Общение

Сейчас 385 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


           

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

СЛУЖИТЕЛИ ЕВТЕРПЫ

У нас в театре одно сердце: оркестр и актеры едины. И в этом — заслуга дирижеров.
Наталия Сац

Детский музыкальный театр, если обратиться к древнегреческой мифологии, находится под покровительством сразу нескольких муз. Среди них, по-видимому, Талия, опекающая комедию, Терпсихора, патронесса балета, и Евтерпа, осуществляющая «общее руководство» всей музыкальной стихией. (У вокалистов, в отличие от танцоров, своей музы нет, но им зато покровительствует Орфей!)
К ведомству Евтерпы я условно отношу хормейстера, оркестрантов, но, конечно, прежде всего дирижеров.
В течение двадцати лет с лишним главным дирижером театра являлся Виктор Михайлович Яковлев, который именно за эту деятельность был удостоен звания заслуженного, а затем народного артиста! РСФСР. В. М. Яковлев закончил Лейпцигскую консерваторию, а позже — аспирантуру в Московской консерватории и до прихода в те-атр возглавлял симфонический оркестр в Казахстане.
При внешней сдержанности, которая тем, кто его не знал, могла показаться холодностью, он за пультом был очень эмоциональным, крепко держал в руках все нити, темпы, ритмы, сам пульс оперного действия.
Будучи музыкальным руководителем театра, Виктор Михайлович работал в полном контакте с Наталией Ильиничной.
Главное, чего она добивается от нас, — говорил он мне, — соответствия музыки содержанию произведения. Сюжет должен раскрываться действенностью музыки и действенностью слова. Наталия Ильинична всегда следит за тем, чтобы ни внешний рисунок, ни внутреннее наполнение образа не шли вразрез с музыкой.
В Яковлеве, — говорил мне Э. Колмановский, — меня всегда подкупала его преданность своему делу. У него не было никаких колебаний и сомнений в необходимости Детского музыкального театра, с первых же дней он поверил в его будущее и работал четко, спокойно, уверенно.
Композиторы, с которыми соприкасался Яковлев, отмечают, что его дружеские советы и критические замечания улучшали партитуру.
Очень одаренный музыкант, — говорил о нем Борис Терентьев, — человек с художественным, театральным чутьем, с чутьем оперной музыки. Он легко схватывал мысли композитора, развивал их, углублял, находил хорошие исполнительские штрихи. Технически он был очень оснащен, обладал приятными дирижерскими жестами.
Мне удивительно повезло, — говорил Ширвани Чапаев, — я попал в добрые руки. Я впервые видел дирижера-друга, а не врага, — шутит он. — Яковлев отнесся к моей партитуре с уважением, пониманием, с любовью, он дирижировал с удовольствием, это чувствовалось по его экспрессии. Он стремился дать мобильное ощущение звукового мира, стремился к тому, чтобы каждый звук был содержательным, старался дать насыщенную музыкальную информацию, повысить «коэффициент полезного времени». Музыка может не нравиться, но не слушать ее невозможно. Я считаю, что под рукой дирижера оркестр должен звучать как голос самого автора. (Тут в Ширвани говорит исполнитель собственных песен, народный певец Дагестана! — В. В.).
«Оркестр в «Джунглях» играл так выразительно, что, если бы я смотрела спектакль с закрытыми глазами, я бы все равно поняла, что происходит на сцене.
Школьница из города Иваново».
В активе дирижера, заслуженного артиста РСФСР Леопольда Гершковича не только консерваторское образование, но и предшествующее ему обучение в Московском государственном хоровом училище.
Дирижерская практика Гершковича целиком связана с театром.
Помимо опер, он дирижирует всеми балетами и умеет добиваться от оркестра особой рельефности фразировки. Для него вообще характерно чрезвычайное уважение к метру. Певцы шутят, что хоть стой к нему спиной, от него «не уйдешь»...
Михаил Раухвергер трижды встречался с театральным оркестром и дирижером Леопольдом Гершковичем (при постановках оперы «Красная Шапочка» и балетов «Колобок» и «Синяя птица»).
Леопольд Гершкович, — говорил композитор, — работает исключительно добросовестно. Он превосходно слышит оркестр, умеет до конца доводить свои намерения. Освоившись с материалом, он дирижирует только наизусть, что дает ему необходимую свободу действий и в опере, и особенно в балете. Он видит сцену, танцоров и надежно держит их на кончике своей дирижерской палочки. С ним работаете легко и интересно. Поскольку наши встречи происходят уже лет пятнадцать, я чувствую, как растет и совершенствуется театральный оркестр — и технически, и по качеству звучания, достигая высокого исполнительского уровня.
Оркестр театра, — подтверждает композитор Елена Ларионова, — это коллектив больших творческих индивидуальностей. Но не каждый коллектив, состоящий из индивидуальностей, можно соединить в одно художественное целое для подчинения общей художеств венной задаче.
Дирижеры в театре такие, что их воля и авторитет способствуют охотному участию музыкантов в воплощении художественного замысла. В театре это очень удачный, в том числе и для дирижеров, альянс.
Леопольд Гершкович, — продолжает Ларионова, — подошел к моей партитуре балета «Комар и самовар» очень творчески, наша ран бота с ним была плодотворной и интересной. Он шутил, что в моей музыке есть все существующие в природе музыкальные размеры «Может быть, вы придумаете какой-нибудь еще?» — смеялся он.
Оркестр очень мобилен, мою партитуру, весьма непростую, написанную в духе Стравинского, оркестр освоил быстро, на премьеру мы вышли с четырех репетиций! А ведь у каждого было немало работы, в балете много сольных эпизодов.
Я вообще считаю, что если в музыке что-то не устраивает оркестр и дирижера, если она их вообще «не греет», то, как ни старайся, результата не достигнешь. Нужна полная вера каждого музыканта в успех произведения, тогда будет толк!

* * *

То, что в музыкальном театре оркестру и дирижерам принадлежи ведущая роль, не требует доказательств. Солисты, ансамбль, балет действуют на сцене в сопровождении оркестра, они объединены в одно целое именно оркестром и дирижером, который, стоя за пультом, ведет спектакль не только определенными жестами, но своей волей, помыслами, сердцем связанный с каждым, кто в нем участвует. Оркестр не только создает звуковой фон оперы или балета, он определяет образную атмосферу, он движет действие, он предвосхищает и разрешает коллизии, словом, он полноправный, а вернее, один из глав-ных создателей и участников спектакля.
Еще значительнее роль оркестра в симфонических программах, симфонических сказках или сюитах, идущих на сцене театра Сац, тем более что при нем уже несколько лет существует детская филармония, постоянно создающая и использующая произведения для симфонического оркестра, чтеца и вокалистов.
После безвременной кончины Виктора Михайловича Яковлева всю симфоническую работу в театре возглавил известный дирижер, народный артист РСФСР профессор И. Б. Гусман. Израиль Борисович дирижировал также рядом оперных и балетных спектаклей — «Мадам Баттерфлай» Д. Пуччини, «Синей птицей» И. Саца и М. Р. Раухвергера, и много времени уделял дирижерскому пополнению театра — дирижерам-стажерам Андрею Викторовичу Яковлеву и Лине Леонидовне Фрадкиной. Оба они сегодня уже являются музыкальными руководителями и дирижерами ряда спектаклей: Андрей Яковлев дирижирует «Максимкой», «Чо-Чо-сан», «Волшебной флейтой», заслуженная артистка РСФСР Лина Фрадкина — операми «Лопушок у Лукоморья», «Волк и семеро козлят», «Волшебная музыка».
Но наряду с этим Андрея Яковлева часто можно видеть в оркестровой яме за скрипичным пультом, а Лину Леонидовну Фрадкину — в работе над ансамблем с вокалистами, ведь она — главный хормейстер театра.
Ансамбль или хор, как коллективный, «концентрированный» герой спектакля, так же, как и «герои-одиночки», несет на себе смысловую и сюжетную нагрузку — он живет, дышит, защищается или нападет, страдает и радуется...
Хоровое звучание усиливает эмоциональное воздействие музыки, создает максимальную напряженность чувств.
Песня пробуждающихся джунглей начинается вокализом, и хор способствует созданию образа дремучего и могучего царства тропической природы.
В «Чо-Чо-сан» хоровой вокализ помогает восприятию вечно звучащего моря.
В «Максимке» хоровая краска передает отчаяние моряков, которые бессильны помочь проданному в рабство ребенку...
У хормейстера, — объясняет мне Лина Леонидовна Фрадкина, есть и сравнительно легкие, и очень трудные спектакли. Сложность работы здесь вовсе не зависит от количества ансамблей в произведении. Маленькая камерная опера Моцарта «Бастьен и Бастьенна», в которой всего три действующих лица, потребовала от меня работы, может быть, большей, чем разучивание оперы «Джунгли» с их крупными «волчьими» и «обезьяньими» сценами.
Моцарт требует, во-первых, особой, «австрийско-немецкой» манеры исполнения, во-вторых, идеальной чистоты звучания, потому что это Моцарт! Наконец, в данном случае музыка требует особой тщательности в исполнении, потому что здесь все слышно, никто никого, как в хоре, заслонить собой не может! Ты весь на виду или, точнее, — на слуху!
Помочь певцу добиться филигранности звучания, воплотить уже в вокальной партии образ создаваемого персонажа — это задача концертмейстеров театра. Здесь их несколько, но ведущие — Вера Алексеевна Шашек и Людмила Ивановна Черпакова. Обе они работают в театре уже долгие годы и выпустили не один десяток спектаклей I концертных номеров.
Да, трудно перечислить всех служителей Евтерпы, всех, кто «делает» в театре музыку!

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования