Общение

Сейчас 400 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


           

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

«Левша»

Так названа опера народного артиста СССР Анатолия Николаевича Александрова по «Сказу о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. Лескова.
Авторы либретто Р. Сац и В. Викторов стремились как можно бережнее сохранить текст оригинала, но кое-какие изменения, даже конструктивные, все же внесли. Например, блоха в опере, побывав в руках тульских мастеров, не только не разучилась танцевать, но стала исполнять свои вариации еще лучше — прицокивая новенькими подковками. А Левша, конечно же, не умер:

Да, живой я, чин по чину,
Вовсе я не помирал,
Я и в книгу, и в картину.
Даже в оперу попал, —

поет он в своей заключительной частушке.
В работе над оперой я почувствовал, как чуток к слову Анатолий Николаевич. По его просьбе я написал для Левши грустную песню. Поет ее Левша в лондонской «пищеприемной зале», а попросту в трактире, вспоминая о далекой родине. Были в песне такие строки:

Хочу домой в Россию,
В мой край медвяных рос.
Где травы луговые
И звон певучих кос.

Александров, прочитав стихи, поморщился:
Очень изысканный получился у вас Левша. Нельзя ли ему написать что-нибудь в духе русской народной песни?
Я обратился к первоисточникам, пересмотрел массу народных песен. Трудность состояла в том, что ни в городской, ни в деревенский фольклор Левша «не укладывался». Был он, как говорится, «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Он принадлежал к мастеровому сословию, хотя и был, как видно, выходцем из крестьян. Но и так на-зываемый «рабочий фольклор» мне ничем не помог, это были песни уже сложившегося пролетариата более позднего времени.
Я даже в Тулу съездил, чтобы посмотреть на улочку, где, по преданию, стоял домик Левши.
Город жил предстоящим автомобильным ралли. По улицам сновали ярко расписные «Москвичи», «Жигули» и «Волги» с трубчатыми каркасами внутри салонов и аршинными надписями на крыльях и дверцах: «Зори Кубани», «Саянское кольцо», «Белые ночи»,»Рейд польский» — названия ралли, в которых машины уже участвовали. Гостиницы были переполнены спортсменами в комбинезонах и шлемах. Пахло бензином...
А я-то думал, что мне удастся почувствовать прянично-самоварную атмосферу патриархальной Тулы прошлого века...

Слова для Левши я нашел такие:
За лесом темным, морем синим,
Один я в дальней стороне.
Один я на постылой мне чужбине,
Ой, лихо мне, ой, худо мне...

Композитор стихи одобрил, в музыке он использовал мелодию русской народной песни «Последний день разлуки».
Все арии в опере он построил на подлинных песенных мелодиях («Вдоль да по реченьке», «Во кузнице»), на частушечных народных попевках. В «английской» части оперы композитор обращается к английским народным песням «Зеленые рукава» и «Прогулка». Музыка же ансамблей и симфонических эпизодов — царского смотра, морской бури и пр. — совершенно оригинальна.
Вообще жанр нашего сочинения определить не так-то просто. Это скорее не опера, а «трагикомическое действо с пением, танцами, разговором и симфонической музыкой» — так мы назвали то, что у нас получилось, а в клавире Анатолий Николаевич дописал еще: «и подкованной блохой»...
В противоположность Раухвергеру, Александров любил показывать готовые эпизоды. Вот, например, танец блохи — «Дансе с верояциями» в разные стороны». Предварительно композитор извинился, что не сможет сыграть всего, написанного в нотах.
Зачем же вы так сложно пишете? — задал я провокационны вопрос.
Пишу-то я для оркестра, а не для фортепиано, — говори Александров. — Смотрите (он пытается сыграть головокружительны пассаж), это же написано для флейты.
Анатолий Николаевич поворачивается на своем стуле к письменному столу. Стул у него уникальный. Это и стул и лестница-стремянка, которая бывает нужна композитору, чтобы достать книгу или ноты с какой-нибудь из полок бесчисленных стеллажей светлого орех Александров выдвигает средний ящик и достает тростниковую трубочку. Это саламаури, грузинская пастушья свирель. Тут он демонстрирует мне фиоритуру, которую только что пытался сыграть на рояле.
Вот видите, эти октавные прыжки, которые у меня делает бло ха, ничего не стоит сыграть на флейте. А для рояля получается виртуозная пьеса. Так и с клавиром в целом: в оркестре музыка раскладывается на тысячи мелких кусочков для каждого инструмента. (Той же танцующей блохе Александров добавил «вкусных», как он выразился, колокольчиков в оркестре.)
Музыку оперы композитор записал необычно. Сначала он создал партитуру, потом уже сделал клавир.
Когда опера была готова, Наталия Ильинична с дирижером В. М Яковлевым приехала к композитору. По праву соседа присутствовал и М. Р. Раухвергер.
Играл Анатолий Николаевич замечательно. Пел он сипловаты шепотом, но достаточно разборчиво.
Я не боюсь сказать, — начала Наталия Ильинична, когда рояль замолк, — что присутствую при рождении великого произведения. В нем получила дальнейшее развитие идея, осуществленная Прокофьевым в «Пете и волке», но там были оркестр и чтец, а здесь оркестр, и чтецы, и певцы-солисты, и вокальный квартет. (Некоторые критики впоследствии отнесли «Левшу» к жанру оперы-оратории. — В. В.)
Люди молоды делами, — закончила Наталия Ильинична. — Для Александрова «Левша» — апогей творческой молодости в сочетании с опытом и умением смотреть в будущее. Он написал очень нужное нам патриотическое, глубоко современное произведение. Обсуждение, пожалуйста, проведите без меня, но я думаю, что театр с вос-торгом примет это произведение и завтра же начнет репетиции.
Наталия Ильинична поздравила авторов с успехом и уехала.
Михаилу Рафаиловичу Раухвергеру «Левша» очень понравился. Он сказал, что слышит оперу в третий раз, но так и не может постичь ее тайны. Вроде бы в музыке и нет новых выразительных средств, но все звучит по-новому.
Я слушаю Раухвергера и вспоминаю,что сказал мне однажды сам Анатолий Николаевич: «Не все музыкальные конструкции можно разложить на кубики. В искусстве есть необъяснимое, есть некая тайна. Одно и то же может быть замечательно в данном произведении и никуда не годится в другом».
Завершил Раухвергер свое высказывание мыслью о том, что в «Левше» проявились самобытность народного искусства и высокий профессионализм автора. Виктор Яковлев заметил, что в музыке Александрова есть то, что восхищает в Стравинском, — древние архаические попевки звучат в его музыке свежо и современно. И на этом обсуждение закончилось.
Репетиции действительно начались немедленно. Ставил спектакль под руководством Наталии Ильиничны Виктор Рябов. Он придал своей постановке динамизм, оформил ее с большим вкусом, пониманием стиля эпохи, неподражаемого лесковского стиля.
Своеобразная деталь — оркестр во время действия по праву главного рассказчика располагается на сцене. При возобновлении постановки в новом здании он так и остался наверху, правда, теперь он поднимается на сцену вместе со всей оркестровой ямой!

Маленькое послесловие.
На премьере, когда Анатолий Николаевич вышел на сцену кланяться, я услыхал позади себя взволнованный шепот маленькой девочки: «Мамочка, это Лесков?"

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования