Общение

Сейчас 594 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Наши предки покоятся там со времен мирозданья
Из тех, кто родится на свет во множестве неисчислимом,
Не осядет в Египте никто.
В Городе Вечном всем поголовно приют уготован.

 

Эпоха Древнего Царства в Египте – это время, когда все формы искусства, все культурные, обрядовые и бытовые традиции уже почти сложились. Хозяйство процветало. Египтяне освоили множество ремесел – развивается ткачество, гончарное ремесло, кораблестроение (рис. 17, рис. 18).

рис. 17

рис. 18

Египетские мореплаватели ходят на своих судах в Финикию и на Крит. Военные походы в Палестину и на Синайский полуостров принесли Египту немало дохода – в него во множестве везут рабов, золото, медь, слоновую кость. Деспотия фараона, его верховная власть возрастает к этому времени безмерно (рис. 19). Не только тысячи рабов трудятся на него, каждый свободный человек имеет определенную повинность, которую должен отрабатывать на строительстве каналов, храмов, усыпальниц, предназначенных для «сына Солнца».

рис. 19

Первое известное сохранившееся великое архитектурное сооружение времен Древнего Царства – пирамида фараона Джосера (рис. 20, рис. 21).

рис. 20, 21

Следом одна за другой строятся грандиозные усыпальницы фараонов IV династии, правящих в третьем тысячелетии – это знаменитые и известные всем пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. В незыблемости этих гигантских загадочных сооружений воплощается главная черта всего египетского искусства – подавляющая монументальность, утверждающая, казалось бы, торжество жизни над смертью, но торжество само по себе настолько материальное в брутальности своего лаконизма, настолько статичное и тяжеловесное, что смерть кажется живее этой жизни и ее торжества.
 


Дворцы и дома богатых египтян (рис. 24, рис. 25) в больших городах строились из того же материала, что и бедные хижины – все того же кирпича из смеси соломы и нильского ила, о котором уже было сказано (рис. 26). Богатые дома были в основном одноэтажными – часто к дому примыкал небольшой сад с прудом, где хозяева отдыхали и проводили свободное время за беседой с гостями или игрой в сенет – очень популярную в Египте игру на расчерченной доске, наподобие шашек.

Рис. 24, 25

Нередко богатый египтянин имел также и виллу за городом – большой прохладный дом с колоннами, с садом, за которым ухаживали обученные садовники. В саду обязательно был один или целая система водоемов.

Линии сада – и городского, и загородного, как правило, подобно всему в Египте стремились к геометрической правильности, простоте и строгости.

рис. 26

Дома бедных египтян – двух и трехэтажные, лепились один к другому, узкие лабиринты улочек вели от одной окраины к другой, жилища самых бедных напоминали норы.
Крестьянский дом стоял обычно, отдельно, и каждый феллах имел небольшой земельный надел (рис. 27). Дом состоял из одной комнаты, в которой ютилась вся семья. Деревни строились на холмах и во время разлива Нила превращались в маленькие обитаемые острова.

рис. 27


Мебель в богатых домах или в домах, принадлежавших египтянам среднего достатка, была в основном из дерева или плетеная из папируса, бедняки же часто вовсе обходились без мебели, довольствуясь циновками.

Египтянам в мировой бытовой культуре принадлежит первенство по изобретению, наверное, большинства тех вещей, что и поныне окружают нас и служат нам. Вне всякого сомнения, стул – древнеегипетское изобретение. Одежда, которая имела явную тенденцию сужаться от эпохи к эпохе, в конце концов, привела к тому, что богатые, следующие моде египтяне не могли больше сидеть на корточках, как раньше.

рис. 28

Как и всему в египетской культуре, линиям и формам мебели присущ крайний лаконизм. Отчасти это безусловно объясняется и тем, что египетские столяры (рис. 28) (поначалу это были рабы и только позже в столярных мастерских стали работать обученные ремесленники) не имели тех инструментов, что, например, греческие или римские. Не было ни рубанка, ни токарного станка, ни разработанных технологий изготовления – египетским мебельщикам приходилось буквально начинать с нуля. Безусловно, они положили начало многим способам изготовления мебели, и все же система крепления и подгонки деталей при сборке мебели в древнем Египте так далека от совершенства, что всё изделие приходится покрывать толстым слоем грунта, чтобы скрыть огрехи и щели соединений. По грунту мебель красят белой краской и расписывают цветными.

рис. 29

Поверхность сидения табурета, стула (рис. 29) или скамейки оплетается папирусом или кожаными ремнями. Рамы для стульев изготавливают из дерева, сиденья нередко делают мягкими, обивая раму кожей с помощью гвоздей. Подлокотники кресел вырезают в форме шагающих зверей или сфинксов, ножкам придают вид звериных лап (рис. 30).

рис. 30

Парадный трон фараона массивен и велик (рис. 31). Для придания большей мягкости его сидению к раме прикрепляли подушку.

рис. 31

Во втором тысячелетии до нашей эры египтянами был изобретен складной стул на основе деревянной рамы, имевший довольно изящную форму (рис. 32).

рис. 32

Кровати делали так же, как и табуреты – низкие ножки прикреплялись к обтянутой ремнями раме, на которую клали матрасы, подушки, покрывала. Впрочем, во сне класть голову египтяне предпочитали вовсе не на мягкую подушку, а на специальную подставку для головы, жесткую, часто деревянную (рис. 33). Очевидно в жарком климате она была более удобна.

рис. 33

Египтяне знали три вида столов. Обеденный был легким, чтобы можно было его переносить, как правило, круглым, с одной опорой в виде колонны. Другие столы – кухонный и рабочий – также очень легкие конструкции из стоек и перемычек.

рис. 34

Египетские столяры делали и сундуки (рис. 34), они изготовлялись по тому же принципу, что и саркофаги, и, в общем-то очень их напоминали. Сундуки с высокими двускатными крышками были приподняты на высоких ножках, расписаны яркими красками, разноцветными орнаментами, иногда поверхность их покрывали иероглифическими письменами и знаками. Было много плетеной мебели – цена ее была невелика и доступна даже не слишком богатым египтянам. Из папируса, из пальмового волокна плели циновки, стулья, кровати, корзины и короба. Эта мебель была удобна и встречалась чаще, чем деревянная. Она была намного дешевле, поскольку дерево для столярных и даже строительных работ приходилось ввозить из других стран.


На протяжении трех тысяч лет существования древнеегипетского государства, как искусство в целом, так и все формы материальной культуры, и одежда в том числе, претерпевали очень мало изменений. Костюму, как мужскому, так и женскому, в равной степени присущ все тот же лаконизм, продуманность и простота линий. В то же время он, как и все в египетском искусстве, сильно стилизован. Египетские художники, благодаря работе которых до нас, по росписям в гробницах и скульптурам, дошли сведения об одежде древних египтян, проходили специальную школу канона и стилизации, оттого в дошедших до нас изображениях костюм претерпевает ее вдвойне. Будучи предельно стилизован сам по себе, он еще подвергается и переосмыслению через изображение, поэтому нельзя быть уверенным в том, насколько подлинны его формы, известные нам по рисункам. Однако можно с уверенностью сказать, что уже в эпоху Древнего Царства египетские ткачи в совершенстве владели своим ремеслом, а портным прекрасно известно было искусство кроя.

рис. 35

Основным материалом, из которого кроили и шили одежду в древнем Египте, был лён (рис. 35). Многие феллахи занимались исключительно его выращиванием на своих полях; было также немало полей, принадлежавших богатым землевладельцам и фараону. Сбор льна был нелегким делом. Лён вытаскивали из земли с корнем, это считалось чисто мужской работой, поскольку требовало больших физических сил. Стебли льна не должны были достичь зрелости – нить, изготовленная из такого стебля, была лучшего качества и шла на изготовление полотна. Перезрелый лён давал слишком мягкую пряжу – из него ткали циновки и вили веревки.
Чтобы отделить волокна, стебли льна клали в воду на несколько дней, после чего отбивали, чтобы волокна достигли необходимой мягкости. Пряхи пряли волокна с помощью веретен, из полученных нитей ткали на ткацких станках то прочное, тончайшее полотно, которым так славился древний Египет.

Благодаря жаркому климату жители долины Нила не так уж и нуждались в одежде, а обнаженное тело у древних египтян не принято было скрывать, отсутствие одежды не воспринималось как вызов, в нем для египтянина не было ничего постыдного.
Вся одежда древнего египтянина эпохи Древнего Царства состояла из одной набедренной повязки – схенти (рис. 36, рис. 37).

рис. 36, 37


Она доходила от талии до колен, и существовало несколько способов ее завязывать. Бедные люди носили схенти из грубого льна, богатые – из тонкого полотна, она могла быть белой или окрашенной в какой-либо цвет, во времена Древнего Царства предпочитали синий, зеленый и красный.

Средняя часть схенти могла быть треугольной, веерообразной, могла иметь форму трапеции. Собранная в складки, она прикладывалась к животу, свободный конец пропускался снизу, между ногами, а то, что осталось, оборачивали вокруг талии и перехватывали поясом. Иногда схенти делали из шкуры антилоп и газелей, вся поверхность такого схенти из кожи, кроме средней вставки, была иссечена прорезями для удобства движения (рис. 38).

рис. 38

Женское платье на бретельках – калазирис, плотно облегало фигуру, есть предположение, что калазирисы были вязаными, настолько узки были они, судя по изображениям, что вообще не очень понятно, как можно было ходить в такой одежде (рис. 39, рис. 40, рис. 41).

рис. 39

рис. 40, 41

Калазирис состоял из юбки и жилета. Юбка доходила до щиколоток или середины икры, она плотно облегала ноги, вынуждая женщину передвигаться маленькими шажками, впрочем, эта походка, как и многое другое в древнем Египте, была строго регламентирована. Жилет на бретельках часто оставлял грудь открытой.
Египтяне гордились своей чистотой и опрятностью, в древнем Египте нельзя было надеть утром одежду не вымывшись, не умастив себя ароматным маслом (рис. 42).

рис. 42

Одежду часто стирали и раскладывали на солнце для просушки. Для того чтобы высушить плиссированную одежду, появившуюся в эпоху Среднего Царства, существовали специальные доски с прорезанными желобами, в которые укладывали складки, чтобы не попортить их.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования