Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Сцена похожа на большой волшебный ящик, с одной стороны открытый зрителям. Представление разыгрывается на фоне задней стены, завешенной тканью. По бокам сцена обрамлена вертикально идущими полосами плотной материи — кулисами. Такие же полосы, но протянутые горизонтально (падуги), образуют потолок. Нижняя часть сцены отгорожена от зала ширмой и узкой полосой авансцены, предназначенной для появления ведущего и выхода актеров на поклон. Такой мы видим сцену со стороны зала, если спектакль исполняется верховыми куклами — тростевыми и петрушками.
А теперь зайдем на сцену, чтобы увидеть ее со стороны актеров. Удобнее всего для этого часы, когда в театре нет ни спектакля, ни репетиций и сцена свободна от людей и декораций. Дверь, ведущая сюда, обита жестью. Открываем эту дверь и оказываемся в тускло освещенном, высоком помещении. Занавес открыт, и видна пустота темного зала. Начинаем осматривать сцену.
Пол сцены, оказывается, не приподнят над передними рядами кресел, как в драматическом театре или клубе, а находится на одном уровне с полом зрительного зала. Авансцена, построенная перед ширмой,— единственное, что осталось в кукольном театре от обычной сцены, какой мы привыкли видеть ее в любом Дворце культуры. Полной неожиданностью оказывается белый цвет задника. Во время спектакля фон, на котором действовали куклы и стояли деревья, был то голубым, то желтым, то красным. Теперь выясняется, что обычный цвет сценического «неба» в кукольном театре белый, а окраску ему придает освещение.

 Сидя в зале, трудно предположить, что на сцене очень много металлических конструкций — переходные мостки, боковые галереи, уходящие вверх железные лестницы, висящие повсюду прожекторы. Длинные металлические трубы повисли над головой параллельно задней стене. К одним из этих труб (штанкетам) привязаны кулисы и падуги, к другим — крупные декорации: башни сказочных крепостей, кроны деревьев и грозовые тучи, к третьим — узкие металлические коробки (софиты) с электролампочками, предназначенными для освещения заднего фона и декораций. Штанкеты можно поднимать высоко вверх, так что ненужные декорации исчезают над сценой, и опускать вниз, почти до самого пола. Производится это при помощи укрепленных под потолком блоков и системы противовесов, занимающей одну из боковых стен. Штанкеты помогают быстрой и бесшумной перемене декораций во время спектакля. Незаменимы штанкеты при различных волшебных превращениях, когда за считанные секунды на сцене должен возникнуть сказочный дворец или скрыться под водой заросший пальмами остров. К штанкетам подвязывает не только декорации, но и кукол — резвящихся на лианах обезьян или цирковых акробатов.
Большое число прожекторов и софитов на сцене не случайно. Каждый из них имеет свое назначение и служит для освещения определенного места сцены. Прожекторы, расположенные в зале перед сценой, освещают куклу спереди, боковые прожекторы на сцене— с боков, придавая кукле и декорациям объемность. Софиты заливают ровным светом задний фон — «небо». В повседневной жизни при освещении комнаты мы заботимся лишь о достаточной яркости света и достигаем этого при помощи нескольких лампочек. Сценическое же освещение требует не только достаточной яркости, но и очень точной направленности света. Для этой цели на сцене используются прожекторы, создающие узкую, яркую полосу света. Кроме того, сценическое освещение является цветным. Это требует значительного увеличения источников света. Там, где можно было бы обойтись одним прожектором, стоят три — каждый для определенного цвета. По принципу прожекторов-дублеров устроены софиты. Каждый софит рассчитан на четыре-пять лампочек. Софиты дают рассеянный свет на задник. В них лампочки отделены друг от друга перегородками и закрыты цветными светофильтрами. Чередование цветов одинаково во всех софитах: синий, зеленый, красный, желтый, иногда белый. Когда нужен синий фон, электрик включает одновременно все первые лампочки, когда красный — все третьи и т. д. Чем больше софитов, тем ровнее освещен задник.
В каждом спектакле есть много световых эффектов, которые требуют специальной подсветки. Действие сказки «Золушка» начинается у горящего камина, в «Коньке-Горбунке» Иван считает мигающие звезды, в «Василисе Прекрасной» сгорает лягушечья шкура. В некоторых спектаклях появляется луна, северное сияние, зажигается свет в окнах домов, светятся глаза у чудовищ и нечистой силы, горят светофоры и фары автомашин. Для всего этого предусмотрены электророзетки во всех концах сцены.

От каждой розетки, прожектора, от каждой лампочки в софите идут провода. Вместе с проводами от дежурных ламп и люстр зрительного зала они тянутся в осветительскую. В большинстве кукольных театров осветительская расположена напротив сцены, над последним рядом зрительного зала. Большое смотровое окно позволяет осветителю видеть всю сцену. Перед ним находится большой агрегат — регулятор света. Каждая ручка регулятора соединена с каким-либо прожектором или софитом. Основное положение ручек — выключенное. При плавном повороте ручки ток начинает постепенно накалять нить лампы. Чем больше поворачивается ручка, тем сильнее разгорается прожектор. При обратном движении ручки свет постепенно меркнет и гаснет. Так создается впечатление рассвета, наступления сумерек и осуществляются всевозможные сказочные эффекты. В распоряжении осветителя находятся также прожекторы-проекторы, при помощи которых можно создавать впечатление бегущих по небу облаков, падающего снега, морских волн. Иногда в спектакле часть декораций рисуется на стекле или пленке и по ходу действия проектируется на задник. В отдельных случаях применяется даже кинопроектор. Сложная электроаппаратура театра требует специальных знаний и умений, художественного вкуса. Поэтому осветитель, сидящий за пультом, во многих театрах на-зывается художником по свету.
Рядом с осветительской находится радиоузел. Тут работает радист. Через большое застекленное окно он хорошо видит сцену. В радиоузле стоят два-три больших магнитофона, пульт управления, усилители, шкаф с магнитофонными пленками. Дело в том, что музыка к спектаклям в большинстве кукольных театров записывается на пленку и воспроизводится с помощью радиоаппаратуры. На этой же пленке записаны нужные по ходу спектакля звуки — пение птиц, шум водопада, бой часов, раскаты грома. Динамики установлены на сцене и развешаны в зале. Радист включает аппаратуру, регулирует громкость музыки, осуществляет связь между сценой и подсобными помещениями — осветительской, актерскими комнатами. Он включает расположенные на сцене микрофоны и обеспечивает трансляцию спектакля в служебные помещения. Труд радиста — творческий. И если осветителя называют художником по свету, то радиста — звукорежиссером. Ведь от него зависит, в какое мгновение зазвучит музыка, насколько громко, как она будет сочетаться по силе звучания с голосом актера.

Главным хозяином сцены является машинист. Название это на первый взгляд неожиданное, так как сцена— не паровоз или тепловоз. Тем не менее оно имеет непосредственное отношение к театру. В прошлом машинистом называли человека, управлявшего различными театральными машинами, которые были расположены под сценой и служили для полета богов, проваливания в люки чертей и быстрой перемены декораций. Теперь эти машины не применяются, а название сохранилось. Машинист сцены вместе с рабочими устанавливает декорации спектакля, меняет их во время представления. Есть спектакли, в которых оформление очень простое — домик, бугорок, два-три дерева, кустик. Но все эти детали нужно поставить точно на свои места и вовремя убрать. Между тем, многие спектакли состоят не из двух-трех картин, а из большого числа быстро сменяющих друг друга эпизодов. И смены декораций часто происходят не за опущенным занавесом, а в темноте. Причем темнота длится считанные секунды. Вот кончается один из эпизодов. Звучит музыка, медленно гаснет свет. Пока прожекторы не погасли полностью, ни одна деталь не должна шевельнуться. Наконец наступила полная темнота. Рабочие быстро снижают декорации и мгновенно заменяют их другими, заранее подготовленными. Медленно загорается свет, набирая нужную силу, и умолкает музыка. Действие продолжается. Такие перемены декораций называют «чистыми». Бесшумность, четкость, быстрота и есть «чистота». Зависит она во многом от машиниста сцены и рабочих.
Осветитель, машинист, рабочие, радист и актеры работают во время спектакля очень слаженно. Небольшая задержка, неточность, ошибка могут нарушить весь ход спектакля. Чтобы этого не случилось, во время
представления на сцене находится специальный человек, ответственный за ход спектакля. Это помощник режиссера. У него есть текст пьесы со всеми пометками: после каких слов звучит музыка, где должны стоять декорации в каждом эпизоде, кто их переставляет, когда гаснет свет и многое другое. Помощник режиссера приходит на спектакль заранее, проверяет, расставлены ли декорации, разложены ли куклы и реквизит, на месте ли радист и актеры. В назначенное время он включает звонок, вызывая актеров на сцену. Затем наклоняется к микрофону и дает команду электрику гасить свет в зрительном зале, а радисту — подготовить музыку. Выключается дежурная лампа на сцене, загораются прожекторы. В нужный момент помощник режиссера нажимает на кнопку пульта и занавес, отделявший сцену от зала, открывается.
Во время спектакля сцена выглядит совсем иначе. Лучи прожекторов ярко освещают ее центр. На сцене много людей. Все наготове. Одни, подняв над головой кукол, произносят текст, другие стоят рядом, выжидая момент, когда потребуется их помощь: быстро и незаметно надеть саблю на руку куклы, подать яблоко, пустить во время сказочного превращения клуб дыма. Кто-то занес палочку над барабаном, чтобы в нужную минуту ударить по нему, кто-то прикрыл рукой рот, готовясь воспроизвести далекое горное эхо. Бесшумно движутся по сцене рабочие, готовя декорации следующей картины. Все предельно внимательны: вдруг кто-нибудь из играющих актеров нечаянно уронит предмет или внезапно забудет фразу. Надо быть готовым помочь товарищу в любой момент. Все следят за действием и каждый про себя думает: что я делаю дальше? Ничто постороннее не отвлекает актеров, не раздражает их. Все внимание на кукле, на роли. Эта спокойная сосредоточенность, слаженность создает совершенно особую атмосферу на сцене во время представления. И спектакль идет хорошо, с полной творческой отдачей.
Теперь попробуем заглянуть за кулисы кукольного театра, где идет спектакль в исполнении марионеток.

Если в театре верховых кукол пол сцены часто свободен от различных подставок и стоек, на которых укрепляются декорации, то сцена театра марионеток кажется куда более загроможденной. Впереди помост для выступления кукол — своего рода сцена на сцене. За этим помостом второй, еще более приподнятый. На нем стоят актеры. Этот второй помост называют тропой. Тропа огорожена перилами, справа и слева от нее идут лестницы. Конструкция тропы делается очень прочной, она должна выдерживать вес девяти-десяти актеров. С обеих сторон помоста располагаются боковые тропы, похожие на небольшие балконы. По высоте они равны основной тропе и также обнесены перилами. Задник прикрепляется к перилам основной тропы, скрывая ее и ноги актеров, или вешается за тропой. Но в этом случае тропа должна быть высокой и не иметь в центре никаких подпорок. Словно мост, укрепленный на двух фермах, она устанавливается посреди сцены, а в ее пролете движутся куклы.
Зрители, сидящие в зале, не догадываются о существовании троп и их сложной конструкции. Они видят лишь настил, по которому ходят куклы, часть заднего фона и самих кукол с натянутыми вверх нитями. Портальная рама впереди сцены, кулисы и низко опущенные падуги скрывают фигуры актеров и боковые тропы. Спрятаны и источники света, расположенные за порталом   и между кулисами. Зрители не знают о том, что вся внутренняя часть сцены завешана куклами, занятыми в сегодняшнем спектакле.
Оказавшись на сцене театра марионеток во время спектакля, любой, даже искушенный в театральном деле человек, поразится сложности работы актера-марионеточника. Куклами актеры управляют сверху, находясь иногда на большом расстоянии от висящих в воздухе фигурок. Достаточно малейшего неверного движения, как кукла перестанет касаться пола, начнет порхать над ним или сделает неточный жест.
Представим простую сценку: кукла вышла из-за кулисы, поздоровалась с идущей навстречу куклой и перешла в противоположный угол сцены. Совсем просто, не так ли? Но без посторонней помощи двум актерам трудно сыграть эту сценку. Ведь пройти в другой угол, значит разминуться с товарищем, поменяться с ним местами. И если это не трудно сделать на сцене театра верховых кукол, то в театре марионеток все сложнее. Актер выводит своего деревянного человечка, останавливается перед партнером, ведущим вторую куклу, передает свою вагу помощнику или в крайнем случае партнеру, который теперь в обеих руках держит по кукле, быстро обходит его сзади и, снова взяв вагу, идет к противоположной стене со своей куклой.
Часто марионеткой управляют одновременно два, а то и три актера. К примеру кукла играет на скрипке. Один актер держит нитки, идущие от куклы, второй — идущие от смычка. Их движения абсолютно сливаются: кажется, будто всю жизнь эти актеры водили кукол вдвоем. Не менее сложна работа с реквизитом. Каждый предмет, который по действию должна обыгрывать кукла, также привязан на нитку или нитка пропущена через него. Где-то зацепилась, запуталась нитка и кукла некстати выронит драгоценную вазу или не сможет сорвать цветок. Сцена испорчена.

Перегнувшись через перила, неслышно перебирая идущие от кукол нити, стоят наверху актеры, пристально следя за движениями маленьких фигурок. Актеры работают молчаливо, лишь взглядом прося соседа подхватить нужную нить или чуть подвинуться в сторону. Речь кукол звучит в магнитофонной записи или в исполнении других актеров, сидящих внизу и произносящих текст пьесы.
Кукольные театры часто выезжают со своими спектаклями во Дворцы культуры, школы и пионерские лагеря. В отличие от драматических театров, которые привозят с собой костюмы и часть декораций, кукольные коллективы привозят свою выездную сцену. Без этой сцены (ширмы или конструкции для выступления марионеток) кукольный спектакль не может идти не только в пионерском лагере, где выступать приходится иногда прямо на лесной лужайке, но и в самом лучшем Дворце культуры. На выездные спектакли актеры едут обычно в специальном автобусе. Передняя часть автобуса предназначена для людей и радиоаппаратуры. Задняя отделена перегородкой и служит для перевозки ящиков с куклами, декораций, прожекторов, подставок под декорации и разобранной на отдельные части ширмы. Если оформление спектакля громоздкое, его погружают на грузовую машину и везут отдельно.
Как только автобус приезжает на место, начинается подготовка спектакля. Рабочие приносят ящики с куклами, декорации, подставки и ширму, вешают на нее материал, устанавливают декорации для первой картины. Осветитель ставит по бокам ширмы прожекторы, подключает их к ближайшей розетке при помощи длинного шнура, проверяет, горят ли глаза у волка и зажигается ли лампа, спрятанная в бутафорском костре. Радист подключает магнитофон и динамики. Актеры готовят кукол и реквизит. Зрительный зал наполняется детьми. Зажигаются прожекторы, звучит музыка, выходят куклы и спектакль идет так же, как в театре.

А. Лелявский
"Театр кукол" - 1974 г.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования