Общение

Сейчас 382 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Спектакли бывают продолжительные и короткие. В одном занято пятьдесят кукол, в другом — пять. Декорации первого в сложенном виде могут занять целый грузовик, а второй идет почти без декораций. И сложный и простой спектакль может оказаться интересным. Но при искусной игре актеров маленькое представление произведет более сильное впечатление, чем то, в котором много кукол, но они плохо двигаются и разговаривают.
Творчество актера занимает центральное место в любом театре, в том числе и в кукольном. По тому, как, при помощи каких приемов, руководствуясь какими принципами, актер работает на сцене, зрители судят о театре в целом — об уровне его художественной культуры, о творческой манере коллектива.
Оживление актером куклы издавна считают главным чудом кукольного театра. От того, насколько актеру удастся оживить куклу, создать яркий, неповторимый характер, зависит успех или неуспех спектакля. Как же достигается чудо оживления куклы?
Когда новичок берет в руки куклу и пробует управлять ею, движения получаются бессмысленные, случайные, ничего не выражающие. Вот как будто удался какой-то поворот, но снова хаос, беспомощное дерганье куклы. Поэтому молодой актер сначала овладевает техническими навыками вождения куклы. Учится держать ее на определенном уровне, не проваливая и не завышая по отношению к краю ширмы, привыкает носить ее вертикально, не наклоняя на себя или в какую-нибудь другую сторону. Затем пробует передать походку куклы: отрабатывает повороты, поклоны, простейшие гимнастические и танцевальные движения.
Одновременно актер тренирует свое внимание, постоянно следя глазами за движениями куклы. Его фантазия начинает подсказывать кукле все новые и новые движения и позы в зависимости от внешности персонажа и обстоятельств, в которых он действует. Наблюдательность и способность контролировать себя помогают актеру найти верное поведение куклы.
Вот в руках актера обыкновенный тряпичный заяц. Милый, серый, большеглазый. Кукла петрушечная, но с гапитом. Передние лапы надеваются на большой и указательный пальцы руки, а голова посажена на стержень и управляется другой рукой актера. Под куклой на леске висит кольцо для закрывания век и перекладинка, управляющая ушами. Хвост тоже подвижный: от него идет небольшая проволока. По роли этот симпатичный зайчишка должен залезть в чужой огород и отведать капусты.
Как это можно сыграть? Вероятно, тот исполнитель, которому лень фантазировать и размышлять, поступит весьма просто. Он выведет куклу из-за кулисы, слегка раскачивая ее на ходу и тем самым изображая походку. Затем поднесет вплотную к капусте, постучит мордочкой куклы о кочан (это заяц ест) и уйдет обратно за кулисы.
Актер-мастер подойдет к делу совершенно иначе. До того как выходить на сцену, он обязательно уточнит для самого себя ряд вопросов. Заяц молодой или старый? Новичок или опытный плут? Лезет в чужой огород из-за голода или из любопытства? Знает ли, как охраняется огород? Ответы на все эти вопросы очень важны. Поведение молодого зайчонка не похоже на поведение старого зайца, новичок действует совершенно иначе, чем опытный, голодный — не так, как просто любопытный. Актер всматривается в куклу. Конечно, этот зайчишка очень молоденький и неопытный. Вид у него веселый, поэтому он лезет в огород, пожалуй, из любопытства. Труслив ли он? Вероятно, труслив, но поскольку забирается в чужой огород впервые в жизни, то не представляет себе, чем это может для него кончиться.

Мысленно наметив линию поведения своего «героя», актер выходит на сцену. Он не спешит. В этой короткой сценке надо придумать побольше действий и движений, передающих характер зайца, а также препятствия, которые возникнут перед ним по ходу действия. Вот из-за кулисы появилась заячья голова. Исчезла. Это что-то почудилось шалунишке, и он испугался. Снова высунулась голова. Осторожно озирается. Кажется, никого нет. Крадущейся походкой заяц приближается к изгороди. Снова оглядывается. Вытягивает шею и как бы привстает на цыпочки. Никого. Пробует залезть на изгородь. Не получается. Зайчишка озадачен. Поглядывает на изгородь, недоуменно хлопает глазами. Придумал! Нужно поискать дырку внизу. Торопливо ищет и находит подходящее отверстие. Приникает к земле, просовывает голову. Голова проходит, а туловище нет. После нескольких попыток удается пролезть всему. Отряхивается, еще раз быстро оглядывается и выбирает самый красивый кочан. Принимается за еду. Не стучит по нему носом, а склонив немного набок голову, обгрызает его с разных сторон. Раздается гудение пчелы (звук издает сам актер). Заяц пробует не обращать на нее внимания, но пчела назойливо пристает. Заяц отмахивается, убегает, хватает ветку и отгоняет пчелу.
Затем, забыв про страх и опасность, зайчишка беззаботно прыгает по чужому огороду, пробует то один, то другой кочан. В хорошем настроении всегда хочется двигаться, играть, петь. Вот и заяц затевает игру: напевая что-то, подбрасывает вверх обгрызенный кочан. Раздается собачий лай (лай имитируется кем-либо из актеров). Зайчишка так увлекся, что ничего не слышит. Лай раздается громче. Заяц останавливается, цепенеет от ужаса, прижимает уши, втягивает голову в плечи (у петрушки с гапитом это хорошо получается). Зайчишка весь съежился, мелко дрожит его хвостик. Несколько секунд длится эта пауза. Затем заяц понимает, что еще можно удрать. Вскакивает, торопливо ищет дырку в изгороди, снова не может пролезть в нее (теперь все это делается в очень быстром темпе), наконец, разгоняется и пробкой выскакивает наружу.
Сценка с зайцем, разыгранная так, как она описана во втором варианте, займет на сцене две-три минуты. Опытному актеру сыграть все это довольно легко. Слов у зайца нет, с другими персонажами он не встречается. Но в кукольном спектакле, даже самом коротком, большинство ролей гораздо сложнее. Кукла действует почти во всех картинах, по роли требуется много говорить, исполнить несколько песенок и танцев. А если это роль главного героя, например, Мальчиша-Кибальчиша? Он участвует во всех событиях пьесы, причем, действует активно, страстно. Роль эта сложна и психологически. В ходе спектакля Кибальчиш внутренне меняется, взрослеет, мужает. Вспомните: в начале пьесы он с другими мальчишами весело играет, поет. Потом провожает на фронт отца и брата и вскоре узнает об их гибели. Затем поднимает на бой против буржуинов мальчишей, попадает в плен, геройски ведет себя на допросе и гибнет. Какая яркая смена беззаботного веселья, горя, геройского порыва и стойкости в одном образе! При работе над такой ролью актеру (вернее, актрисе, так как роли мальчиков обычно исполняются в театре женщинами) мало знания техники кукловождения и голоса, похожего на мальчишеский. Тут нужна большая эмоциональность, когда чувства актера становятся чувствами героя, когда исполнитель как бы сливается с куклой, а слова персонажа становятся как бы его собственными словами.
Работа над речью кукольного героя не менее сложна для актера, чем поиск и отбор выразительных движений куклы. Сделать слова героя живыми, добиться полного впечатления, что кукла не только движется, но и говорит «сама»,— все это дается не сразу.
В жизни мы редко обращаем внимание на огромную разницу между естественными, живыми интонациями человеческого голоса в обычном разговоре и искусственными, однообразными интонациями чтения. Все знают, как уныло, монотонно звучит у некоторых учеников басня, выученная ими наизусть по заданию учителя. И послушайте ту же самую басню в исполнении талантливого актера, например Игоря Ильинского. Вы не узнаете этой басни. Нет, он никоим образом не «отвечает урок». Он рассказывает ее нам так, словно сам видел все происходящее в ней. Будто не Крылов, а он сам сочинил веселую историю о глупой Вороне и хитрой Лисе или маленькой Моське, которая лаяла на Слона. Когда мы слушаем чтение Игоря Ильинского, получаем огромное удовольствие, но мало задумываемся над тем, в чем же секрет такой большой разницы. Нас вполне устраивает самое простое объяснение: он—народный артист СССР, как же ему не читать лучше простого школьника? Но секрет заключается не только в этом.

Актер учит текст роли совсем не так, как некоторые ученики: завтра ответил, а послезавтра можно и забыть, все равно новое стихотворение зададут. Актер, особенно в кукольном театре, часто вообще не учит роль наизусть. Слова запоминаются как бы сами собой в процессе репетиций и размышлений о роли. Каждая фраза текста рождает ряд вопросов. Для чего персонаж произносит эту фразу? К кому обращены его слова? Совпадают ли его внутренние намерения с содержанием слов? Ведь из жизни мы знаем, как часто сказанная фраза имеет совершенно обратный внутренний смысл или подтекст, как принято говорить в театре. Действительно, говорит персонаж искренне или обманывает, скрывает за словами насмешку или обиду? И какое вообще у него настроение в этот момент?
Во время репетиций у актера происходит постепенное проникновение во внутреннюю жизнь персонажа. Бывает, в чтении роль начинает получаться, а вот с куклой слова пока еще не сливаются. Не верится, что произносит их именно эта кукла. Изменить голос? Нет, это слишком грубо и примитивно. Лучше искать манеру разговаривать, думать, смотреть, свойственную персонажу с такой внешностью, возрастом и складом характера. Глаза актера пытливо устремлены на куклу. Вот в этом месте будет убедительнее, если кукла перед фразой сделает небольшой рывок вперед и протянет руки. А в другом месте кукла должна молча опустить голову, подождать, пока найдутся силы превозмочь что-то в себе, и только после этого вновь поднять голову и начать говорить. В одном месте слова и движения куклы будут одновременны, в другом раздельны, в третьем будет только речь или движение. Сотни раз актеру придется пробовать различные варианты, отыскивая лучший. Много внимания потребует также работа с открывающимся ртом куклы. Ведь речь и открывание рта должны происходить одновременно. И только через несколько недель ежедневной репетиционной работы появится чарующая нас на сцене непринужденность актерской игры, живость и естественность речи, ее слитность с внешним обликом и движениями куклы.
Работа кукольного актера — большой и сложный труд. От кукольника требуется, чтобы по голосу, ясности произношения, умению перевоплощаться в исполняемого персонажа он ничем не уступал актеру драматического театра, но в то же время еще отлично владел куклой. Труд кукольного актера тяжелый в прямом смысле этого слова. Каждая кукла имеет свой вес. Чем крупнее кукла, тем больше ее тяжесть. Любой из вас знает, как утомительно продержать несколько минут поднятые над собой руки даже без груза. Около полутора часов длится кукольный спектакль, и все это время актеры держат над собой тяжелых кукол. И не просто держат, а управляют ими. Труд актера-марионеточника еще утомительнее. Куклы сделаны из дерева, к ступням ног прикреплен для тяжести свинец. Кукла держится все время на весу, она не может по-настоящему стоять на полу. Как только вага опускается, марионетка сникает и падает. Кроме того, вагу приходится держать все время на вытянутых руках, иначе кукла будет касаться задника.

Актеры кукольного театра очень часто участвуют в перестановке декораций между картинами, особенно во время чистых перемен и в спектаклях, построенных по принципу игры, когда актеры выступают и за ведущих, и за кукловодов, и за рабочих сцены. Актерам кукольного театра приходится иногда работать с куклой в самых неудобных позах: на цыпочках, на коленях, лежа. Ведь конструкция декораций бывает подчас очень сложной и актеры едва пролезают в щели между различными стойками и подставками. Нередко актеру приходится водить сразу двух кукол или весь спектакль быть помощником при другом актере—держать трости его куклы, носить за ней длинную мантию.
В кукольном театре вообще очень велик объем всякой вспомогательной работы во время спектакля. Каждый актер, кроме своей основной роли (а иногда это две основные роли, если персонажи не встречаются по ходу действия), ведет еще две-три куклы в эпизодах или массовке, подает в свободные минуты дубли, реквизит, убирает и ставит какие-то детали декорации. Упомнить все это даже в пределах одного спектакля нелегко. А в текущем репертуаре театра таких спектаклей не меньше десяти-пятнадцати. И в каждом надо помнить наизусть не только тексты ролей, но и все порученные режиссером дополнительные обязанности.
И последнее, В современных кукольных спектаклях актеры все чаще стали появляться перед ширмой. И не только в качестве ведущих. Они на глазах у зрителей играют куклами, выступают в качестве персонажей спектакля. И не только в тех сказках, где есть роли великанов. Актеры действуют на сцене рядом с куклами. Они появляются то в огромных, надетых на всю голову масках, то в нарядных театральных костюмах, то в скромном черном трико. Это вносит разнообразие в кукольные постановки, делает спектакли ярче, зрелищнее. Но это предъявляет к актеру-кукольнику дополнительные требования.
Как становятся актерами-кукольниками? В нашей стране работают несколько специальных театральных училищ, студий при театрах и кукольных отделений при театральных институтах, где готовят не только актеров, но и режиссеров и художников для театров кукол. Многие актеры пришли в театры сразу после окончания школы и стали профессионалами в процессе работы. Все они — и те, у кого есть диплом о специальном образовании, и те, у кого его нет,— одинаково любят кукол. Работа в театре, ежедневные встречи со зрителями, которым актеры несут свои лучшие мысли и чувства, приносят им радость и творческое удовлетворение.

А. Лелявский
"Театр кукол" - 1974 г.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования