Общение

Сейчас 1739 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ УМЕЛ РАДОВАТЬСЯ

Многое в нашей жизни происходит как бы случайно...
Однажды к нам в редакцию зашел писатель Лев Васильевич Успенский и протянул мне непривычно тоненькую рукопись. «Посмотрите этот маленький рассказ о музыке, — сказал он как-то особенно тепло, — мне кажется, вам стоит поговорить с его автором. По-моему, она может написать для ребят хорошую книжку».
«Книжку о музыке? Как можно рассказать музыку?» — с сомнением подумала я и за-глянула в рукопись. На первой странице сверху, над заголовком «Сегодня — „Кикимора”», стояла фамилия автора — Левашева.
Теперь, много лет спустя, я уже знаю, что тот вариант рассказа не был лучшим произведением Галины Левашевой. Но тогда я читала его все более увлекаясь, не слыша разговоров в кабинете — так легко и естественно вплеталась в рассказ о симфоническом оркестре музыка старинной сказки о Кикиморе композитора Лядова. Она оживала, заполняла ком-нату. Произошло чудо: музыка зазвучала. Конечно же, я сразу позвонила незнакомому мне автору. С тех пор Галина Левашева написала шесть книг: «Рассказы из музыкальной шкатулки», «Музыкальные вечера», «Второе рождение музыки», «Поговорим о музыке», «Главный герой», «Скоро премьера!» — и написала бы гораздо больше, если бы ее жизнь не оборвалась, едва она закончила эту, последнюю.
Все книги Галины Левашевой, такие разные, роднит главное свойство, по которому вы можете легко узнать автора: это вовсе не популярное объяснение законов музыки, какими чаще всего бывают подобные повествования. Это задушевный и доверительный разговор с читателем о великом искусстве. Когда после первых книг Галину Левашеву принимали в Союз писателей, председатель приемной комиссии, известный писатель-музыковед, потрясенно сказал: «Она пишет о музыке так, что ее книги читаешь, как захватывающий роман!»
Действительно, в своих книгах Г. Левашева почти незаметно для читателя вводит его в мир музыки. Этот мир интересен и радостен, хотя слушать серьезную музыку нелегко, так же нелегко, как читать Пушкина, Лермонтова, Толстого, да и вообще настоящую литературу. Многие так и живут, даже не зная, как они себя обездоливают, остановившись на легком жанре. Эту музыку слушать, конечно, легче, но она не доберется до души, не заставит страдать и радоваться, не поможет понять что-то важное в жизни и в себе самом, а ведь только такое общение с музыкой и есть счастье. Более того, предостерегает Галина Яковлевна, если легкая музыка станет вашим единственным увлечением, «тогда плохо ваше дело. Тогда даже в ней вы не научитесь разбираться как следует».
Для самой писательницы музыка стала судьбой, дала ей силы жить, жить, радуясь жизни.
Когда читаешь книги Галины Левашевой, кажется, что с тобой говорит счастливейший человек. Все для нее праздник: и то, что любимый ее музыкальный инструмент — большой блестящий рояль — отзывается на прикосновение к клавише «чистой и звонкой, постепенно замирающей нотой»; и то, что Чайковский нашел для феи Драже в «Щелкунчике» инструмент (челесту), который звучит, точно хрустальные горошинки, падающие на блюдце; и то, что на премьеру спектакля все приходят нарядные, в приподнятом настроении, а когда дирижер взмахивает своей волшебной палочкой, зал замирает в нетерпеливом ожидании.
Она и в жизни, общаясь с людьми, всегда была оживленной, остроумной, никогда не завидовала чужим успехам, радовалась чужим радос?ям (а ведь это умеют далеко не все) и находила самые необходимые слова для тех, кого надо было поддержать. Сама же Галина Яковлевна пережила такую драму, которая многих бы согнула или даже сломила.
Девочкой она мечтала стать артисткой оперетты. Это была действительно мечта об ис-кусстве, а не о «красивой жизни», о которой нередко грезят подростки, понятия не имеющие о трудной, напряженной жизни артиста. Галя много, усердно занималась. Она была очень музыкальная, гибкая, пластичная, с хорошим голосом. Все обещало, что ее мечта сбудется. И вдруг случилось страшное несчастье: девочка попала под трамвай и лишилась ноги. Все рухнуло: казалось — жизнь кончена...
В книге «Музыкальные вечера» есть рассказ о Пятой симфонии Бетховена. Рассказ о композиторе, который в расцвете сил совершенно оглох. «Что может быть страшнее, мучительнее для человека, — с болью говорит автор книги. — Как же он выдержал? Как остался жить?» И дальше, рассказывая о музыке, писательница взволнованно говорит об отчаянной схватке этого человека с судьбой, о его мужестве, о его победе. Герой симфонии Бетховена, как и сам композитор, нашел в себе силы превозмочь страдания и остался жить. Может быть, потому, что почувствовал, что нужен людям.
Когда я читаю и перечитываю этот рассказ, меня не покидает чувство, что Галина Левашева невольно раскрывает свою боль, говорит о своей судьбе. В тяжкое время, когда она была в отчаяньи, оттого что музыка не станет ее профессией, Галина неожиданно почувствовала, что сможет писать о ней, помогая своим читателям понять и полюбить великие творения композиторов. Эта работа помогла и самой ей выпрямиться, стала смыслом ее жизни.
Книги Галины Левашевой написаны так непринужденно, «на одном дыхании», что вам может показаться: это ей давалось легко. Совсем нет. Ей приходилось долго и мучительно искать новую форму книги, потому что никто до нее т а к не рассказывал о музыке. В ее большой комнате не только из ящиков письменного стола, но и из книжных полок торчали бесконечные папки с вырезками, выписками, заметками и... черновиками. Она работала много, несмотря на то, что часто и тяжело болела. Случалось, что книгу по графику уже пора сдавать в набор, а у меня раздается телефонный звонок, и Галина Яковлевна бодро говорит: «Вы только не смейтесь, я опять разболелась, у меня температура сорок, но я перечитала рукопись и поняла, что некоторые главы ни к черту не годятся. Надо переделывать». Какие переделки?! Об этом и речи быть не могло. Но она так загоралась, с таким вдохновением принималась за работу, что никто в издательстве на Левашеву не сердился. Действительно, новый вариант того стоил. Но чего это стоило ей...
Я долго пыталась понять, в чем же секрет того, что вы слышите музыку, о которой рассказывает эта писательница. В конце концов поняла: она рассказывает не вообще музыку, а ту, которую слышит сама.
В книге «Второе рождение музыки», о замечательных музыкантах-исполнителях: Святославе Рихтере, Ване Клиберне, Давиде Ойстрахе, Федоре Шаляпине и других, писательница замечательно показывает почерк каждого музыканта, неповторимый характер его исполнения. Теперь, услышав музыкальную запись, вы наверняка не спутаете «Болеро» Равеля в исполнении одного и того же оркестра, но с разными дирижерами, например, с классически строгим Евгением Мравинским и темпераментным Вилли Ферреро. А чтобы уловить своеобразие исполнения, надо иметь свою «точку отсчета», свое представление о музыке. Так вот у Левашевой есть «свой» Равель. Так же, как есть свой Римский-Корсаков, Шопен, Бетховен.
Невежественные люди часто самоуверенно говорят: я здесь ничего не понимаю, значит, это плохо. Галина Яковлевна спорит: «Важно, чтоб вы поняли главное: настоящая музыка никогда не звучит просто так, ничего не выражая, ни о чем не рассказывая. Если вам что- то непонятно, значит, вы еще не можете, не умеете это понять. Вам станет намного легче слушать, если вы это осознаете. У вас будет цель — понять, о чем рассказывает музыка».
Особенно трудно, и это понимает автор книги «Скоро премьера!», слушать оперу. Не-привычному человеку поначалу может мешать даже... сама музыка. Но тут уж ничего не поделаешь: настоящие праздники, настоящие радости без усилий не даются. Так что давайте руку, говорит автор, сейчас мы откроем дверь особым скрипичным ключом, и я вам покажу, как появляется на свет музыкальный спектакль — «Садко». И действительно, спадает пелена с профессиональных тайн режиссеров и артистов, и вы узнаёте много такого, о чем обычно зрители и понятия не имеют. Например, обнаруживаете, что в театре есть комната с непонятным названием «реквизит», где можно найти все на свете; узнаете, что в огромном оперном спектакле есть маленькие роли под названием «без ниточки», — роли, за которые почему-то борются самые именитые певцы. Вы поймете, что в театральном царстве музыка, которая вам поначалу мешала, всемогуща: именно она заставляет актера петь и двигаться по сцене так, а не иначе, именно она раскрывает замысел композитора и именно она помогает Волхове очаровать Садко. А самое интересное, что очень скоро, неожиданно для себя, вы начинаете с нетерпением ждать появления полюбившейся вам музыкальной темы и угадывать ее в голосе певца или оркестра. У вас тоже появится своя музыка.
Все это будет происходить с вами как бы само собой, но на самом-то деле — с помощью чуткого и умного собеседника, который все время рядом с вами. Но сказать, что Галина Яковлевна только собеседник, — значит не сказать главного, потому что в этой книге она прежде всего режиссер. Ведь это она сама ставит оперу, сама продумывает все детали оформления, вплоть до костюмов, световых и даже звуковых эффектов. И сколько смелых, неожиданных находок в ее режиссуре! Право же, ни одна из виденных мною на сцене постановок «Садко» не может сравниться с этой — ни свободой фантазии, ни глубочайшим проникновением в музыку. А ведь осуществлялась она человеком прикованным к постели, чей мир был ограничен лишь четырьмя стенами...
«Наслаждаясь красотой музыки, вслушивайтесь в нее как можно внимательнее, и вы различите в россыни звуковых картин явственно слышимый голос мудрого, доброго и чистого человека». Так пишет Галина Яковлевна о Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Но слова эти можно отнести и к ней. Читая книгу, вслушивайтесь в голос доброго, самоотверженного и обаятельного человека — Галины Яковлевны Левашевой.

Наталия Неуймина

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования