Общение

Сейчас 294 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Наверное каждый, кто был или не был в кукольном театре, о театральной кукле имеет представление. Но чаще всего это представление зрителя, а не мастера-кукольника или артиста-кукловода.
Когда мы смотрим спектакль, мы понимаем характеры персонажей, поддаемся настроению героя, у нас возникают какие-то чувства к нему, мы переживаем события, происходящие на сцене, т.е. воспринимаем сценический образ.
Но сначала нужно создать этот сценический образ, причем такой, который способен вызвать яркие впечатления, взволновать зрителя, тронуть его душу.
Все эти задачи стоят и перед художником-кукольником, и артистом-кукловодом.
Художник-кукольник находит для своей куклы разные выразительные формы, наделяет куклу особыми секретами, а артист-кукловод эти секреты раскрывает перед зрителями, доносит до зрителей кукольный образ. В каждом кукольном персонаже есть часть души художника, создавшего его. Получается цепочка: художник-кукольник создает задуманный образ, артист-кукловод оживляет, раскрывает образ зрителям, а они в свою очередь воспринимают, осмысливают этот образ. Иными словами, зрители читают мысли и идеи художника и артиста через кукольный образ. В этом и заключается главный секрет театральной куклы — с ее помощью можно передавать мысли и чувства, будить воображение зрителей.
Если сравнить театральную куклу с обычной куклой-игрушкой для детей, то можно заметить, что кукла-игрушка, как правило, имеет спокойное, милое, добродушное выражение лица. А лица театральных кукол чаще всего выражают самые разные чувства: добродушие, веселость, печаль, удивление, коварство, глупость, хитрость и т.д. Кроме того, театральная кукла это всегда персонаж, образ, про который можно сказать, что в нем что-то чересчур преувеличено, слишком насыщено, обобщено. И если игрушечные куклы почти все на одно лицо, они похожи друг на друга (рис. 2), то среди театральных кукол трудно найти похожих.

Куклы-игрушки хотя и имеют подвижные ручки, ножки, головку и даже глазки, но изобразить действие они не могут. Театральные куклы устроены так, что они способны подражать движениям и мимике человека. В этом заключается еще одна особенность театральной куклы.
Когда мы впервые встречаемся с незнакомым человеком, нам бывает трудно, а порой и невозможно сразу сказать, что это за человек. Добрый он или злой, храбрый или трусливый, умный или глупый. Чтобы узнать человека, нам нужно какое-то время с ним пообщаться или понаблюдать за ним. Но и тогда мы не всегда правильно можем определить его характер или настроение. И это потому, что все люди как бы скрыты под маской спокойного выражения лица. В редкие, самые острые моменты жизни лицо человека отражает истинное состояние его души. А душа человека безмерна, она вмещает в себя многообразие чувств (рис. 3), настроений, целое море эмоций, которое в повседневной жизни спокойно. И только очень чуткие люди способны угадывать душевное состояние другого человека за его внешним спокойствием. И, как правило, это очень близкие друг другу люди.

Другое дело — актер, который умеет это море эмоций разбудить, взбушевать, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Актер снимает эту «спокойную» маску с лица своего героя и раскрывает его характер и поступки перед зрителем более остро и ярко, чем это бывает в жизни.
Ну, а что же такое театральная кукла? Это изображение человека без «спокойной» маски. Именно поэтому характер куклы мы узнаем с первого взгляда: это — добряк, а это — злодей, это — хитрец, а это — простачок. Даже если кукла способна закрывать и открывать глаза и рот, все равно она сохраняет одно и то же выражение лица, в ее облике запечатлено одно чувство или настроение, которое задумал художник, создавая куклу. Самые маленькие дети любят кукольный театр еще и за то, что они очень легко распознают его героев. Кукольные образы легкодоступны детскому восприятию, они раскрыты, они не имеют маски спокойного лица, но каждая кукла имеет одну-единственную маску, очень точно передающую одно-единственное выражение, в отличие от многообразия выражений чувств живого лица актера или человека.
Это еще одна особенность театральной куклы: определенное, неизменяемое выражение лица.
Выразительность куклы определяется не только ее маской, а подчеркивается всем обликом куклы: фигурой, костюмом, а так же голосом, жестами и другими качествами, которыми наделил ее мастер-кукольник и артист кукловод. Все это в совокупности входит в понятие образа куклы.
Заглянем немного вперед, вообразим себя художниками-кукольниками и мысленно проследим за творческим процессом рождения кукольного образа.
Начнем с того, что представим себе модель человека 1/4 настоящей величины (по размеру эта модель будет приблизительно равна 50—40 см). А теперь эту модель преобразим в театральную куклу, например в образ Ивана-царевича из русской народной сказки (рис.4, а).
Если мы посмотрим на нашу модель глазами зрителя из зала, то испытаем некоторое разочарование, потому что с трудом разглядим черты лица нашей модели, потерялись мелкие детали костюма. Модель кажется невыразительной, а потому неинтересной.
А теперь посмотрим на нашу модель глазами художника-кукольника. Нам нужен яркий, выразительный образ. Для этого второстепенные, нехарактерные для задуманного образа черты сглаживаем, делаем незаметными, приглушаем или вообще отбрасываем. Зато выделяем главные черты, определяющие характер нашего героя, усиливающие зрительное восприятие образа.
Продолжаем лепить образ. Увеличим размер головы, наметим пропорции лба, подбородка. Сделаем крупнее глаза. Благородному юноше свойственен открытый взгляд, а ведь именно та Aey .aai iai io.ai eoeieuiue oaao. ким мы представляем нашего Ивана-царевича. Попробуем чуть удлинить руки для более широких, свободных жестов, сделаем большими кисти рук (ладошки). На расстоянии эти детали куклы будут привлекать и удерживать внимание зрителей (рис. 4, б).

Так же нужно проработать детали костюма куклы. Они ведь тоже отражают характер куклы.
Важно правильно раскрасить куклу. Благодаря ярким и контрастным краскам куклу хорошо будет видно из зрительного зала. Сам персонаж часто диктует художнику, какими должны быть краски. Яркий румянец на лице — признак здоровья, молодости, красоты, а значит, и доброты. Для доброго молодца сами собой напрашиваются светлые краски. Если это другой персонаж, какой-нибудь злодей, то, наоборот, напрашиваются мрачные краски, например, хочется сделать его лицо серым или зеленым, следуя выражению «позеленел от злости».
Получается, что при создании театральной куклы можно смело «сгущать краски», сглаживать второстепенные черты, выделять, преувеличивать одни детали и вовсе отбрасывать другие, сочетать реальное с фантастическим, подобие с карикатурой.
Таким образом, в облике готовой куклы оказались сконцентрированы, обобщены, доведены до гротеска все характерные черты героя. Образ получился богаче, объемнее единичного, конкретного живого царевича. В этом еще одна отличительная особенность куклы — в обобщении, в преувеличении.
Теперь нашу куклу Ивана-царевича хорошо видно из зрительного зала, нет мелких деталей, их зрители все равно не увидят, но которые «затемнят» образ. Формы куклы, краски оправданы и подчеркивают характер персонажа. Создана театральная кукла, в которой воплощен художественный образ, персонаж, наделенный способностью изображать действие, будить чувства и воображение.
Благодаря изобразительным средствам (форме, цвету, жестам) можно достичь эффекта максимальной выразительности образа. Это и есть те секреты, которые скрываются в театральных куклах, что магически привлекают к себе внимание и так покоряют зрителей.
А теперь покинем нашу мастерскую и немного пофантазируем. Артистам театра часто приходится выступать на сценах других театров, например, когда они бывают на гастролях. Театральные куклы также гастролируют по разным городам. Такие мероприятия обогащают нашу культуру и много полезного приносят самим театральным коллективам. А теперь вообразим невероятные гастроли. Представим себе, что для театральных кукол предложили сцену драматического театра со всеми декорациями человеческого спектакля (см. цв. ил. 1, а, б). При этом куклы по волшебству выросли в рост человека. А артистам драматического театра пришлось уменьшиться до размеров куклы и играть за ширмой.

Что тут началось! На сцене драматического театра появились странные уродцы. Они нелепо жестикулировали своими неестественно-длинными руками, моргали огромными глазами-лупами, даже куклы-красавицы производили впечатление карикатурности. Хотя сами по себе куклы замечательные.
А в кукольном театре зрителям все персонажи показались на одно лицо, их трудно было отличить друг от друга. Они терялись среди громад декораций. И хотя сюжет пьесы был захватывающим, и артисты очень старались, зрителям спектакль не понравился.
Что же произошло? А произошло нарушение гармонии между образом и той обстановкой, в которой он живет. Куклы на сцене среди человеческой декорации выглядели карикатурно, а актеры-лилипутики терялись среди кукольной декорации, да и вообще их было трудно различать из-за мелких черт лица и других мелких деталей.
Вспомним наше первое посещение мастерской художника-кукольника и наш урок по преобразованию уменьшенной модели человека в театральную куклу.
Эти невероятные гастроли нам ясно показали, что театральная кукла и уменьшенная модель живого человека (актера), это не одно и то же. Запросто менять их местами нельзя. Мы поняли, что кукольный образ заключает в себе элемент гротеска, т.е. преувеличения, обобщения. Такие же элементы должны присутствовать в декорациях, в музыке, в световом оформлении и во всех деталях оформления кукольного спектакля.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования