Общение

Сейчас 294 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В самые древние времена в дни праздников, когда шумели на площадях веселые ярмарки, играли музыканты, плясали и шутили скоморохи, среди яркой и нарядной толпы, в разгар веселья, вдруг неожиданно появлялся Петрушка. Веселый, задорный острослов, он тут же привлекал к себе всеобщее внимание. Этот любимец народа всегда имел про запас веселую шутку, она могла подбодрить людей в их нелегкой трудовой жизни. А уж как доставалось от него лежебокам, лгунишкам, прохвостам, и совсем плохо приходилось тем, кто угнетал народ, наживался за его счет. Они боялись и ненавидели Петрушку за его беспощадный смех, который изобличал несправедливость. Много страдал Петрушка за свой «злой» язычок, а еще больше страдал его хозяин кукловод или петрушечник, как называли его преследователи. Петрушечников судили, ссылали на каторгу, но проходило время, и вновь появлялся неугомонный Петрушка в своем неизменном ярком колпаке, неунывающий, непобедимый герой, защитник слабых и угнетенных.
Каким высоким гражданским мужеством обладали кукловоды, скоморохи! Не боясь преследований, они несли людям правду, надежду, вселяли в их души веру в справедливость и доброту. И все это делалось играючи, с шуткой и смехом.
Нельзя было не сказать этих слов о Петрушке — родоначальнике театра кукол. Петрушка — представитель перчаточных кукол. Так они называются потому, что такие куклы надеваются на руку, словно перчатка. И также, как перчатки, они должны быть сделаны по размеру руки. Маленькие — для детей, большие — для взрослых.
Не станем подробно говорить о пальчиковых куклах, это просто головки, надетые на пальчики. Но положение пальцев в кисти руки может создать тот или иной образ (рис. 5).


Перчаточные куклы очень просты в исполнении, просты они и в управлении. Предназначены эти куклы для маленького зала, так как их размер не больше руки человека (см. цв. ил. 2, а, б, в).

Образы перчаточных кукол трогательно милы, смешны, наивны. Даже самые злые персонажи не выглядят так страшно из-за своей комичной позы с растопыренными руками. Но зато это самые подходящие куклы для действия с предметами. Мячики, ведерки, цветы, лопатки — да все что угодно, перчаточные куклы легко хватают, удерживают, передают из рук в руки. И естественно, что перчаточные куклы — любимцы детей. Эти скромные Петрушки и Матрешки играют огромную роль в эстетическом воспитании детей, в развитии речи ребенка, его воображения и фантазии.
Но если перчаточным куклам с их растопыренными руками не приходится выступать в романтических ролях, то это очень хорошо удается тростевым куклам.
Тростевые куклы очень разнообразны по своей конструкции. Пределов совершенствования их конструкции нет так же, как нет пределов творческой фантазии человека (рис. 6).


В противоположность перчаточным куклам размеры тростевых не ограничены. Они могут быть довольно большими и этим раздвигают границы зрительного зала (см. цв. ил. 4).

Тростевые куклы не так ловки в обращении с предметами, но зато обладают красивыми жестами, подвижны, богаты и разнообразны их позы. Им доступна утонченность в манерах. Эти куклы могут выступать практически во всех жанрах.
Кукол держат на руках за палку, которая называется гапитом. К рукам кукол прикреплены трости, с их помощью кукла приводится в движение. Благодаря им куклы и получили название тростевых (см. цв. ил. 5; 6, а, б).


И перчаточные, и тростевые куклы относятся к системе верховых кукол. Ведь их кукловод держит на поднятых вверх руках. А сам кукловод скрыт от зрителей ширмой. Ширма — это сцена для куклы, но не совсем обычная. Она не имеет пола. Пол существует только в воображении зрителей. И это воображение тем зримее, чем выше мастерство артиста, который очень тонко передает движения куклы, ведет ее по воздуху будто она идет по твердому полу, а не «ныряет» за ширму или «порхает» над ней. Эта деталь, присутствие пола на сцене кукольного театра, является определяющей в выборе системы управления кукол.
Для кукол перчаточных и тростевых, т.е. верховых систем, пола не требуется. Да и ноги таким куклам не всегда нужны.
Но есть куклы, которым пол очень даже нужен. И не просто пол, а дорожки, тропинки, лесенки, потому что эти куклы обязательно с ногами, и достаточно правдоподобно эти ноги ходят, пляшут, бегают, прыгают, лазают. Да не только ноги, такая кукла может выполнять сложные движения, трюки, которые не снились ни перчаточным, ни тростевым куклам. Это куклы-марионетки. И хотя по конструкции такие куклы много проще тростевых, они более сложны в управлении и требуют высокого мастерства от кукловода.
Наверное, в детстве вам приходилось видеть деревянных клоунов, матрешек, ножки, ручки и головка которых как бусинки нанизаны на ниточки. Подергаешь за эту ниточку и куколка будто бы пляшет. Вот это и есть простейшая марионетка (рис. 7).


Конечно, театральная кукла-марионетка намного сложней такой детской игрушки. К каждому суставчику (ну, конечно, не к каждому, а к главным: локтевым, коленным, поясничному и др.) прикреплены нити — ваги, они идут к перекладине. При помощи этой перекладины управляется марионетка. Пусть вас не смущает непостоянство автора: «каждый суставчик, не каждый суставчик…». Дело в том, что чем больше задействовано суставчиков, тем более выразительной становится кукла. А сколько их задействовать, это зависит от замысла режиссера, от мастера-кукольника и от способности исполнителя-кукловода (рис. 8).


Куклы-марионетки благодаря своей богатой выразительной способности — многожанровые куклы. Но все-таки они ближе всего к эстрадному жанру, потому что они необыкновенно легки в движениях, у них большая маневренность, они не слиты с актером так, как тростевые или перчаточные. Марионетки двигаются как бы сами по себе. Они могут быть танцорами, фокусниками, циркачами-канатоходцами, музыкантами (см. цв. ил. 8).


Искусство изготовления театральной куклы в наше время получило настолько широкое развитие, что трудно даже предположить, в каком русле оно завоюет популярность. Разнообразие кукольных систем поражает своей изобретательностью, смелостью выдумки, необычностью.
Есть напольные куклы, которых актер в буквальном смысле водит по сцене (рис. 9).

Сам актер остается на виду у зрителей, но своей маскировочной одеждой он не привлекает внимания. Напротив, крупные, яркие, забавные куклы целиком занимают зрителей. Такие куклы бывают чуть ли не в рост актера (см. цв. ил. 6, б).
Есть и другие очень интересные куклы. Это куклы-маски. Гигантские маски, выполненные из очень легких и мягких материалов, позволяющих тонко передать пластику движения, мимику. Такие маски актеры либо просто надевают на себя, либо носят на шестах. Получается что-то вроде огромной головы на ножках. А актер вручную изнутри управляет мимикой куклы, доставляя огромное удовольствие зрителям (см. цв. ил. 6, а; 7, б).


Для таких больших кукол не требуется ширма, трости или ваги. В этом случае сам актер облачается в куклу. На больших праздничных церемониях, на городских площадях или стадионах можно встретить эти яркие, гигантские куклы.
А вспомним уличные новогодние праздники для детей, эти веселые карнавалы зверей, забавных снеговиков, русских матрешек и клоунов трехметрового роста. Для приведения в движение таких кукол нужны специальные механизмы, каркасы, чтобы поддерживать куклы.
Наша жизнь постоянно открывает новые горизонты, ломаются отжившие представления, меняются взгляды, рождаются новые идеи. Такое развитие свойственно и искусству кукольного театра.
Обширный диапазон возможностей у кукольного театра: от миниатюрных пальчиковых кукол, до кукол-гигантов, от маленькой комнатной ширмы, до огромной арены стадиона, от сценок для самых маленьких зрителей, которые еще не научились говорить, до грандиозных зрелищ.
Если после всего прочитанного у вас появилось желание попробовать самому сделать кукольный театр, или для начала, хотя бы куклу, то нам пора открыть мастерскую кукольного театра.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования