Общение

Сейчас 504 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


           

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

На «работу среди детей»

Отгремел залп «Авроры». Октябрьская революция открыла большие возможности для проявления творческих сил народа, который потянулся к искусству.
26 апреля 1918 года в одну из секций, созданных при Московском Совете рабочих и красноармейских депутатов, пришла не достигшая еще пятнадцати лет Наташа Сац — ей нужно было работать, чтобы помочь семье.
Это было учреждение со странным названием Темусек. Не правда ли, такое имя подходит скорее для лукавого старичка-волшебника? На самом деле это — сокращенное наименование Театрально-музыкальной секции Московского Совета, центра художественной жизни Москвы первых лет революции.
Если бы некая «машина времени» перенесла современного читателя в ту эпоху, он не узнал бы нашу Москву. Старые облупившиеся дома, скудное освещение, ободранные вывески, булыжные мостовые... Люди одеты более чем скромно. Многие тащат какие-то мешочки, сумки, свертки. Это — пайки. Хлеб плохой выпечки, горстка колотого сахара, серая соль, ржавые селедки, мерзлая картошка, кулек с пшеном. А порой вместо пшена — канареечное семя... Что делать с ним, с этим птичьим кормом, — никому не известно. Но раз дают, надо брать: может, получатся лепешки.
Плохо. Трудно. Холодно. Голодно... А работа? Работа кипела! Ничто не сравнится с тем порывом, с тем энтузиазмом, которые витали над скудной пищей, над нетопленными домами, одушевляя, вдохновляя людей, увидевших зарю новой жизни.
Кипела работа и в Темусеке. И было во всем этом, действительно, нечто волшебное — не в секции, конечно, а в людях, работавших там в то далекое время. И самой юной волшебницей была девчонка с быстрыми черными глазами — волевая, решительная, с неисчерпаемым запасом энергии, со смелой фантазией, рано или поздно, но обязательно переходившей в действие, в реальное дело... Звали ее Наташа Сац».
Так пишет прекрасный драматург Сергей Михайлович Богомазов, верный соратник Наталии Ильиничны на протяжении многих десятилетий. Он стал заведующим литературной частью организованного ею Московского театра для детей, а впоследствии членом Художественного совета Детского музыкального театра и автором либретто иду-щих в нем опер «Три толстяка», «Сестры», музыкальной комедии «Белоснежка» и др.
Но вернемся к его воспоминаниям:
«Около скромного столика Наташи — ей была поручена «работа среди детей» — целый день толпились люди. Я помню обаятельную, красивую Надежду Андреевну Обухову, певшую в Большом театре, добрейшую Марию Михайловну Блюменталь-Тамарину, блестящую драматическую актрису, еще молодого, но уже толстого, будущего конферансье Михаила Гаркави, знаменитого дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова с лицом, словно обожженым порохом..."
На призыв участвовать в концертах для детей откликнулись известные композиторы А. Т. Гречанинов и В. С. Калинников, пианисты
А. Б. Гольденвейзер и К. Н. Игумнов, исполнительницы народных песен Ирма Яунзем и Ольга Ковалева.
Так началась деятельность Наталии Сац в искусстве для детей.
Все в ее работе было новым: теории не существовало, практика была ничтожной — до Октябрьской революции искусство мало что дарило детям. Можно назвать знаменитую «Синюю птицу», детские утренники в лучших провинциальных театрах, драматургические пробы для детей Сумбатова-Южина. Но, к сожалению, на детских утренниках чаще встречались слащавые пьески для детей имущих классов: «Царица Роза», «Царевна Земляничка» и подобные.
Существовавшие передвижные «детские труппы», где играли сами дети, представляли собой типичную коммерческую антрепризу с бессовестной эксплуатацией маленьких артистов.
И это почти все...
А в Москве — пятьсот тысяч детей, и многие из них целиком предоставлены улице!
Нужны были спектакли, концерты. Нужны были артисты и музыканты, художники и режиссеры. Нужен был репертуар. Нужны были сценические площадки и многое, многое другое...
Около четырех лет Наташа заведовала Детским отделом Темусека. Отдел был призван приблизить искусство к детям. Он использовал для этого театры и студии, двинул целую армию артистов на рабочие окраины, изучал и находил формы общения с детьми.
Наташа составляла программы концертов, приглашала исполнителей, добывала для них лошадей и подводы, а потом сидела в зрительном зале, смотрела, запоминала, записывала...
Она и сама часто выступала перед ребятами. Еще тогда нашла она интересную форму связи между зрительным залом и сценой — разговор с детьми перед занавесом, так называемое «вступительное слово». Оно помогало маленькому зрителю и слушателю, пришедшему из дома, из школы, со своими мыслями, может быть, очень далекими от того, что сейчас произойдет здесь, оставить за дверью зрительного зала свои заботы, настроиться на волну спектакля или концерта.
Наталья Сац обращалась к ребятам с просьбой делиться с ней своими впечатлениями об увиденном и услышанном, писать о своих пожеланиях. (Такие письма и сейчас помогают театрам совершенствовать репертуар, находить темы, достойные отражения на сцене, поддерживать живую связь со зрителями, которым театр служит своим искусством. Вспомним почтовый ящик в фойе дворца на проспекте Вернадского!)
Постепенно, радом со сборными, чисто развлекательными концертами, стали возникать тематические утренники, такие, как «Весна», «Русская деревня», «Северное утро», «Веселые зверюшки», «Игра в шарады»... Уже в самих названиях ясно ощущается возрастная дифференциация детской аудитории. Многие утренники сопровождались пояснительными беседами.
И все чаще и чаще стали появляться спектакли для детей. В организации таких выездных спектаклей Наташа Сац опиралась на молодые театральные студии, которые, как грибы, возникали тогда в Москве. В этих студиях все тоже строилось на энтузиазме, на живой заинтерсованности искусством.
Рождение детских спектаклей, усиленный интерес к ним не были случайными: нащупывались пути к тому большому делу, которое все сильней и сильней начинало увлекать Наталию Сац, — пути к созданию специального стационарного театра, где играли бы для детей. Театра, который бы с начала до конца принадлежал детям; театра, в который они могли бы приводить взрослых, а не наоборот; театра, в котором ставились бы специально написанные для детей пьесы; театра, который нашел бы своих драматургов, своих артистов, своих композиторов и художников!

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования