Общение

Сейчас 579 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Страницы истории советского театра
Г. А. Хайченко
Москва
«Искусство»
1983

От автора

Каждый вечер, когда сумерки спускаются на землю, в ярко освещенные подъезды сотен театров страны вливается поток нарядно одетых и радостно возбужденных людей, предвкушающих встречу с прекрасным. Что заставило их — молодых и пожилых — покинуть домашний уют, телевизор, проигрыватель или дискотеку, чтобы заполнить зрительные залы?
Наверное, потребность приобщиться к празднику театрального зрелища, посмеяться и поплакать над судьбами сценических героев, над их радостями и горестями, трагедиями и подвигами. Вот зажглись огни рампы, и мы забыли обо всем, кроме того, что происходит на подмостках. Женщина-комиссар бесстрашно вступает на палубу корабля, где бесчинствуют анархисты; пять девушек-зенитчиц погибают в неравной схватке с фашистами; скромный диспетчер-строитель Леня Шиндин страстно борется за правду и справедливость; бежит топиться гордая Катерина, предпочитая смерть на дне Волги жалкому прозябанию в «темном царстве»; благородный Гамлет терзается в сомнениях, мстить ли ему за смерть отца... И мы живем одной жизнью с этими героями, рожденными магическим искусством сцены, переживая нравственное потрясение и очищение.
«...Любите ли вы театр так, как я люблю его, т. е. всеми силами души, вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно... О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..».
Эти пламенные строки принадлежат великому русскому критику Виссариону Григорьевичу Белинскому. Почти полтора века назад написаны они, но и сегодня, я думаю, к ним присоединятся миллионы страстных любителей театрального искусства. И в наш XX век, век рождения кино и телевидения, трудно найти человека, который не любил бы театр и который, однажды поддавшись его чарующему обаянию, не мечтал бы снова испытать это неповторимое чувство. Причем, престиж театра и число его почитателей продолжают неудержимо расти.
Чье сердце не замирает в предвкушении чего-то нового, неизведанного, когда, дрогнув, медленно начинает раздвигаться театральный занавес, чтобы открыть взорам зрителей картины жизни, знакомые и вместе с тем чудесно преображенные и усиленные магическим искусством театра. И вот разные и чаще всего незнакомые друг другу люди, сидящие в зале, послушные воле драматурга, режиссера, актеров, сливаются в единое целое, живут одной жизнью с театральными героями, вместе страдают и улыбаются, смеются и плачут, охваченные общим чувством.
В чем же причина такого могущества театра?
В том, что театр обладает свойством, которого нет ни у одного из других искусств. В театре зрители общаются с живым человеком — актером, который прямо у них на глазах вдохновенно творит свое искусство.
Композитор, живописец, писатель создают свои произведения в тиши кабинетов и мастерских, вдали от людских глаз и выносят на суд народа лишь готовые результаты своего творчества. В театре же зритель становится свидетелем самого сокровенного творческого процесса, свидетелем рождения художественного произведения, которое существует только сегодня, здесь — один лишь вечер.
Эта публичность и неповторимость творческого процесса актера — одно из самых притягательных свойств театра.
Живописец пишет картину красками на холсте, скульптор создает статую из камня или дерева. Материал актера — он сам, его тело, лицо, голос, нервы, весь его организм. Настоящий, живой человек предстает перед нами в театре, он действует, борется, страдает, побеждает. И нельзя не жить одной жизнью с человеком на сцене, не любить его всем сердцем или ненавидеть всей своей ненавистью.
Искусство театра существует уже тысячелетия, оно видоизменяется, развивается, но неизменной остается его главная суть — живой артист, действующий на глазах публики.
Эта книга посвящена истории советского драматического театра — принципиально новому этапу мирового сценического искусства. Наследуя его прогрессивные демократические традиции, вооруженный методом социалистического реализма, наш театр обращается к самой широкой аудитории и несет ей высокие идеалы свободы и гуманизма.
Историю театра можно излагать по-разному. Можно рассказать о жизни ведущих театральных коллективов, или дать обобщенные характеристики основных периодов развития, или нарисовать групповой портрет крупнейших актеров и режиссеров. Автор избрал иной путь, сосредоточив внимание на этапных спектаклях советского театра.
Все музы сливаются воедино в произведениях сценического искусства — спектаклях. В них концентрируется творческая энергия драматургов и режиссеров, актеров и театральных художников. В них воплощаются различные художественные направления, смены театральных стилей и систем. В них отражаются, наконец, шаги истории, движение времени, судьба человеческая и судьба народная.
Вот почему именно спектакли, и прежде всего спектакли, занимают главное место в этой книге. Правда, век спектакля недолог. Проходят годы, и он стареет, а потом умирает.
В архиве, в библиотеке вы можете получить и прочесть самую редкую древнюю книгу йли рукопись. В музеях и картинных галереях к вашим услугам полотна, написанные триста, четыреста лет назад, статуи, изваянные еще до нашей эры. Но как увидеть спектакль, который шел даже не сто, не пятьдесят, а всего лишь пятнадцать лет назад? Как воскресить образы, созданные на сцене Москвиным, Качаловым, Остужевым, Пашенной? К сожалению, это невозможно — такова природа театрального искусства.
Правда, в наши дни киносъемка и видеозапись способны в какой-то мере сохранить лучшие спектакли и актерскую игру для будущих поколений. Но трепетный мир живого театра всегда будет недолговечным и мимолетным — ив этом есть своя прелесть: сценические образы, театральные впечатления остаются жить в сердцах благодарных зрителей как нечто свое, очень личное и дорогое.
За свою более чем полувековую историю советский театр создал немало волнующих, незабываемых произведений. Автор ставил своей задачей рассказать о выдающихся спектаклях нашего театра, и рассказать по возможности наглядно, так, чтобы читатели хотя бы на мгновение почувствовали себя зрителями и как бы увидели эти постановки своими глазами. Хотелось также, чтобы рассказ о прошлом помог лучше понять сегодняшний день нашего театра.
Возраст не позволил мне увидеть все те спектакли, о которых я считаю необходимым рассказать. На помощь пришли самые различные материалы: рецензии и мемуары, фотографии и эскизы, магнитофонные записи и киноленты.
По сравнению с первым нынешнее, второе издание книги дополнено материалами о новых значительных театральных событиях, которые происходили после 1965 года и до наших дней.
Не легко было выбрать из великого множества ярких, интересных спектаклей лишь небольшое их число, которое могла вместить эта книга. И вполне понятно, что произведения, о которых пойдет речь, ни в какой мере не исчерпывают все то ценное и важное, что содержит история советского театра. Для того чтобы охватить все, потребовалось бы, наверное, не меньше десяти таких книг. Перед вами — рассказ лишь об избранных страницах истории нашего театра. В живой истории таких страниц было сотни, в этой книге их всего шестнадцать.
Давайте же перелистаем вместе эти страницы, побываем на спектаклях разных театров и разных лет, и, если вы не соскучитесь по пути, если это путешествие станет для вас интересным, автор будет считать, что потрудился не зря.

Итак, в путь — в первые годы советского театра.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования