Общение

Сейчас 479 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В отличие от перчаточных кукол, движением которых управляет рука актера-кукловода, находящаяся внутри куклы, тростевые куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей.
Актер не имеет непосредственного контакта с тростевой куклой. Управлять такой куклой сложнее, зато изобразительные возможности ее намного богаче.
Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол.
Конструкция тростевых кукол позволяет совершать самые разнообразные движения, насыщать спектакль интересными трюками и находками. Тростевые куклы гораздо крупнее перчаточных. Размер их головок может быть до 20 см. Головки тростевых кукол изготавливаются тем же способом, что и перчаточных.
Основу тростевой куклы составляет деревянная конструкция. Она крепится на так называемом гапите — деревянном стержне, который служит как бы позвоночником куклы. На гапите устанавливается плечевой каркас, а к нему прикрепляются подвижные суставы рук (рис. 12).


Корпус и голова куклы управляются рукой актера, которой он держит гапит. Руки куклы приводятся в движение второй рукой актера при помощи проволочных тростей.
Основа гапита — круглый деревянный брус 0 20 мм. Плечевой каркас выпиливается из 10-миллиметровой фанеры или доски, в центре вырезается отверстие для гапита. Каждая рука составляется из двух деревянных брусков квадратного профиля 20X20 мм. Они сочленяются кусочками сыромятного ремня.
Гапит пропускается через отверстие в плечевом каркасе. Чтобы плечи не опускались, в гапите высверливается отверстие и туда вставляется деревянная шпилька.
Другая конструкция гапита, показанная на рис. 13, дает возможность поворачивать голову куклы влево-вправо и вверх-вниз.

Это «солнцевский» механический гапит, названный так по имени старейшего мастера советского кукольного театра Н. Ф. Солнцева. С куклами конструкции Солнцева работали многие выдающиеся актеры-кукольники. Этот гапит состоит из четырех основных частей: неподвижного деревянного стержня А, наглухо скрепленного с плечиками куклы, трости Б, вращающей и опускающей голову, деревянного цилиндра В, на котором укрепляется голова, и деревянного квадратика Г, надетого на стержень А и наглухо скрепленного с тростью Б. Этот квадратик называется машинкой управления. Когда актер поднимает и опускает ее, соответственно поднимается и опускается голова куклы.
Поворотом квадратика голова поворачивается налево и направо. У тростевой куклы можно сделать подвижными глаза, рот и даже уши. Специальный механизм для этого монтируется внутри головы. Для глаз нужно выточить на токарном станке деревянные шарики. Их просверливают насквозь и в отверстие просовывают проволоку диаметром чуть меньшим, чем диаметр отверстия, — так, чтобы шарики свободно вращались, но не болтались. В головке из папье-маше вырезают глазницы и к ним подгоняют глаза-шары. Проволочные оси вбиваются в деревянную основу, которая укрепляется на клею внутри головы куклы (рис. 15).


В деревянные шарики-глаза вбивают скобки, к которым подвязываются резинки. Их натяжение подбирается таким, чтобы держать глаза куклы открытыми. Здесь же привязывается тяж-леска и пропускается через проволочные скобки, закрепленные в затылочной части головы. Другой конец лески привязывается к курку (рис. 14).

Нажатием курка глаз закрывается.
Чтобы глаза могли поворачиваться налево и направо, шарики-глаза насаживают на две неподвижные оси, расположенные вертикально (рис. 16).


Для открывания рта можно использовать механизм, показанный на рисунке 17.

Для этого нижняя челюсть вырезается из головки и снова прикрепляется на место либо на неподвижной оси, либо при помощи клея и полоски плотной ткани. В верхней и нижней челюстях крепятся скобки. Между ними натягивают резинку. Она будет держать рот закрытым. Открывается рот с помощью тяжа, привязанного к скобе внутри нижней челюсти и выпущенного наружу сквозь маленькое отверстие в папье-маше.
Отличительный признак таких персонажей, как зайцы, собаки, ослики, — симпатичные лохматые уши. Небольшое приспособление — и мы можем научить их шевелить ушами (рис. 18).

Ухо крепится к голове полоской ткани или небольшой петлей так, чтобы оно свободно поднималось. К ушам крепятся скобки, а к ним привязываются лески. Затем они пропускаются через скобку затылочной части головы и спускаются вниз, в корпус куклы, где привязываются к деревянной палочке. Потяните — и собака поднимает уши. Используя такой же механизм, можно научить птицу махать крыльями.
Трости для управления руками куклы крепятся к ее кистям. Но бывают случаи, когда трости мешают восприятию художественного образа. Тогда их стараются замаскировать. Например, у стражника — под копье, у Бабы Яги — под клюку. Трости можно задрапировать костюмом куклы (рис. 20).


Помимо замаскированных, бывают и внутренние трости, которые крепятся К локтевому суставу (рис. 19).

На концы тростей для удобства работы кукловода надеваются деревянные ручки.
Эстрадные номера с тростевыми куклами могут быть украшением любого концерта. Недаром этим куклам отдают предпочтение ведущие эстрадные актеры. Если вспомнить «Необыкновенный концерт» С. В. Образцова, то в этом представлении наилучшим образом продемонстрированы широкие возможности тростевых кукол.
С чего нужно начинать работу над номером? Первое — это выбор темы. Допустим, вы хотите поставить миниатюру «Факир». Сначала подробно разработайте сюжет с учетом возможностей куклы. Продумайте трюки, которые она может выполнять. Подберите костюм.
Вот на ширме в таинственном освещении появляется факир. На нем длинный черный плащ. Факир разводит руки в стороны, и зрители видят, что на нем элегантный черный фрак. Потом он сводит руки на груди, и плащ закрывает корпус куклы. В этот момент второй кукловод надевает на корпус новый костюм. С возгласом «Ап!» кукла разводит руки, и перед зрителями факир в ярком восточном одеянии. Рукой он снимает с головы чалму (для этого на кисти руки делается крючок, а в чалме — петелька). Он кладет чалму на ширму, берет дудочку (которая крепится к ладошке резинкой) и начинает наигрывать мелодию. В это время чалма разворачивается и превращается в змею, которая изящно извивается под музыку. Но вот факир кончил играть — змейка снова сворачивается в чалму, и факир водружает ее на голову.
Чалма-змея — это подменная кукла, сделанная из полоски материи на трости (наподобие ленты для гимнастических упражнений). В то мгновение, когда факир проводит над ней плащом, и происходит подмена. Номер можно оснастить и другими оригинальными трюками.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования