Общение

Сейчас 563 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах. Но они получат значительно большее удовольствие, если им показать двигающиеся, действующие картинки-персонажи.
Для этого надо перерисовать картинки из книг или нарисовать их специально, затем вырезать, раскрасить и укрепить на подставках.
Картинки, изображающие дома, деревья, кусты или обстановку комнаты, расставляют на столе, как на сцене, и между ними под чтение текста передвигают действующих лиц. Персонажи могут ходить по сцене, встречаться друг с другом, останавливаться, разговаривать, расходиться в разные стороны и уходить со сцены.
Такое представление не лишено театральности. Вместе с тем оно несомненно помогает более яркому восприятию художественного произведения.
Театр картинок — иллюстративный театр. В нем показывают не пьесы, а обычные неинсценированные литературные произведения, в которых сохранен авторский текст, облегчающий маленьким зрителям понимание того, что им показывают.
Театр картинок можно показывать очень маленьким детям. Даже двух- и трехлетние малыши с радостью посмотрят сказку про упрямых козликов, про ежика и его узелок, который оказался на шапке гриба; про утят, которые испачкались в трубе, и многие другие.

Предлагаем несколько сказок для показа их в театре картинок.
К каждой сказке прилагаются рисунки, необходимые для показа, объяснение, как устроить театр картинок, как подготовиться к показу и провести его.
Выберите одну из сказок, вырежьте и раскрасьте рисунки красками (гуашью или акварелью). Картинки-персонажи, которые проходят по сцене только в одном направлении, не поворачиваясь к зрителям другой стороной, раскрашиваются только с той стороны, которой они обращены к зрителям. Это козлики из сказки «Упрямые козлики», послушные утята из сказки «Утята-шалуны», черепаха из сказки «Ножки не идут», свернувшийся в комочек еж из сказки «Еж и медведь» и др.
Односторонними делают также картинки оформления.
Картинки-персонажи, которые ходят по сцене в разных направлениях и поворачиваются к зрителям то одной, то другой стороной, делают двусторонними, т. е. из двух одинаковых половинок, склеенных вместе, и раскрашивают с обеих сторон, Это еж из сценки «Еж и узелок», мама- утка и двое утят из сценки «Утята- шалуны», все персонажи, кроме черепахи, в сказке «Ножки не идут», медведь, зайцы и еж из сказки «Еж и медведь» и пр. Чтобы картинки стояли на сцене и их можно было передвигать, к ним надо сделать подставки. Для этого используют обыкновенные пустые катушки (рис. 1).

Театр картинок

С одной стороны приклеивают картонные кружки (диаметром 5—6 см), с другой обрезают края и в отверстия плотно вставляют палочки. К палочкам подклеивают картинки так, чтобы низ их был на расстоянии 8 см от картонного круга подставки. Выше палочка подклеивается вдоль ног людей или вдоль лап животных, потом вдоль туловища и на 1—2 см не доходит до верха картинки (рис. 1).
Односторонние картинки подклеиваются к палочкам нераскрашенной стороной, у двусторонних палочка вклеивается в середину, между двумя половинками.
Подставки делают для всех картинок. Благодаря им картинки стоят без поддержки и приподняты от стола на 8 см. Это дает возможность брать картинку за подставку рукой, передвигать ее, управлять ею. Но чтобы зрители не видели подставок и рук, на переднем плане, вдоль всей сцены, ставится барьер, высота которого также 8 см. Его можно сделать из однотонной полоски твердого картона или фанеры (рис. 2) или включить в оформление (рис. 3).

Театр картинок

Так в сказке «Еж и узелок» барьер изображает луг, покрытый травой и цветами, в сказке «Утята-шалуны» (рис. 4) — берег пруда. Барьер ставится прямо на стол без подставок. Для устойчивости его края можно отогнуть вперед или назад, а добавочную полоску внизу приколоть кнопками к столу.

Театр картинок

Одновременно с изготовлением картинок можно работать над текстом: прочитать его несколько раз вслух, обдумать характер персонажей, манеру говорить за них.
Затем распределяются роли и проводятся читки, во время которых надо научиться говорить за каждый персонаж, чтобы детям было понятно, какой картинке принадлежат те или иные слова.
Текст заучивается наизусть.
После того как картинки-персонажи будут готовы, начинайте упражняться с ними. Сядьте за стол. Возьмите картинку за подставку и выведите ее на стол снизу, с его боковой стороны. Чтобы показать, что картинка идет, скользите кружком по столу плавно, без рывков и ненужных замедлений. Проведите картинку в противоположную сторону стола, поверните, затем доведите до того места, откуда она вышла, и опустите вниз, за край стола. Потом сделайте то же самое другой рукой, с другой стороны.
Затем возьмите по картинке в каждую руку, выведите их на стол с противоположных сторон, навстречу друг другу, и остановите в центре стола. Пусть они «поговорят» между собой. Когда будете говорить за одну из картинок, немного наклоняйте ее вперед или слегка покачивайте из стороны в сторону. Потом оставьте ее стоять и измененным голосом говорите за другую картинку, также слегка шевеля ее. Затем поставьте их рядом и уведите со сцены.
После этих упражнений расставьте оформление выбранной вами сказки на сцене-столе. Расположите его так, чтобы оно не мешало управлять картинками. А чтобы не зацепить и не повалить его нечаянно, прикрепите круги подставок к столу кнопками.
Затем наметьте мизансцены: с какой стороны и какие картинки будут выходить на сцену, где останавливаться, что делать и куда переходить. Если показ проводят два человека, то договоритесь, кто, когда и какой рукой будет брать картинки.
Когда все приготовления закончены, начинайте репетировать. С самого начала обращайте внимание на то, чтобы текст совпадал с движением картинок.
Театр картинок могут показывать один или два человека. С показом сценки «Упрямые козлики» легко справится один человек; «Еж и узелок», «Утята-шалуны» и др. лучше показывать вдвоем.
Возможно, вначале будет трудно: управление картинками отвлечет от текста, и наоборот; с непривычки и за оформление легко задеть. Но постепенно трудностей будет меньше и меньше и, наконец, настанет полная слаженность в работе. Тогда можно показывать спектакль детям.
Чтобы дети хорошо видели все, что происходит на сцене, театр располагают на большом столе или на двух детских, поставленных один на другой. Столы ставят против окон, чтобы свет падал на сцену; за сценой окон быть не должно.
Первый ряд стульев для зрителей ставится на расстоянии 2—3 м от сцены. Он состоит из 8 стульев, следующие ряды — из 10—11.
Театр картинок можно показывать одной-двум группам детей.
Во время показа следите за реакцией детей. Не читайте текст быстро: дайте возможность зрителям рассмотреть картинки, посмеяться, поделиться впечатлениями, поговорить с персонажами. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте или замедлите его.
Если после просмотра дети захотят сами показать театр, дайте им все необходимое.
После показа рекомендуемых нами сказок воспитательницы приобретут первоначальные навыки работы с театром картинок и могут попробовать подготовиться к новому показу самостоятельно.
Самостоятельная работа начинается с выбора литературного произведения. При этом надо учитывать специфику картонного театра и в первую очередь статичность картинки.
Персонажи неизменно остаются в тех позах, в которых они нарисованы, т. е,. если человек нарисован в сидячем положении, он не может встать, лечь или наклониться; выпрямить руку, если она нарисована согнутой; согнуть ее, если она вытянута, взять что-нибудь рукой и пр.
Кроме этого, картинка плоская, она не может повернуться в профиль, если нарисована в фас, и наоборот.
Но в театре картинок персонажи имеют неограниченные возможности передвижения по сцене, в любом направлении и с любой скоростью. Это надо максимально использовать. Поэтому для театра картинок надо брать такие литературные произведения, в которых персонажи переходят с места на место, останавливаются, идут дальше, поворачиваются, возвращаются назад и уходят со сцены, т. е. в основном ходят, передвигаются без каких-либо других действий.
Таких литературных произведений можно подобрать немало, например русская народная сказка «Теремок», в которой зверюшки подходят к теремку, останавливаются, спрашивают, кто там живёт, и входят в него. А также сказка «Про котенка, который забыл, как надо просить есть по-кошачьи», «Зимовье зверей», «Журавль и цапля», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, «Грибок» В. Сутеева и др.
Если же в литературном произведении имеются действия и движения, которые картинки не могут выполнить, то брать его для показа в театре картинок не следует. Например, абсолютно непригодна для показа в этом театре венгерская сказка «Жадные медвежата». Описываемые в этой сказке действия картинки выполнить не могут. И если при показе ее дети будут слушать текст, насыщенный действием, и видеть неподвижно стоящих лису и медвежат, то это вызовет у них чувство неудовлетворенности. В таком случае показ не обогатит сказку, а может даже помешать восприятию ее содержания.
Нельзя показывать в театре картинок и сказку «Три медведя» Л. Толстого, потому что девочка-картинка не может брать ложку и пробовать суп из разных мисок, садиться на стулья, ложиться на кровати медведей и пр.
Но может быть и так: литературное произведение подходит для показа в театре картинок, за исключением некоторых его частей. Например, в начале русской народной сказки «Колобок» говорится: «Старуха по коробу помела, по сусеку поскребла, на- Гфала муки, замесила тесто на сметане, затопила печь, испекла колобок и положила его студить на окно».
Эти действия картинка-старуха выполнить не может. Но дальше, начиная со слов «...и покатился колобок по дороге», а также сцены встречи колобка с зайцем, волком, медведем и лисой показать в театре картинок очень легко. Поэтому отказываться от этой сказки нежелательно.
В таких случаях надо что-то придумать, найти приемлемое решение.
Например, в сказке «Колобок» можно сделать так: на сцене с одного края поставить избушку с прорезанным окном, около нее — сидящего старика; с другой стороны — дерево (березку).
При чтении слов «жили-были старик со старухой» из-за дерева выходит старуха, подходит к старику и останавливается перед ним. Старик говорит: «Испеки мне, старуха, колобок.
Да из чего испечь-то? Муки нет!
Эх, старуха. По коробу поскреби, по сусеку помети, авось, мука и наберется».
После этих слов старуха заходит за избу и при чтении текста: «Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки» — старуха проходит 2—3 раза за окном. При чтении текста: «Затопила печь» — из трубы идет дым (затянитесь папиросой и выпустите дым через тонкую трубочку, другой конец которой приложите к краю трубы на крыше избы).
При чтении текста: «Положила колобок на окно студить» — на окне появляется колобок.
Таким образом, текст сказки читается полностью. И несмотря на то, что картинка-старуха не может по сусеку мести, месить тесто и топить печь, мелькание картинки в окне и дым из трубы заставят зрителей верить тому, что они слышат.
Иногда, если это не повлияет на дальнейшее развитие сюжета, т. е. имеет второстепенное значение, небольшую часть текста можно прочитать без показа или пропустить совсем.
Все это надо учесть при выборе литературного произведения для показа в театре картинок.
После выбора литературного произведения надо нарисовать картинки-персонажи и оформление. Те, кто не умеет рисовать, могут подыскать нужные картинки в книгах.
Если же картинки не подходят по размеру, их можно увеличить или уменьшить. Для этого рисунок заключается в квадрат, который делится на более мелкие одинаковые квадраты. Затем на чистом листе бумаги вычерчивается другой квадрат больше или меньше первого, в зависимости от того, какого размера нужен рисунок. Новый квадрат делится на такое же количество квадратов, как первый, и в нем воспроизводится рисунок по тем же квадратам, как и в первом (см. рис. 5), с максимальным соблюдением изогнутости линий.

Театр картинок

При увеличении или уменьшении рисунка дома, дерева, куста можно допускать неточности: не важно, если дерево будет иметь не совсем похожую крону или у дома будет более или менее покатая крыша, а дверь или окно шире или уже, но при увеличении или уменьшении рисунка человека или животного надо соблюдать точность.
Иногда у персонажей можно сделать подвижные части: наклоняющуюся голову и поднимающуюся руку у картинок-людей, подвижной хвост и открывающуюся пасть у картинок-животных.
Чтобы сделать, например, подвижную лапу, эту часть картинки, в. данном случае лапу, вырезают отдельно от туловища и прикрепляют к нему при помощи тонкой проволоки, которая продевается сначала через точку А на лапе, а затем через точку A1 на туловище. Концы проволоки закручиваются по обе стороны картинки (см. рис. 6).

Театр картинок

Таким образом, лапа не прикрепляется к туловищу наглухо, а только как бы подвешивается.
Если нет проволоки, можно взять толстую нитку, также продеть ее через точки А и A1 и закрепить ее концы большими узлами по обе стороны картинки. Затем сбоку, немного выше точки А, прикрепляется нитка в точке В (см. рис. 6), которая должна доходить до картонного кружка подставки картинки. При натягивании нитки за свободный конец подвижная часть поднимается вверх, а при ослаблении опускается вниз. Иногда подвижная часть вырезается с дополнительным куском картона. Например, голова вырезается отдельно и около шеи добавляется кусок картона, при помощи которого голова прикрепляется к туловищу.
Подвижные части необязательны у каждой картинки: они делаются только в том случае, если «играют», т. е. выполняют движения, обязательные по тексту. Например, в русской народной сказке «Лиса и заяц» зайчику необходимо сделать подвижную лапку с платочком. Жалуясь собакам, волку, козе, медведю и петуху на лису, зайчик плачет и «платочком слезы вытирает», т. е. подносит лапку с платочком к глазам, и зрители верят, что зайчик плачет и вытирает слезы.
Не надо стремиться, чтобы картинки действовали и двигались как настоящие животные. Это невозможно и не нужно. Пусть картинка остается картинкой и делает только то, что ей доступно. Дети быстро привыкают к условности и своеобразию театра и очень быстро перестают замечать, что картинки, переходя с места на место, не переставляют ноги; при нагибании наклоняются всем туловищем и т. д.
Для расширения репертуара можно пользоваться подменными картинками, т. е. нарисовать несколько картинок одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Например, девочка выходит из дома с санками. Она идет к горке, верх которой закрыт елкой. Картинка-девочка заходит за елку, опускается вниз, и вместо нее подставляется другая картинка девочки, сидящей на санках. Она съезжает с горки, заезжает за дом, и из-за дома выходит опять первая картинка девочки с санками и т. д. После нескольких скатов с горки из-за дома можно вывести новую картинку девочки на лыжах, или с лопатой, или катящую снежный ком и др.
Как видно из примера, подменять картинки можно только в том случае, если они заходят за дом, елку или другую большую картинку.
Сделанные картинки могут быть использованы при показах других сказок и рассказов. Так постепенно накопятся комплекты самых разнообразных картинок, что облегчит дальнейшую работу.
Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ спектакля, если сделать задник. Он ограничит сцену, спрячет исполнителей, создаст фон, на котором будет происходить действие.
Задник делается из марли или другого тонкого прозрачного материала, окрашенного в светло-голубой цвет. Марля прикрепляется к изогнутому полукругом пруту или проволоке, концы которых плотно вставляются в катушки, приклеенные к толстым картонным или фанерным кругам. Для устойчивости круги прикалываются несколькими кнопками или прибиваются гвоздиками к столу (рис. 7).

Театр картинок

Низ задника не должен доходить до стола на 10 см, чтобы исполнители могли подсунуть под него руки для управления картинками. Можно сделать не открытую сцену, а миниатюрный театр, с порталом, обращенным к зрителям, открывающимся занавесом, кулисами и даже с освещением (рис. 8).
Свет оживляет оформление и персонажей и делает их значительно ярче и привлекательней.

Театр картинок
Рис. 8

Дети с интересом смотрят на маленький театр, с нетерпением ждут открытия занавеса.
Портал делается из фанеры или тонкого теса. Размеры указаны на рис. 8. За порталом вдоль его верхней части прикрепляется шнур, на котором при помощи колечек вешается занавес из легкой, но непрозрачной ткани. Занавес состоит из двух половинок. Вешается он свободно, со сборками и опускается за нижнюю часть портала. Чтобы занавес отвисал, вдоль его нижнего края подвешиваются грузики: монеты, камушки, гвозди или другие мелкие тяжелые предметы.
К боковым частям портала на петлях или крючках (чтобы сцену можно было разбирать) прикрепляются четырехугольные деревянные рамки (толщина их реек 2X3 см). От портала рамки идут параллельно друг другу. На их верхней части подвязывается несколько палочек для подвешивания кулис и укрепления высоких декораций. (Эти палочки не закрепляются в определенных местах: они подвязываются в зависимости от расположения декораций.) Последняя палочка прикрепляется к задним углам рамок. На нее вешается задник, не доходящий до стола на 10 см. Нижние концы задника привязываются к рамам, чтобы он был натянут и не колебался от движения воздуха.
Кулисами называются однотонные полотна или прямые куски материала, которые вешаются по бокам сцены, параллельно занавесу и заднику. Из-за них выходят и за ними скрываются картинки-персонажи. Кулисы-полотна можно заменить елками, кустами, стеной дома и пр., в зависимости от того, где происходит действие.
Для освещения сцены на боковых частях портала, со стороны зрителей, делаются по две проволочные петли, одна под другой,
на расстоянии 15 см. В них вставляется (сначала в верхнюю, потом в нижнюю) толстая проволока, согнутая под прямым углом. Верхние концы проволок сгибаются кольцом и к ним прикрепляются патроны электрических лампочек со шнуром и вилкой для включения в розетку. Лампочки загораживаются щитками, чтобы свет не мешал зрителям (см. рис. 8).
Для такого театра можно сделать оформление не расписанное, а накладное. Например, плоскую картонную крону дерева раскрасить зеленой краской и наклеить на нее кусочки зеленой бумаги или материи. Причем наклеивать надо не весь кусочек, а только один уголок, один край, чтобы кусочки отставали от картона и при небольшом колебании воздуха колыхались.
Бревенчатый или дощатый дом, наличники на окнах лучше также не расписывать, а вырезать отдельно из толстого картона и потом наклеить на соответствующие места.
Значительно выиграют и картинки-персонажи, если их костюмы не раскрашивать, а тоже сделать накладными.
При этом, конечно, надо соблюдать меру и не перегружать оформление и костюмы ненужными мелочами и деталями. Также не надо загромождать сцену лишними декорациями. Все должно быть просто, изящно и красочно.
Хорошо подготовленный спектакль порадует детей и будет содействовать их общему развитию и эстетическому воспитанию.

Т. Караманенко

Упрямые козлики

Упрямые козлики

Участвуют:
козлик белый
козлик серый

Воспитательница показывает на сцену.

Дети, посмотрите: через речку перекинута узенькая дощечка-мостик. Около речки — камыши и зеленая травка.
Вышел серый козлик на бережок, пощипал травку. Трава сочная, вкусная.
На том берегу травка, наверно, еще лучше! — подумал козлик.— Пойду попробую.— И он пошел к мостику.
В это время на другом берегу к мостику подходил белый козлик. Пошли козлики по мостику навстречу друг другу и встретились на его середине. А мостик был узенький, и козлики не могли разойтись.
Я иду на тот берег! Пропусти меня! — сказал серый козлик.
Нет, не пущу. Сначала дай мне пройти! — ответил белый козлик.
А я тебя не пущу!
— Ах, так!
И они начали бодаться. То серый козлик оттеснит белого, то белый серого. Но вот они отошли друг от друга, с разбегу сильно стукнулись лбами и... оба упали вниз, в речку.
Вот как нехорошо быть упрямыми!

* * *

Для показа сценки «Упрямые козлики» вырежьте картинки козликов (см. рис. 9 и 10) и раскрасьте их: одного белой, другого серой краской. Затем возьмите две тоненькие палочки 15 см длиной, наклейте на них копытца козликов так, чтобы передние были на самом конце палочки. За задними копытцами остаются противоположные концы палочек, за которые берут козликов и управляют ими.
Берега «а» и «б» (рис. 11) надо увеличить до 20 см высотой и 50 см шириной. Покрасьте их зеленой краской и отогните края по пунктиру назад, чтобы их можно было поставить на столе. Полоска «в» должна изображать воду (длина ее 35 см, ширина 4 см). Окрасьте ее под цвет воды и подклейте заштрихованные части к низу берегов. Мостик наклейте на толстый картон, вырежьте и подклейте заштрихованные концы к берегам, наверху (длина его 35 см, ширина 1—1,5 см).
Для удобства хранения можно не подклеивать полоски воды и мостик, а вставлять их в бумажные скобочки-полоски, приклеенные в верхних и нижних частях берега (рис. 12).
Камыши (рис. 13) раскрасьте в темно-зеленый цвет, верхушки сделайте коричневыми. Сзади подклейте картон и поставьте камыши перед водой (см. рис. 13, а).
При показе берите козликов за свободные концы палочек и держите их горизонтально. Руки прячьте за берега. Когда козлики идут и бодаются на мосту, старайтесь прятать палочки за мостом. Падать они должны между берегами. После того как козлики упадут, положите их плоско на стол, чтобы они не были видны детям.

Утята-шалуны

Утята-шалуны

Участвуют:
утка-мама и 5 утят

(Действие происходит на берегу пруда. Перед водой — камыши. За прудом, в центре —труба. Справа выходит утка с утятами.)

«Кря, кря, кря!» — крякала утка и вела своих утят домой. Шли они мимо пруда. Утятам очень хотелось еще поплавать в воде, но они послушно шли за мамой.
Только два утенка отстали от всех и быстро спрятались в трубу, которая лежала в траве. Утка с утятами ушли, стало тихо, и шалуны вышли из трубы.
Посмотрели они друг на друга и удивились.
— Ты стал совсем черным! Тебя и узнать нельзя! — сказал один из них.
— Да и тебя тоже трудно узнать! Это мы в трубе испачкались! — воскликнул второй.
Вдруг они услышали знакомое «Кря, кря, кря, кря» и увидели свою маму-утку.
— Кря, кря, кря! Утята, вы не видели тут двух желтеньких утят? — спросила она.
А утята скорее в воду, нырнули и притаились. Утка удивилась, что утята ничего ей не ответили, и решила подождать.
Долго утята были под водой. Затем сначала один, а потом и другой утенок вынырнули из воды. Но они были уже не такие черные, как раньше: грязь немного отмылась в воде.
Увидели они маму-утку и опять нырнули в воду.
А утка стоит, молчит и ждет.
И на этот раз утята долго были под водой, но потом все же вынырнули. Но что это? Они стали опять желтенькими, и утка сразу узнала их!
Да вы мои утята! Скорее выходите из воды и идите со мной домой.
Утята вышли на берег и послушно пошли за уткой. (Все скрываются налево.)

* * *

Для показа сказки «Утята-шалуны» нужны картинки: камыши (рис. 13), утка-мама (рис. 14) и утята (рис. 15). На рисунке 16 даны размеры берегов, бугра и воды.
Утка делается двусторонней, с черными глазами, красновато-коричневым клювом и такими же ногами.
По рисунку 15 вырезаются девять утят: три утенка на общей полоске картона раскрашиваются желтой краской с одной стороны и шесть утят — с двух сторон. Из них два утенка должны быть желтые, как первые, два темно-коричневые или черные и два утенка светло-коричневые или желтые с темными пятнами и разводами.
Желтые утята выходят с уткой в самом начале. Два утенка черные или темно-коричневые выходят из трубы. Светло-коричневые или желтые с пятнами и разводами вылезают из воды первый раз и опять желтые — во второй раз.
Труба (рис. 16) делается черная или темно-коричневая; берега зеленые, камыши тоже зеленые с коричневыми шишками наверху.
Вода окрашивается серо-голубой краской и подклеивается к берегам (частично заштрихованным) или для удобства хранения вставляется в подклеенные полоски картона (см. рис. 12).
Утка и утята ходят медленно, вперевалку.
Чтобы показать, что утята залезают в трубу, нужно завести их за трубу и положить на стол.


Еж и грибок

Еж и грибок

Участвуют:
еж
грибок

Собрался еж к своему приятелю ежу в госта, в соседний лес. Положил в узелок еду и пошел.
Идет не торопится, песенку напевает.
Шел, шел и потерял дорогу. То в одну сторону пойдет, то в другую. Не знает, куда идти!
А тут дождь пошел.
Положил еж узелок на бугорок, сам под куст залез и заснул.
А вы знаете, дети, что во время дождя грибы быстро растут. И начал гриб расти как раз под узелком. Гриб растет, и узелок поднимается все выше и выше.
Вырос гриб большой — шапка красная с белыми пятнами. А на шапке — узелок ежика.
Выспался еж, вылез из-под куста: «Дождь прошел. Можно дальше идти. А где же мой узелок?» И тут посмотрит, и там — нет узелка!
(Тут обычно дети говорят ежу, что узелок на грибе, или еж сам спрашивает детей, не видели ли они его узелок.)
— На грибе? — переспрашивает еж и подходит к грибу.— Верно! Грибок, отдай мне мой узелок!
Нагнулся гриб, узелок упал на травку, еж взял его и пошел своей дорогой.

* * *

Вырежьте и раскрасьте ежа (рис. 17), гриб (рис. 18), узелок (рис. 19), бугор (рис. 20) и куст (рис. 21).
Мордочку и грудку ежа сделайте серо-желтыми, лапки — немного темнее, иголки — серыми с темными штрихами, зрачки глаз и кончик носа — черными. К узелку прикрепите тонкую проволоку 15 см длиной. Чтобы показать, что еж держит узелок, просуньте его лапку между узелком и проволокой. За другой конец проволоки придерживайте узелок свободной рукой снизу. Когда еж кладет узелок на бугорок, нужно укрепить (надеть) узелок на шапке гриба, который находится за бугорком.
Длина средней части барьера — 45 см, боковых—10 см. За барьером с одной стороны ставится куст, с другой — бугорок, за бугорком — гриб. Ножка гриба сначала отводится назад. По мере роста гриба ножка выпрямляется, и гриб укрепляется на подставке. При участии двух человек гриб можно держать в руках.
Еж выходит справа. При чтении слов: «Положил еж узелок на бугорок» — еж кладет узелок на шапку гриба и проволочка сразу прячется за его ножку. Когда гриб «растет», узелок лежит на его шапке. При словах: «Нагнулся грибок» — гриб наклоняется в сторону ежа, узелок падает на бугор, еж тоже наклоняется и берет узелок. Для этого лапка ежа прячется за бугор и просовывается между узелком и проволокой. Затем еж уходит влево.

Т. Караманенко

Заяц и гуси

Заяц и гуси

Участвуют:
заяц
гуси
лягушка

(Действие происходит у пруда.)
В жаркий летний день пришли гуси на пруд, спустились к воде и начали плавать.
Мимо пруда бежал заяц, увидел гусей, остановился и спрятался за куст. «Дай, думает, посмотрю, как гуси плавают».
Сначала он смотрел на них из-за куста, потом подошел к воде,
— Гуси, гуси, как хорошо вы плаваете! — сказал заяц.
— Хочешь мы тебя поучим? Прыгай к нам, в воду!
— Что вы! Я утону! Я не хочу учиться!
— Ну, как хочешь,— сказали гуси.
— Гуси, гуси, а вы меня не покатаете? — спросил заяц.
— Почему не покатать? Покатаем! Садись к нам на спинки.
Двое гусей подплыли к зайцу. Зайчик прыгнул передними лапками на одного гуся, задними на другого, и гуси поплыли.
— Как хорошо! Как хорошо! — приговаривает заяц.— Как хорошо вы меня катаете!
Вдруг из воды высунула голову лягушка. Один гусь увидел ее и быстро поплыл к ней. А заяц — бух в воду!
— Ай, ай, ай! — закричал он.— Утону! Почему я не учился плавать!
Хорошо, что там было мелко! Заяц быстро выскочил из воды на берег и скорее в лес.
А гуси продолжали плавать.

* * *

Для показа сказки «Заяц и гуси» нужны картинки зайца (рис. 22), лягушки (рис. 23) и гусей (рис. 24).
Для оформления вырежьте правый берег (16X28 см), левый (16X30 см), воду (9X45 см), куст (рис. 25), камыши (рис. 13) (см. рис. 26).
Заяц и гуси делаются двусторонними, лягушка — односторонней. У двух гусей диаметр круга подставки равен 4 см с заострением впереди.
Гуси медленно и спокойно плавают по пруду (за полоской воды: ближе и дальше от нее) в разных направлениях. Во время разговора с зайцем они подплывают к нему и останавливаются у берега, затем опять уплывают. Когда гуси предлагают зайцу покатать его, они поворачиваются хвостиками к зайцу и заостренная часть их подставок вставляется в картон со специальными карманами (см. рис. 27). При появлении лягушки подставка одного гуся вынимается из кармана и гусь быстро плывет по направлению к лягушке, а заяц падает в воду, т. е. скрывается за полоской воды, потом появляется на ее поверхности, затем опять скрывается под водой, наконец выпрыгивает и убегает.

Т. Караманенко

Еж и медведь
(По мотивам венгерской сказки)

Еж и медведь

Участвуют:
еж
медведь
1-й заяц
2-й заяц

(Действие происходит в лесу.)
Ходит еж по лесу, песенку поет и приплясывает. А из-за кустов за ним наблюдают зайцы.
— Что это ты сегодня такой веселый? — спросил ежа один заяц.
— А что же мне не быть веселым? Я хорошо выспался!
— Хи-хи-хи,— засмеялись зайцы.— Стоит ли об этом говорить, да еще радоваться!
— А потом... потом... я вкусно сегодня позавтракал!
— Хи-хи-хи! Вкусно позавтракал! Мы все с утра вкусно поели и сыты. Сейчас не зима.
Смутился еж, но все же решил удивить зайцев. Пусть, мол, знают, каков еж!
— А потом... потом... я сегодня на медведе катался!
— На медведе катался?
— Да, да! Катался на медведе!
Удивились зайцы, даже притихли. А потом поговорили между собой и опять засмеялись.
— Ох, насмешил! Вот хвастун! Нашел, колючий, товарища! На медведе катался! Что надумал! Хи-хи-хи! Да кто тебе поверит?!
Нечего сказать ежу. Видит он, что зайцы над ним смеются.
А вот сейчас увидите,— важно сказал он и ушел.
Зайцы смеялись, прыгали и не заметили, как медведь к ним подошел.
— Добрый день, зайцы! Что это вы смеетесь? Расскажите мне, и я с вами посмеюсь.
— Здравствуй, Миша, здравствуй! (Пауза.)
Зайцы отходят от медведя. Боятся сказать, почему они смеялись, а Мишка настаивает.
— Куда же вы уходите? А ну-ка рассказывайте! Я хочу тоже посмеяться.
— Расскажи ты,— говорит один заяц другому.
— Нет, я боюсь. Расскажи ты!
— Чего вы боитесь? — рассердился медведь.— А ну подойдите ко мне поближе и говорите!
— Мы ничего не знаем! Мы ничего не знаем. — с испугом, дрожащими голосами произнесли зайцы.
— По глазам вижу, зайцы, что вы что-то скрываете от меня.
Зайцы жмутся друг к другу, боятся.
— Перестаньте дрожать и рассказывайте. Начинай ты, который ко мне поближе. И довольно упрямиться. А то рассержусь. Хуже будет.
Нечего делать. Собрал заяц всю свою храбрость и начал рассказывать:
— Тут еж был...
— Еж был? Ну и что же?
— И он говорил, что... Ой, боюсь!
— Надоело мне слушать: боюсь, боюсь. Продолжай ты! — сказал медведь другому зайцу.
— И еж говорил... что он... на тебе катался! (Пауза.) Ой, ой, боюсь.
Взревел медведь: «Еж говорил, что на мне катался?!»
— Да, да! Так и говорил!
— Да как он смел так говорить?! Лжете вы, зайцы! Найду ежа, расправлюсь с ним, да и вас не пожалею. А теперь прочь с глаз моих, пока целы!
Только зайцы за кусты забежали, слышат: медведь кричит.
— Стойте! А ну, ко мне сюда!
Вышли зайцы из-за кустов, трясутся.
— В какую сторону еж пошел?
— Вот туда. В ту сторону,— в один голос ответили зайцы.
— Понял. Теперь уходите!
Зайцы мигом скрылись, а медведь, переваливаясь и ворча, пошел в ту сторону, куда показали зайцы.
(Медведь покачивается, как будто идет, а навстречу ему продвигаются деревья, кусты и, наконец, выходит еж.)
— Тебя я и ищу. Подойди ко мне!
Подошел еж к медведю, а сам думает: «Значит, зайцы все рассказали медведю». Но решил не сдаваться.
— Здравствуй, Миша! Как живешь?
— Ты мне зубы не заговаривай. Ты что про меня сказки рассказываешь?
— Какие, Миша, сказки?
— А ну пойдем к зайцам. Там все и выясним. Живо в дорогу.
— Пойдем. Я готов! Куда, Миша, идти?
(Медведь поворачивается и идет в ту сторону, откуда пришел. Навстречу ему продвигаются деревья. Еж топчется на месте. Дойдя до края сцены, медведь оборачивается.)
— Ты что же не идешь? Нам торопиться надо, а то зайцы далеко убегут.
— Я рад бы поскорее, да я сам маленький и ноги у меня короткие, поэтому я шагаю не так, как ты. Ну, а зайцы, конечно, далеко убежать могут. Возьми меня, Миша, и посади к себе на плечо. Мы так быстрее дойдем. А чтобы тебе жарко не было, я возьму ветку и тебя обмахивать буду.
— Меня обмахивать хочешь? Это мне нравится! Иди сюда.
Сейчас, Миша, только ветку сорву. (Идет за куст. Выводится другая картинка — еж с веткой в лапе (рис. 28).)
Взял медведь ежа, посадил на плечо и пошел. А еж сидит и веткой размахивает.
(Деревья опять продвигаются навстречу медведю и, наконец, останавливаются, как стояли вначале. За кустами зайцы.)
Еж замечает их и хлопает медведя веткой, тихо приговаривая, чтобы его слышал только медведь:
— Пчела на тебя, Миша, села. А я ее веткой, веткой. А вон еще одна летит.
Медведь доволен, от удовольствия даже зажмурился и не заметил зайцев. Мимо прошел. А зайцы вышли из-за кустов.
— Ай да ежик! Ай да молодец! Значит, он правду сказал, что на медведе катается. Сидит да еще его веткой погоняет. Ай да ежик!
Услышал это медведь, вернулся. Зайцы скорее в кусты. А еж спрыгнул на землю и хотел бежать.
— Стой! Не уйдешь от меня! — взревел медведь.
Еж скорее свернулся комочком (картинка ежа с веткой (рис. 28) заменяется картинкой свернувшегося ежа (рис. 29)).
Лежит тихо, тихо. Медведь знает, что еж очень колючий. Что тут делать? Понял медведь, что еж над ним посмеялся, и с ревом бросился в лес.

* * *

Для показа в театре картинок сказки «Еж и медведь» нужны картинки ежа (рис. 28 и 29) с подвижной лапкой (рис. 28, а), медведя (рис. 30), двух зайцев (по рис. 31).
Для оформления потребуются елки (рис. 32), кусты (рис. 21 и 25) и дерево (рис. 37).
Все персонажи, кроме свернувшегося ежа (рис. 29), делаются двусторонние. Картинка ежа с подвижной лапкой укрепляется на длинной палочке немного длиннее туловища медведя, чтобы ежа можно было посадить на плечо медведя.
Лапка с веткой вырезается отдельно и прикрепляется к туловищу ниткой или тоненькой проволочкой, концы которой закручены по обе стороны туловищу ежа. Помахивание веткой осуществляется снизу, за нижний конец ветки.

Т. Караманенко

Ножки не идут
(По мотивам итальянской сказки)

Ножки не идут

Участвуют:
девочка Олечка
бабушка
лягушка
еж
заяц
черепаха

(Действие происходит в лесу. Слева, на переднем плане, куст; в глубине елки или два дерева.)
Жила-была маленькая девочка Олечка. Она была очень капризная и ленивая, даже ходить ленилась. Пошла Олечка с бабушкой в лес и раскапризничалась.
— Бабушка, возьми меня на ручки!
— Что ты, Олечка, я старенькая, сама еле-еле хожу. А у тебя ножки молодые.
— А мои молодые ножки не хотят идти.
— Не капризничай. Идем скорее! Мама, наверно, уже ждет нас.
— Не пойду сама! Возьми меня на ручки!
— Ну как хочешь, — сказала бабушка, — оставайся в лесу.
Бабушка пошла и даже не обернулась. Хотела Оля за бабушкой побежать, но раздумала. Стоит плачет.
— Бедная я, бедная. Не взяла меня бабушка на ручки. Кто же теперь отнесет меня домой?
Недалеко было болото. В болоте жила большая зеленая лягушка.
Услышала она, что кто-то плачет, высунула голову из болота, увидела Олю и спрашивает:
— Девочка, о чем ты так горько плачешь?
— Кто это? — удивилась Оля и обернулась. — Да это лягушка!
— Да, лягушка. Услышала я, что кто-то плачет, дай, думаю, посмотрю. Может быть, помочь надо. (Постепенно вылезает из воды и приближается к Оле.)
— А ты разве сможешь мне помочь?! — спросила Оля.
— Может быть, и смогу. Расскажи: в чем дело?
— Хорошо! Слушай! Гуляла я с бабушкой в лесу. Собрались мы домой, но мои ножки не хотели идти. А бабушка не взяла меня на ручки. Вот я и осталась одна.
— Ножки не пошли? Плохо! Ну, не плачь. Садись мне на спину, я отвезу тебя домой.
— Какая ты добрая! (Садится на лягушку боком.) Нет, так я упаду. (Садится с другой стороны.) Так тоже упаду. (Садится верхом.) Вот так! Хорошо! Не упаду, и мне удобно!
— Уселась?
— Уселась! Поехали.
Лягушка делает первый прыжок. Оля тихо вскрикивает:
— Ой!
При втором прыжке вскрикивает сильнее и слегка сползает с лягушки, при третьем — вскрикивает громче, сползает с лягушки еще больше и при четвертом — падает на землю.
— Ой, упала! Ушиблась! Зачем ты, лягушка, так прыгаешь? И усидеть на тебе нельзя! Не поеду на тебе! Уходи!
— Верно, что я прыгаю. Но я иначе не умею. Как хочешь! Я хотела тебе помочь. Прощай! (Скачет к болоту и скрывается.)
Оля опять начинает плакать.
— Растрясла меня лягушка, уронила, не донесла до дому. Бедная я! Кто меня отнесет домой?
(Из кустов выходит еж, смотрит по сторонам.)
— Кто тут? Девочка! (Переходит к другому кусту.) Сидит одна и плачет! (Выходит.) Что с тобой, девочка? Твое платье запачкано. Ты упала и ушиблась?
— С лягушки упала. Она хотела меня домой отвезти, я села на нее, а она начала прыгать. Я и упала.
— А что же ты сама не идешь домой?
— Мои ножки не идут.
— Ну, если ножки не идут, то садись на меня. Отвезу!
— А ты не скачешь, как лягушка?
— Нет. Я хожу маленькими шагами, спокойно. Даже не встряхну тебя.
— Как хорошо! (Подходит к ежу.) А куда мне садиться? Сюда? (Дотрагивается до спины ежа.) Ой, да ты колючий! (Осторожно проводит рукой по спине ежа сверху вниз.) Так не колешься. А так... (Проводит рукой снизу вверх.) Ой, ой, ой! Всю руку исколола! Ну как же я могу сесть на тебя?
— А ты садись повыше!
— Сюда? (Показывает на спину.)
— Нет, выше, на шею.
— Сюда? (Показывает выше.)
— Да!
— Все равно колешься! Возьми меня лучше на ручки!
— Да я тебя не подниму!
— Сам предложил меня отвезти домой, а теперь уж — не подниму. Уходи тогда. (Еж уходит.)
Девочка начинает опять плакать.
— Услышал заяц, что девочка плачет, подбежал к ней, и она рассказала ему все. Выслушал ее заяц и говорит:
— Я не прыгаю, как лягушка, шерстка моя мягкая, не колется, как у ежа. Садись на меня, я быстро отвезу тебя домой. А чтобы ты не упала, держись за мои уши.
— Села девочка на зайца, взялась за уши, и не успела она слово сказать, как заяц ее помчал.
— Не сюда, не сюда. Остановись! Мой дом в другой стороне!
Повернулся заяц и побежал в глубину леса.
— Опять не сюда! Стой! Подожди, я тебе покажу, в какую сторону бежать надо!
А тут шишка с сосны упала и прямо зайцу на голову. Испугался косой — да в кусты. Проскочил он под кустом и дальше в лес побежал, а девочка за ветки зацепилась.
— Ой, ой, ой, я вся поцарапалась! А заяц убежал и не довез меня до дома! Бедная я, несчастная девочка! Кто меня теперь домой отвезет?
(Встает и отходит от куста.)
Ползла недалеко черепаха, услышала, что Оля плачет, и спрашивает:
— А почему ты сама не идешь домой?
— Мои ножки не идут! — ответила девочка и заплакала. Пожалела ее черепаха.
— Бедная девочка! Не плачь! Садись на меня. Я отвезу тебя домой!
Села девочка на черепаху. Панцирь у черепахи широкий. Места много. Оля даже прилегла и скоро заснула.
— А черепаха старается, шагает: «Раз — два, раз — два». Да быстро она не может идти. Ноги у нее очень короткие. Девочка выспалась, проснулась, а они все на той же полянке.
— Что же ты не везешь меня домой? (Сходит с черепахи.)
— Как так не везу? Смотри: раз — два, раз — два.
— Да если так шагать, то я никогда дома не буду. А солнышко уже низко. Скоро ночь наступит. Шагай быстрей. Вот как надо шагать: раз, два, раз, два (показывает).
— Хорошо ты шагаешь! Так ты и домой быстро дойдешь. И не надо было говорить, что твои ножки не идут. Ты просто ленивая! А нам в лесу не нужны ленивые. Уходи отсюда прочь!
(С разных сторон появляются лягушка, еж и заяц.)
Все (вместе). Уходи, ленивая, из нашего леса!
Оля убегает в ту же сторону, куда ушла бабушка. (Все скрываются.)

* * *

Для показа сказки «Ножки не идут» нужны картинки: бабушки (рис. 33), девочки (рис. 34), лягушки (рис. 35), ежа (рис. 28), зайца (рис. 22) и черепахи (рис. 36), а также бугорок (рис. 20), два дерева (рис. 37), два куста (рис. 21 и 25).
Картинки-персонажи, кроме черепахи, делаются двусторонними.
У девочки правая рука с платочком — подвижная, поднимается к лицу, когда девочка плачет. Ноги вырезаются отдельно от туловища и прикрепляются к нему при помощи тонкой проволоки или нитки, закрепленной по обеим сторонам узлами, чтобы девочка могла садиться на лягушку, зайца и черепаху.
Ноги черепахи с добавочными полосками бумаги (рис. 36, а) свободно прикрепляются к ее панцирю ниткой или проволокой в точках а и б. Чтобы показать, что черепаха идет, ритмично двигайте ее ноги за добавочную полоску.
Зайцу приклеиваются уши с разных сторон головы.
У куста (рис. 25) делается широкий прорез, через который проскакивает заяц.
Помните, что лягушка передвигается скачками, еж — маленькими шагами, заяц — стремительно, черепаха медленно появляется из-за куста и шагает, почти не сходя с места.

Н. Горталова

Сколько цыплят?

Участвуют:
Курица
пять желтых цыплят
один синий цыпленок
один зеленый
один красный
один белый
воспитательница (перед ширмой)

(На сцене домик курицы. Кругом трава.)
Воспитательница. Дети, как вы думаете, кто живет в этом домике? (Дети отвечают по-разному.) Сейчас я постучу в дверь, и мы узнаем, кто там живет. (Стучит в дверь. Из дома слышно «ко-ко-ко-ко» и выходит курица.) Курочка, дети очень хотели знать, кто живет в домике. Вот мы и постучали.
Курица. В этом домике живу я с моими цыплятами.
Воспитательница. С цыплятами? А их у тебя много?
Курица. Пять желтеньких хорошеньких цыплят. Я их сейчас позову и вы их увидите сами. «Цып, цып, цып, цып». Они очень любят убегать, поэтому я их все время считаю. (Из домика по одному выходят цыплята.) Раз, два, три, четыре, пять. Все пять тут! Ну и хорошо! Мне надо уйти. Вы их не постережете?
Воспитательница. Дети! Постережем цыплят? (Ответ детей.) Хорошо, курочка. Иди.
Курица. Только считайте их почаще и, если они разбегутся, зовите: «Цып, цып, цып, цып!» Они сразу прибегут! (Уходит. Цыплята бегают в траве. Один незаметно убегает.)
Воспитательница. Проверим, все ли цыплята тут. (Считает.) Раз, два, три, четыре. А сколько было? (Ответ детей.) Сколько же не хватает? (Ответ детей.) Давайте позовем его. (Зовет вместе с детьми: «Цып, цып, цып, цып». Приходит красный цыпленок.) Какого цвета этот цыпленок? (Ответ детей.) У нас такого не было. У нас все желтенькие.
Цыпленок. Я ваш! Честное слово, ваш. Но я влез в красную краску и стал красным.
Воспитательница. Какой ты неосторожный! Что же мы скажем твоей маме?
Цыпленок. Не знаю.
Воспитательница. Ну, ладно, оставайся с нами. (Цыплята бегают по ширме. Один цыпленок уходит.) Что-то мало у нас цыплят осталось. Давайте посчитаем. Раз, два, три, четыре. Сколько же не хватает? (Дети отвечают.) Давайте позовем его: «Цып, цып, цып, цып!» (Выбегает синий цыпленок.) Это не наш, у нас такого не было. Какого он цвета? (Дети отвечают.)
Цыпленок. Я ваш! Честное слово, ваш. Только я залез в синюю краску, вот и стал синий.
Воспитательница. Какой же ты неосторожный цыпленок! Что мы скажем твоей маме?
Цыпленок. Не знаю.
Воспитательница. Ну, ладно, оставайся. (Цыплята бегают по ширме. Один уходит.) Сколько же у нас теперь цыплят? (Ответ детей.) А сколько было? (Дети отвечают.) Сколько же цыплят не хватает? (Дети отвечают.) Надо его позвать, может, найдется. «Цып, цып, цып, цып!» (Выходит зеленый цыпленок.) Ты не наш, у нас такого не было. Дети, какого он цвета? (Ответ детей.)
Цыпленок. Я ваш! Честное слово, ваш. Только я попал в зеленую краску и стал зеленым.
Воспитательница. Какой неосторожный цыпленок! Ну. ладно, оставайся. (Цыплята бегают по ширме. Один уходит.) Сколько же у нас сейчас цыплят? Давайте посчитаем. (Дети считают.) Сколько же не хватает? (Дети отвечают.) Позовем его. (Зовут. Выходит белый цыпленок.) Дети! Какого он цвета? (Дети отвечают.) Ты тоже в краске испачкался?
Цыпленок. Да! Испачкался! Но я ваш, честное слово, ваш!
Курица. Вот и я вернулась. (Все цыплята прячутся за куст.) Ну, как вели себя мои цыплята?
Воспитательница. Ничего! Только с ними беда случилась!
Курица. Какая беда? Что с ними?
Воспитательница. Да вот посмотри. Цып, цып, цып, цып! (Цыплята подходят к курице.)
Курица. Это не мои цыплята. Мои желтенькие. А этот красный, этот синий, этот зеленый, этот белый. И только один мой — желтенький.
Цыплята. Нет, нет, мы твои! Честное слово, твои!
Воспитательница. Они твои, только они перепачкались в краске.
Курица. Перепачкались! Ну, это ничего! Я их отмою, и они снова будут у меня желтенькие, пушистые. Озорники они! Ну да всякое бывает. Спасибо, ребята, что постерегли моих цыплят. До свидания! Надо мне моих шалунов отмывать. (Все уходят в дом.)

* * *

Эта маленькая сценка показывается картинками, но на ширме. Вырежьте и раскрасьте картинки: дом курицы (рис. 38), курицу (рис. 39) и девять цыплят (рис. 40). Курица и цыплята делаются двусторонними. Между их половинками заклеивается палочка или проволока, которая должна пройти через одну из ножек и выйти ниже ножки на 10 см, чтобы картинки удобно было держать.
Возможны и другие варианты: увеличить число цыплят до 10, давать по два, а потом и по три цыпленка одного цвета, чтобы дети считали по два, по три и т. д.

Т. Караманенко

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования