Общение

Сейчас 312 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Мы подошли к самому интересному этапу работы кукольного театра, из-за которого затеяна и мастерская кукол, и декорации, и ширма…
Наши куклы ожили, теперь необходимо научить их двигаться, ходить, говорить, словом, исполнять свои роли. Так мы говорим зрителям, а про себя понимаем, что мы — кукловоды должны уметь правильно держать куклу, научиться водить ее, т.е. правильно выполнять, исполнять свою роль кукловода, и овладеть этим искусством помогут репетиции. Кроме того репетиции нужны и для того, чтобы удостовериться, насколько правильно сделана кукла, удобна ли она для вождения. По ходу репетиции можно выявить все технические недостатки куклы и учесть на будущее, либо сразу исправить их, если это возможно. С каждой репетицией мастер-кукольник совершенствует технические качества куклы, а артист-кукловод развивает на сцене заложенные в ней способности. Так кукла проходит испытания.
А сейчас всех, кто делал кукол, декорации, готовил реквизит, подбирал музыку и, конечно же, артистов, просим на репетицию. Артистов с куклами — за ширму, остальных — в зал, они будут следить за игрой и набираться опыта: как улучшать декорации, использовать световые эффекты, музыкальные картины и другие элементы оформления спектакля или номера. Это тоже своего рода проверка мастерства художника-кукольника.
А репетировать мы будем всем известную белорусскую народную сказку «Про Пыха».
Действующие персонажи: Дед, Баба, Аленка, Пых (ежик).
По таблице 2 посмотрим, какие куклы подойдут для этих ролей. Старичок-домовичок и старушка-домовушка подойдут для роли деда и бабы. Роль Аленки может исполнить Снегурочка, только ее зимнюю шубку надо заменить на летнее платьице. А Пыха, ежика, придется сделать для этого спектакля, или для начала воспользоваться готовой детской игрушкой.
Итак, куклы подобраны. Теперь подумаем над оформлением спектакля.
Декорации: действие происходит летом, в огороде. Для задника выберем картину природы, изображающую летний день. На переднем плане ширмы, например, справа можно разместить избушку с завалинкой, с раскрытыми окошками. А слева «разобьем» огородные грядки. Середину ширмы оставим свободной для действия (рис. 57).

 


Реквизит: репка (4 шт.), лейка, корзинка под репку, ружье, ухват.
Дополнительные декорации: цветы перед домиком, бабочки, пчелки, огородное пугало.
Световое оформление: ощущение летнего знойного дня придаст дополнительный оранжевый свет, направленный на ширму.
Звуковое и музыкальное оформление: Голосом попробуем сымитировать жужжание пчел, сопение и пыхтение ежика Пыха. Из музыкальных произведений очень оживляет спектакль галоп или другая быстрая музыка для сопровождения действия, когда перепуганные дед и баба спасаются бегством от страшного Пыха. Для финала пьесы подберем веселую музыку, можно даже плясовую.
Все мы прекрасно знаем, что музыка создает настроение. Но ведь это настроение создается не только у зрителей, но и у артистов, и это очень важно. Ведь легче плясать под музыку, чем без музыки. Так и артистам легче исполнять свои роли, когда звучит музыка соответствующего настроения. Например, для того момента, когда дед и баба крадучись идут выручать Аленку из «смертельной» опасности, хорошо бы подыскать тревожную, настораживающую музыку.
Теперь как будто бы все готово. По ходу репетиции могут появиться новые идеи, требующие доработки декораций или реквизита. Все это в порядке вещей. В этом и заключается творчество.
Но прежде, чем начать играть пьесу, подумаем, что мы этой пьесой хотим сказать? В чем ее соль? А вот в чем. Часто неизвестность страшит. И чем больший страх возникает перед неизвестностью, и чем безобиднее окажется эта неизвестность, тем смешнее развязка ситуации. В пьесе показано отношение к неизвестности осторожных деда и бабы и доверчивой, смелой внучки Аленки. Но нельзя забывать главное — чтобы спасти внучку, дед и баба преодолевают свой страх. Пьеса построена на нагнетании страха перед неизвестностью. Начало пьесы не предвещает никакой опасности — покой и благодать. Медленно, с каким-то блаженством выходит дед из домика и направляется в огород за репкой. Его сначала насторожило непонятное пыхтение в огороде, оно повторилось, дед испугался, а после следующих звуков он вообще пустился наутек. Вот это постепенное нарастание страха надо суметь передать игрой куклы деда. То же самое повторится с бабой, в тех же нюансах. А после того, как баба прибежала из огорода к деду, страх их удвоился. Но, преодолевая этот страх, дед и баба идут в огород спасать от «смертельной» опасности свою внучку.
Степень опасности могут подчеркнуть, например, такие предметы как ружье, которое прихватил дед, и ухват, им вооружилась баба. Заметим, не веник или прутик какой-нибудь. Именно это грозное оружие показывает, какую большую опасность для внучки предчувствуют дед и баба. Музыка тем временем еще больше усиливает это настроение. И чем тревожнее будет сыграна данная сцена, тем смешнее будет развязка пьесы, когда все увидят, что пыхтел всего-навсего маленький симпатичный ежик.
Дед и баба обескуражены, они сконфужены. Смелая и ласковая Аленка угощает всех репкой.
Приведенным примером репетиции подробно не разбирается каждый жест и конкретное движение куклы. Говорится только о чувствах и настроении персонажей. А игру предоставят сами артисты. Ведь это творчество, а оно предполагает бесконечное множество вариантов жестов. Но все-таки есть общие правила, которые артисты должны помнить, когда выходят с куклами на руках.
1. Край ширмы, как правило, поднят выше роста человека, и зрители смотрят спектакль как бы снизу. И чтобы кукла была хорошо видна зрителям, нужно держать куклу чуть наклонно к зрителям, не запрокидывая ее назад (рис. 58).


2. Если кукла по ходу действия отходит на задний план, ее следует приподнять повыше, иначе она скроется от зрителей за край ширмы и будет не видна.
3. Действия кукловодов совершаются для зрителей, поэтому необходимо будет следить, чтобы кукла была обращена к ним лицом или в пол-оборота к другой кукле. Если кукловод видит лицо своей куклы, значит, зрители видят ее спину.
4. На сцене кукла не должна проваливаться или подскакивать, если этого не требует действие. Ее необходимо держать ровно, передвигать так, будто она идет по ровному полу. Чтобы добиться этого эффекта, нужно специально потренироваться.
Все эти правила не сложные, но очень важные, они могут повлиять на успех спектакля.
Начинающие кукловоды могут воспользоваться следующими рекомендациями.
1. Например, самое первое действие — выход куклы. Как его исполнить? Здесь может быть несколько вариантов:
• если кукла одна и исполняет отдельный номер, поет или пляшет (ширма при этом без декораций), то кукловод может быстрым движением снизу вывести куклу на ширму. Она как бы по волшебству, неожиданно появляется на ширме и так же неожиданно исчезает после исполнения номера;
• если же идет спектакль, на ширме установлены декорации, то такое выпрыгивание кукол и их ныряние не оправдано. В этом случае куклу надо вывести в полный рост из-за края занавеса или какой-либо детали декорации — дерева или избушки.
2. Всегда полезно несколько репетиций провести перед зеркалом, тогда кукловод видит результат своих действий. Эти репетиции помогут артисту «отточить» некоторые действия и жесты.
3. Большинство кукол не обладает мимикой, поэтому в диалоге наиболее подвижной должна быть «говорящая» кукла. Даже когда идет монолог, кукла должна быть подвижной, способной свои слова усиливать жестами. Слова, произносимые неподвижной куклой, зрители слабо воспринимают (рис. 59).


4. Повторим, слова можно усиливать жестами. Вот несколько примеров:
• если кукла отрицательно качает головой или согласно кивает, без слов понятно, что она изображает свое нежелание или согласие;
• если кукла прислонила ладошки рупором ко рту, нам уже понятно, что она будет кого-то звать издалека;
• если она манит рукой, это значит, что она просит своего собеседника подойти поближе;
• если кукла трет глазки и зевает, она хочет спать; но если она трет глазки, низко наклонив голову, и всхлипывает,— она плачет;
• если кукла хлопает в ладоши, да еще подпрыгивает, она проявляет бурную радость;
• если же кукла неожиданно вздрогнула, то она изображает удивление, за которым последует либо испуг, либо радость. Таких примеров бесконечное множество. Они приведены только для начинающих. А дальше, в творческом поиске, будут найдены другие интересные жесты, позы и движения.
Если актер обычного драматического театра играет роль так, как в жизни, то зрители считают такую игру вялой, неинтересной. Игра актера всегда эмоциональней ярче, больше содержит элементов преувеличения и сгущения красок.
В кукольном театре это преувеличение порой доходит до самой высокой степени. Жесты для куклы больше, чем слова. Душа куклы в руках кукловода. Надо постоянно смотреть на свою куклу, пока она в действии. Как только вы отведете от нее взгляд, кукла тут же перестанет вас слушаться. Она либо станет неподвижной (замрет), либо ее жесты не будут соответствовать произносимым словам. Об этом надо всегда помнить.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования