Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

На одном из международных кукольных фестивалей выступал актер, который один играл весь спектакль — известную сказку о Золушке. После выступления этот актер откинул ткань, закрывавшую ширму, и показал, как он работает. Пространство внутри ширмы оказалось небольшим, рассчитанным на одного человека. Каждая кукла имела внизу штырь для держания. Край ширмы был оборудован большим числом гнезд, куда можно было вставлять штыри и освобождать себе руки для выноса других кукол. На внутренних боковых стенках ширмы находилось множество крючков и карманов для подвески свободных кукол и реквизита. В одном углу на полу стоял магнитофон, который актер включал и выключал ногой, а в другом углу — колодка с несколькими выключателями. Переключение света актер производил тоже ногой. Выяснилось, что и декорации по ходу действия он менял без посторонней помощи. Этот человек оказался не только единственным кукловодом, рабочим, радистом, электриком, шофером удивительного театра, но и художником, постановщиком, исполнителем всех ролей (спектакль был записан на пленку с различной скоростью и поэтому голос каждого персонажа звучал неповторимо).
Нечто подобное наблюдается в самодеятельности. Постановщик обычно является и художником, и скульптором, и мастером по куклам, а зачастую ему приходится самому брать в руки куклу и выступать на сцене. Исполнители ролей выполняют обязанности бутафоров, рабочих, портних, электриков и радистов. Таким образом, самодеятельным артистам приходится овладевать знаниями в нескольких областях сразу. Однако главные этапы подготовки самодеятельного спектакля те же, что и в профессиональном театре,— изготовление кукол и репетиции на ширме.

Поэтому познакомьтесь с некоторыми практическими советами, которые, возможно, пригодятся вам.
Очень важно выбрать пьесу не слишком сложную. Пусть даже она будет на первый взгляд чересчур легкой. Если ставить серьезно, вдумчиво, то в любом самом несложном спектакле можно придумать много интересного и поставить его живо, увлекательно, по- своему. Ведь любая роль — будь то зайчишка, лиса или волк — содержит столько материала для создания интересного, подмеченного в жизни характера. А как много зависит от умения исполнителя внести что-то новое, свое в роль. Это может быть песенка, которую напевает персонаж, своеобразная походка героя, характерный взгляд, особое словцо или жест. Главное, чтобы пьеса давала простор для фантазии.
Еще важнее не усложнять технологию изготовления куклы. В профессиональных театрах способ изготовления головы тростевой или петрушечной куклы при помощи гипсовой формы очень сложен и долог. Между тем есть множество легких и быстрых приемов изготовления кукольной головы. Материалом для нее может служить трикотажная ткань и вата, картон, поролон, пенопласт, готовый пластмассовый шар, резиновый мяч.
Голова из трикотажа может быть сделана за несколько минут. Склейте картонную трубочку, которая будет служить шеей куклы и надеваться на палец, или выстругайте круглую деревянную палочку-стержень. Один конец трубочки или палки смажьте клеем и оберните ватой. Образовавшийся шар туго перевяжите нитками. Там, где голова должна иметь дополнительный рельеф (щеки, нос, подбородок), подложите ватные толщинки. Затем возьмите кусок трикотажной ткани, прорежьте в нем небольшую дырку для трубочки или палки. Дырку следует прорезать не в центре куска, а ближе к краю, чтобы концы ткани после обтяжки головы оказались не на макушке, а на затылке. Лишнюю ткань обрежьте, подшейте, а затем замаскируйте волосами или головным убором. Если после обтяжки тканью рельеф лица почти исчез, то можно пришить нос, надбровные дуги или уши, сделанные по этому же способу: из ваты, обтянутой такой же материей. Всякие углубления — глазные впадины, ямочки по углам рта — получаются путем прошивки головы суровой ниткой насквозь, от затылка до той точки, которая должна быть утоплена. Глаза делаются из пуговиц или рисуются, материалом для волос могут служить нитки мулине, мочйло, куски фетра, цветной шнур. Раскрашивать голову из трикотажа во избежание пятен следует очень осторожно. Лучше сразу подобрать куски ткани нужного цвета, а краской наносить лишь брови, обводку глаз, губы, легкий румянец.
Ком ваты, посаженный на палку, может заменить пластмассовый шарик или мяч. Если один слой ткани просвечивает, следует обтянуть заготовку двумя слоями трикотажа.
Голова из поролона или пенопласта вырезается из большого куска. Если нет поролона достаточной толщины, можно склеить или сшить его в два-три слоя.

Поролон и пенопласт удобны тем, что они легко поддаются резке, окраске и значительно уменьшают вес головы. Нередко голова из поролона или пенопласта также обшивается тканью. Из поролона удобно делать и другие части куклы — ноги, руки и корпус (так называемую тушку тростевой куклы, одеваемую на гапит и создающую объем туловища).
Голова из картона или плотной бумаги также довольно легка в изготовлении. Самый простой способ — нарисовать на прямоугольном куске картона или бумаги голову, затем свернуть ее в виде цилиндра и склеить. Нижнее отверстие будет надеваться на палец или палку, а верхнее можно закрыть головным убором или прической. Второй способ заключается в том, что вначале заготавливаются бумажные цилиндры, кубы или прямоугольники. Затем к ним приклеиваются вырезанные из того же материала детали — треугольный нос, губы, уши, глаза и шевелюра.
Голова из папье-маше может быть изготовлена без гипсовой отливки, прямо по пластилиновой модели.
Вначале лепится голова из пластилина вместе с шеей. Затем варится мучной клейстер и берется любая не- проклеенная бумага — оберточная или газетная. Сперва модель обкладывают слоем мелких смоченных в воде кусочков бумаги. Это делается для того, чтобы потом было легче отделить пластилин от папье-маше. Затем такими же кусочками бумаги, но смазанными с обеих сторон клейстером, выкладывают последующие шесть-восемь слоев. Для удобства каждый слой выклеивают из бумаги другого цвета или сорта. Когда папье-маше высохнет, пластилин вынимают проволочным крючком через отверстие в шее или через отверстие, вырезанное в затылке. Голову из папье-маше можно лепить и без пластилиновой модели, по туго свернутому комку бумаги или ваты, обклеивая его бумажными лентами и создавая нужный объем слоями смоченной в клейстере бумаги.
Окраска головы из папье-маше делается масляными или гуашевыми красками после тщательной зачистки и грунтовки. Глаза и волосы прикрепляются после полного высыхания краски.
Туловищем петрушечной куклы может служить перчатка или специально сшитая трехпалая варежка. Изготавливается она следующим образом. Материю складывают вдвое, кладут на нее свою руку, широко раскрыв большой, указательный и средний пальцы, а мизинец и безымянный подгибают. Силуэт руки обрисовывают карандашом. Затем проводят второй контур с учетом швов, вырезают и сшивают. К этой «рубашке» прикрепляют голову и сшитые из материала и набитые ватой руки куклы. Костюм петрушки шьется по руке и прикрепляется к «рубашке».
Тростевую куклу лучше делать с простым, не механизированным гапитом. Под костюмом должна быть обязательно «тушка» — сшитая из простеженной в несколько слоев толстой материи жилетка, создающая у куклы объем тела.
Изготовление ширмы также не следует усложнять. В условиях школьного или домашнего кукольного театра удобно пользоваться простейшими, так называемыми импровизированными ширмами. Перевернутый стол, вертикально укрепленный лист фанеры, протянутая среди комнаты или между двух деревьев веревка с переброшенным через нее одеялом могут служить ширмами для выступления кукол. Очень удобно превратить в кукольную сцену дверной проем, укрепив в нем горизонтальную рейку. Такая сцена может иметь раскрывающийся занавес.

Импровизированные ширмы хороши для начала. Но самодеятельному коллективу, который регулярно ставит спектакли и показывает их не только у себя, но и в других помещениях, желательно иметь складную деревянную или алюминиевую (из трубок) ширму. Простейшая деревянная ширма состоит из длинных реек и четырех стоек. На первых двух стойках держится рейка с прикрепленной к ней тканью, скрывающей актеров. Вторые стойки гораздо выше. На них укрепляется рейка, на которую вешается задний фон — «небо». Чтобы стойки не упали, их прибивают к полу. Конструкция этой ширмы разборная.
Складная рамочная ширма делается из деревянных реек небольшого сечения. Шесть или восемь одинаковых рамок соединяются при помощи завесов и крючков. В сложенном виде такая ширма похожа на чемодан. Ткань на рамочную ширму не прикрепляется наглухо, а пристегивается при помощи крючков и петель. Занавес и задник могут крепиться к боковым створкам ширмы или устанавливаться сзади на специальных подставках.

Декорации выпиливаются из фанеры, вырезаются из плотного картона или выгибаются из проволоки и обшиваются тканью. Не стремитесь делать много декораций. Каждая деталь должна быть необходима на сцене и помогать, а не мешать игре кукол. А то можно наделать столько деталей, что актерам негде будет работать. Ведь детали приходится укреплять на стойках и по краям ширмы, а это суживает место для игры исполнителей. Декорации должны быстро ставиться и легко убираться. Для этого внизу каждой детали делают деревянные штыри, а в стойках и по краям ширмы— специальные гнезда для держания этих штырей. Желательно, чтобы штыри и гнезда были одного размера.

Предметы реквизита при постановке спектакля на тростевых куклах должны иметь внизу проволоку для держания или резиновую петельку для надевания на руку куклы. Ведь в отличие от петрушки тростевая кукла не может сама держать бутафорскую чашку или большой букет. Она делает вид, что держит, а на самом деле держит эту чашку или букет другой актер при помощи проволочной трости.
Репетиции спектакля следует начинать тогда, когда полностью готовы все куклы, декорации и предметы реквизита. Причем, декоративное оформление должно быть полностью смонтировано на ширме. Пока не подогнаны декорации, не готов реквизит и некоторые куклы, можно лишь учиться управлять куклами, разыгрывать небольшие сценки-этюды на тему пьесы, разучивать песенки, танцы и различные упражнения, отрабатывать походки, бег, повороты на ходу, наклоны, разведение рук в стороны, перехват тростей, управление обеими тростями одновременно и т. д.
Упражнения с куклами очень полезны. С их помощью новички приобретут необходимые навыки кукловождения. Выработается привычка правильно распределять свое внимание, сосредоточивая его главным образом на кукле, держать ее всегда на определенном уровне по отношению к грядке, не наклонять куклу на бок, на себя или назад, постоянно контролировать все ее движения, добиваться их точности. Хорошо, если упражнения будут проводиться под музыку. Это поможет научиться действовать с куклой в определенном ритме и темпе. Упражнения с куклой желательно проводить за ширмой, не завешенной тканью, чтобы тот, кто проводит занятия, видел не только кукол, но и самих исполнителей. Со стороны легче подсказать, как правильно держать куклу, как избежать неудобной позы во время работы, вовремя перехватить трости. Вообще постоянный контроль из зала крайне необходим во время всей подготовки спектакля. Исполнитель видит свою куклу совсем не так, как зрители. Поэтому ему зачастую трудно определить, удачно он нашел движение или нет, выразительна ли поза персонажа, соблюдается ли нужный уровень над грядкой. Кукловод очень нуждается в «зеркале» — сидящем в зале режиссере, товарище, который подскажет, где хорошо, а где плохо.
Работа с куклой даже во время исполнения самых простых упражнений не должна сводиться к механическому заучиванию определенного набора движений, пригодных на все случаи. Наоборот, каждая встреча с куклой должна быть как бы первой, когда кукла обещает много неожиданностей и ее возможности кажутся неисчерпаемыми. Как добиваться этого? Прежде всего, необходимо постоянно будить свою фантазию всевозможными вопросами, искать на них ответы, не бояться пробовать и ошибаться.
Кстати о вопросах. Всю работу над спектаклем от первой читки пьесы до премьеры можно представить как беспрерывное чередование вопросов и ответов на них.
Вот далеко не все вопросы, без ответов на которые невозможно не только создать спектакль, но и начинать его подготовку: О чем будет спектакль? Что полезного и доброго принесет он зрителям? На кого рассчитана постановка? На малышей, школьников, взрослых? Каким будет спектакль по настроению? По жанру? (Героическая, лирическая, волшебная или бытовая сказка, эстрадное представление, водевиль, сатирическая пародия и т. д.) Кто какую роль сможет сыграть?
Непродуманные или поверхностные ответы на эти вопросы приведут к невыразительной игре, ошибкам при распределении ролей, вялому ритму всего спектакля или отдельных сцен. И наоборот, точные, обоснованные ответы дадут верное направление всей работе над постановкой.
Исполнитель тоже должен постараться найти ответы на вопросы, которые задает ему роль. Конечно, можно играть, не задумываясь, просто произнося заученные слова. Но в такой игре нет творчества, она никогда не принесет радости. Играть же осмысленно, искренне и правдиво можно только тогда, когда все понятно, т. е. найдены точные ответы хотя бы на такие вопросы: Какое место занимает мой герой во всей пьесе? На чьей он стороне — добрых или злых сил? Как к нему относится автор? Какие взаимоотношения у него с остальными персонажами? Что он думает сам о себе? Какие у него индивидуальные черты? Что он делает в каждой отдельной сцене и во всей пьесе? Для чего он это делает? Как он это делает?
Сценический образ в кукольном спектакле — это единство внешнего облика куклы, речи исполнителя и движения, так называемой пластики. Речевая характеристика персонажа и пластический рисунок — основные выразительные средства кукловода. Поэтому о них следует сказать особо.
Большинство новичков считают, что в кукольном спектакле в любой роли надо как можно сильнее изменить свой голос. Так, мол, «театральнее». Дадут девочке с высоким голосом играть какую-нибудь маленькую зверюшку, например обезьянку, и она начинает так пищать, что у всех в ушах звенит. А у мальчика — низкий голос, но в роли медведя он басит еще сильнее. Неумелое, нарочитое искажение голоса всегда производит неприятное впечатление — и в пении, и в речи на сцене. Но главная беда в том, что ненатуральность звука порождает ненатуральность интонаций, из роли уходит мысль и чувство. Поэтому при работе с куклой важно искать не «тонкий» или «толстый» голос, а манеру разговаривать, свойственную данному персонажу. Ведь обезьяна и медведь отличаются не только тембром голоса, но прежде всего характерами, манерой вести себя, слушать, думать, реагировать на происходящее. Пятикласснику трудно реветь медвежьим басом, а вот передать голосом мишкину неповоротливость, добродушие — вполне по силам.
В большинстве пьес для кукольного театра текста мало, реплики короткие. Не расслышали зрители две- три фразы и уже трудно понять содержание сцены. Поэтому при постановке кукольного спектакля большое внимание необходимо уделять ясности, четкости (дикции) и выразительности речи. Глотание окончаний и отдельных слогов, скороговорка, невнятное бормотание себе под нос, шепелявость, сюсюканье, неправильные ударения в словах и целых фразах — все это снижает впечатление от спектакля. С первых читок пьесы по ролям нужно добиваться правильной, чистой речи. Тем более, что на спектакле часть звука поглощает ткань, отделяющая артистов от зрителей.
Пластический рисунок роли, под которым мы подразумеваем чередование движений, жестов и поз куклы, тоже должен быть ясным, разборчивым, выразительным. Пластика куклы-персонажа, как и ее речь, раскрывает перед зрителями характер персонажа, его мысли, намерения. Пластика и речь одинаково помогают воспринимать содержание происходящего на сцене. Но еще чаще, чем недостатки речи, встречается в спектаклях новичков слабое внимание к пластике кукол. Бессмысленное, механическое дерганье головой или всем туловищем в такт речи, однообразные, ничего не выражающие жесты, случайные, нелепые позы. А как часто разговаривающие куклы даже не смотрят друг на друга. Их взгляды направлены мимо или поверх головы собеседника.
Научиться выразительно, правильно, в соответствии с характером персонажа говорить так же трудно, как и хорошо водить кукол. Особенно этого трудно добиться за несколько репетиций. Но путь к успеху проложит пытливая работа ума, фантазия, умение пользоваться жизненными наблюдениями, знаниями, почерпнутыми из книг. Ведь чаще всего невыразительность речи и движений проявляется у тех исполнителей, которые мало размышляют над ролью, а довольствуются только тем, что услышат от руководителя.
При работе с петрушечными и тростевыми куклами желательно руководствоваться следующими рекомендациями:
—    новую куклу прежде всего следует подогнать по своей руке, чтобы ею было удобно и легко управлять;
—    придумывая движения для куклы, исходите прежде всего из ее возможностей, диктуемых устройством и внешним обликом. Не навязывайте кукле того, чего она выполнить не способна. Пусть вас радует то, что у этой куклы получается хорошо, и меньше раздражает ограниченность ее движений. Это — кукла, и она не может абсолютно точно скопировать живого человека или животное. Да и не должна этого делать;
—    движения куклы не должны быть случайными и неточными. Каждый поворот, жест, изменение позы, проход по сцене нужно совершать осмысленно, с целью выразить характер персонажа, его внутреннее состояние в определенной ситуации;
—    движение необходимо чередовать с остановками, когда кукла как бы осознает то, что сделала, или еще не решила, как поступить. Эти остановки могут быть не менее выразительны, чем движения. Осмысленность паузы необходима на сцене, как и осмысленность движения;
—    во время работы кукловоду приходится все время глазами следить за куклой. Но никогда не следует пытаться на ходу исправить начатое движение или позу куклы;
—    кукловод работает с поднятой вверх рукой, откинув назад голову. В сочетании с чувством неудобства и волнением, свойственным новичку, а также от излишнего старания у него иногда начинают чрезмерно напрягаться и болеть мышцы рук, плеч и шеи. В театре ненужное мышечное напряжение называют «зажимом». Надо научиться самому избавлять себя от «зажима»;
—    речь исполнителя и движения куклы должны совпадать. Но не следует механически дергать куклой, ее головой или руками на каждое слово. Движением подчеркивают обычно наиболее важные мысли и слова. Чем меньше кукла по величине, тем больше приходится двигать во время речи всей куклой. Остальные находящиеся в это время на сцене куклы должны быть почти неподвижны. Если у куклы открывается рот, то следует его открывать не на каждый слог, а только при звучании ударной гласной в слове;
—    когда кукла двигается под музыку, движения подчиняются ее ритму:
—    за ширмой должны быть тишина и порядок. Все декорации, куклы и предметы реквизита раскладываются заранее в точно установленных местах. Работать следует бесшумно, не переговариваясь между собой. Шепот, громкие шаги, стук декораций, звук падающих предметов всегда слышны в зале и производят неприятное впечатление;
—    для показа спектакля ширму следует ставить против окна, а на улице — против солнца. Перед тем, как пригласить зрителей, надо тщательно осмотреть ширму со стороны зала, проверить свет, магнитофон (если музыка записана на пленку), расставить скамейки или стулья так, чтобы сидящие в первом ряду были на достаточном расстоянии от нее, иначе зрители во время спектакля начнут вставать, пытаясь увидеть кукол.

Теперь несколько слов о марионетках.
Поставить спектакль полностью на куклах-марионетках очень трудно. А вот попытаться смастерить двух-трех кукол для исполнения танцевального или циркового номера — дело вполне посильное. Тем более, что выступать с таким номером можно на любой сцене и в программе любого концерта, в открытую выводя перед собой из-за кулис куклу. Вот как выглядит подобный номер в исполнении одного зарубежного марионеточника. Звучит записанная на пленку музыка. Актер, одетый в черный свитер и черные брюки, выводит на сцену двух медвежат. Это обычные плюшевые игрушки, подвешенные на нитках. В одной руке актер держит нитки, идущие от первого медвежонка, J другой — нитки от второго. Номер заключается в том, что куклы разыгрывают содержание веселой детской песенки о двух медвежатах, которые слишком много спорили между собой. Нечто в этом роде можно придумать с любыми игрушками. Однако интереснее сделать настоящую куклу-марионетку и создать оригинальный вокальный или танцевальный номер.
Раньше уже говорилось, что куклу-марионетку вырезают из дерева, чаще всего из липы. Делается это по предварительному рисунку, на котором кукла изображена в натуральную величину. В нем предусматриваются ее устройство, способ крепления сочленений. Каждая часть куклы режется в соответствии с рисунком. Пока кукла не собрана, в нужных местах забиваются маленькие скобы для привязывания нитей. Сочленения при сборке соединяются проволокой или полосками сыромятной кожи. Собранная кукла вновь сверяется с рисунком, так как при сборке могли нарушиться ее пропорции.
Вага также делается из дерева. Она состоит из продольной и двух поперечных планок, одна из которых подвижная. Нитки, идущие от куклы, привязываются к планкам ваги. К неподвижной поперечной планке прикрепляются нити, которые идут к вискам и рукам куклы, к подвижной планке нитки, идущие к коленям. Это основные нити. Вспомогательные нити для сгибания корпуса и различных акробатических движений привязывают дополнительно, по своему усмотрению.
Куклы-марионетки, изображающие всевозможных зверей и птиц, имеют вагу иной конструкции. Например, для куклы-лошади необходима длинная продольная планка, равная длине ее корпуса. К этой планке привязывают нити, идущие от головы, спины и крупа. Подвижная планка устанавливается посредине продольной и несколько выше ее. К ней привязаны четыре нити: две идут к обеим левым ногам, две — к обеим правым ногам лошади. Простейшая вага для кукол животных — обыкновенные «плечики», на которые вешают одежду. Крючок позволяет вешать свободную куклу на гвоздь или перекладину, как это обычно делается в театре марионеток.

Кукольный театр можно организовать в школе, пионерском лагере и дома. Родители не откажутся помочь сделать кукол и простую ширму. К исполнению ролей можно привлечь братьев, сестер, друзей. Первое же представление настолько всем понравится, что вам захочется поставить второй, а за ним и третий спектакль. И если ваши куклы будут постоянно приносить радость вам самим и тем, кто смотрит ваши выступления, вы станете все больше проникать в чудесный мир искусства. Искусство, независимо от того, профессиональное оно или самодеятельное, служит благородной цели — делать жизнь людей содержательнее и радостнее.
Самостоятельное изготовление кукол и выступление с ними — дело очень интересное и полезное. Но оно требует инициативы, выдумки и труда. Увлекаются куклами и кукольными спектаклями многие, но чаще всего — это зрители. Желающих организовать свой кукольный театр тоже хватает. Однако большинство из них так и остаются желающими. Как только доходит до дела, они опускают руки. Вместо того, чтобы смастерить хоть какую-нибудь куклу и попробовать сыграть ею, они убеждают себя и окружающих в том, что пока не будет готовых, приобретенных в магазине кукол, все равно ничего не получится. И стараться, мол, не стоит. Безусловно, создать выразительную куклу, похожую на театральную, трудно. Нет ни знаний, ни умений, ни материалов. Но ведь можно обратиться за помощью к тем, кто умеет лепить и рисовать, попытаться достать книги, в которых описано, как делать кукол, вместо эскизов использовать цветные иллюстрации к сказкам, рисунки из журналов «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», карикатуры, фотографии из мультфильмов. Вполне возможно, что первые куклы окажутся не очень удачными. Зато последующие будут гораздо лучше. Нужно только быть смелее, увереннее, не бояться неудач.
В помощь начинающим кукольникам издано много полезных книг. В них подробно описывается, как делаются куклы и ширма, устанавливаются декорации и освещение, проводятся репетиции. В числе этих книг в первую очередь следует назвать «Секреты театра кукол» А. Федотова. В ней содержатся очень интересные сведения по технике кукольного театра, устройству и изготовлению кукол и ширм самых разнообразных конструкций. Если эта книга покажется слишком сложной, можно рекомендовать другие, авторы которых обращаются к новичкам, впервые приступающим к постановке кукольного представления в условиях школы, пионерского лагеря или детского сада. Вот некоторые из них: «Школьный кукольный театр» Е. Деммени, «Кукольный театр в детском саду» Т: Караманенко, «Кукольный театр в школе» А. Лелявского, сборник «Пионерский театр кукол».
Об устройстве самодеятельного теневого театра кукол можно узнать из книг «Ожившие силуэты» А. Федотова и сборника «Пионерский театр теней». Большой интерес представляет книга «Что и как в театре кукол». Это сборник статей разных авторов в помощь кукольникам-любителям. Открывается книга статьей С. Образцова «Что такое кукольный театр?», в которой определяются главные отличительные черты кукольного искусства. Остальные статьи рассказывают о работе с куклой на ширме во время подготовки спектакля, об этюдах с куклами, сценической технике, особенностях современного театра кукол. А тем, кто увлекается историей кукольного театра, можно посоветовать прочесть книги «Беларусю народны тэатр батлейка» Г. Барышева и О. Санникова, «Советский театр кукол» и «Театр Сергея Образцова» Н. Смирновой и статью «Куклы мира» С. Дрейдена в книге «Театр кукол зарубежных стран».
Начинающие кукольники зачастую испытывают трудности с выбором пьесы. Хорошо, если пьес несколько и дело заключается лишь в том, чтобы отдать предпочтение наиболее интересной и доступной при постановке. Хуже, если пьес почти нет и ни одна не нравится, а где найти другие, кукловоды не знают. Между тем в разные годы были изданы специальные сборники пьес для кукольных театров. В их числе можно назвать «Пионерский театр кукол», «Пионерский театр теней», «Театр кукол», «Вредный витамин», «Василиса Прекрасная», а также книгу «Кукольный театр в школе». Кроме того, кукольные пьесы встречаются в книгах детских писателей (С. Михалкова, С. Маршака, Е. Шварца) и журналах.
Для первой постановки можно рекомендовать пьесы «Три поросенка» С. Михалкова, «Сказку про козла», «Теремок» и «Кошкин дом» С. Маршака. Они несложны при постановке, имеют сравнительно небольшое число действующих лиц. Их с удовольствием будут смотреть зрители младшего возраста. Пьесы для старших обычно труднее при воплощении на сцене. В них много кукол, декораций. Но затраченные усилия полностью оправдывают себя на премьере — красочный, масштабный спектакль увлекает всех зрителей, независимо от возраста. Среди пьес такого рода можно назвать «Военную тайну» В. Лебедевой и А. Кирилловского (сборник «Вредный витамин»), «По щучьему велению» Е. Тараховской («Школьный театр кукол»), «Василиса Прекрасная» Е. Черняк и др.
Очень интересно попытаться поставить спектакль не по готовой пьесе, а по собственной инсценировке. Для этого годятся сказка, фантастический или сатирический рассказ. Только они обязательно должны быть насыщены большим числом действий, событий, чтобы легко было придумать интересные движения для кукол. Ведь куклы больше всего не любят пустого многословия и неподвижности. Пусть речь персонажей будет сжатой, реплики — короткими и меткими. А действия, танцы и песенки дополнят и удлинят спектакль.

А. Лелявский
"Театр кукол" - 1974 г.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования