Общение

Сейчас 446 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

На свете живет большая семья кукол. Знакомые каждому с детства пластмассовые голыши, плюшевые медведи и собаки, оловянные солдатики, непоседливые ваньки-встаньки. Кроме детских игрушек, есть куклы-сувениры — небольшие фигурки людей и животных, сделанные из дерева, обожженной глины или сшитые из материи. Взрослые покупают их на память о далеком крае, в котором удалось побывать, о его народе. Сувениры — веселые куклы, в них немало лукавства, юмора. Очень забавны сувениры- зверюшки и персонажи старинных народных поверий — гномы, драконы, чертенята.
И, конечно, семья кукол окажется неполной, если забыть о тех, которые выступают в театрах и снимаются в мультфильмах. Пожалуй, это самые интересные из всех кукол. Кого тут только не встретишь: королей, принцесс, роботов, волшебников, жар-птицу и всех зверей, какие существуют на свете. Множество знакомых: Мальчиш-Кибальчиш, Василиса Прекрасная, Незнайка, Кот в сапогах, Емеля, Буратино, Золушка, Зайка-Зазнайка, Аладин, Балда, Чиполлино...
Куклы-игрушки и театральные куклы не стремятся во всех подробностях походить на людей или животных. Они тяготеют к обобщениям. В них воплощено художественное, образное видение мира человека. Вспомните русских матрешек, выточенных из дерева в форме груши, ярко разрисованных и покрытых лаком. Они весьма приблизительно похожи на настоящих крестьянских девушек. Но как точны, выразительны в целом, как хорошо уловлены плавность линий, яркий, красочный колорит русской одежды, праздничность настроения.

Создание театральных кукол — дело сложное и кропотливое. Их не выпускают партиями на фабриках. Каждая кукла изготавливается в единственном экземпляре и поэтому не похожа ни на какую другую куклу. Даже в спектакле «Три поросенка» или «Белоснежка и семь гномов» каждый из поросят и гномов отличается от собратьев. Иначе быть не может. В жизни даже братья-близнецы чем-то не похожи друг на друга.
Театральные куклы выступают перед детьми и взрослыми. Для детей они обычно играют сказки и пьесы-басни о животных. Для взрослых — комедии, пародийные сатирические представления, эстрадные обозрения. Для зрителей всех возрастов куклы могут исполнять различные цирковые номера, петь в операх и танцевать в балетах. Куклы способны играть самые различные роли: бытовые, фантастические, лирические, героические и комические, но предпочитают комические. Персонажи сатирического кукольного спектакля или сценки очень часто напоминают ожившие карикатуры. Это не случайно В карикатуре всегда подчеркнуты, преувеличены все детали, которые выражают главную черту в характере изображенного лица. Если на рисунке пьяница, то заплывшие глаза и красный нос, если подхалим, то улыбка до ушей и угодливо согнутая спина. В карикатуре художественное преувеличение может приобретать свойство метафоры. Показывая вора, художник наделяет его невероятно длинными J руками, тянущимися к государственному добру, а рисуя обжору, может изобразить его как бы в разрезе с бутербродами, пирожными и банками варенья внутри.
В кукольном театре применяются те же приемы яркого, зримого выражения сущности персонажа.  У куклы может в буквальном смысле слова кружиться ; голова от успехов, вытягиваться от любопытства шея или надуваться от гордости грудь. Аллегория, ироническое преувеличение особенно заметны при изображении животных. Волки, крокодилы, поросята и все, кто в жизни передвигается на четырех ногах, в кукольном театре обычно ходят на двух, носят пиджаки, шляпы, очки, живут в человеческих жилищах и разговаривают, как люди. И никто из зрителей, даже самые маленькие, не возмущается по поводу этого несоответствия, так как понимает, что изображают все эти звери людей, а не настоящих волков или крокодилов.
Куклы-артисты отличаются друг от друга по внешности, величине и устройству. Есть куклы плоские и объемные, совсем маленькие и выше человеческого роста, надеваемые на руку словно перчатка и подвешенные на нитках. В зависимости от этого кукол разделяют на петрушечных, тростевых, стержневых, механических, мимирующих, марионеток, кукол черного театра, теневых. Все они значительно отличаются друг от друга по конструкции и требуют различных по устройству сцен. Петрушечные куклы не могут выступать на сцене театра марионеток, а марионетки — за ширмой петрушечного театра. Мимирующая кукла потеряет все свое обаяние за экраном театра теней, а фигурка теневого театра окажется безобразной картонкой, если ее показать из-за ширмы. Поэтому и возникли совершенно самостоятельные понятия: театр петрушек, театр марионеток, теневой театр, черный театр.

Кукла-петрушка надевается на руку актера подобно перчатке. Поэтому петрушечных кукол часто называют перчаточными. Петрушка состоит из головы, рук и костюма. Указательный палец актера проходит в голову куклы, большой и средний — в рукава костюма, безымянный и мизинец пригибаются к ладони. Петрушечные куклы небольшие по размеру, но очень подвижные и выразительные. Свое название они получили от имени героя русских народных кукольных представлений Петрушки. Эти куклы могут изображать и людей, и животных. Правда, руки или передние лапы у них почти все время торчат вверх, но ими петрушки очень ловко берут небольшие предметы и уверенно обращаются с ними.
Мимирующая кукла также надевается на руку актера. Но в голову куклы входит не один палец, а вся рука кукловода. Стоит ему пошевелить пальцем, как физиономия куклы меняет выражение — испуганно таращит глаза, презрительно кривит рот, удивленно морщит лоб. Мимирующих кукол шьют из ткани. Их можно увидеть на эстраде, где они выступают с сатирическими монологами или пением.

Тростевая кукла выше петрушечной, рост над ширмой увеличивает проходящий внутри стержень — гапит, ее пропорции ближе к человеческой фигуре. Руки тростевой куклы сгибаются в локтях, голова не только поворачивается в стороны, но и наклоняется вниз, закидывается вверх. Свое название тростевая кукла получила от проволочек или палочек — тростей, прикрепленных к ее рукам и позволяющих актеру управлять ими. Тростевые куклы в отличие от петрушечных обладают широким, выразительным жестом. Особенно хороши они в поэтических и героико-романтических спектаклях.
Петрушек, тростевых и мимирующих кукол называют верховыми, так как актеры во время выступления держат их, высоко подняв над собой. Петрушечных и тростевых кукол зрители видят не в полный рост. Нижняя часть куклы оказывается скрытой верхним краем ширмы, за которой работают актеры. Поэтому очень часто этих кукол делают без ног.

Стержневые и механические куклы относятся к верховым, но их делают с ногами и показывают на ширме в полный рост, держа за специальные ручки. Механика управления спрятана внутри куклы.
Марионетки также изображают людей и животных в полный рост. Но управляются они не снизу, а сверху. Во время выступления марионетки висят на нитках или проволочном крючке и слегка касаются ногами пола, производя впечатление, что стоят, расхаживают или танцуют. Кукловод, находящийся выше куклы, а иногда даже выше декораций, держит в руках деревянную крестовину — так называемую вагу,— где сходятся все нити, идущие от куклы. Подтягивая нужные нити, актер поднимает кукле то руку, то ногу, то обе руки вместе. Движения марионетки легкие, изящные. Эти куклы, свободно взлетающие вверх,— прекрасные исполнители не только обычных кукольных пьес, но и цирковых номеров, балетных представлений.

Куклы черного театра похожи на марионеток тем,  что сделаны в полный рост. Но вместо ниток для управления служат прикрепленные к ним сзади трости. Актеры держат кукол перед собой, причем каждой куклой управляет два, а иногда и три человека. Один производит движения головы и корпуса, рук, третий — ног. Кукла действует на фоне черного бархата, освещенная узкой полоской света. Актеры также одеты а черные бархатные костюмы и специальные маски из тюля. Поэтому их фигуры не заметны публике. У зрителей, сидящих в зале, создается впечатление полной самостоятельности и безграничной свободы движений этих кукол. Не видно нитей, тростей, снижающих обычно впечатление от кукольного спектакля. Однако куклы черного театра, несмотря на свою пластичность, не могут свободно двигаться по сцене, меняться местами при переходах, поворачиваться спиной. Поэтому их используют лишь для некоторых постановок и эстрадных номеров.

Куклы теневого театра плоские, вырезанные из картона или кожи. Их показывают за экраном, плотно прижимая к его поверхности. В театре теней зрители видят не кукол, а образованные ими тени на освещенном экране. Управляются эти куклы при помощи длинных палочек, прикрепленных к головам, ногам и рукам фигурок. Как и в черном театре, некоторых кукол ведут одновременно несколько актеров. Кукловоды находятся на необходимом расстоянии от экрана и мало освещены. Это делает их невидимыми. Фигурки теневого театра несложны по устройству, легки в управлении. Но они ограничены в движениях. Простой поворот головы или туловища им недоступен, приходится для этого делать новую куклу.

Среди этих основных разновидностей театральных кукол встречаются такие, которых трудно отнести к тому или иному виду. Петрушка может иметь голову, посаженную на палку-гапит, а тростевая кукла обладать подвижными ногами, управляемыми специальными тростями, как и руки. Многие театральные куклы делаются специально для какого-то трюка — полета в воздухе, хождения на голове, кувыркания, глотания предметов. Иногда делается не вся кукла, а ее часть — голова и одна рука, только голова. В сочетании с живой актерской рукой, одетой в перчатку, такая голова очень выразительна. Нередко актеры надевают на себя маски или бутафорские головы. В одном театре за ширмой появлялся забавный лев, голова которого была маской, передние лапы — одетыми в перчатки руками актера, а задние лапы, на которых этот лев стоял,— бутафорскими' На эстраде широко применяются куклы в рост человека, у которых объемная бутафорская голова, а туловище — пустая, ничем не наполненная звериная шкура или театральный костюм. Актеры выступают с такой куклой без ширмы, в открытую. Они стоят по обеим сторонам куклы: один управляет движениями головы и одной из рук, второй — корпуса и другой руки.

Куклы в мультипликационных фильмах бывают плоскими и объемными. Плоские похожи на фигурки теневого театра. Как и теневые фигурки, они вырезаны из отдельных подвижных частей. Но выступают они не стоя за экраном, а лежа на столе. У них нет никаких тростей или ниток. Им не обязательна непрерывность движения. В мультипликации съемка идет покадрово. Нужно кукле поднять ногу — ее снимают сперва в исходном положении, потом передвигают ногу на миллиметр и делают второй кадр, после этого снова чуть сдвигают и делают третий кадр. И так до тех пор, пока нога куклы не примет конечное положение. Покадрово снимают и объемных кукол. Но делают их на шарнирах. Эти шарниры позволяют придать кукле любую позу и зафиксировать ее, чтобы во время съемки кукла не шелохнулась. Куклы, снимающиеся в кино, невелики по размерам и очень тщательно сделаны. Ведь при проекции на экран изображение куклы сильно увеличивается и поэтому будет заметна любая царапина на лице или повисшая на костюме нитка.

К артистам можно отнести также больших карнавальных кукол. Укрепив на длинных шестах, их носят или провозят во время карнавальных шествий и праздников.
Для кукол-артистов написано множество пьес и киносценариев. Для них построены специальные театры и созданы киностудии. Их охотно принимают на телевидении. В их создании и «оживлении» заняты тысячи людей самых различных профессий — художники, скульпторы, портные, столяры, писатели, актеры, музыканты, режиссеры, операторы, монтажеры, электрики, радисты. Большинство из них являются специалистами высокого класса. Среди них есть люди, посвятившие куклам всю свою жизнь.
И, безусловно, первое место среди тех, кто связан с искусством играющих кукол, принадлежит художникам и артистам.

Куклы, декорации, фон, на котором происходит действие,— все это создано фантазией и талантом художника. Он наделил кукол забавными физиономиями, одел их в яркие костюмы, нарисовал домики, деревья, скалы. Каждый из предметов на сцене — ярок, красив, интересен. Но все они разрознены и мертвы, пока к ним не прикоснутся руки актеров. Актер дает кукле свой голос, наделяет ее своими мыслями и чувствами. При участии человека куклы вступают в отношения между собой, события пьесы сменяют друг друга, появляются и исчезают декорации, загорается и меркнет свет. На сцене возникает волшебный мир спектакля, где все слито воедино и кажется живым.
В давние времена куклы играли для взрослых. Их представления зачастую имели политическое содержание. Куклы прославляли подвиги, совершенные во имя народа, и зло высмеивали угнетателей — иноземных и отечественных. Куклы играют для взрослых и в наши дни. Но гораздо чаще они выступают перед детьми. И не просто развлекают ребят, а приобщают их к прекрасному, учат вере в торжество справедливости, товариществу, любви к Родине.
Куклы-игрушки, куклы-сувениры и куклы-артисты окружают человека с ранних лет до глубокой старости. Первые помогают ему узнавать и осваивать мир взрослых, вторые и особенно третьи — приобщаться к искусству, его иносказательности, яркой образности. В жизни человека куклы играют гораздо большую роль, чем кажется на первый взгляд. Доставляя радость, развлечения, они обогащают человека нравственно. Мир стал бы гораздо скучнее, если б внезапно исчезли все куклы. Вероятно, люди во все времена чувствовали это. И, как бы сурово ни складывалась жизнь того или иного народа, как бы далеко ни находилась земля, которая кормила полудикое еще племя, у людей никогда не переводились куклы. И самую большую радость им доставляли куклы, которые могли двигаться и говорить, как живые существа,— куклы-артисты.

А. Лелявский
"Театр кукол" - 1974 г.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования