Общение

Сейчас 698 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

На Руси издревле существовали петрушечники — актеры, выступавшие с Куклами-Петрушками, надеваемыми на руку. Основой-туловищем такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актера.
Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актера — ведь ее вес приходится на один его палец. В то же время кукла должна быть хорошо видна в зрительном зале. И только в комнатном театре головки могут быть совсем маленькими.
Есть много способов изготовления кукольных головок. Чаще всего их делают из папье-маше. А для этого предварительно изготавливают модель головки из пластилина или глины. Для удобства советуем воспользоваться специальной деревянной подставкой (рис. 1).

Для проработки деталей лица понадобятся стеки — специальные маленькие лопаточки различной формы. Такие пластмассовые стеки прилагаются к наборам пластилина. Если их нет— выстругайте стеки из деревянных палочек и ошкурьте.
Усы, бороду, брови на пластилиновой модели вылеплять не надо. Пока только вырежьте их из бумаги и приложите к модели, чтобы проверить точность образа. А уж потом вы сделаете их из соответствующего материала и наклеите на готовую головку.
Теперь надо выклеить головку из папье-маше прямо по пластилиновой модели. Для этого сварите клейстер: столовая ложка муки на полтора стакана воды. Можно добавить чайную ложку гранулированного столярного клея. Помешивая, чтобы не было комочков, поставьте на медленный огонь до закипания. Пока клейстер остывает, возьмите мягкую бумагу двух цветов. Порвав ее на мелкие кусочки, начинайте оклеивать пластилиновую модель. Слой одним цветом, слой — другим, чтобы не сбиться. Всего пять-шесть слоев. Теперь папье-маше должно высохнуть и затвердеть. Затвердевший слепок разрежьте, отделив лицевую часть от затылочной, снимите с пластилиновой модели и склейте полоской ткани (рис. 2).

Другой способ изготовления головки по пластилиновой модели — из марли с помощью клея ПВА и щетинной кисти. На пластилиновую скульптуру слой за слоем накладывайте полоски марли, пропитанные клеем ПВА. Время от времени легким нажимом кисти плотно прижимайте марлю к форме. Достаточно трех-четырех слоев. После высыхания затвердевший марлевый слепок разрежьте на две половинки и снимите с модели. Половинки сшейте нитками.
На неокрашенную головку из папье-маше или марли с ПВА приклейте, если требуется, парик, усы, бороду, брови. Материал — какой подскажет ваша фантазия: мочалка, нитки, веревки, тесьма, фетр, кожа, искусственный мех. Готовую головку загрунтуйте и распишите водоэмульсионной краской с добавлением гуаши нужных цветов.
Другие способы изготовления головок для перчаточных кукол — вырезать их ножом из плотного пенопласта или ножницами из поролона, а потом оклеить тканью. Такие головки тоже раскрашивают красками и при желании наклеивают на них выразительные детали лица: глаза, губы, нос, уши.
Очень просто сделать эффектную кукольную головку из плотной бумаги. Чаще всего это цилиндр с приклеенными сверху и снизу «крышечками». 

Но есть и другие интересные варианты (рис. 3).

Головка разрисовывается яркими красками. Паричок, ресницы, бороду, усы делают из узких полосок бумаги и наклеивают. Отдельно можно приклеить нос и уши.
Руки — важная деталь для создания образа. Традиционно руки шьются по выкройке в форме варежек, выворачиваются наизнанку и набиваются ватой. Значительно сложнее, но и гораздо интереснее изготовить кисти рук из пенопласта, оклеив их для прочности двумя слоями папье-маше. Форма таких рук может быть гораздо выразительнее. Руки перчаточной куклы можно вырезать ножницами из поролона.
Если по действию спектакля кукла должна брать в руки какие-либо предметы, то к ее ладошкам пришивают или приклеивают крючок, прищепку или резинку (рис. 4).


Ноги кукол делаются из тех же материалов, что и кисти рук. Их шьют в виде двух длинных мешочков и набивают ватой. В середине каждый мешочек простегивают поперечным швом, чтобы образовался сгиб — колено.
Обувь куклы дополняет ее образ, несет свою изобразительную нагрузку (рис. 6).

Башмаки, туфельки, сапожки выклеиваются из папье-маше или шьются из ткани и набиваются ватой. Все это делается по предварительно разработанным и проверенным на бумаге выкройкам. Сверху кукольную обувь можно обтянуть искусственной кожей, фетром, сукном, трикотажем и подрисовать детали масляной или водоэмульсионной краской.
Корпус. Итак, готовы голова, руки, ноги куклы. Осталось сшить корпус, а точнее — специально скроенную перчатку. На плотной ткани, сложенной вдвое, обводится карандашом контур руки кукловода с загнутыми средним и безымянным пальцами (рис. 7).

У такой перчатки всего три пальца. Мизинцем и большим пальцем кукловод будет управлять руками куклы, а указательным — головой. Возможно и другое расположение руки актера в перчатке (рис. 8).

К нарисованному на ткани контуру руки делается припуск 1 см. Выкройку сметывают и примеряют по руке актера. Если где-то тесно, припуск увеличивают. Очень важно, чтобы перчатка сидела удобно. После окончательной примерки перчатку сострачивают. Концы пальцев отрезают. В них будут вклеены патронки для управления руками и головой куклы.
Патронки позволяют «оживить» куклу, привести в движение ее голову, руки, ноги. Они соединяют все подвижные детали куклы с пальцами рук актера-кукловода. Патронки — это трубочки из картона, склеенные столярным клеем либо клеем ПВА по толщине пальца. Они надеваются на палец до середины второй фаланги.
К тряпичным рукам-варежкам патронка крепится так: нижняя часть варежки, через которую ее набивали ватой, надевается поверх патронки и привязывается к ней суровой ниткой или тонкой проволокой. Руки из пенопласта приклеиваются к патронкам столярным клеем, руки из поролона — клеем № 88. Ноги перчаточной куклы редко бывают работающими. Если по действию необходимо, чтобы кукла ходила, свешивала ноги с ширмы, болтала ими, то в обувь вклеиваются патронки, которыми работает вторая рука кукловода (рис. 5).

Костюм куклы надевается поверх перчатки. Желательно предварительно скроить его из бумаги. Сделайте примерку, заколов булавками на корпусе. Затем перенесите выкройку на материю и снова примерьте на кукле. Во время примерки наденьте ее на руку, подвигайте. Если все в порядке, нигде не тянет, снимите и прострочите швы.
Одежда куклы играет очень важную роль в создании образа. Помимо внешнего вида, в ней учитываются особенности фигуры персонажа. Если, например, надо изобразить толстяка или Бабу Ягу с горбом на спине, то под костюм на перчатку пришиваются или приклеиваются толщинки из поролона (рис. 10).


Куклы-животные.
Очень часто в кукольных спектаклях. Действуют персонажи-животные. Изготавливаются эти куклы так же, как и те, о которых мы уже рассказали. Можно лишь добавить, что перчатка зачастую служит и одеждой куклы. Она сшивается из двух половинок (спинки и грудки) и выворачивается. Материал перчатки должен быть подобран по цвету и по фактуре. Лапки животного тоже учитываются в раскрое перчатки (рис. 9, 11).

Мордочки из папье-маше или пенопласта обтягиваются той же тканью, из которой сшит корпус-перчатка. Если кукла изображает белку, лису или обезьяну, то необходим хвост. Простейший способ — вырезать его ножницами из поролона и обтянуть тканью. Чтобы хвост был подвижным, в него вставляется металлическая проволока. Она служит и каркасом, придающим форму, и тростью управления. Так же делается и подвижный хобот слона (рис. 9).

Для удобства конец проволоки согните в форме ручки. Для отделки корпуса кукол-животных можно использовать аппликацию из кусочков меха, кожи, фетра.
В каких спектаклях или эстрадных номерах можно использовать перчаточные куклы? Испокон веков ходили по Руси скоморохи и разыгрывали с Петрушкой маленькие интермедии на самые злободневные темы. Петрушки и их собратья — перчаточные куклы — не потеряли своей актуальности и теперь. СКОЛЬКО тем для разговора со сцены школьного театра можно найти из жизни вашего класса, школы, двора... Персонажами такого театра могут стать не только нерадивые ученики — прогульщики и двоечники, но и лучшие ученики, спортсмены активисты, которым стоит подражать. Даже имена кукол могут стать нарицательными. Кто захочет узнать себя в Двойкине или Тройкине? По форме такие представления могут напоминать устную газету. А тексты для кукол напишут сами ребята.
Помимо миниатюр на школьные темы, в театре Петрушек можно ставить и известные пьесы. Выбор драматургии большой: это «Веселые медвежата», «Тигрик Петрик», «По щучьему велению» и более сложные: «Золушка», «Бременские музыканты», «Золотой Ключик»... Для эстрадных номеров можно использовать басни Крылова.
Перчаточная кукла — простейшая верховая кукла. Теперь, когда вы научились их делать, можно переходить и к более сложным куклам.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования