Общение

Сейчас 575 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Театральная самодеятельность школьников получила широкое развитие в нашей стране. Сегодня его виды и формы многообразны. Это и скромные по масштабам своей работы и по количеству участников школьные театральные кружки, объединяющие одноклассников, предпочитающих театр другим видам искусства. Это и пионерские и комсомольские театры, работающие часто в тесном контакте со многими другими кружками школы. Это — многочисленные театральные коллективы и студии при Домах и Дворцах пионеров. Наконец, это крупные детские и юношеские коллективы, объединяющие до 100-150 участников, имеющие разветвленную сеть детского самоуправления, множество цехов, строящие свою работу одновременно и по студийному принципу, и по тину самодеятельных театров с постоянным репертуаром, производственным планом показов спектаклей широкой зрительской аудитории и т. д.
Но сколь бы различна ни была по своим формам детская и юношеская театральная самодеятельность, она призвана во всех случаях помогать решению главных задач и целой воспитания нынешнего подрастающего поколения — «воспитания нового человека как творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности».
С момента рождения советской школы детская театральная самодеятельность рассматривается в нашей стране как неотъемлемая частица общей системы эстетического воспитания. На всех этапах развития советской школы педагогическая практика настойчиво и пытливо искала пути более эффективного использования сценического искусства в целях общего художественного развития и воспитания детей. В результате этих исканий, связанных с многочисленными опытами, экспериментами, борьбой различных тенденций, определились принципы, содержание и методы педагогического руководства театрально-творческой деятельностью школьников. Они получили свое отражение в программах, пособиях, сборниках, обобщающих лучший опит работы детских и юношеских коллективов.
Однако сегодня необходимо дальнейшее совершенствование всего процесса воспитательной и образовательной работы школы, что специально отмечается в решениях XXV и XXVI съездов КПСС, в трудах и выступлениях товарища Леонида Ильича Брежнева, в Постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе и др. Важнейшие указания о содержании и направлениях такой работы содержатся в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы».
В комплексном решении вопросов идейно-воспитательной работы выделяется вопрос о «дальнейшем развитии самодеятельного художественного творчества». К эстетическому воспитанию это относится в полной мере, так как с продвижением нашего общества по пути коммунистического строительства ставится задача повысить роль культуры и искусства «в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей»2.
Передовой опыт, накопленный советской школой, говорит о важном значении художественной самодеятельности школьников. В то же время, как справедливо отмечается в специальном постановлении ЦК КПСС «О мерах но дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978), в этой области имеется еще много трудностей и недостатков, устранение которых требует объединения усилий различных организаций (творческих, научных, административно-хозяйственных и др.).
Немалые трудности испытывает сегодня и детская театральная самодеятельность. И в первую очередь из-за нехватки руководителей, знакомых как с основами и спецификой театра как вида искусства, так и с задачами и особенностями художественно-воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы.
Следует отметить и тот факт, что в досуге нынешних школьников все большее, а иногда преобладающее место, занимают телевидение и кино. В этих условиях особенно важно повысить престиж активных форм художественно-творческой деятельности детей. Данные ряда социологических исследований говорят о заметном охлаждении школьников к занятиям в кружках художественной самодеятельности: уменьшился приток учащихся в некоторые кружки, в том числе театральные. Это прежде всего касается мальчиков. Вместе с тем известны факты совсем иного характера. Они говорят об огромной тяге школьников в те самодеятельные коллективы, которые снискали популярность в данном городе или районе.
Приходится порой слышать, что благодаря широкому распространению телевидения, которое дает возможность взрослым и детям лакомиться с лучшими образцами театрального искусства, школьный самодеятельный театр с его скромными возможностями вообще теряет свое былое значение. Те же, кто справедливо отстаивает необходимости дальнейшего подъема детской театральной самодеятельности, подчас видят нее зло в телевизоре и предлагают вообще исключить его из досуга школьников. Но все это, конечно, крайности.
Непомерное увлечение телевидением и кино, вытесняющее все другие интересы, безусловно наносит детям большой вред. В то же время мы знаем, что телевидении и кино обладают своими мощными средствами воздействия, служа источником широкой информации — общественно-политической, научной, художественной. Между тем возможность такого их влияния на развитие общего кругозора, интересов и запросов школьников часто не учитывается руководителями театральной самодеятельности при выборе репертуара, и в их поисках сценических форм, и при определении требований к качеству исполнения и др.
Так или иначе, но именно в связи с возросшим влиянием средств массовой информации на общее развитие современного школьника вопрос об усилении роли педагогического руководства детским художественным творчеством, в том числе театральным, приобретает особую остроту. Требуется более глубокое пристальное внимание к интересам, запросам, возрастным возможностям современного школьника, повышение идейно-художественного уровня занятий, совершенствование педагогического мастерства.
Перед руководителем детского и юношеского театрального коллектива прежде всего возникают вопросы общеметодического, принципиального характера, касающиеся общей направленности занятий театральным искусством в условиях общеобразовательной школы, роли п функций руководителя занятий, связи детского театрального творчества с основами профессионального искусства и т. д.
С ними тесно связаны и более конкретные вопросы, вокруг которых еще нередко идут споры, например: может ли сегодняшний школьный театр решать идейно-художественные и общественно-просветительные задачи, имея в виду не только участников театральной самодеятельности, но и школьников-зрителей, или театральные занятия нужны в основном как форма творческого самовыражения детей?
В этой же связи возникают порой различные миопия о том, что важное: самый процесс занятий или результат — подготовленные детьми спектакль, композиции, требующие публичного показа? Правомерно ли добиваться от участников самодеятельности элементарной сценической грамотности исполнения, если занятии в кружке являются дли самих детей лишь отдыхом, развлечением, а дли руководителя только сродством общего развития кружковцев?
Вся история развития школьного самодеятельного театра в России подтверждает закономерность и необходимость его органической связи с основами «большого» искусства. Известный русский педагог Н. И. Пирогов, в нашумевшей в свое время статье «Быть и казаться» (1858 г.) прямо связывал отношение к школьному театру со своим толкованием природы актерского творчества, полагая, что оно состоит в способности «обмануть» зрителя искусным подражанием, основанным на предварительном изучении людей, их состояний, поведения в различных ситуациях. Исходя из этой посылки, он считал, что занятия драматическим искусством могут оказаться не средством воспитания, а «школой лжи и притворства». Оставляя в стороне трактовку Н. И. Пироговым особенностей актерского искусства, надо со всей серьезностью оценить самый пафос его мысли: для того чтобы воспитывать средствами театра, надо хорошо знать специфику данного искусства и возможности его воздействия на юных исполнителей.
К этим же вопросам обращались многие русские педагоги и в начале XX века, например, Н. Н. Бахтин. Свои мысли об «обучающей», «воспитывающей» и «облагораживающей» роли школьного театра Бахтин раскрывает, используя данные педагогики, психологии детской игры и реалистического актерского творчества. Анализируя некоторые характерные психологические особенности детской игры, Бахтин ставит вопрос о том, что сближает ее с природой сценического искусства и тем самым создает естественные предпосылки для занятий с детьми этим искусством, и что в свою очередь может дать детям школьного возраста, по сравнению с игрой, участие в педагогически направленной творческой деятельности по подготовке спектакля.
Справедливо считая характерной особенностью реалистической сценической игры способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю, как профессионалу, так и любителю, не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица, оставаясь в то же время самим собой, проверяя свое поведение в сценических условиях с позиций общей идеи исполняемой пьесы, Бахтин отмечает, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли (в их детских играх)».
Специфика сценической деятельности, работа над доступной и полезной детям в воспитательном отношении пьесой, по мысли Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану», и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях именно в целях нравственного и эстетического развития личности.
Это положение Бахтина перекликается с мыслями К. Д. Ушинского о роли чтении художественной литературы и с более поздними известными высказываниями И. К. Крупской о значении творческой деятельности детей, в частности театральной самодеятельности, дли приобретении и обогащения нравственного опыта, воспитания эмоциональной отзывчивости на чужую радость или горе и т. д.
Бахтин указывал на значение школьного театра для глубокого освоения литературных произведений. Он подчеркивал большой воспитательный смысл участия детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах.
С первых же лет Советской власти широкое распространение в пашей стране получила художественная самодеятельность, в том числе и театральная самодеятельность, как наиболее популярная и любимая людьми всех возрастов и профессий.
Советской театральной самодеятельности свойственны такие качества, как высокая идейность, массовость, творческое освоение принципов реалистического искусства. В общем русле художественной самодеятельности развивается и самодеятельный театр советских школьников.
Создать репертуар для школьной сцены, теоретически обосновать и разработать методику театральных занятий с детьми, включить театральную самодеятельность в общую систему воспитательной работы оказалось возможным лишь в новых условиях советской школы.
В первые же годы Советской власти Наркомпрос при непосредственном участии А. В. Луначарского намечает программу широкого использования театрального искусства как неотъемлемой части коммунистического воспитания детей.
Характерно, что в одном из первых программных документов Наркомпроса, касающемся проблем школьного театра, — «Драматизация в школе первой ступени» — особое внимание обращалось на общевоспитательную роль творческого освоения школьниками языка театра: «...поскольку основной сущностью драматического искусства является действие, искусство воспроизведения того или иного образа или сюжета через материал живой личности человека, постольку драматизация в особой степени может развить у детей способность воспринимать пластический образ событий, пластическое восприятие жизни вообще и себя в этой области, восприятие жизни в действии и через действие...».
Отчетливо звучит в советскую эпоху мысль об использовании театрального искусства в общеобразовательной школе как искусства синтетического, дающего возможность разносторонне развивать творческие возможности и способности детей. В послереволюционные годы школьный театр отличался большим разнообразием форм: были распространены массовые театрализованные представления, игры-спектакли и «живые газеты» на злободневные политические темы. В театральной самодеятельности использовались пантомима, танец, ритмика, элементы теневого театра и т. п. Синтетические формы спектаклей близки театральной самодеятельности. Это подтверждает и опыт сегодняшних школьных театров, которые, не без влияния современного профессионального театра, пытаются сочетать драматическое действие с пантомимой, ритмическим движением, песней, танцем.
В 20-е гг. в статьях отдельных педагогов намечался подход к сценической работе с учащимися, как средству их идейного и нравственного воспитания, формирования личности. В этой связи говорилось об исключительной ответственности руководителя театральных занятий, который, работая с детьми над сценическим воплощением пьесы, роли, всегда в той или иной степени формирует их духовный и физический облик.
Вместо с тем в методической литературе и в практике в эти годы значение педагогического руководства чаще преуменьшалось, руководителю во многих случаях отводилась лишь роль организатора занятий. Импровизационные формы занятий противопоставлялись работе над готовым художественным произведением как неэффективной, недооценивалось значение установки на определенную завершенность результата творческой деятельности детского коллектива. Это в какой-то мере объяснялось тем, что самодеятельный школьный театр в 20-е гг. не имел еще своего полноценного репертуара.
Значительный идейно-художественный рост школьного театра 30-40-х гг. был связан с дальнейшим развитием педагогической теории и практики, с расширением сети внешкольных учреждений и методических центров по вопросам художественного воспитания, а также с творческими достижениями советского искусства в целом, детской литературы и профессионального театра для детей в том числе.
В школы и внешкольные учреждения приходит большая группа работников профессиональных театров, которая не только содействует подъему художественного уровня детской театральной самодеятельности, но и включается в поиски наиболее эффективных путей органического сочетания педагогики и искусства в работе советского самодеятельного детского театра.
Однако принципы работы школьного театра и в эти годы в полной мере не определились, еще велись весьма ожесточенные дискуссии. В практике чаще всего сталкивались две крайние точки зрения, с отголосками которых мы встречаемся и сегодня.
Так, делались попытки принципиально противопоставить детский самодеятельный театр большому, профессиональному искусству. Вмешательство педагогов в самый процесс сценической работы рассматривалось порой как помеха в развитии творческой инициативы и способностей детей. Говорилось, что приобретение определенных знаний и умений убивает непосредственность, «самобытность» детского творчества. Попытки принципиально противопоставить самодеятельный детский театр профессиональному нередко служили оправданием (вольным или невольным) нетребовательности к качеству выступлений участников школьной самодеятельности. На дело подобная установка чаще всего приводила (и приводит сегодня) к культивированию детского театрального творчества в его наиболее примитивных формах, к отказу от обучения сценической срамоте, к проникновению в самодеятельность дурной любительщины, штампов, ремесленных приемов работы.
Другая крайность, встречавшаяся в практике 30-40-х гг.,— стремление превратить школьные театральные коллективы в своего рода театральные студии, механически использующие приемы работы с профессионалами.
Участникам таких студий нередко запрещалось выступать на школьных вечерах без ведома своего руководителя, принимать участие в различных массовых формах театральной самодеятельности в школе, в пионерских лагерях и т. д. Среди руководителей таких студий были и ревностные противники использования импровизационных форм работы, столь органичных и близких детям. Перед студийцами выдвигались подчас непосильные творческие задачи, причем роль самих детей сводилась в основном к прямому и безоговорочному выполнению указаний педагога-режиссера. Нередко спектакли таких коллективов служили главным образом демонстрацией творческой изобретательности самого режиссера.
«Много лет назад, когда мы, режиссёры-профессионалы, впервые пришли в детскую самодеятельность, мы не владели методом работы. Было много споров, много ошибок.
Вспоминаю спектакли «Лгун» Гольдони и «Робин Гуд» Заяицкого, поставленные мной в 1937—1938 гг. Несмотря на увлекательную драматургию и успех у зрителя, эти спектакли принесли кружковцам гораздо меньше радости и пользы, чем последующие наши работы, к которым я подошла с совершенно иными методическими установками. Это случилось потому, что над спектаклями «Лгун» и «Робин Гуд» много работали взрослые и деятельность кружковцев была сведена к минимуму. Режиссерское решение спектаклей, выполнение оформления и костюмов — всё давалось ученикам в готовом виде, а сами они являлись лишь «актерами», исполнителями своих ролей. Зрители воспринимали эти спектакли как профессиональные. «Совсем как в настоящем театре»,— говорили они. Мои кружковцы гордились этим, а я была обеспокоена, чувствуя, что уклоняюсь от верного педагогического пути. Окончательно я поняла ошибку после выпуска «Лгуна», услышав, как один из моих учеников с гордостью говорил другому кружковцу: «Видел, как плывет гондола? До сих пор не понимаю, как это делается!» Эти слова прозвучали для меня упреком».
Признания Н. С. Сухоцкой, одного из ведущих деятелей детской театральной самодеятельности 40—50-х гг., чрезвычайно показательны: они отражают не частный опыт, а определенную тенденцию, ведущую к порочной практике режиссерского произвола.
В послевоенные годы все настойчивее и определеннее утверждается необходимость педагогического руководства театральной самодеятельностью, но такого руководства, которое бы содействовало максимальному развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Руководители школьной театральной самодеятельности в своей работе закономерно обращаются к творческому наследию К. С. Станиславского, где вопросы профессионального обучения рассматриваются в неразрывной связи с задачами воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности.
Занятия детей искусством — не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями, это труд творческий, радостный, но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к сделанному. Приобретение специальных знаний и умений не самоцель. Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений.
Эти положения приобретают еще большую определенность в практике 50—60-х гг., когда в программах и в пособиях с особой настойчивостью утверждается важнейший педагогический принцип школьного театра — необходимость подчинения всех сторон его работы общим задачам и целям эстетического воспитания, неразрывно связанного с идейным и нравственным воспитанием. Обретают более конкретный смысл требования доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе драматургического материала и средств его сценического воплощения и др.
Школьная театральная самодеятельность в настоящее время идет по пути творческого освоения и применения принципов современного реалистического театрального искусства с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся общеобразовательной школы.
Однако, как уже отмечалось, воспитательные возможности театральных занятий как занятий искусством учитываются еще далеко не всегда.
Отчасти это объясняется именно недостаточным знанием специфических особенностей и возможностей воспитательного воздействия театрального искусства.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования