Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Перед тем, как отправиться в мастерские театра, где делают кукол, заглянем в кабинет художника. Ведь именно здесь возникают первые контуры будущих кукол и декораций.
Кабинет художника — светлая, просто обставленная комната. Однако стол, шкафы и настенные полки мы замечаем позже, а сначала обращаем внимание на множество самых разных кукол, висящих на стенах, на расставленные по углам макеты сцены с разрисованными картонными декорациями, на рисунки, афиши. В этой комнате могут оказаться рядом кукла двадцатилетней давности и еще не раскрашенная голова персонажа из будущего спектакля, афиши других театров и набросок рекламного плаката к новогоднему представлению. На столе лежат раскрытая пьеса, краски, кисти и эскизы будущих кукол. Вот лукавый Емеля, тощий царь, капризная Несмеяна, бояре в высоких шапках. Рядом незаконченные рисунки декораций: берег реки, зал в царском дворце.
Художник, работающий над оформлением кукольного спектакля, похож на иллюстратора книги. Ему приходится внимательно вчитываться в пьесу, размышлять над каждым образом, чтобы во внешнем облике персонажа наиболее полно передать его характер, индивидуальную неповторимость. Но художнику- иллюстратору достаточно создать плоский рисунок. А для художника-кукольника рисунок является лишь предварительным наброском. По нему он затем создает объемную фигуру, которая должна быть выразительной на сцене в движении. Поэтому художнику приходится думать и о конструкции будущей куклы. Если по ходу спектакля персонажу достаточно поворачивать вправо и влево голову и жестикулировать руками, кукла будет иметь одну конструкцию. Если же герой ездит верхом на лошади, размахивает мечом и выпрыгивает из окна замка, устройство куклы окажется иным. Кроме того, художник-кукольник, как и иллюстратор книги, должен знать костюмы и архитектуру той эпохи и народа, которые описаны в пьесе, хорошо ощущать литературный стиль автора и жанр произведения. Куклы для веселого комедийного спектакля всегда отличаются от кукол, предназначенных для постановки героико-романтической пьесы.

Но вернемся к эскизам сказки «По щучьему велению». Репетиции пьесы начнутся месяца через три-четыре, а эскизы почти готовы. Дней через десять на обсуждение эскизов соберется художественный совет театра, куда входят наиболее опытные актеры и работники мастерских. Каждый выскажет свое мнение: что нравится, а что следовало бы изменить и почему. Если эскизы оказываются принятыми, их отправляют в мастерские, предварительно показав заведующему постановочной частью.
Разложив перед собой эскизы и режиссерские выписки, заведующий постановочной частью вместе с художником составляют описание технической части спектакля и подсчитывают количество необходимых материалов: сколько потребуется шелка, шерсти, бархата и другой ткани на костюмы кукол, на обтяжку ширмы, изготовление занавеса и задника, сколько листов фанеры нужно для декораций. В заявке на материалы для нового спектакля будет учтено все: от гвоздей до магнитофонной пленки, на которой должна быть записана музыка. Пока все нужные для работы материалы не окажутся на складе театра, нельзя быть уверенным, что не возникнут задержки в изготовлении кукол и декораций.
Заведующий постановочной частью ведет свои подсчеты, а тем временем эскизы поступают в мастерские. Столяр берется заготавливать деревянные детали — гапиты, трости. Портнихи, пока не готовы «скелеты» кукол, принимаются за шитье кулис и обтяжки ширмы. Главная же работа по изготовлению кукол — у скульптора. Он приступает к лепке кукольных голов.
Скульптор обычно работает в художественной мастерской, где потом будут раскрашивать кукольные лица, реквизит и декорации. На столе скульптора — эскиз куклы, схематичный рисунок этой же куклы в натуральную величину и ком пластилина или глины. Представим себе, что скульптор лепит голову царя. На эскизе царь лысый, с длинным тоненьким носом и острой бороденкой. В руках скульптора шар постепенно вытягивается, все больше напоминая продолговатое яйцо. Острый конец яйца — подбородок, тупой — гладкая лысина. Вот прилеплен нос, прорезаны углубления для глаз. Очень похоже на эскиз, да и по размерам сходится — это скульптор проверял с самого начала работы, прикладывая бесформенный ком к рисунку в натуральную величину. Заглажены последние неровности, и скульптурная модель отправляется в бутафорскую мастерскую для отлива гипсовой формы.
Бутафорская мастерская — одна из самых важных в кукольном театре. В ней делают головы кукол, ноги, руки. Здесь же осуществляется «сборка» всей куклы и изготовление некоторых деталей декорации — кустов и деревьев с листьями, прикрепленными к проволочным ветвям, люстр и светильников с лепными украшениями, сундуков со сказочными сокровищами и вырастающих из-под земли цветов. Помещение бутафорской мастерской ничем не примечательно. Стоят простые столы, сбоку у стены — большой сушильный шкаф, рулон оберточной бумаги. На полках лежат не- покрашенные кукольные головы, остовы птиц с картонным туловищем и проволочной, закрученной спиралью шеей, сломанные куклы, принесенные сюда на ремонт. В мастерской работает несколько человек — одни из них занимаются выклейкой, другие — сборкой и так называемой механизацией (делают подвижные рты и глаза), третьи — реквизитом.
Основной материал, которым пользуются бутафоры для своих изделий,— оберточная бумага. Склеивая ее несколько раз, они получают после высыхания прочную многослойную массу, так называемое папье-маше. Папье-маше удобно тем, что оно легкое, твердое, свободно поддается резке и шлифовке и хорошо принимает окраску. Из папье-маше делают головы кукол, ноги, туловища, вазы, блюда с яствами, щиты и латы воинов.
Голова царя, вылепленная скульптором, тоже будет сделана из папье-маше. Но бутафор не станет обклеивать бумагой пластилиновую модель. Он знает, что так, может быть, и быстрее, но черты лица расплывутся уже под третьим слоем бумаги, поверхность головы станет бугристой и сходство с первоначальной скульптурой частично потеряется. Поэтому он сперва отольет гипсовую форму, выклеивая которую можно достичь абсолютно точного повторения оригинала.
Гипсовая форма всегда делается из двух половин, иначе нельзя будет ее отделить от пластилиновой модели: придется пилить или ломать гипс. Поэтому бутафор прежде всего намечает на модели линию, делящую голову на две одинаковые части, которые могут быть свободно отделены от гипса. Линия раздела обычно проходит по центру лица или по краям ушей. Вдоль этой линии бутафор втыкает тонкие пластинки жести, образуя своеобразный забор между одной и другой половинами головы. Пластилин и жесть он смазывает вазелином. Затем разводит на воде нужное количество гипса. Как только раствор по густоте станет напоминать сметану, мастер зальет им одну из половин головы. Когда гипс затвердеет, он перевернет голову и зальет вторую половину новой порцией гипса. Когда обе части формы полностью затвердеют и высохнут; бутафор на границе их соприкосновения воткнет нож, слегка повернет его, и половины разойдутся. Вынутый пластилин вернется к скульптору для лепки других моделей, а бутафоры приступят к выклейке царской головы из папье-маше.

Сперва каждую половину формы протрут внутри вазелином. Затем возьмут бумагу, клейстер и, смазывая бумагу только с одной стороны, начнут маленькими обрывками укладывать ее в форме сухой стороной Й гипсу. Этот первый слой они будут выклеивать очень осторожно, чтобы бумага не приклеилась к форме. Последующие слои они выклеивают из кусочков бумаги, смазанной клейстером с обеих сторон. Шесть-восемь слоев вполне достаточно для того, чтобы голова куклы стала прочной и удобной для механизации.

Выклеенные половинки нельзя сразу отделять от гипса, поэтому их поместят в сушильный шкаф вместе с формами. Когда папье-маше высохнет, каждую половину вынут из гипсовой формы, обрежут по краю и соединят швом. Сборка головы требует большой аккуратности: небрежная склейка может повредить лицо куклы грубым рубцом. Готовый шов тщательно зачистят.
Собранная голова готова для механизации. Царю необходимо сделать открывающийся рот. Царю необходимо сделать открывающийся рот. Надо сказать, что кукольные открывающиеся рты бывают самых разных устройств: движется нижняя челюсть или опускается вниз только губа, или поднимается вверх вся голова вместе с верхней губой, а подбородок и шея остаются на месте. Этой кукле мастер сделает подвижным весь подбородок – тогда во время разговора царя будет трястись борода. Устройства для движения рта, глаз, ушей и носа устанавливаются внутри головы. Поэтому мастер, приступая к механизации, вскроет царю не только нижнюю челюсть, но и затылок, чтобы иметь свободный доступ в голову. Подбородок мастер приклеит к деревянной пластине. Свободный конец пластины он проткнет проволокой. Концы проволоки укрепит внутри головы на уровне щек или ушей. Это сделает челюсть подвижной. Но под собственной тяжестью она будет все время опускаться, и рот царя навсегда останется открытым. Поэтому мастер натянет внутри головы резинку, один конец которой прикрепит к планке, а второй — к макушке. Теперь кукла закроет рот, но не сможет его «сама» открыть. Но и тут найдется выход. К нижней части подбородка мастер присоединит нитку или тонкую леску. Потянет актер за леску вниз — рот откроется, отпустит — рот захлопнется.
Не меньше хлопот у бутафоров и механизаторов ? остальными куклами. У Несмеяны должны литься слезы из глаз. Для этого потребуется подвести к Глазам изнутри две тонкие резиновые трубки. У скомороха во время танца будет приподниматься и вновь садиться на голову шапка. Даже ведра в этом спектакле непростые — по ходу действия у них должны появляться обутые в лапти ноги.
Бутафорам придется сделать для этой сказки множество игровых предметов — коромысло, блюдо с жареным гусем, кувшин, колоду меда, кочан капусты, поленья дров, цветы, обклеить ватным или поролоновым снегом деревенские изгороди, ветки деревьев и кустов.
Работа над новым спектаклем началась и в столярной мастерской. Гудит циркулярная пила, легли на верстак первые заготовки. Прежде всего надо сделать гапиты для кукол и трости. Гапит — главная часть каркаса тростевой куклы. Гапиты бывают простые и механизированные. Простые изготовить нетрудно: настругал круглых палочек нужной длины — вот и вся работа. Но изготовление механизированных гапитов — дело кропотливое. Каждый такой гапит состоит из нескольких хорошо пригнанных друг к другу частей. Основной стержень наверху соединен сыромятью с цилиндром на который надевается шея кукольной головы. На стержне находится деревянное кольцо, которое соединено планкой с этим цилиндром. Повороты кольца вызывают повороты цилиндра вместе с головой куклы. Скольжение кольца вверх и вниз по стержню вызывает опускание и поднимание головы. Стержень соединен с плечевой перекладиной, к которой подвязываются руки куклы. Внизу он заканчивается деревянной точеной ручкой.

Готовый каркас куклы возвращается к бутафорам. Они насаживают на гапит голову, прикрепляют на сыромятных полосках руки, одевают корпус, склеенный из поролона или выклеенный из бумаги. Столяр принимается за декорацию. Большинство декоративных деталей в кукольных театрах выпиливается из фанеры, поэтому у столяра тоже немало работы. Сделал декорации — надо придумать, на чем они будут крепиться. Где-то можно использовать старые стойки, а где-то необходимо сделать новые. Стойки бывают самые разные: в виде палки, рамы, на колесах и подвижные площадки со ступеньками для актеров и прочными подпорками, выдерживающими фанерный дом.

Перед тем как куклы перейдут в швейную мастерскую, им разрисуют лица. Сперва художник загрунтует головы кукол, т. е. покроет их слоем белой краски. Затем торцом кисти (чтобы потом не блестела краска) нанесет общий тон лица — розовый, желтоватый или смуглый. Потом он нарисует губы, подрозовит щеки, подведет глаза. Кроме того, наклеит волосы, бороду, усы. Руки кукол художник покрасит в цвет лица.
Несколько дней каркасы кукол с. покрашенными лицами будут висеть на веревке и сохнуть. Масляная краска, которой обычно раскрашивают кукол, высыхает довольно медленно. А портнихи в это время разложат эскизы и начнут подбирать ткани для костюмов. Вполне понятно, что материала нужного цвета может не оказаться. Тогда возьмут кусок более светлой ткани и выкрасят в тот цвет, который нужен по эскизу. Когда заготовка ткани будет закончена, портнихи приступят к раскрою. Это очень ответственное и сложное дело. Ведь покрой костюма так же, как и цвет, должен полностью соответствовать эскизу. Обычная портниха, работающая в ателье, шьет из месяца в месяц платья приблизительно одного силуэта. А театральной портнихе приходится к одному спектаклю сшить массу самых разных костюмов. Только к сказке «По щучьему велению» предстоит сшить царскую мантию, крестьянский зипун и рубаху Емеле, несколько боярских шуб, душегрейку для мамки, платье царевне Несмеяне, камзол иностранцу, халат негру и одеть все царское войско. А в сказке действуют еще звери: лиса, медведь, заяц, обезьяна. Их туловища будут также шиться из какой-нибудь ворсистой ткани.

Портнихам приходится шить не только кукольную одежду, туловища разных зверюшек и мягкие декорации — обтяжку ширмы, кулисы, падуги и различные занавесы. Портнихи шьют костюмы и для самих актеров. В этих костюмах исполнители выходят перед ширмой на поклон, играют роли в постановках, в которых часть персонажей — куклы, а часть—люди (в масках или с открытым лицом). Ну и само собой разумеется, в швейной мастерской делают некоторые предметы реквизита — скатерти-самобранки, котомки, дубинки, набитые ватой, ковры-самолеты.
В руках портних куклы обретают свой окончательный вид. Яркие, нарядные, они заполняют всю швейную мастерскую. То и дело сюда заходят актеры взглянуть на персонажей будущего спектакля. Да и не только взглянуть. Актерам интересно все: и насколько выразительна физиономия куклы, и как действует механика — открывающийся рот, шевелящиеся уши, удобно ли держать куклу в руке и может ли она произвести нужные по роли движения: коснуться пальцами лба, подбочениться, замахнуться. Что-то кукла делает очень легко и выразительно, а какие-то движения ей не удаются. Один из актеров просит немного укоротить трости, второй — заменить проволоку, управляющую движениями лисьего хвоста, на более упругую, третий — подогнать по руке гапит. Некоторые куклы снова отправляются к бутафорам или столяру. Но на этот раз они долго там не задержатся. Как только просьбы актеров будут выполнены, в театре начнутся репетиции нового спектакля.

А. Лелявский
"Театр кукол" - 1974 г.

Комментарии   

 
0 #1 Guest 20.07.2017 12:34
Можно ли у вас заказать тростевые куклы? Нам очень нужно 20 кукол. Как скоро вы можете их выполнить и сколько стоит в среднем одна кукла?
 
 
0 #2 Драматешка 20.07.2017 16:38
К сожалению, изготовлением тростевых кукол мы не занимаемся.
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования