Общение

Сейчас 425 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Перчаточная кукла

Каждый год я начинаю курс с перчаточной куклы.
Потому что перчаточная, собственноручно сделанная кукла - вещь, безусловно, магическая. Это второе «я» ребёнка и момент его взросления и осознания себя. Это переход в новое качество себя, как Творца, и как Родителя. Это терапия и самопознание. И мы это всё неспешно с детьми проживаем. Вы и сами убедитесь в чудесных свойствах этой куклы, если попробуете ее использовать. Но для начала одно упражнение для кисти руки.



Попробовав проделать это, вы наверняка почувствуете, какой напряженной работы и самоконтроля требует это простенькое упражнение. Так и есть, это первые навыки самоконтроля и самовоспитания - моя рука - это я. И я собой руковожу. И я собой владею.
Для того чтобы сделать перчаточную куклу, достаточно одной маленькой картофелины. В картофелине проделываем отверстие для пальца (круглым ножом для овощей, небольшой круглой стамеской, тонким перочинным ножиком...). Надеваем картофелину на указательный палец - получилась голова. Глазки - семечки, ротик - ягодка, из листочка - колпачок.
— Ой, ой, не смотрите на меня - я голый!
— Сейчас наденем на тебя одежку, - и я надеваю ему из кленового листа шикарное платье, продевая пальцы (большой и средний - это руки) сквозь листочек.
А если у вас нет под рукой картофелины?
И вообще ничего нет!
Ну, салфетка или туалетная бумага есть?
— Этого достаточно.
Намочив кончик салфетки в воде, наматываем салфетку на указательный палец, как будто бинтуем, обжимаем вокруг пальца, чтобы получился шарик. Карандашом рисуем точечки глаз и ротик, шапочка из фантика, платье из салфетки... Готово.
А если есть перчатка и клубочек шерстяных ниток - целое богатство! Можно сделать котенка, зайку, щеночка, надев клубок на палец, пуговки - глаза и нос, ушки из картона или ниток.
С детьми постарше - шести-восьми лет - перчаточную куклу я делаю по-другому. Из трикотажа телесного цвета заготавливаю цилиндрические чехольчики длиной примерно 10 см и диаметром 2 см (представьте, что у вас в руках палец от строительной перчатки). Надеваю на указательный палец этот цилиндр изнанкой наружу и бинтую кусочком набивки так, чтобы был шарик. Потом выворачиваю нижний конец кверху, прикрывая набивку. Снимаю с пальца, тщательно завязываю мешочек, следя, чтобы внутренний и внешний края чехольчика были крепко связаны. Надеваю на палец - голова. Глазки и ротик можно нарисовать, но лучше вырезать их из ткани и наклеить, можно сделать их из бисера, пришивая таким образом, чтобы глазки были слегка вдавлены в голову.
Одежку для куклы можно соорудить из верхней части носка или кусочка колготок с прорезанными дырочками для «рук». Колпачок, например, - из фетра, шлем или корона - из фольги, и чудесные кудри - из бахромы. Впрочем, многообразие вариантов бесконечно.
Конечно, Принцесса, разумеется, Рыцарь - статус человечка высок - ведь в этой кукле он сам.
Можно устроить захватывающие приключения себе, отважному, предприимчивому, умному, победителю всех врагов. Можно пожалеть себя, маленького обиженного, покинутого. Можно наказать злого и непослушного - себя. Рефлексия... Где?! - ребенок просто играет. Я наблюдаю. Ведь все бессознательное, все, что тревожит, пугает, мучит его, всплывает в игре и видно, как на ладони.
— А давайте, как будто..., - предлагаю я детям. В этом мире можно все. Победить врага. Победить свой страх. Найти друга. Стать защитником и утешителем слабому. Маленькая куколка на руке ребенка делает его большим и сильным.

А можно и так.
Я трогаю указательным пальцем лоб и отдергиваю.
— Такая высокая температура - даже обожглась. Надо забинтовать.
Бинтую кончик указательного пальца кусочком синтепона или ватой, что есть под рукой, чтоб получился шарик.
Потом накрываю палец тонкой салфеткой, лоскутком агротекса или любым трикотажным.
Аптечную резинку накручиваю так, чтоб получилась голова. Потом прорезаю два отверстия для «рук» - большого и среднего пальца. Куколка одноразовая, и это хорошо. Мы делаем еще и еще, всё лучше и уверенней. Глазки и ротик просто рисуем фломастером. Я предупреждаю каждого, что нос такой маленькой куколке рисовать не надо - будет некрасиво. Из вкладыша конфетной коробки, можно вырезать почти настоящий золотой шлем для рыцаря, а если в этой пасочке для конфеты вырезать дно, то выходит корона для принцессы. Получается просто «на раз». Ребенок любуется своим новорожденным, а я вручаю человечку подарок. Потом спрашиваю: «Как тебя зовут?» ...и ребенок как бы раздваивается - переходит в другое измерение. Что-то такое с ним происходит, в общем, сами увидите. Потому что перчаточная кукла - вещь магическая, наукой не исследованная, никем не объясненная, она просто работает, и потому не спрашивайте меня «почему», а только надо начинать с перчаточной куклы.

«Девочка Снегурочка»

- А какую сказку мы будем играть?
Я бы начала со «Снегурочки». Причем, взяла бы тот вариант, который записан В. И. Далем.
Сразу просматриваются несколько положительных моментов.
1. Ребенок, который играет Снегурочку, проживает сильнейшее чувство желанности и чуда собственного рождения и любви к нему со стороны родителей. Торопиться в этой картине не надо - сладость этого переживания стоит того.
2. Снегурочка заблудилась. Проживание чувства потерянности и потом возвращения в родной дом - это один из важнейших мотивов детства. И вообще человечества, если брать такие темы, как отпадение Человека от Бога и возвращение к Нему. А так же путешествие Одиссея... и много еще чего, что впрямую не просматривается, но интуитивно ощущается.
3. В этой сказке много действия, мало разговоров! А те слова, что есть, ритмически организованы, легко произносятся и воспринимаются.
4. Даже мораль, по нашим временам не лишняя, что с посторонним никуда ходить не надо, имеется...
5. Можно играть вдвоем - рук хватит, а можно задействовать целую компанию детишек, так как действующих лиц много, но они не все сразу на сцене.

В сущности, это две истории. И даже три.

1. О страстном желании родителей иметь дитя. И о чуде его рождения. О страхе потерять желанное и, может быть, по обету вымоленное дитя.
2. Бытовая история (как Снегурочка в лесу потерялась). С моралью. С яркими характерами. С детективным сюжетом. С поэтическим «плачем покинутой девушки». С «хорошим концом».
3. История про Коварство и Верность.
Лиса Жучку разжалобила, обманула! Старик Жучку прогнал. Каково было Жучке в лесу одной, несправедливо изгнанной из родного дома!!!
Жучка, кстати, может быть одним из главных героев. Если у Вас двое детей, это очень хорошо - оба ребенка играют положительного персонажа - главного героя - а потом меняются.
Как начинать постановку? С какого-то своего внутреннего особого отношения к этой сказке. Можно даже ничего специально не говорить, дети и так почувствуют...
Читаем, а лучше, рассказываем сказку, как она есть, и не один раз. А потом делаем главных персонажей вместе с детьми.
Играем, как Снегурочка на свет появилась... Как ее Дед с Бабой любят, какая она умница-разумница, рукодельница, да ласковая, да певунья. Импровизируем на столе, или на лавочке, или на полу Очень Вас прошу, не делайте пока ширму, отложите. Детям трудно «грядку держать», т.е. на нужном уровне все время руку держать. Но им это не стоит говорить, просто, вам «пока некогда», вы «после сделаете»...
Одного взрослого вполне достаточно на Деда с Бабой. Если детей двое, стоит сделать сразу Жучку. Как Жучка любит Снегурочку, и Снегурочка Жучку. И как они вместе гуляют, и играют, и все вместе обедают...
И другой раз опять «репетируйте» эту сцену, пока не почувствуете, что дети хорошо уже это все прожили и готовы дальше играть.

Вся история про то, как Лиса Жучку обманула, и Старик Жучку прогнал.

От Вас зависит, нужна Вам эта сцена или нет. Можно просто рассказать от лица автора, как было дело. А можно все подробно сыграть.
И промежуточные варианты тоже все возможны: например, Старик ругает Жучку: «Ах ты, бездельница, не нужен мне такой сторож! Уходи!» А Старуха заступается: «Она не знала, что я курочек в сарай перевела». Жучка: «Я виновата! Но Лиса, она так жалобно просилась...» - В таком роде.
Курочек можно как пальчиковые куклы, на каждый палец сделать: лоскуток трикотажной ткани завяжите рыхлым узелком и на палец наденьте, увидите хвостик и головку курочки, остается только глаза и клювик приделать. А можно из перчатки курочку сделать, головка на большом пальце, а ладонь - это хвостик. Можно и из плотного листочка бумаги сделать, и из пластилина или шишечки, это не важно, главное, чтобы быстро получилось, а то дети устанут.
Это целая отдельная сказка, сложная довольно, можно в этот раз только ее и играть, если детям это по силам, или отложить, не делать ни кур, ни лисы.
И вот Снегурочка в лесу...
Ах, я бы вышла на природу, в сад, или хотя бы на балкон... Впрочем, что ж я Вам навязываю своё...
Я уверена, у Вас самих всё гораздо лучше получится.

Перчаточное представление

На своих занятиях, пока дети сосредоточенно делают каждый свою куклу, я затеваю разговор: про что у нас будет сказка? И мы начинаем сочинять. Каждый сам придумывает роль для своего персонажа. Кто-то предлагает завязку пьесы, кто-то - вариант продолжения. И нас уже несёт поток импровизации, и этого уже достаточно - зрители ожидают у дверей. Приглашаем родителей в зал, торжественно начинаем. Каждый старается, как может, и каждый помогает товарищу, ведь успех спектакля - успех каждого.
Пока у ребят еще мало опыта, я иногда беру куклу и встраиваюсь в спектакль, если нужно. Постепенно необходимость в этом отпадает, и я вместе со зрителями смотрю представление из зала, лишь в исключительных случаях вмешиваясь в происходящее. Как это выглядит? Например, так.
В мастерской сегодня тема «перчаточная кукла». Девочки, конечно, сделали принцесс, целых трех, а еще два зайчика, мишка, конь... Полина больше всего на свете любит лошадей, поэтому -
Конь. Юра, конечно, сделал Героя - в жизни быть таким ему не удаётся. А выдумщик Илюша сделал из перчатки Змея Горыныча: три пальца руки (указательный, средний, безымянный) - это головы Змея, а к большому и мизинцу не без моей помощи приделаны картонные крылья. У Максима человечек получился не слишком красивый. «Это будет Чудище, - говорит он, - оно будет помогать Змею Горынычу». На ходу придумываем сюжет: три принцессы - сёстры, их крадет Змей Горыныч. Чудище охраняет. Но когда оно засыпает, принцессы посылают Зайцев и Мишку к Герою. Тот прискачет на Коне и срубит дуб, на котором сундук, а в нем - яйцо, а в яйце - игла, на конце ее смерть Змея Горыныча.
Достаю реквизит: из высохшего корня дерева - «дуб», как настоящий. Из коробочки - «сундук», из яичка киндер-сюрприза - «яйцо», иголка настоящая, швейная. И еще «забор» из другого спектакля - для темницы.
Третий звонок. Занавес. Начали. Принцессы гуляют, болтают, как ни в чём ни бывало. Прилетает Змей Горыныч - как вошел в роль Илюша! - движения крупные, плавные, он гудит и хватает принцессу, уносит к себе. Все в панике, кричат, плачут... Змей Горыныч уносит всех принцесс по одной.
Принцессы в плену. Чудище их охраняет. «А давайте усыпим его», - предлагает одна из принцесс. «Баю-баюшки-баю...» - все дружнее и стройнее поют девочки. Настала очередь «зайцев». Записочки натуральные, падают на пол, актёры маленькие, зайцев почти не видно из-за ширмы. Но искренность игры, вера в предлагаемые обстоятельства — какой не бывает у взрослых актёров!
И вот скачет на коне Герой. Но Илюша - Змей Горыныч - вошел во вкус, разыгрался, он хватает Героя и уносит... Что делать?! Дети растерялись не на шутку, ведь Змей Горыныч унесет сейчас и Коня...
Но тут вмешивается Судьба (в моём лице). Я останавливаю рукой Змея Горыныча и говорю голосом сказочника: «Но Конь был заколдованный. Он ударил копытом по дубу и тот - бах! - упал! С
него - бум! - свалился сундук! Из сундука - открываю коробочку
— выпало яйцо, из него игла. Змей упал в море и умер».
Всеобщее искреннее ликование. Взволнованные, раскрасневшиеся артисты выходят на поклон. Младшему - пять лет, старшему - семь. Будут ли вспоминать они, став взрослыми, этот свой восторг и счастливые, удивленные глаза зрителей?.. Это неважно. Опыт совместной творческой деятельности, раскованного, спонтанного поведения, переживание общего успеха - навсегда останется в их сердце. Я верю в это.










"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования