Общение

Сейчас 404 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Трудно найти в нашей стране человека, не знающего, что такое театр, ни разу в жизни не видевшего спектакля или концерта. Между тем, лет пятьдесят назад таких людей было много. Жизнь дореволюционного крестьянина складывалась однообразно и была бедна художественными впечатлениями. Весь день — в поле и на огороде, вечером — в полутемной избе, едва освещенной огарком свечи или лучиной. По воскресеньям — обязательное посещение ближайшей церквушки. Изредка — поездка на базар в соседнее село или город. И снова работа в поле и коротание вечеров в избе. Лишь песня украшала жизнь крестьянской семьи.
Главная причина убогости культурной жизни трудового народа в те времена заключалась не в отсутствии электричества, кино и телевидения. Для богатых имелись роскошные театры, концертные залы и другие развлечения. Главная причина была социальной, классовой. Цари, придворная знать, помещики и все, кто наживался на труде простого человека, не были заинтересованы в приобщении его к культуре и искусству. Темного человека легче обманывать и держать в страхе.
После свершения Великой Октябрьской социалистической революции положение изменилось. Задача приобщения широких народных масс к культуре и искусству была поставлена Советским правительством как одна из главнейших. «Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем» — писал В. И. Ленин. Всего лишь через месяц после штурма Зимнего дворца была создана Государственная комиссия по народному просвещению. Она взяла в свои руки вопросы печати, образования и искусства. Особое внимание уделялось театральному искусству — самому массовому и обладающему огромной силой воздействия. Однако большинство драматических и оперных спектаклей, оставшихся от дореволюционного времени, были далеки от жизни трудового народа и идей революции. Возникла необходимость создать новый театр, близкий народу по духу, зовущий на строительство новой жизни.
Создается большое число агитбригад и агиттеатров, предназначенных для выступлений на заводах, в деревнях и на фронтах гражданской войны. Нашел себе применение и народный кукольный театр с образом популярного Петрушки. Кукольные представления обладали очень ценными для того времени качествами — портативностью и импровизационностью. Портативность (легкие, занимающие мало места куклы и декорации, небольшое число исполнителей) давала возможность показывать кукольные спектакли в самых отдаленных селах, в любых помещениях и прямо на улице. Импровизационность (способность на ходу вносить изменения в текст и игру кукол) помогала откликнуться на самые волнующие проблемы немедленно, не ожидая написания специальных пьес и сценариев.
В 1918 г. в Москве была организована студия кукольного театра, основной задачей которой являлось создание агитационно-сатирических кукольных спектаклей. В дни празднования первой годовщины Октября 7 ноября 1918 г. был показан спектакль этой студии «Война карточных королей». Содержание показанной комедии отвечало духу времени. Любимый народный герой Петрушка вместе с другими персонажами свергал власть карточных королей.
Петрушка стал главным героем всех кукольных пьес и сценариев агитационно-сатирического театра. Он сражался против кулаков, попов и всех прочих врагов новой жизни. В пьесе «О штучках поповских и кулаковских» Петрушка с помощью красноармейцев расправлялся с кулаком и попом и возвращал бедной крестьянке отобранную у нее корову.?
Вот какие слова произносил Петрушка в этой пьесе:
Всех врагов свободы нашей
Мы прогоним сейчас взашей.
Долой кулаков-мироедов!
Долой кровососов-попов!
Петрушка выступал в деревенских клубах, в поле, солдатских казармах и даже в окопах на фронтах гражданской войны. Агитационный кукольный театр служил тем же большим и благородным целям, что и злободневная поэзия Демьяна Бедного, сатирические плакаты «Окон РОСТА», созданные Владимиром Маяковским.
Представления агитационного театра кукол были адресованы взрослым зрителям. Для детей же Советское правительство начало создавать специальные детские кукольные театры. В 1918 г. в Петрограде начал работу первый Государственный театр марионеток, а в Москве — театр кукол, петрушек и марионеток. Детские кукольные театры были открыты и в других городах — Воронеже, Киеве, Ашхабаде. На театры кукол возлагалась почетная задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Впервые дети рабочих и крестьян получили свои театры, где можно было увидеть сказки А. С. Пушкина, басни И. А. Крылова, русские народные сказки, сказки Г. X. Андерсена.
Куклы принимали участие в первых праздничных демонстрациях. Огромные карнавальные куклы изображали врагов молодой Советской России и коммунистического движения. Над колоннами демонстрантов колыхались карикатурные фигуры капиталистов, белогвардейских генералов, папы римского. Куклы придавали праздничным шествиям особый задор и карнавальную красочность.
Сохранился рассказ о праздновании первой годовщины Октября в Воронеже. На грузовике была установлена многометровая механическая кукла, изображавшая «гидру империализма». «Гидра» обнажала клыки, дышала огнем и выпускала дым из пасти. На одной из площадей грузовик останавливался и начиналось театральное представление, в конце которого «гидру» обливали керосином и под всеобщее ликование и крики сжигали.

 Закончилась гражданская война. Началось строительство новой, социалистической культуры. Теперь от произведений искусства требовалось более глубокое отражение жизни. Агитспектакли с участием Петрушки постепенно теряли свое значение. Образ задиры и драчуна Петрушки не годился для пьес, изображающих обычных советских людей. Даже на сцене детского театра Петрушка то и дело оказывался беспомощным. Созданный в иное время и не для детей, он не мог выполнить те большие воспитательные задачи, которые ставило перед собой советское искусство для детей.
Число кукольных театров в нашей стране росло с каждым годом. Государство оказывало им всемерную помощь. Для кукол начали писать пьесы лучшие детские писатели: С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, Е. Шварц. Кукольные театры возникли в каждом крупном городе. На смену вертепу, батлейке и представлениям бродячих кукольников пришли профессиональные театры кукол во всех союзных республиках.?
В 1931 г. в Москве был создан Центральный театр кукол. Возглавил его тогда молодой актер, выступавший с куклами на эстраде, Сергей Образцов. Сейчас этот театр имеет мировую славу. Его спектакли с восторгом принимали зрители Праги, Вены, Лондона, Берлина, Софии, Варшавы, Дели, Каира, Рима, Нью-Йорка. Здание, в котором сейчас работает этот театр, называют дворцом кукол. Его фасад украшают сказочные часы, которые через каждый час играют музыку и показывают кукол. В Центральном театре кукол два зрительных зала: большой и малый, есть зимний сад и музей кукол, собранных со всего света.
Сорок лет назад всего этого, конечно, не было. Была лишь небольшая группа энтузиастов, увлеченных идеей создания совершенно нового театра для детей. Прежние пьесы не годились, да их почти и не было. Театру нужны были современные, политически острые, увлекательные и понятные детям произведения. Вскоре первая такая пьеса появилась. Она называлась «Джим и Доллар». Поставленный по ней спектакль был горячо принят юными зрителями. В нем рассказывалось о том, как негритенок Джим вместе со своей собакой Долларом отправились в далекое путешествие в поисках счастья. Множество опасностей подстерегает Джима на каждом шагу. Не раз выручает негритенка из беды его четвероногий друг. Действие происходит то в кафе, то на борту громадного океанского парохода, то в Африке, то в Италии. Совершив длинный путь из Америки в Европу, Джим наконец попадает в Советский Союз. Спектакль был проникнут ненавистью к расизму и расовой дискриминации.
От спектакля к спектаклю росло мастерство актеров, художников Центрального театра кукол. В веселой русской сказке «По щучьему велению» деревенский парень Емеля узнает от пойманной им и отпущенной на волю щуки волшебные слова, при помощи которых человек может сделать все, что захочет. Этот спектакль был озорным и веселым. Поставили его на круглой, похожей на большой барабан, ширме, внутри которой действовали куклы. Перед каждой картиной из-за ширмы поднималось улыбающееся солнце. Когда оно разводило руки, под ним появлялась голубая занавеска, похожая на кусочек синего неба. За этой занавеской менялись декорации. Как только все оказывалось готово, солнышко складывало руки, занавеска собиралась в узкую полоску и вместе с солнышком опускалась вниз.
На спектакли Центрального театра кукол, поставленные для детей, с удовольствием ходили и взрослые. Поэтому мысль поставить спектакль специально для взрослых зрителей давно возникла в театре. Первым таким спектаклем оказалась романтическая сказка «Волшебная лампа Аладина». Сейчас этот спектакль смотрят дети, но тогда он предназначался только для вечерних представлений.
В этой постановке оживал волшебный мир арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Яркие костюмы кукол, огромный джин, появляющийся из пламени, роскошный золотой дворец, искры, высекаемые саблями во время поединков, восточная музыка. Действие начиналось на базарной площади, где впервые встречались смелый, но бедный юноша Аладин и прекрасная царевна Будур. Любовь к Будур помогала Аладину преодолеть все возникающие на его пути препятствия — бедность, заточение в темнице, обман и коварство визиря. В этом спектакле впервые были применены тростевые куклы.
Одним из лучших спектаклей Центрального театра был — и остается до сих пор — «Необыкновенный концерт», поставленный в 1946 г. Этот спектакль для взрослых был создан как пародия на плохой эстрадный концерт тех лет. В нем высмеивалась безвкусица, мещанство, тщеславие бездарных исполнителей.
Сейчас «Необыкновенный концерт» выглядит иначе: переделано оформление, заменены устаревшие номера. Первоначально же ширма в точности повторяла портал оперной сцены. Красный бархатный занавес, украшенные золотом ярусы лож, барьер оркестровой ямы. Спектакль начинался со звуков настройки музыкальных инструментов. Затем из-за барьера появлялся дирижер и взмахивал палочкой. Звучала увертюра. После окончания увертюры дирижер раскланивался и исчезал за барьером. Перед занавесом появлялся конферансье в черном фраке с галстуком-бабочкой на шее. Он был лысоват, с хитрыми глазками и огромным, словно составленным из двух полушарий, ртом. Конферансье не довольствовался только объявлением номеров. Каждый выход к зрителям служил для него поводом «блеснуть» остроумием и эрудицией. Он был развязен, пошл и полон огромного самомнения. «Не слишком ли я культурен для вас?» — озабоченно спрашивал он у зрителей.
Программа «Необыкновенного концерта» была разнообразной. Певица Вероника Несмыкальская с моргающими глупыми глазами и вытягивающейся шеей исполняла арию, состоящую из смеси нескольких известных арий. «Братья» Баклушины — один ослепительно рыжий, а другой жгучий брюнет, старательно выбивали ногами чечетку. Опереточная пара пела что- то похожее на все оперетты разом и танцевала канкан. Виолончелист Аполлон Переделкин исполнял собственное сочинение «Афинские развалины» и засыпал во время игры. Хоровая капелла под управлением Крутых вдохновенно пела какую-то бессмыслицу. Укротитель клал голову в пасть льва. Цыганский хор, расположившись под ресторанной пальмой, самозабвенно выводил: «А без денег жизнь плохая, не годится никуда».
Спектакли для взрослых занимают большое место в репертуаре Центрального театра кукол. Каждый из них по-своему оригинален и неповторим. В комедии «Чертова мельница» действие происходит не только на заброшенной мельнице, но и в аду, куда является веселый и находчивый солдат Мартин Кабат, чтобы расправиться с чертями. Сатирическая пьеса «Под шорох твоих ресниц» переносит зрителей в современную Америку, где в одной из голливудских студий в погоне за долларами идет съемка нового кинобоевика. Действие «Божественной комедии» происходит в раю. Этот спектакль создан под впечатлением серии рисунков «Сотворение мира» французского карикатуриста Жана Эффеля. Древняя библейская легенда о создании богом Адама и Евы изложена театром современно и остроумно. Адам и Ева без сожаления покидают рай, чтобы не зависеть от прихотей эгоистичного и глупого бога. Спектакль «Мой, только мой» является остроумной пародией на современный западный кинобоевик, в котором действуют гангстеры и зловещий призрак.

Центральным театром кукол были поставлены десятки спектаклей для зрителей всех возрастов от самых маленьких до учащихся старших классов. На его сцене ожили страницы любимых детских книг, многие народные сказки. Вот некоторые из них: «Мистер Твистер» и «Петрушка-иностранец» С. Маршака, «Кошкин дом» С. Михалкова, «Мойдодыр», «Телефон» и другие сказки К. Чуковского, «Буратино» по А. Толстому, «Мальчиш-Кибальчиш» по А. Гайдару, «Конек-Горбунок» по П. Ершову, «Маугли» по Р. Киплингу, «Солдат и Ведьма» по Г. X. Андерсену, «Кот в сапогах» по Ш. Перро. Большинство пьес, поставленных на сцене театра, были специально написаны для него и затем вошли в репертуар других кукольных театров страны.
Разнообразный репертуар для детей и взрослых и у Ленинградского Большого театра кукол. Постановки этого театра отличаются большой выдумкой, в них живо и увлекательно развивается действие, много смешного. Среди лучших детских спектаклей театра — «Неизвестный с хвостом», «Слоненок» по Р. Киплингу, «Мальчиш-Кибальчиш» по А. Гайдару, «Золушка»,?
«Сказка про Емелю». Много удачных спектаклей для взрослых. В большинстве своих постановок театр использует интересный сценический прием: актеры выступают не только за ширмой, но и перед ней или вовсе без ширмы. Она перестает быть глухой стеной, скрывающей исполнителей от начала до конца спектакля. Ширма то опускается, открывая работающих с куклами актеров, то поднимается, оставляя видимыми лишь кукол. В других сценах она служит фоном, на котором действуют актеры с большими, в рост человека куклами или вообще без кукол. Это сочетание различных приемов игры, использование разных по величине и устройству кукол оказалось особенно удачным в спектакле для взрослых «Похождения бравого солдата Швейка». Одетые в черные свитера и брюки, актеры то и дело выходят из-за ширмы. В одних сценах они держат больших кукол, в других появляются в театральных костюмах, в третьих — в масках, в четвертых — с мишенями и могильными крестами в руках.
В Ленинграде есть театр, где спектакли идут не только в исполнении обычных верховых кукол — петрушек и тростевых, но и марионеток. Это старейший кукольный театр нашей страны, который в первые годы после Октябрьской революции назывался Государственным театром марионеток. В спектаклях «Гулливер в стране лилипутов» и «Кукольный город» главного героя играл актер в гриме и костюме, а лилипутов и жителей города — марионетки. В цирковом представлении «На арене — куклы» все номера шли в исполнении кукол на нитках. Марионетками для взрослых были сыграны комедии великих драматургов прошлого: «Виндзорские проказницы» Шекспира и «Лекарь поневоле» Мольера.

Кукольные театры есть сейчас во всех крупных городах Советского Союза. Их число уже достигло ста и будет увеличиваться. Яркие, интересные спектакли появляются не только на сцене кукольных театров Москвы и Ленинграда. Своеобразные и высокие по художественному мастерству постановки можно увидеть в театрах Узбекистана, Латвии, Украины, Литвы, Эстонии и других национальных республик. В Белоруссии на смену старой батлейке пришли три государственных театра кукол: в Минске, Гомеле и Бресте. Минский театр был создан после Великой Отечественной войны. За два с половиной десятилетия работы в театре поставлено свыше 100 пьес, сыграно около 20 тыс. спектаклей в разных городах и селах республики, на которых побывало свыше 6 млн. зрителей. Театр размещается в красивом современном здании. На его сцене идут белорусские, русские, польские, чешские, французские, румынские пьесы для детей и взрослых. Около ста человек самых различных профессий работают сейчас в этом театре.
Кукольные театры в нашей стране пользуются большим вниманием и поддержкой государства. Это отмечают многие иностранцы, приезжающие в Советский Союз и встречающиеся с артистами наших кукольных театров. В капиталистических странах актеры-кукольники не имеют таких зрительных залов, сцен. Они работают по двое или по трое (обычно это семья — муж, жена, сын), сами делают кукол и декорации и все время находятся в поездках, выступая то в школах, то в парках, то еще где-нибудь. Они не получают помощи от государства, и это пагубно сказывается на художественном уровне их представлений. Только в социалистических странах, где заботу о развитии искусства несет правительство, работают большие кукольные театры, подобные советским.
Одновременно с профессиональными театрами в нашей стране растут самодеятельные. Точно подсчитать число всех кукольных кружков, созданных при Дворцах пионеров, Домах культуры, в школах, пионерских лагерях и детских садах, невозможно. Это огромная цифра. Еще больше цифра, определяющая численность ребят, занятых в этих кружках. Делать кукол, декорации, ширмы и проводить репетиции им помогают тысячи вожатых, учителей, руководителей самодеятельности. Методическую помощь оказывают сотни Домов народного творчества, актеры, художники и режиссеры профессиональных театров. В помощь кружковцам выпускаются тысячи комплектов готовых кукол с текстами пьес и реквизитом. Куклами увлекаются и взрослые. Есть самодеятельные студенческие коллективы, народные театры кукол.
Когда старые кукольные герои ушли в прошлое, некоторым из них были поставлены памятники. Так, во Франции этой чести был удостоен Гинволь — младший брат Полишинеля, а в Италии — Пиноккио, известный у нас под именем Буратино. В нашей стране памятником Петрушке являются сто профессиональных и тысячи самодеятельных театров кукол.

А. Лелявский
"Театр кукол" - 1974 г.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования