Общение

Сейчас 433 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


           

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

 

«Чо-Чо-сан» в Москве

(Сразу замечу, что в театре Наталии Сац японское звучание «Чо» (бабочка) предпочли итальянскому «Чио».)
Перед нами безбрежный океан, на берегу которого стоит ажурный домик маленькой госпожи Баттерфлай, океан, который сменой своих звуков и красок передает и радость, и смятение, и бурю в душе героини, и безбрежность ее любви, которая будет жить даже после ее смерти в музыке Пуччини и в чувствах, которые мы уносим из театра.
Главное в режиссерском решении Наталии Ильиничны — море.
Жизнь глубока, как море. И изменчива, как море.
Световая партитура оперы — в абсолютной гармонии с партитурой Пуччини, живет ее вечным движением.
Чо-Чо-сан появляется впервые в розовом кимоно, она олицетворяет цветение вишни, цветка, который так легко погубить...
А потом, в сцене с Пинкертоном, она в белом, она подобна бабочке, трепетной бабочке, крылья которой так легко смять...
Мне хочется привести здесь выдержки из записи писательницы и критика Нины Павловны Толченовой, которой посчастливилось побывать на репетиции Наталии Ильиничны, когда та занималась с одной из нескольких Баттерфлай, актрисой Ольгой Борисовой (эта запись опубликована в журнале «Театр»). Думаю, что «присутствие» на репетиции Н. Сац поможет читателю лучше почувствовать ее в роли музыкального режиссера (этому будет посвящена следующая глава).
«...Тебе, Оля, нужна вначале внутренняя тишина при колоссальной собранности, напряженности чувства. Артистке нужно чувствовать в роли природу героя, его характер, настроение. Весь его внутренний облик, вся его судьба должны вместиться в тебя, в исполнителя... Помним еще об очень важном: о звуке пения, о звуке голоса, о звуке каждой буквы! Станиславский, когда он начал заниматься оперой, не случайно требовал от артистов: «Кусайте согласные!», то есть согласный звук должен как бы замыкать собою распевность гласных звуков. Гласные — это свободно бегущая река, а согласный звук — берег. Он всегда дооформляет собой гласные, не давая им растекаться в бесформенное болото.
Спроси себя, почему самые интересные рисунки, картинки, наши зрители, маленькие дети, посвящают «Пете и волку»? Потому что у Прокофьева в самой музыке все предельно отчетливо вылеплено, интонационно завершено. Ребенок почти зримо ощущает, почти видит музыкальный образ перед собою.
И снова напомню Станиславского: он требовал вкладывать высокий смысл в каждое произносимое слово. Ведь герой приходит на сцену не из-за кулис, не из обыденности, а из мечты, из долгожданного праздника! И значит он, герой, должен сразу же повести зрителя за собой. Уже до спектакля актер должен «ОДЕТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ ОБРАЗОМ». Понятно я выражаюсь?..
Вот, допустим, Оля, ты «одела» свое сердце, проникла в образ, почувствовала его в себе. Ты испытала от этого ощущения огромное счастье. Но ты еще не вполне веришь ему. Мы ведь всегда боимся: а вдруг это счастье не состоится! Вдруг все рухнет, исчезнет, обманет...
В опере Пуччини происходит не мелодрама, а трагедия: она требует наивысшего напряжения чувств. Ведь героиня, убивая себя, умирая, сохраняет свою веру в то, чем она жила. Она сохраняет в себе, в своей душе идею любви. Именно эта идея и потрясает зрителя.
Чо-Чо-сан — дословно «госпожа Бабочка». Она вся трепещет. Весь этот образ — трепещущая любовь. И поэтому не рукава кимоно здесь действуют, а твоя душа, вместившая сердце героини... Потом надо помнить, что ей было всего пятнадцать лет, когда она полюбила! Она вызывает огромное сострадание к своей участи. Но она еще и учит прекрасной силе чувства. Учит подобно Катерине в «Грозе» Островского...
Баттерфлай — трепещущая. Но она и сильная. Когда прежнее счастье, вера в любимого, ее сказка, ее надежда умерли, она все еще живет. Она живет, ожидая Пинкертона. Ожидая целых три года, настойчиво воскрешая в себе эту сказку и заставляя себя верить, чтя Пинкертон к ней вернется...
Баттерфлай видит помощь только от Сузуки, а верная служанка хорошо знает одну страшную истину: иностранцы не возвращаются! Баттерфлай больно. «Ты хочешь отнять у меня веру», — говорит она! Сузуки. И опять в ней трепещет надежда. «Давай верить вместе, давай помечтаем». Отсюда смысл и звучание ее знаменитой арии: «В ясный день желанный, пройдет и наше горе...» Наталия Ильинична слушает внимательно, не перебивая певицу до конца арии».
Я иногда думаю, как кропотлив, а подчас расточителен режиссерский труд! Ведь режиссер занимается с о д н и м актером! Потом — с другим... А когда вводит кого-либо в уже идущий спектакль, все начинается сначала. Ведь ТАК, как мы только что прочли, Наталия Ильинична занималась с каждой Чо-Чо-сан!
Тут все, как в письмах. Бывает, что в них мыслей на статью, а то и на книгу, — а ведь адресованы они одному человеку!

«Наталия Ильинична! Пожалейте взрослых, подарите им тоже «Мадам Баттерфлай»! Мягкость, нежность и доброта нужны не только детям!
После 2-го действия. Г.»

«Было стыдно, когда зажигали свет. Сидела и плакала. Это! потрясение!
А. Е.»

«Были в Большом. Здесь понравилось больше.
Семья X.»

«Этот день — 12 октября — запомнится мне надолго, в этот день я стала чуточку лучше. Как-то в детстве, посмотрев фильм, где главный герой погиб и его положили в гроб, страшно переживала и плакала его жена, я разревелась и долго не могла успокоиться. Тогда мама сказала, чтобы утешить меня: «Ну что же ты плачешь! Это же артист. Он сейчас встанет из гроба и пойдет домой чай пить». Меня это успокоило! И когда Чо-Чо-сан погибла, я знала, что Танечка Глухова выйдет кланяться и «пойдет домой чай пить». И все-таки плакала. Я не боюсь плакать. Такие слезы очищают...
О. С. 23-я школа.»

Вам показывали это письмо? — спросил я Татьяну Викторовну! Глухову.
Показывали. Как все просто у некоторых взрослых... Я после этого спектакля неделю в себя не могу прийти. И неделю до него переживаю. Совсем больная хожу...

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования