Общение

Сейчас 396 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Заколдованный мальчик

— Я - комета. Видишь, у меня шлейф? - заявляет с порога Софийка, одетая в наряд собственного изготовления из двух красивых платков. - Я - небесное тело. Я не планета, я летаю по своей траектории.
Вдвоем с Веруней они забираются в «гнездо» спортивного комплекса играть там в небесные тела, пока приходят и раздеваются остальные дети.
Маленькую домашнюю группу, чтоб учиться грамотно и конструктивно общаться и вести себя в обществе, я собрала для своей внучки, когда ей исполнилось 3 года. В перспективе - обучение грамоте «по Шулешко», а пока - игры, общая трапеза, кукольный театр, походы... Мы проращиваем семена и печем куличи, много мастерим. Так мы занимались в прошлом году. А в этом родители сделали спортивный комплекс с большим «гнездом» и зацепами для лазания, к нему еще на толстых веревках длинные качели, которые превращаются для нас то в самолет, то в космический корабль для путешествий по другим планетам.
В этом году в нашу компанию пришли двое новеньких, постарше наших - Антон и Полина. Их семьи дружат между собой. Они держатся пока настороженно и что-то такое в мальчике зреет...
— Почему этот мальчик такой злой? - спрашивают дети.
— Он не злой, он заколдованный, - отвечаю «на автомате».
— А как его расколдовать?
— Пока не знаю, но подумаю.
Так возникла тема «Заколдованного мальчика».
Волшебное зеркало Злого Троля, Снежная королева, снежинки, верная, любящая Герда - как-то само собой получилось, что я стала рассказывать детям Снежную королеву.
Все это превратилось потом в красивый теневой спектакль с перчаточными Гердой и Каем. Мы много играли его и для себя и для родителей. А пока странное поведение Антона стало превращаться во все более резкое.
Агрессивное и деструктивное поведение - проблема, возникшая в этом году. В общих чертах понимая истоки и причины этого явления у ребенка, я совершенно не имею опыта борьбы с этой напастью. В моей работе в Театральной студии всегда есть персонаж, благодаря которому естественное желание ребенка побыть плохим - агрессором и врединой - находит выход. И постепенно ребенок избавляется от своих комплексов. Люди посторонние часто говорят мне: «Какие у вас добрые дети!».
Но в такой маленькой домашней группе, где все по-другому, я даже растерялась.
Ввожу правило «СТОП»: громко и четко произнести «Стоп» - и тот, кто нападает, или дерется, или что-то опасное делает, должен остановиться.
Правило принимается и ... не работает.
То есть тот, кто и так понимает про «правила», тот и это правило принимает и выполняет. А тот, кто по правилам не живет и не играет?!..
Слава Богу, мы успели уже наработать некоторую сплоченность группы и всем вместе нам не так страшно, и мы можем противостоять агрессии.
После мучительных сомнений я все-таки решаюсь поговорить с родителями. Отец назначил встречу на очень поздний вечер, но уже с утра мне было не по себе.
Высокий красавец-отец и маленького роста, но волевая мать, по специальности дирижер народного хора, они ожидают третьего ребенка. Отец показался мне при первом знакомстве менее авто-ритарным и категоричным, и потому я решила поговорить сначала с ним. Разговор был тяжелым, его вопросы ставили меня в тупик. «Как вы их наказываете?», «Как устанавливаете свой авторитет?». Понемногу стала проясняться его картина устройства семьи и общества, в которой, как в царстве животных, самый сильный самец главенствует, остальные подчиняются. Мне показалось, что и для него самого это было в некотором смысле откровением. Во всяком случае, более открытая жена его не раз утверждала, что они придерживаются в семье самых демократических взглядов на воспитание.
Мне стала более или менее понятна позиция мальчика, который, как и отец в семье, попытался выстроить в нашей компании строгую иерархию согласно семейным ценностям, и его страдания по поводу того, что это у него не получается.
Излишне, наверное, говорить, что ночью я не спала, и утром с тревогой ожидала Антошу. Придет - не придет?
— А Антон не придет, его наказали, потому что он дерется, - говорит мне грустно Поля.
... Хорошо, что дети уже и без меня могут хорошо играть.
На душе гнусно, тяжко! Будто ласточку убила! Хотела помочь ребенку, поговорить с родителями... Вот и «поговорила»! Предала, нажаловалась! А ему так нравилось сюда ходить! С родителями я должна быть честной и если что-то меня тревожит в поведении ребенка, то выяснять. А если взгляды на воспитание расходятся, то отказываться от ребенка, чтобы не вносить конфликта в систему ценностей самого ребенка, не рвать его пополам. Все правильно. Родители сами определяют, какой педагог им подходит и в какую школу его отдавать, в вальдорфскую, или в кадетский корпус. И всё же, всё же, всё же...
Поля продолжала ездить к нам и стала совсем своей. К Рождеству мы показали родителям спектакль и приготовили пирог, и каждый ушел с маленьким перчаточным Ангелом-хранителем на каникулы.
А я все продолжала думать об Антоше.

*
— Зачем они его так далеко возят? Типичный садовский мальчик, - говорит одна из мам и все согласно кивают.
То есть в сознании большинства есть какой-то образ детсадовского ребенка. Но образ этот создает не сад, а сами родители, причем задолго до того, как привели туда своего ребенка. Этот образ не в сознании, но в подсознании большинства.
— Одевайся, я сказала! - твердит мама, все сильнее раздражаясь, и не замечает, что «я сказала» - это единственный аргумент, который она предъявляет ребенку, не заботясь о другой аргументации.
А ребенок?
— Не буду! Не хочу!
— Я - твоя мать!
Это все очень глубоко лежит. То, что ребенок - личность, и какие-то другие могут быть аргументы в отношение собственного ребенка, кроме «я - твой отец, и ты должен меня слушаться», не осознаётся родителями. В государстве с такими прочными и древними авторитарными традициями, глубоко лежащими в сознании большинства, по-другому и быть не может.
— Слушайся Мариванну! Она - твоя воспитательница, - наставляет мать сына, приводя в группу детского сада. И тот принимает эту систему общественного устройства, как данность.
— Слушайся учительницу! - повторяет она первокласснику.
— Господи! Когда же тебя в армию заберут! - причитает она, когда сын-подросток не признает ее авторитета и школьных учителей не боится.
Логика авторитарной системы такова: растущей силе и самостоятельности личности она противопоставляет силу еще большую. До массовых репрессий включительно.
— А как иначе?
С воспитательницей ребенок чувствует себя защищенным. Если она вдруг заболела или ушла, он, скорее всего, будет плакать и бояться...
А как учить первоклассников, если они все одновременно говорят, и никто никого не слушает...
А многим знакомое чувство защищенности в общем строю! Я помню, как я растерялась, впервые начав работать в «Школе самоопределения». Ужас! Я предлагаю детям такие интересные вещи, а они, немножко позанимавшись со мной, убегают к каким- то другим не менее интересным занятиям, и закончить или хотя бы просто продолжить с ними начатое мне никак не удается. Я - к учителям: «Как работать, дети разбегаются!?» Те загадочно улы-баются: «Ищите подходы...» И я стала искать.
Это было не просто. Разболтанных, избалованных, не желающих напрягаться людей везде много, и в «Школе самоопределения» - тоже. Но только в ней это - в порядке вещей, когда мне звонит домой второклассница и говорит, что хочет, чтобы я с ними занималась театром. Я сказала, что нужна группа, и если она соберет такую группу, то будет театральный кружок. Она группу собрала. И с этими детьми я потом делала удивительные вещи, то, что после мне ни с кем и никогда не удавалось делать. В «Школе самоопределения», кстати, нередко проходили семинары для педагогов других школ. И вот однажды после ноябрьской конференции меня пригласили поработать по совместительству в другой школе. Условия предложили прекрасные. Я согласилась. В ожидании директора в холле этой школы я наблюдала с удивлением такую картину: во время перемены первоклассники чинно парами ходят по кругу, педагог стоит рядом, надзирает. Впоследствии я познакомилась с этими детьми и они меня очень полюбили. Но поворачиваться к ним спиной было нельзя... Не шкодить, когда на них не смотрят, они уже не могли.
У меня в этой школе было много успешных спектаклей, фестивалей и поездок. Еще бы! Я так сильно отличалась от того, что они знали, что подростки репетировали, старались, занимались с такой любовью, с такой страстью... чудеса творили.
Спустя год я уходила из этой школы... «с боями». Но это уже отдельная история.
В «Школе самоопределения» кроме тех детей, чьи родители выбрали эту школу сознательно и водили туда детей с детского сада, было еще довольно много тех, кого выгнали из других школ за очень плохое поведение или\и кромешную неуспеваемость. Сначала такие дети, совершенно ошалев от количества свободы и доверия, прекращали учиться вовсе и/или пускались во все тяжкие в смысле поведения. Проходило довольно много времени, пока подросток успокаивался и начинал учиться.
Мы с педагогами детского сада часто обсуждали такую тему - вообще свобода и доверие - это может быть вредно? Ну, скажем, сломана рука, и ты ей предоставляешь слишком много свободы - она ведь будет болеть...
— Это я всё про что?
— Да про «заколдованного мальчика»...


"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования