Общение

Сейчас 448 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


           

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

«Отважный трубач»

В городе Галле, на родине Георга Фридриха Генделя, стоит величественный памятник гениальному музыканту. Есть в этом городе еще один памятник музыканту, трубачу Курту Фридриху Вайнеку, который погиб 13 марта 1925 года, заслонив от нацистской пули Эрнста Тельмана. История жизни и подвига этого отважного юноши легла в основу повести Отто Готцше «Наш маленький трубач».
Когда я была в Галле, — рассказывает Наталия Ильинична Сац, — к нам подошла пионерка, представилась: «Сибилла Хоних»
и вежливо поинтересовалась, почему в репертуаре нашего театра нет оперы о детях Германской Демократической Республики. Я обещала ей сделать такой спектакль.
Шло время. Сибилла напоминала мне об этом обещании, я получила от нее двенадцать писем! Однако мы не сразу нашли яркое и глубокое воплощение возникшего у нас замысла. К счастью, им увлекся известный композитор, народный артист РСФСР Александр Флярковский. И к сорокалетию Победы над фашизмом мы создали новый спектакль.
Начало века, первая мировая война, рост нацистского влияния в Германии, революционная борьба немецкого рабочего класса — такова атмосфера, в которой происходит действие оперы.
«Все начинается с детства» — это название одного из зонгов, введенных в ткань оперы. (Зонг — откровенно публицистическое обращение актера в зал.) Да, в детстве все равны, герои оперы учатся в одном классе. Но уже в первой же сцене вручения родительских подарков чувствуется социальное, точнее — классовое расслоение уче-ников, и постепенно пропасть, разделяющая Курта, Кэте, Пауля с одной стороны и Вальтера, Эльвиру и их друзей с другой, расширяется, углубляется, приводя одних в лагерь рабочих, борющихся против войны и нацизма, других — в лагерь мелких и крупных «лавочников», в котором зреют семена будущего фашизма.
В финале оперы мы присутствуем при настоящем противоборстве этих лагерей: Курт защищает вождя коммунистов Тельмана от пули законченного фашиста Вальтера. А «третьего — не дано», как говорится в главном зонге, концентрирующем в себе идейный смысл оперы. Или ты милитарист, или антифашист. Соглашатель Георг, пытавшийся примирить непримиримое, становится убийцей своего бывшего друга и одноклассника Пауля,редактора рабочей газеты..
В музыке «Отважного трубача» передан интонационный строй немецкой музыки «вильгельмовской» эпохи, музыки двадцатых годов. Композитор использовал и немецкий фольклор, и живые интонации массовых революционных песен, песен гнева, песен протеста, песен Ханса Эйслера и Эрнста Буша.
Композитор, как пишет музыковед Игнатьева, строит свое произведение на контрастах: лирическая задушевность и саркастическая острота, детская наивность, непосредственность и патриотическая накаленность чувств, юмор и драматизм, гнев и романтическая мечтательность — все есть в этой опере.
Мастерски противопоставлены салонное танго аристократического кафе Эльвиры и аскетичный хор голодных женщин, требующих хлеба. Музыкальной антитезой мажорного марша, гимна безумцев, решивших покорить землю, является реквием отважному трубачу.
Флярковский талантливо использует сочетание мелодического начала с динамическим музыкальным развитием, раскрывает тембровые возможности современного оркестра.
Образы героев оперы прочерчены до конца. Курт, мечтавший в детстве стать музыкантом, не расстававшийся со своей трубой в окопах первой мировой войны, становится трубачом рабочего оркестра и в момент опасности подает сигнал тревоги, предупреждая рабочих о нацистской засаде. (Это один из ведущих мотивов оперы: «Музыка — тоже оружие!»)
Эльвира, кокетка, которая кичится успехами у мальчиков, становится жестокой, бездушной красавицей, хозяйкой кафе и женой нациста Вальтера.
В оперной музыке Флярковского ярко выражено эмоциональное начало. Даже самая простая мелодия всегда согрета авторским чувством, и это не может не находить отклика, я бы сказал, по обе стороны рампы.
Известный музыкальный критик Владимир Зак особенно отмечает действенность зонгов. Он пишет: «Зонги продолжают действие, актер не выходит из роли, а как бы смыкается с ней, актер и ЧЕЛОВЕК, играющий данную роль, становится ОДНИМ ЛИЦОМ, выражающим гневный протест против войны, против душителей свободы, — отсюда убежденность уже не игры, — а веры в правоту своих слов, искренность своего чувства, обращенного ко всем» .
«Зонги, песни-монологи, песни политической борьбы расширяют и укрупняют постановку», — отметил в «Правде» профессор Б. Тев- лин .
А вот что говорит художник Борис Львович Бланк, оформлявший постановку:
Оперу я слушал несколько раз, сначала в клавире, потом в оркестровом изложении, она произвела на меня сильное впечатление. Музыка Флярковского очень определенная, точная, ясная, в то же время она азартная и полная внутренней иронии. Она абсолютно лишена свойственной многим оперным произведениям тяжеловесности.
Флярковский — превосходный стилист, без прямых цитат он передает в своей музыке народный характер.
Увлеченность композитора и увлекательность его музыки для слушателя не всегда синонимы, но в данном случае произошло желанное совпадение.
Музыка Флярковского, ярко выраженная политическая направленность оперы продиктовали мне обнаженность конструкций, жесткое, «брехтовское» решение оформления. Думаю, что, если бы музыка была менее острой, и мои декорации были бы мягче, спокойнее, линии — более плавными, лиричными.
Постановщик В. Б. Рябов, дирижер Л. А. Гершкович, художник Б. JI. Бланк создали горячий публицистический антифашистский спектакль, который никого не оставляет равнодушным.
В финале, достигающем емкости и выразительности плаката, пионеры Германской Демократической Республики возлагали цветы к памятнику отважному трубачу Курту Вайнеку.
Наталия Ильинична Сац сдержала слово, данное пионерке Сибилле Хоних.

* * *

Работа над этой главой совпала у меня с завершением новой оперы для театра, созданной тем же авторским ансамблем. Называется она «Время таять снегам» (по мотивам повестей Юрия Рытхэу о становлении советской власти на Чукотке). Когда Александр Георгиевич сыграл оперу художественному совету, я записал во время обсуждения несколько высказываний:

Артист Ю. Дейнекин.
«Музыканты счастливы, когда соприкасаются с щедрым сердцем человека, отдающего им свой темперамент, свои эмоции. Чистота музыки открывает чистоту народа, о котором она повествует, чистоту наивного мира, не подвергшегося еще ужасам цивилизации. И чем дальше композитор от мелкого быто- подобия, тем ближе он к духу произведения, положенного в основу оперы».

Народная артистка РСФСР Н. Казанцева.
«Очень зримая музыка, ей свойственна образность, зримая и слышимая».

Дирижер Л. Гершкович.
«Радостной, мажорной музыкой пронизана опера. Музыке Флярковского вообще присущ неиссякаемый оптимизм. В ней — победа добра и света, несмотря на драматические коллизии».

Наталия Ильинична Сац.
«Музыка психологическая, а не этнографическая, это ее огромное достоинство».

Заслуженный артист РСФСР В. Тучинский.
«Очень современная музыка, сегодняшняя».

Да, так часто говорят во время обсуждения музыкальных произведений: «музыка — современная», вкладывая в эти слова положительный смысл.
Я не удержался и на следующее утро позвонил Александру Георгиевичу, чтобы он расшифровал мне понятие «современности» в музыке.
Для меня современность вовсе не значит отрыв, отказ от того, что было сделано нашими предшественниками, — ответил мне композитор. — Более того, все, что ими сделано, — наши корни, фундамент, на котором мы возводим здание своей музыки.
Органический порок всей сегодняшней рок-музыки — в отрицании того, что сделано до сих пор. Искусство всех новейших рок-ансамблей зиждется на песке, это даже не искусство, просто — мода. А мода не бывает долговечной.
Современность — это воздух сегодняшней интонационной среды, воздух, которым мы дышим.
Современность — это комплексное использование тех профессиональных приемов, которые существуют сегодня.
Современность, и это главное, — выражение средствами музыки сегодняшнего эмоционального отношения к действительности. Ведь эмоции сегодняшнего человека отличаются от эмоций человека девятнадцатого века. И каждый эмоциональный всплеск может быть решен определенными художественными средствами.
Касаясь вчерашнего показа новой оперы, я сказал, что «Время таять снегам» и «Отважный трубач» — произведения полярные.
Вовсе нет, — заметил композитор. — Они написаны одним человеком, но у них различные исходные данные, совершенно разные стилистические основы.
Если музыкальный материал «Трубача» — общеевропейские интонации двадцатых годов и интонации революционных песен того времени, то в новой опере я сознательно ограничил себя интонациями совершенно определенной географической и этнографической зоны — Крайнего Севера. Мне довелось не однажды посещать Камчатку, Чукотку, Дальний Восток, я знаком с музыкой, которая там бытует, слежу за творческим ростом местных ансамблей. Изучал я и записи произведений, связанных с особенностями этого края. Самый популярный там инструмент — бубен. Но опера — синтетическое произведение, и я, естественно, использовал в ней все краски оркестровой палитры.

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования