Общение

Сейчас 664 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • gulnara_mubaraks

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

По-видимому, кино никак не может обойтись без «звезд». Даже в нашем кино, никогда не знавшем пресловутой «системы звезд», каждый период отмечен появлением актеров и, тем более, актрис, получавших широкую популярность после первых же сравнительно небольших ролей. Таких актеров и актрис делали «звездами» не реклама и случай, а зрители, которые одаривали их любовью с щедростью, завидной и для исполнителей многих и самых главных ролей.
Такой неожиданной «звездой» была в тридцатых-сороковых годах Татьяна Кирилловна Окуневская.
Ее дебют — роль молоденькой супруги Карре-Ламадон в фильме М. Ромма «Пышка». Роль небольшая и «немая», поскольку то был один из последних советских «немых» фильмов. Задача Окуневской очень скром-ная — дать возможность режиссеру и оператору показать определенный, в сущности, предельно ясный характер: глупенькой и еще застенчивой провинциальной дамочки, которая, очевидно, со временем превратится в изрядную хищницу. «Пышка» — фильм особенный тем, что в нем мастерство актеров значило очень мало, в нем все определялось искусством съемки и монтажа. Поэтому Окуневская была ничем не хуже тех опытных и известных актеров, с которыми снималась. Но это, пожалуй, и все, что можно сказать о ее дебюте.
В следующем, 1935 году появились «Горячие денечки» А. Зархи и И. Хейфица, комедия, которую сразу же начали ругать — за пустоту содержания, за поверхностность характеров героев, за старые трюки и т. д. Все, что писали критики, справедливо, но... комедия эта пользовалась до конца тридцатых годов успехом чрезвычайным и, право, она и сегодня смотрится с интересом. «Виной» тому — участие таких блестящих актеров, как Николай Симонов, Николай Черкасов, Янина Жеймо и другие.
Сюжет «Горячих денечков» в самом деле немудрен, и если его пересказть, то, наверное, ничего в нем смешного не окажется.
...В маленьком городке останавливается участвующая в маневрах танковая часть. Все танкисты немедленно влюбляются в хорошенькую машинистку местного совхоза Тоню Жукову. А она — в строгого и чрезмерно занятого вопросами боевой подготовки и «материальной части» командира танка Белоконя. После множества недоразумений и нелепиц все, разумеется, кончается счастливо, а роман Тони и Белоконя на всех парах движется к свадьбе...
Но сюжет здесь играл второстепенную роль. Успех фильма определили замечательные актеры, точно подмеченные авторами детали жизни той поры, поэтическая и жизнерадостная атмосфера, окружавшая героев.
Окуневская сыграла главную роль Тони Жуковой. Сыграла легко и прият-но. Ее героиня выглядела типичной девушкой из провинции, в меру наивной и в меру независимой. Но главное — Тоня действительно была чудо как хороша собой, так что в поголовную влюбленность танкистов зритель верил безусловно и над простофилей Белоконем смеялся с веселой завистью...
После «Горячих денечков» Окуневская стала известной и любимой зри-телем киноактрисой. Почему? Может быть, лишь благодаря своей яркой и запоминающейся внешности? Отчасти — да, но только отчасти. Остано-вимся здесь, чтобы повторить банальную истину: в девушках, обладающих только красивой внешностью, кино не нуждается. Из бездарности, даже если она хороша, как ангел небесный, «звезду» не сделаешь — это, кстати, было понято мастерами рекламы уже на заре кино. Претендентка на звание «звезды» должна, как минимум, обладать не только привлекательностью, но и оригинальностью облика. А еще важнее — типичность ее красоты для своего времени или хотя бы для какой-нибудь социальной группы современного ей общества. Ну, а идеальный случай — это ко всему названному плюс еще одаренность. Окуневская была именно таким «идеальным случаем». Ей не довелось сыграть в кино ролей трагических и психологически очень сложных. Чаще всего ее, обла-давшую броской и оригинальной красотой, приглашали на роли определенного плана по типажному принципу отбора. Зрители, однако, видели на экране не просто хорошенькую женщину, но женщину, типичную для молодежи тридцатых голов — веселую, жизнерадостную, чуть бесшабашную.
То, что Окуневская во всех ролях красивая,— это было самым главным для большинства снимавших ее режиссеров, — но она также была всегда разной, даже внешне не похожей на себя в разных фильмах. Она оказалась истинной актрисой, а не красивой куклой. Внешность была ее оружием для выражения психологической и социальной сущности ее героинь. Это стало бесспорно после исполнения ею роли Леночки Леонтьевой в фильме Ю. Райзмана «Последняя ночь».
Напомним, что этот фильм рассказывал о социалистической революции в Москве. О том, что происходило в последнюю ночь старого мира, режис-сер прослеживает на судьбах двух семей — рабочего Захаркина и крупного заводчика Леонтьева. Леночка — младший отпрыск вырождающейся семьи заводчика. Если старый Леонтьев обладает человеческой значительностью, волей и умом, если ее старшие братья могут хотя бы разобраться в том, что происходит, и в страхе за свои богатства схватиться за оружие, то Леночка лишена всего, кроме животного эгоизма и чувственной красоты. Ее умишку недоступно осознание происходящего. В определенном смысле ее можно назвать даже жертвой, хотя точная характеристика будет — обиженный паразит.
Роль Леночки невелика и, конечно, не имеет того значения, которое вло-жено в образы матроса Петра Захаркина, белогвардейца Алексея Леонтье-ва, матери Захаркиных и другие. Тем не менее, Леночка надолго врезается в память. Просто и убедительно актриса показала весьма характерный для эпох разлома образ человека лишнего, ни одной из борющихся сторон не нужного, одновременно опасного — в силу душевной расхлябанности и жалкого — из-за слабости и не приспособленности к жизни. Леночка Оку- невской, как мы можем догадаться, будет унесена ветром революции из Москвы, где она никому не нужна. И ее дальнейшая судьба — это судьба героинь повестей и романов Алексея Толстого об эмигрантах: бегство из России, притоны Стамбула, старость в нищете. И до самой смерти глупое и недоуменное: «за что?»
Но возможен был и другой вариант, и тогда можно считать, что образ Ле-ночки найдет продолжение в фильме Л. Лукова «Александр Пархоменко». Считать так можно лишь с «допуском», потому что роль жены военспеца Быкова, а затем любовницы Махно, исполняемая Окуневской, уже напол-нена той же ненавистью к большевикам, что сжигала Алексея Леонтьева. Вера Быкова — опасный враг, и ее мягкая женственность и красивая внешность лишь маска, прикрывающая волчью безжалостность и реши-тельность. Леночка скорее всего так и осталась жертвой, но могла она пре-вратиться и в Веру Быкову.
Начало сороковых годов было временем большой активности и наиболь-ших успехов Окуневской в кино. Работу в кино она сочетала с театральной деятельностью, но об этом нужно вести особый разговор в специальной статье. Все ее успехи той поры связаны с участием в фильмах Леонида Лукова — уже названная картина «Александр Пархоменко», рассказы-вавшая о легендарном герое гражданской войны, новелла «Ночь над Бел-градом» из «Боевого киносборника» № 8 и, наконец, «Это было в Дон-бассе».
Фильм «Это было в Донбассе» безусловно самый значительный в биогра-фии Окуневской-киноактрисы. Переделка популярной в свое время пьесы о двух поколениях комсомольцев — о тех, кто в гражданскую войну уста-навливал Советскую власть в Донбассе, и о тех, кто в Отечественную войну защищал ее, — получилась на экране не очень удачной. Идея пре-емственности боевых традиций была выражена слишком лобово, а сюжет оказался незанимательным. Но неудача фильма нисколько не снижает большого успеха Окуневской, сыгравшей сложную «двойную» роль — Наташи Логиновой и ее дочери Елены. Трудность работы состояла в том, что мать и дочь похожи друг на друга, они действуют в примерно сходных ситуациях, но фактически это люди разных исторических эпох, и важно было, хотя между ними очевидна неразрывная кровная и социальная общность, показать их разность.
Окуневская превосходно справилась с задачей. Ее Наташа поэтична и чуть экзальтированна. Это девушка, которую привела в революцию душевная чистота, поиск идеала и, конечно, любовь. Эта девушка — родная сестра русских народниц, уходивших в Сибирь из дворянских усадеб.
...Через двадцать лет мы видим на улицах того же самого донбасского городка такую же очаровательную девушку. Это — Елена. Что осталось у нее от матери, кроме красоты? Разумеется, та же жажда подвига и та же душевная чистота. Снова все то, ради чего стоит жить даже под угрозой смерти: Елена идет на опасную работу разведчицы, не думая о себе, как это делала ее мать. Но Елена воспитана другим временем, и поэтичность у нее причудливо уживается с деловитостью, практичностью, даже, пожа-луй, самоуверенностью. Наташа, возможно, даже и не подозревала, что она очень хороша собой; Елена это отлично знает и пользуется своей красотой как оружием в борьбе.
Кроме того, эта «двойная» роль подкупала глубоким продуманным кон-трастом: если мать представала в образе апокрическом, — в нем была прямолинейная убежденность и чуть надрывная жертвенность, — то Елена выглядела как очень простая, очень земная, очень знакомая зрителям девушка. Елена Окуневской поражала естественностью и правдивостью своего поведения, на фоне строгих и несколько прямолинейных героев кино той поры она была счастливым и ярким исключением.
Однако, как каждая «звезда», Окуневская не могла избежать ролей, в ко-торых постановщикам требовалась не актриса, а натурщица с определенной внешностью. Еще перед войной ее снимают в роли панночки в фильме «Майская ночь». И сразу за картиной «Это было в Донбассе» идут роли, где от нее не требуется ничего, в сущности, кроме демонстрации природной изящности и красоты, например, цесаревна Елизавета в «Давиде Гурамишвили».
Лишь через очень большой период, почти через десятилетие, мы вновь встретились с актрисой Татьяной Окуневской. Это произошло в детективе «Ночной патруль».
Фильм рассказывал о борьбе милиции с шайкой уголовников и расхи-тителей. Острый сюжет, занимательность истории, четкая обрисовка ха-рактеров и участие многих одаренных актеров определили большой успех этого фильма. Героями его были, конечно, милиционеры, но, как не редко бывает в фильмах с «экзотической» тематикой, отрицательные персонажи оказались психологически и интереснее и сложнее. Героиня Окуневской — Раиса занимает не слишком много места в этой запутанной истории, но она показана актрисой так, что зрителю ясна вся прошлая и будущая ее жизнь.
Раиса Окуневской — женщина, для которой паразитизм стал образом жизни. В молодости, очевидно, «львица», привлекавшая общее внимание и имевшая все благодаря красоте, она сейчас, в пору увядания, оказывается в пустоте — с мучительным осознанием бесцельно прожитой жизни, оди-ночества и ненужности никому. Роль оказалась глубже той, что предусма-тривалась сценарием, где Раиса не больше как коварная соблазнительница морально неустойчивого милиционера. Раиса Окуневской предстает как тип не слишком распространенной, но, пожалуй, каждому встречавшейся человеческой разновидности пустоцветов.
Следующая ее роль — преподавательница в фильме «Звезда балета». Что можно сказать о ней? Разве что — кино удивительно не по-хозяйски использует те богатства, какими владеет.
Ведь в самом деле, какой обаятельной актрисой кино обладало в лице Татьяны Окуневской и как мало сделано фильмов с ее участием!

Г. Макаров

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования