Общение

Сейчас 543 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Работа любого театра состоит как бы из двух частей — ежедневных выступлений перед зрителями и непрерывной подготовки новых постановок. Первая часть происходит на глазах у публики, заполнившей зал, и ни для кого не является секретом. Вторая часть известна лишь тем, кто сам работает в театре. Если говорить о театре как о производстве, то спектакли— это продукция театра. Причем продукция не серийная, а экспериментальная. Как при выпуске нового станка, так и при создании нового спектакля, все, кто принимает участие в его рождении, очень хотят, чтобы он оказался лучше, удачней всех предыдущих.
Рождение нового спектакля начинается с поиска пьесы. Правда, в отдельных случаях основой спектакля может служить короткий сценарий. Например, театр задумал поставить кукольный балет, пантомиму (представление без слов) или ряд цирковых номеров. Но это случается редко, обычно спектакль ставится по пьесе. Пьес, пригодных для постановки в кукольном театре, довольно много. Одни написаны специально для кукол, другие предназначены для ТЮЗа, но при небольшой переработке и сокращении текста могут быть поставлены в кукольном театре. Но на деле выбор пьесы оказывается не таким уж легким. Режиссеру хочется выбрать не просто хорошую пьесу, а самую лучшую: с увлекательным сюжетом, с яркими образами, интересными событиями. И чтобы это был не просто «материал для постановки», а талантливое литературное произведение с сочным языком и добрым юмором. И чтобы пьеса всем нравилась — художнику, актерам, а затем в поставленном виде — зрителям. Кроме того, она не должна повторять пьесы, уже идущие в театре. Как бы ни нравилась «Василиса Прекрасная», ставить ее не стоит, если в репертуаре есть «Царевна-лягушка». Ведь обе пьесы написаны по одной и той же русской сказке. Иногда пьесу не ищут — она сама приходит в театр. Вернее, ее приносит писатель и говорит: «Я написал для вас пьесу. Хотите прочесть?» А то, что принес сам писатель, всегда оказывается новым для театра и другие пьесы повторить не может.
В театре в выборе и обсуждении пьесы принимают участие все. Но ответственность за выбор принимает на себя полностью режиссер. Ему ставить пьесу и поэтому ему должно быть виднее, чем кому-либо другому, стоит ли за нее браться. Получится интересный спектакль, который принесет зрителям радость и пользу, или из этой пьесы не выйдет ничего хорошего, только напрасно потратится время, силы и материалы? Иногда решить вопрос «брать или не брать» довольно просто. Но порой он требует от режиссера большого раздумья. Например: автор еще не очень опытный, а тема пьесы новая, интересная, никто еще об этом не писал. В таком случае театр помогает автору доработать произведение. Так рождаются многие пьесы не только в кукольных, но и в драматических театрах.
Наконец пьеса выбрана и включена в план выпуска новых спектаклей. Первым начинает работу над ней режиссер. Он внимательно вчитывается в текст, анализирует, обдумывает. Вся пьеса для него — ряд серьезных вопросов. Вот, например, у автора сказано: пьеса для кукол. Но для каких кукол? Петрушечных, тростевых, марионеток? Или: автор написал в конце каждой картины «Занавес». А какой занавес? Двустворчатый или цельный, опускающийся сверху? Однотонный или с рисунком? Может быть, автор написал слово «занавес» просто так, без особого значения? Ведь во всех пьесах принято заканчивать каждую картину словом «занавес». Вроде как в кино: какой фильм ни идет, а в последнем кадре обязательно «Конец». Или автор имел в виду, что постановщики спектакля сами решат, что тут лучше — занавес, затемнение или танец сменяющих друг друга декораций.

Механическое перенесение пьесы на сцену никогда не делается. И не потому, что это трудно. Наоборот, это наиболее легкий и спокойный путь. Но ведь спектакль — самостоятельное произведение искусства, хотя и создается на основании пьесы. В нем язык литературных образов должен быть переведен на язык образов сценических. А сценический образ всегда живой, реально существующий, а не воображаемый, как при чтении книги. Сценический образ, будь то персонажи или то, что их окружает, создается всем, что имеется в распоряжении театра — актерской игрой, декорациями, внешним обликом куклы, светом, музыкой. В пьесе-сказке «По щучьему велению» есть указание на то, что все должно происходить зимой. Емеля рубит на речке лед, едет в лес на санях за дровами, а в последней картине говорит: «Обернись, зима, летом!», и на месте сугробов вырастают цветы. При чтении пьесы то и дело возникает образ русской зимы. Это литературный образ. Но на сцене нужно найти соответствующий ему сценический образ. Как? Посредством чего? Сделать белые холмы и включить проекцию идущего снега? Или укутать кукол в отделанные мехом костюмы и заставить их почаще топать ногами, бить в ладоши, чтобы у зрителей создавалось впечатление, будто все персонажи страшно замерзли? А может быть, найти сценический образ, совершенно отличающийся от литературного? Создать условное оформление, где все декорации будут словно из белых вологодских кружев — белые, покрытые инеем деревья, заборы, избушки. Ведь в пьесе так много народного, национального колорита. И кроме того,— это комедия. Ее оформление может быть необычным, шутливым, а не строго правдоподобным.

Режиссеру в полном смысле слова приходится придумывать будущую постановку. Каким должен быть спектакль по настроению: веселым, лирически-задумчивым, героически-взволнованным? К чему он должен призывать, что защищать, против чего бороться? От решения этих вопросов будет зависеть все остальное— распределение ролей, музыка, характер оформления, освещение. Ведь образ зимы, о котором шла речь выше, может быть воплощен различно не только от того, насколько правдоподобны или стилизованы будут декорации. Сама зима может быть разной — доброй и злой, праздничной и угрюмой. Если поставить на сцене белые сугробы, направить на них яркий свет прожекторов, а заднику   придать сине-голубой цвет, получится хороший солнечный день. Но стоит убрать свет прожекторов, погасить голубой свет на заднике, включить проекцию быстро бегущих туч, наполнить сцену воем ветра и волчьим завыванием, доносящимся издалека, ощущение станет совсем иным.

Устройство кукол, декораций, конструкцию ширмы режиссер продумывает вместе с художником. Они решают, какой разновидностью кукол будет поставлен спектакль, как будет устроена каждая кукла, что она станет делать на сцене. Некоторым куклам понадобятся дубли. И не только в тех случаях, когда ведьма превращается в красавицу, или герой в начале появляется в рубахе, а потом в воинских доспехах и шлеме. Есть действия, которые основная кукла сделать не может. Например, по ходу действия кукла должна спрыгнуть с высокой стены. Если использовать для этого основную куклу, при падении будут видны трости. Кроме того, пока помогающий внизу актер поймает ее, возьмется за гапит и трости и вновь поднимет куклу над грядкой пройдет довольно много времени. Отсутствие куклы зрители сперва расценят как смерть персонажа, а когда она, наконец, появится,— как непонятное воскрешение. Между тем, падение дубля, изготовленного без тростей, будет выглядеть совсем иначе, Держать его наверху поручат актеру-помощнику. Ведущий актер со своей куклой станет внизу, на том месте, куда должен упасть дубль. Его кукла будет пока опущена ниже грядки, чтобы быть невидимой зрителям. Ловить падающий дубль приготовится третий актер. Как только дубль, полетев вниз, коснется «земли», ведущий актер моментально поднимет свою куклу. У зрителей создается полное впечатление, что герой ловко спрыгнул со стены и тут же выпрямился.


Режиссер, работая над пьесой, старается представить себе весь ход будущего спектакля: какая музыка должна зазвучать вначале, что прежде всего увидят зрители после открытия занавеса, как начнут появляться куклы. Как будет двигаться одна кукла, вторая, как построить их игру между собой. Вполне возможно, что при работе с актерами на сцене, режиссер все изменит и предложит совсем другие действия и переходы. Но без предварительного поиска мизансцен режиссер не сможет решить многие технические вопросы: как лучше расположить детали декорации на сцене, нужна ли в данной сцене кукла-дублер, необходим ли тот или иной игровой предмет. Поэтому на вопросе о мизансценах следует остановиться особо.
Мизансцена в переводе с французского означает «место на сцене». Мизансценой называют расположение действующих лиц в тот или иной момент спектакля. Причем, мизансцена — совсем не обязательно что- то застывшее, какой-то «стоп-кадр», как говорят фотографы. Мизансцена —это маленькая часть спектакля. Расположение кукол в ней подчинено внутреннему смыслу играемой сцены. Если двое хотят посекретничать, они отходят подальше от остальных и наклоняются друг к другу. О чем они говорят, неизвестно, но внутренний смысл их поведения вполне ясен. Он дошел до нас через расположение фигур и их позы, то есть через мизансцену.
Режиссер кукольного спектакля заранее заботится о поиске интересных, выразительных мизансцен совсем не потому, что зрителям смотреть на движущихся кукол интереснее, чем на неподвижных. И не из стремления точно передать действиями кукол все то, что в подобной сцене сделали бы актеры драматического театра. Кукла все равно лишь приблизительно передразнит человека. Режиссер ищет такие действия кукол и такое их расположение на сцене, какое было бы интересно и выразительно именно в кукольном театре, а не в каком-то другом. Где, как не в кукольном спектакле, кукла может в прямом смысле потерять голову, а потом найти ее и снова надеть себе на плечи? Или раздвоиться и соединиться вновь?

Продумывая весь ход будущего спектакля, режиссер делает записи, зарисовки, составляет списки всего, что потребуется для спектакля. В театрах эти списки именуются «выписками». Выписка на кукол содержит не только перечень всех кукол и дублей, но и краткое их описание: открывается рот, курит (имеет внутри шланг для дыма), берет в руку топор. Выписка на реквизит— это список всех необходимых по действию игровых предметов. Тут тоже имеется расшифровка. Например: факел надевается на руку куклы, действует от батарейки карманного фонаря; цветок укреплен на трости и механизирован — может распуститься и вновь собраться в бутон. Выписки помогают заранее представить объем работы над спектаклем, по ним в мастерских будут делать кукол и реквизит.
Кукольный спектакль не существует без музыки. Дело режиссера определить, какая это будет музыка — народная, эстрадная, симфоническая, в каких местах она зазвучит и что выразит. Ведь музыка не только создает настроение, но и передает состояние героя, его чувства. Тревогу, которую несет с собой всадник в сказке о Мальчише-Кибальчише, нужно выразить одной музыкой, а радость мальчишей, отбивших буржуинскую атаку,— другой. В одном случае музыка звучит в тон происходящему, а в другом — противоположно, контрастно. Гибнет Кибальчиш, а оркестр играет вместо мрачной траурной музыки светлую, нежную мелодию (как воспоминание о счастливом детстве Кибальчиша) и заставляет зрителей вспомнить радостное начало спектакля, усиливая впечатление от происшедшего.
Не может режиссер забыть и о всех необходимых для спектакля звуках: шуме ветра, артиллерийских залпах, топоте конских копыт, плеске воды, пении птиц. Кроме этих, взятых из природы звуков, могут потребоваться звуки необычные, сказочные: свист летящего по небу Змея-Горыныча, звук в момент превращения лягушки в Василису Прекрасную, богатырский удар Ивановой дубинки. Или звуки иронические, подчеркивающие какое-либо смешное действие или движение куклы, как это часто делается в мультфильмах.
Свой замысел будущего спектакля режиссер обсуждает вместе с художником и композитором. Затем все принимаются за дело: художник — за эскизы кукол и декораций, композитор — за музыку. А режиссер приступает к составлению плана выпуска спектакля.
Вся работа театра, как и работа любого предприятия, планируется. Задолго до выпуска нового спектакля устанавливаются сроки готовности эскизов, кукол, декораций, начала и конца репетиций, день первого выступления перед зрителями. Несколько месяцев занимает подготовка каждого нового спектакля. Больше половины этого времени занимает изготовление художественного оформления — один из самых трудоемких процессов в театре. Ведь, пока нет кукол и декораций, репетировать невозможно.
Поэтому начало репетиций обычно совпадает с окончанием работы мастерских, когда куклы и декорации готовы и остались лишь небольшие доделки.
Первый репетиционный день — событие для актеров. С этого дня каждый из них начинает жить как бы двумя жизнями — обычной, прежней, и новой, связанной с героем, которого предстоит играть в спектакле. Первые дни актеры репетируют обычно не на ширме, а вокруг большого стола. Держа перед собой листки ролей, они проникают в мир пьесы: беседуют о характерах действующих лиц, об их взаимоотношениях друг с другом, анализируют их поступки. Идет чтение пьесы по ролям. Следующий этап репетиций — работа на ширме. Здесь актеры начинают осваивать новых кукол. Пробуют передать походку, жесты, ищут мизансцены. Каждая репетиция напоминает урок: освоение нового и повторение уже пройденного. Ведь слово репетиция произошло от латинского слова, означающего «повторение». После каждого повтора актеры чувствуют себя увереннее, точнее запоминают текст и последовательность действий. Повторение идет сначала по небольшим сценам, потом по картинам. Пробуются перестановки декораций, подключается музыка, свет. Постепенно отработанные сцены и картины соединяются в целое и начинаются репетиции всего спектакля полностью. Это так называемые прогонные репетиции. После них режиссер собирает всех участников, отмечает недостатки, назначает время доработки отдельных сцен, которые не совсем еще удаются. Наконец назначается первая генеральная репетиция. Во время нее все должно быть как на спектакле: полная тишина, сосредоточенность, беспрерывность и четкость в работе. Нередко и во время генеральной репетиции происходит какая-нибудь ошибка. Поэтому режиссер обычно планирует две или три генеральные репетиции. Общее число репетиций зависит от сложности спектакля, но обычно составляет не менее пятидесяти-семидесяти.
Первое представление новой пьесы называется премьерой. Это самый волнующий и вместе с тем праздничный день за все время работы над спектаклем. Понравится ли он зрителям? Похвалят или раскритикуют его сидящие в зале друзья, знакомые, товарищи по работе? Томительно тянутся для всех участников последние минуты перед открытием занавеса. Наконец звучит третий звонок, раздается музыка, и занавес медленно раздвигается в стороны. В зале тишина. Как понять эту тишину? Зрителям скучно и они из вежливости сидят тихо или им очень интересно и тихо оттого, что у них, как говорят, замерло дыхание? Но вот раздается смех, ропот сочувствия. Зрители не скучают, спектакль увлек их.
Новый спектакль будет идти теперь каждый день. Вместе с другими постановками, созданными ранее, он станет частью текущего репертуара театра.
Сейчас трудно предвидеть, насколько долгой окажется жизнь нового спектакля. Хороший спектакль живет 5—10 лет, пока не изломаются куклы и декорации. За это время он может быть сыгран 300, 500, даже 1000 раз. Так, на спектакль Центрального театра кукол «По щучьему велению» зрители приходили больше 2000 раз, а на «Необыкновенный концерт» — более 3000.
Зрители, сидящие в зале, обычно не знают, на каком по счету представлении они находятся — пятнадцатом, сотом или двухтысячном. Для них, пришедших на него впервые, премьера сегодня. Поэтому в театра прикладывается немало усилий, чтобы как можно дольше сохранить молодость спектакля, не потерять свежести актерского исполнения и внешней привлекательности кукол и декораций.

А. Лелявский
"Театр кукол" - 1974 г.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования