого проигрывается весь спектакль от начала до конца, включая исполнение танцев, песен и другого музыкального материала. Как показывает опыт, не нужно бояться, что детям «потом будет не интересно», так как по-настоящему художественный материал с каждым разом воспринимается все с большим пониманием и интересом. Более того, у детей есть потребность в повторении наиболее любимых песен, стихов, сказок и пр.
На сводной репетиции желательно опробовать все костюмы, атрибуты, рассмотреть декорации и постараться «вжиться» в ситуацию. Сам характер общения на репетиции должен быть легким, необходимо создать приподнятую творческую атмосферу, не допускать «задалбливания» отдельных номеров и нервозности. Искусство педагога заключается в том, чтобы подвести детей к ощущению, что они сами все придумали. Как уже отмечалось, в процессе сводной репетиции проигрывается в основном весь спектакль, кроме отдельных (особых или сюрпризных) моментов. Так, в спектакле про Незнайку таким моментом может быть появление Робота и выполнение детьми шуточных заданий. Ясно, что с этими заданиями дети справятся, и, если они будут преподнесены как сюрприз, то доставят еще больше радости.
 
Важный момент в спектакле — его темпоритм, тональность, которые многом определяются музыкой, пронизывающей все представление. С этой точки зрения основные «нити», воздействующие на эмоции, настрой детей, в руках у педагога, сидящего за роялем. От звучания музыки во многом зависит единое художественное целое, а значит, и успех спектакля, Хотелось бы пожелать музыкальным руководителям: меньше слов, больше музыки, которая является главным помощником режиссера и одним из главных «действующих лиц» всего спектакля. По музыкальному сопровождению можно заранее прохронометрировать будущею представление и, прикинув время на диалоги, определить примерную продолжительность спектакля. В нашей практике спектакль про Незнайку шел около 40 минут, что является оптимальным временем.
Когда все репетиции позади и спектакль готов, наступает ответственный момент, который можно назвать «премьерой». В этот день особенно важен эмоциональный настрой детей, который помогут создать все педагоги и, конечно, родители (с ними заранее обсуждается предстоящий спектакль и его значимость для детей). Если случается непредвиденное; кто-нибудь из ведущих «артистов» заболевает и не может играть, — то к этому тоже нужно быть готовым. Как и в настоящем театре, лучше всего подстраховаться дублерами, которых вы выбираете заранее и также с ними репетируете. В дальнейшем, при повторных представлениях, ведущие роли играют дублеры.

7. Игра в пересказывание сказок и историй «наоборот»

Сочинить новый сюжет можно путем пересказывания событий в обратной последовательности, либо изменив характеристики персонажей, мотивы их поступков и т. д.
Попробуем, например, подсказать, как можно рассказать сказку «Колобок» наоборот.
Сначала все происходит по тексту сказки. После того, как Старуха испекла Колобок и положила его на окошко студиться, педагог замечает, что Старуха от работы устала и заснула, а Колобок лежал-лежал на окошке, стал черстветь и... покатился по дорожке. Затем он встречается с известными персонажами и предлагает им себя съесть (ноет рекламную песенку).

Итак, творческие задачи:

1.    Сочинить рекламную песенку Колобка.
2.    Придумать ответы зверей, которые не хотят его есть.
3.    Придумать счастливый (и поучительный) конец всей истории.

Такую сказку, как «Теремок», также можно пересказать «наоборот», оттолкнувшись от скрытого предостережения, заложенного в ее сюжете. На самом деле Теремок развалился не по вине Медведя, а потому, что, согласно народному поверью, в заброшенных избах нельзя селиться, поскольку в них обитает «нечистая сила», которая не позволит новым хозяевам там располагаться. Поэтому напрашивается другой ход событий: звери подходят к Теремку, спрашивают, кто там живет, но заходить туда не решаются. Постепенно они все собираются у ворот Теремка и решают построить новый дом. В этом случае роль Медведя становится положительной, так как он — самый сильный, может лес валить, бревна носить. Заканчивается сказка новосельем и общим весельем.

8. Игровые и развлекательные программы

«Цирковое представление», КВН, «Что, где, когда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес» и многие другие игровые программы познавательно-развлекательного характера также могут быть моделями для содержательных игр. Рассмотрим этот процесс на примере подготовки досуга на тему «Цирковое представление».
Самое главное — это вызвать у детей интерес к игре, пробудить мотив к разворачиванию творческой деятельности. Но интерес зависит от знаний и представлений о том, что такое цирк, какие артисты в нем выступают. Поэтому, в зависимости от возможностей, с детьми нужно посетить цирковое представление или посмотреть передачу по телевидению, а также прочитать на эту тему стихи С. Михалкова, С. Маршака и других авторов. Впечатления детей необходимо подкрепить в беседах, рисунках, ролевых играх.
От свободных игр на данную тему можно перейти к работе над «цирковой программой», которую педагог мотивирует подготовкой к празднику (например, к новогоднему утреннику). В ходе бесед педагог вместе с детьми обсуждает предстоящую «цирковую программу», какие «артисты» будут принимать в ней участие, кто кем хочет быть. При этом очень важно, чтобы воспитатель проявил свою собственную заинтересованность в предстоящем деле, не забыл выбрать роль для себя и при этом сумел помочь каждому ребенку высказать свое мнение.
Большое значение для эмоционального настроя детей, активизации их творческих проявлений имеет подбор музыкальных произведений. Ведь музыка способна на более тонком уровне, чем наши словесные указания и пояснения, подсказать выразительный жест и интонацию характер импровизации в целом. Поэтому сам творческий процесс — создание отдельных номеров исходит вначале от замысла, а потом уже опирается на поэтические и музыкальные произведения, подобранные педагогом. Рассмотрим это на конкретном примере.
Начало представления: марш-парад всех его участников. Музыкальное сопровождение — веселый марш (например, «Марш Радецкого» И.Штрауса) или песня В. Шаинского. «Цирк, цирк, цирк», либо другая веселая музыка, но с оттенком торжественности, желательно в маршевом ритме. Под эту музыку дети вместе с педагогом придумывают, как оформить праздничное шествие цирковых артистов, каким образом они пройдут по залу и как остановятся (полукругом, шеренгами, колоннами или буквой П). Марш-парад заканчивается приветствием зрителей:

Цирк! Цирк! Цирк! Цирк!
В цирке очень хорошо!
Всюду празднично, светло!
Здесь гремит веселый смех!
Акробаты и жонглеры,
Дрессировщики, танцоры
Приглашают в гости всех!!!
С. Михалков

Снова звучит музыка, участники марш-парада расходятся по местам и готовятся к выступлениям.
Поскольку программу представления кто-то должен вести, необходимо с детьми обсудить, кому это лучше поручить: ведущему (взрослому) либо детям в роли клоунов. Если клоунам, то нужно им придумать имена, такие, например, как «Да» и «Нет», «Финти» и «Флюшка» и др. В зависимости от выбранного имени для клоунов подбирается наряд, обсуждается характер их поведения на арене.
Какие же цирковые номера можно подготовить с детьми? Как показывает практика — любые, так как все трюки и фокусы исполняются условно, понарошку. Наиболее типичными для подобного представления являются выступления следующих «артистов»: балерины на канате, силача-штангиста, дрессировщицы со своими питомцами '(лошадками, тиграми или львами, собачками, попугайчиками и др.), акробатов, жонглеров, фокусника и т. д.

Разберем подготовку каждого номера.

Танец балерины на канате

Музыкальное сопровождение — яркая вальсовая музыка «Венский вальс» Мейчика или Штрауса). Для обыгрывания необходим канат (лучше широкая лента), который лежит между двух тумб или обручей. Балерина-эквилибристка импровизирует свой танец, держа в руке (для равновесия) воздушный шарик, веер или шест. В движениях нужно передать ощущение неустойчивости. Для объявления этого номера воспитатель вместе с детьми сочиняет несколько стихотворных строк, например:

На канате балеринка,
Словно легкая пушинка,
И танцует, и кружится...
«И при этом... не боится!»
Или « Ей бы только не свалиться!»     (Варианты последней строчки, подсказанные детьми)

Чтобы подвести детей к импровизации стихотворного текста, педагог вначале предлагает основные слова: «балеринка», « кружится», к которым все вместе подбирают соответствующие рифмы. Такое коллективное сочинение становится игрой, а это развивает словарный запас, чувство ритма, память.
После танца балерины уместно появиться клоунам, которые пытаются также потанцевать на канате, но у них ничего не получается, и они забавно «падают» с каната. Интермедия с клоунами — это импровизация детей, которые, войдя в роль, сами находят смешные шутки.

Выступление силача

Музыкальное сопровождение — спортивный, шуточный марш.
Силач под музыку выполняет упражнение с огромной «гирей» (подбрасывает её вверх, перекатывает из стороны в сторону). Затем без музыки (под барабанную дробь) поднимает «штангу». В движениях, мимике важно передать мышечное напряжение, неимоверные усилия. После выполнения этого действия «помощники» подбегают к силачу-атлету, вытирают с его лица пот (один конец полотенца можно заранее смочить водой, чтобы потом с эффектом его отжать).
Клоуны также пытаются поднять «штангу», но у них ничего не получается.

Выступление жонглеров

Чтобы имитировать жонглирование, используют специальный атрибут: к легким блестящим кольцам или шарикам прикрепляют леску, концы которой и держат «артисты». Музыкальное сопровождение — канкан Ж. Оффенбаха из оперетты «Прекрасная Елена». Танец с мелькающими в руках кольцами строится на галопе по кругу, кружении на подскоках и т. д.

Выступление дрессировщицы с дрессированными зверями

Этот номер может быть достаточно расширен, так как выбор «зверей» очень большой. Остановимся на типичных примерах. Представим, что на арене цирка выступают львы, медведь, лошадки, попугайчики. Можно, конечно, «пригласить» и клоуна Куклачева с его кошками. Музыка для каждого выступления подбирается отдельно. Например, для танца лошадок— полька И. Штрауса «Трик-трак», для танца медведя — вариации на тему русской народной песни «Из-под дуба». Дрессированные львы выступают без музыки — в особо опасных моментах под барабанную дробь. Этот номер обыгрывается как ролевая игра, и в этом особая трудность, поскольку надо суметь простимулировать в детях их самостоятельную творческую деятельность.
Начинается игра с выбора имени для каждого хищника. Например, самого большого льва назовем Цезарь, а самого маленького (львенка) — Чарли. Повадки и характеры у хищников также различны: одни агрессивны, они все время рычат, лапой замахиваются на дрессировщика, а другие —ленивые, сытые, все время зевают. Педагог в беседе с детьми анализирует поведение каждого персонажа, помогает в выборе выразительных, точных жестов и действий.

Выступление фокусника

Эта сцена — кульминация всего представления и также состоит из нескольких номеров. Например, фокусник достает из «пустой» коробки и разбрасывает множество ленточек. Девочки подхватывают эти ленты и танцуют с ними. В следующий момент фокусник достает из рукавов клоунов шелковые платки, с которыми также импровизируется танец под музыку. Таким образом обыгрывается каждый атрибут — мячи, ленты, цветы и пр.
Музыкальное сопровождение для выступления фокусника подбирается в зависимости от его образа. Если это факир-индус, то подходит музыка Н. Римского-Корсакова «Песня Индийского гостя» или другая восточная мелодия. Элегантному фокуснику в черном фраке больше подойдет рэгтайм С. Джоплина («Увеселитель»). Для объявления этого номера можно сочинить, например, такие стихи:

Выступает перед вами
Знаменитый чародей!
Чудеса творит он с нами —
Удивляет всех... (детей или людей)!

При подготовке номеров с «чародеем» не всегда просто продумать техническую сторону фокуса. В этом случае нужно воспользоваться сонетами известного иллюзиониста А. Акопяна или выбрать несложные фокусы, описанные в номерах журнала «Юный техник». А вот самые простые с технической точки зрения «чудеса»:

• Берутся баночки с водой, на крышки которых изнутри нанесена краска (гуашь), фокусник накрывает баночки платком, затем встряхивает их — вода окрашивается.
• В край платка зашита спичка. Отдельно показывается другая спичка, которая на глазах у зрителей заворачивается в платок. Фокус заключается в том, что ломается спичка, зашитая в край платка, а целую фокусник придерживает в руках.
• Блюдо с яйцами: заранее целые яичные скорлупки (содержимое выдувается через две дырочки) склеивают в виде горки на блюде из папье-маше. Блюдо ставится на голову (руками нужно поддерживать). С этим блюдом фокусник танцует, наклоняется, приседает — яйца не рассыпаются. Поскольку это фокус-шутка, его уместно исполнить и клоуну.

Игра «Цирковое представление» заканчивается торжественным шествием всех участников.
Таким образом, подготовка к тематическому досугу перерастает в длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети пробуют себя в разных ролях. При этом развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, творческое мышление и исполнительские способности. Взрослые также принимают активное участие в игре, решая достаточно сложные педагогические, творческие и даже технические задачи. Желательно также, чтобы в игру «Цирк» были включены и такие роли, как «художник-оформитель», «режиссер по свету», «звукооператор», «кассир», «контролер» и т. д. В этом случае детям будет предоставлена широкая инициатива, позволяющая получить разнообразные знания о работе циркового коллектива, о подготовке спектаклей. Кроме того, педагог сможет включить в игру самые разнообразные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, трудовую и, конечно, игровую.
Рассматривая процесс подготовки детей к тематическому развлечению на примере игры «Цирковое представление», нельзя не отметить еще один существенный момент — организацию проведения репетиций. Долгое время наша традиционная методика избегала этого слова, считая, что с дошкольниками нельзя репетировать. Однако что такое репетиция? Все знают, что это — поиск способов взаимодействия всех участников представления, а также повторение наиболее удачных, понравившихся действий. Безусловно, для слаженного, подготовленного выступления необходимы репетиции как отдельных номеров, так и представления в целом (кроме сюрпризных моментов — клоунад, фокусов и некоторых шуток). Задача педагога — превратить эти репетиции в веселые творческие игры, в процессе которых не только оттачивается исполнительское мастерство, но и предоставляется ребенку возможность попробовать себя в разных ролях. Взрослые репетируют вместе с детьми, принимая на себя любую роль — звукооператора или режиссера, клоуна, фокусника или дрессированного льва — в зависимости от психофизических данных и педагогических задач.
Игра в цирк безгранична. Она удобна еще и тем, что в ней могут принимать участие все — и взрослые, и дети любого возраста (от 3-х лет и старше). При организации игры в цирк педагог имеет полную свободу в выборе номеров, последовательности их исполнения. Успех той или иной программы во многом зависит от подготовленности выступлений, их оформления, от вкуса и чувства юмора постановщика и от того, насколько выразительны и эмоциональны дети. Наличие сценария в подобных ситуациях чисто условное, так как ход выступлений может быть изменен (или заменен) в зависимости от ситуации, инициативы детей. Готовность взрослого (ведущего) к гибкому проведению запланированных досугов и тематических занятий во многом определяется его профессиональным уровнем, опытом, психологической готовностью к экспромту.
 
Итак, мы коротко описали некоторые опорные схемы (модели), на основе которых можно «конструировать» игровые сюжеты для сценариев праздничных утренников, вечеров развлечения и практически любых занятий: по экологии, развитию речи, математике, физкультуре, изобразительной деятельности, музыке.
На самом деле, тем для обыгрывания очень много (это и «детективные истории», и проведение «суда» над отрицательными персонажами, и организация «балов» и «маскарадов» со сказочными персонажами, и многое, многое другое).
Продолжать примеры, наверное, нет смысла. Многие сценарии, опубликованные в журнале «Музыкальная палитра», являются разработкой предложенных выше моделей.
Мы надеемся, что данная технология поможет вам организовать общение с ребенком, даст новый толчок для творческого поиска, увлекательного сотрудничества с детьми разного возраста.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования