Общение

Сейчас 953 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Классный кукольный театр

— Ка-а-ак? Ты с ними только полтора часа в неделю занимаешься? Я - по три часа - три раза в неделю, и то научить не могу,
— удивляется моя коллега.
А я и не учу их вовсе! Очень странно это - учить детей играть! Я делаю с ними куклы и отдаю домой.
Всё.
Я даю детям инструмент, и они им работают сами: играют, представления показывают, тренируются, развиваются. Во всяком случае, когда они приходят ко мне после каникул, они все умеют работать куклой и с удовольствием это делают.
Вот тут-то и можно начинать с ними, если вы, конечно, классный учитель или классный родитель, Классный кукольный театр.
Дети сами предлагают сказку и сами ее начинают импровизировать.
— А что играть-то?
— Да все народные сказки будто созданы для импровизации.
«Жил-был Царь. И было у него три сына».
Какой он был, этот царь, как сыновей своих учил, воспитывал, как утром просыпался, что на обед ел.... Ничего не сказано. Придумывай!
Мои-то дети, впрочем, давно это умеют. На самом первом занятии мы уже играем с ними «Теремок», это в первом классе. И на втором занятии - тоже. Представьте, им это не скучно! Мы ведь не так просто играем, а импровизируем всякий раз: Мышка зерно мелет, пироги печет, Лягушка воду для бассейна носит, Дракончик в печке дрова поджигает...»
Да-да, у нас и Дракончик, и Лошадка в Теремке, бывает, проживают...
Потом любимой сказкой становится, например, «Заячья избушка».
Сыграли мы как-то раз на занятии «Заячью избушку», как водится, раза два подряд.
На следующее прибегают мои первоклашки:
— Тётя Юля, а мы будем сегодня «Заячью избушку» играть?
И на третьем... опять «Заячья избушка»! Что-то, видно есть в этой сказке такое важное для ребенка! Пожаловаться на обидчика? Защитить слабого? И потом, «Зайчиком я уже был, а вот Петушком - еще нет!». И Лисой - тоже, и, вообще, уж я бы так сказал: «Как выскочу, как выпрыгну...», у меня бы лучше всех получилось! Текст мы не учим, разумеется. Один раз только ребенок попросил ему слова написать, чтоб дома учить. Но это особый случай, у него и мама, и бабушка - обе учительницы начальной школы.
«Золушка», «Красная шапочка», «Несёт меня Лиса», «Козлята и Волк» - дети сами предложат подходящие сказки.
Если кто-то вдруг предлагает «Гарри Поттера» или «Холодное сердце» я, конечно, развожу руками:
— Нам так не сделать, это слишком трудно...
Но не потому, что трудно, а потому, что в авторском произведении нет воздуха для импровизации. А инсценировка - это особый вид литературы, далеко не всем профессионалам даже посильный.

Кукольный театр в начальной школе

Если для первоклассников игра в кукольный театр интересна сама по себе, то во 2-4 классе, когда личность ребенка открывается в мир, для него становится важным делать нечто важное для других и получать признание и одобрение окружающих. Теперь их умение делать кукол и давать представления приобретает совсем иную цену! 9-10 лет - возраст наиболее подходящий для создания в классе театрального коллектива.
У кукольного театра есть ряд преимуществ.
Ширма закрывает робкого артиста от зрителя и позволяет, не смущаясь, играть любой персонаж.
Разномасштабные, фантастические, комические персонажи, любые декорации, любой сюжет - всё доступно театру кукол. Сам жанр диктует свободу для самовыражения, и все, взрослые и дети, чувствуют себя «на равных».
Но главное, абсолютно любой желающий может найти себе работу в этом общем деле. Нужно придумывать сюжет, нужно шить персонажей, нужно делать декорации, свет, звук, спецэффекты, нужно рисовать афишу и раздавать билеты, расставлять стулья в зрительном зале... Ну, и исполнять роли, причем, не одну, а несколько. И каждый ученик в классе может почувствовать себя успешным, нужным, незаменимым. Общее дело объединяет, помогает выстроить здоровые, товарищеские отношения.
Затраты минимальные.

Ширма

Как сделать ширму? В школьной мастерской на заказ? Или отгородить угол класса занавеской? Или из подручных средств смастерить самому?
Предположим, у нас с вами ничего нет, ни инструментов, ни материалов, ни навыка столярных работ...
Ну, пару лыжных палок и швабру в школе найти можно?
Этого хватит.
Лыжную палку приматываем скотчем к стулу вертикально на нужной высоте. Стул лучше пригрузить, например, 5-литровой бутылкой с водой. Это стойка. Аналогично - вторая стойка. В петли лыжных палок вкладываем швабру (рейку, лыжину, орешину из соседнего леска). На неё вешаем занавеску (скатерть, одеяло, шаль) - ширма готова. Для репетиции сойдет. Для спектакля придётся сделать по бокам еще две загородки аналогичным образом. А дома можно использовать проём двери или накрыть скатертью пару стульев.
Традиционный театр Петрушки не имеет декораций вовсе. Если вам всё же нужны декорации, вы крепите их к стене за ширмой или вешаете на ширму спереди, или устанавливаете на штативе.
Если же у вас есть возможность набить холст на подрамник, то это удача! В нем можно сделать отверстия, и тогда у вас будут «домики с окошками», «деревья с дуплами», «косогор с норками». Детям очень нравится выглядывать в окошки, а главное, не нужно «держать грядку», то есть, держать руку на одном уровне, не проваливая.
Потом ваши дети узнают, что есть Сицилийская марионетка, Вертеп, «чёрный кабинет», Театр теней - испанский и индонезийский... и много всяких разных конструкций театров кукол, и, я надеюсь, вам самим станет интересно кое-что из этого разнообразия попробовать.
Преимущество театра кукол еще и в том, что множество подлинных любителей и ценителей театра смогут найти себя в деятельности не собственно исполнительской, а вокруг.
Я сама из таких любителей. В пионерском лагере мне посчастливилось однажды участвовать в настоящем любительском театре. Наш молодой режиссер делал свою дипломную работу, а дети и взрослые большого пионерского лагеря были его актерами. Но мне-то совсем не хотелось на сцену. Я бы чувствовала себя там неловко, скованно. Я просто каждый день приходила на репетицию и готова была делать любую работу, я наслаждалась тем, как играют другие. С какой радостью я вместе с еще одним мальчиком сгибала и трясла огромный кусок жести, изображая далёкую канонаду, потом двумя дощечками мы делали цокот копыт - это очень трудно. И выстрел - доской об пол! Еще я была суфлёром. Это - счастье! Артиста видно близко! Вернувшись домой, все спектакли я разыгрывала в лицах перед домашними.
Второй раз такое счастье я испытала, когда работала в по-становочной части Театра Пластической Драмы Гедрюса Мац- кявичюса. Этот театр - самое сильное эстетическое впечатление всей моей жизни, а я видела немало. Другого такого поэтичного, искреннего, эмоционального, мощного театра я не знаю. Он сильно обогнал свое время по способу мышления, по языку, по глубине, по выразительности, по тематике - это совсем новый жанр. В то время это был театр, что называется, «не для всех». Сейчас в интернете можно найти кое-какие видеозаписи, но это, увы, совсем не то, что живое присутствие на спектакле. Впечатление было таким сильным, что еще месяц тебя будто крылья носили. У театра был большой репертуар. Я помню потрясение от спектакля «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова. Ёмкий, многоплановый роман-эпопея, казалось, не предназначен вовсе для театра. И вот, чудо! Вся поэтика древних легенд этого романа и фэнтэзи полета в космос, и бытовые сцены послевоенных лет, и тот трагический эпизод, когда Едигей теряет любимую. Причём и верблюд Едигея и он сам сыграны одним и тем же артистом, и мы видим муки героя через эти два образа, которые актер играет одновременно. Никогда еще пластическое искусство не поднималось до таких высот обобщения и метафоричности! Спектакль этот много раз переделывался и так и не был завершен...
Впрочем, я отвлеклась.

Репертуар Классного кукольного театра

Итак, мы начинаем, как всегда, с конца. Сначала играем, а потом уже репетируем. По другому непонятно детям, зачем тренироваться, учить текст, и только попробовав самостоятельно что- то сделать и столкнувшись с трудностями, подросток начинает сам искать. И сам просит: «Покажи, как ты это делаешь, почему у меня-то не получается».
Представьте, что дети уже делали своих кукол, играли ими и имеют представление о том, как это можно делать вместе. Они уверены, что всё у них получится, и каждый предлагает свою сказку. Мы делимся на группы, и каждая быстро готовит своё представление и показывает остальным. Такие этюды очень нравятся детям и они очень полезны, несмотря на несовершенство исполнения. Постепенно набираем мастерство и отбираем удачные идеи. Выбираем сказку общую для всех. А еще лучше, сочиняем вместе свою. Какую бы прекрасную пьесу ни принёс педагог в класс, для детей она будет чужой, пока сами они не включатся в поиски и не появится заинтересованность собственная. Здесь нельзя спешить.
Мы играли однажды с ребятами «Снежную королеву». Не для зрителя, для себя. Разделили сказку на эпизоды, каждая группа готовила свой. В ходе подготовки менялись ролями и эпизодами. Потом пригласили младших студийцев, им тоже нашли дело: свита Снежной королевы - для одних, а для других - ангелы, сопровождающие героиню. Вы помните, в царстве Снежной ко-ролевы, Герда начинает читать псалом (в советских изданиях книги не было этого эпизода) и множество ангелов окружают ее и помогают преодолеть вьюгу. Мы долго готовили эту постановку. Огромная, до потолка, Снежная королева на тростях, в мантии из белого тюля управлялась тремя артистами, она летала по залу и Свита сопровождала её. Музыка Баха, Вивальди, Чайковского - мы пробовали разную. И всегда было здорово! Особенно, сражение Свиты Снежной королевы с ангелами! Перед началом представления я выставила огромную и прекрасную нашу Снежную королеву в холле.
Герд у нас было четыре - по числу эпизодов. И два Кая - для первой и для последней сцены. При том, что есть великолепная пьеса Евгения Шварца, мы все равно сочиняли свою. Это был выпускной класс начальной школы. Любовь Герды, ее верность и ее подвиг близки и понятны детям. Ребята выбрали эту сказку сами, и это была их собственная полуимпровизационная пьеса, «по мотивам». Многие авторские произведения в процессе своей жизни становятся как народные. Бесконечные истории про Золушку или про Гадкого утёнка. Подросток ощущает их так, будто они про него написаны. И нам нельзя отказываться от этих сюжетов, несмотря на их банальность. Ведь мы всё это делаем не для зрителя, а для артиста. Все роли мы исполняли в живом плане (без кукол), в процессе путешествия Герды перемещаясь по всему пространству студии, и каждый артист прожил, а не отыграл свой эпизод.
— А куклы?
В них-то всё и дело!
В холле, красиво подсвеченная цветным прожектором стояла Снежная королева и каждый мог её как следует разглядеть. И вот, когда все уже были готовы в зале к началу действа, я вместе с артистами, играющими Свиту Снежной королевы, вышла в холл за куклой. Взяв трость, идущую к голове куклы, и переглянувшись с теми, кто взял трости с «руками», я потихоньку повела куклу в направлении зала. И «свита»... завизжала. Такого сильного впечатления я даже не ожидала. Справившись с первым испугом и немножко успокоившись, мы, уже вместе, влетели в зал. Эффект был тот же! Мы все, артисты и зрители, на самом деле попали в Сказку, и дальше играть было уже легко.








"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования