Общение

Сейчас 366 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


           

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Рождение оперы

В постановке «Волшебной музыки» был с успехом осуществлен замысел театра — завлекая и увлекая, объяснить детям, что такое опера. И мне кажется теперь уместным на примерах из опыта этого театра показать, как создаются задуманные им оперы.
...В зале веселое оживление, кто-то пробирается между рядами кресел, кто-то заглядывает в оркестровую яму, откуда доносится нестройный шум настраиваемых инструментов. Билетеры закрывают тяжелые резные двери, медленно гаснут люстры. В зале темно, освещен лишь занавес, и еще над каждой дверью — по маленькой световой капельке.
Сейчас дирижер займет свое место, взмахнет изящной палочкой, и зал наполнится звуками оркестровой увертюры. И начнется праздник, праздник музыки, слова, цвета и света, праздник для тех, кто на сцене, и для тех, кто в зале. Начнется оперный спектакль. Но еще до того, как воплотиться в арии, дуэты и хоры, до того, как стать увесистой партитурой, опера уже существовала в воображении своих творцов и — нота за нотой, эпизод за эпизодом — появлялась на свет, пока из этих звучащих кирпичиков не сложилось стройное здание нового произведения.
А теперь представьте себе, что вы побывали на спектакле «Руслан и Людмила» в оперном театре. «Я слушал (или слушала) оперу Глин- ки», — скажете вы.
А если вас спросят, кто написал оперу «Севильский цирюльник», вы, конечно, ответите: «Россини».
И по радио часто можно услышать: «Мы транслировали оперу Гуно «Фауст».
Наконец, на светящейся афише у нарядного театрального подъезда вы прочтете:

«20 февраля: Бизе. «Кармен».
«21 февраля: Чайковский. «Пиковая дама».

Получается так, будто оперу пишет один композитор. Правда, иногда композитор участвует в создании либретто или даже пишет его сам, так делали Вагнер, Мусоргский, Яначек, Прокофьев... Но чаще либретто, словесный каркас оперы, ее текст в стихах и прозе принадлежит драматургу, либреттисту.
Мне довелось в качестве либреттиста участвовать в создании ряда музыкальных спектаклей, и на встречах со зрителями меня обычно спрашивают, как пишется опера. Создается ли сначала либретто, потом музыка? Или одновременно и то и другое? Пишется опера подряд
от первой картины до последней или не обязательно в таком порядке?
На своем опыте я убедился, что правил тут не существует. Есть композиторы, которые «идут» по либретто от первой до последней строки. А есть такие, которые пишут подряд всю партию одного из героев, «прорисовывают» его линию, а потом берутся за второго, третьего, чтобы они не потеряли, не расплескали свою индивидуальность, неповторимость. Ведь каждый оперный персонаж имеет свою музыкальную характеристику, свою тему, мелодию, иногда не одну. В них получают отражение его мысли, чувства, поведение. Конечно, герой от картины к картине меняется, он совершает какие-то поступки, хорошие или плохие, приходит в соприкосновение и даже в стол-кновение с другими персонажами оперы. И его музыка тоже меняется, она тоже «движется», соприкасается и сталкивается с музыкой других персонажей. Но как по внешнему виду мы всегда узнаем человека, даже если годы оставили на нем свою печать, так и по музыке, принадлежащей тому или иному оперному герою, мы всегда его узнаем, как бы она ни менялась вместе с ним самим.
Наконец, некоторые композиторы начинают с наиболее ярких, значительных эпизодов, увлекаясь ими и оставляя все другие сцены на «потом», подобно детям, которые обед начинают с десерта.
В основе либретто, как известно, — классика, народный эпос, современные романы и повести, поэмы и рассказы. Разумеется, либретто может быть и первичным, то есть самостоятельным литературным произведением.
Создание либретто — очень нелегкое дело. Представим себе, что композитор или театр решили воплотить на оперной сцене «Анну Каренину Но в романе Толстого сотни страниц и десятки действующих лиц, которые подолгу беседуют. Удобно раскийувшись в креслах или прогуливаясь по дорожкам парка, они обсуждают сложные политические, экономические и житейские проблемы своего времени. А опера предполагает прежде всего движение и развитие сюжета, число персонажей должно быть строго ограничено, протяженность действия во времени и пространстве — тоже.
Поэтому нужно отобрать главное, уложить содержание огромного романа в тридцать-сорок страниц, сохранив его мысли, его героев с их характерами и судьбами, волнующими нас и сегодня, через сто лет после выхода книги!
Либреттист должен знать законы драматургии и обладать поэтическим даром, потому что в ткань либретто часто вводятся стихи. Музыкой стиха поэт помогает композитору ощутить характер музыки героя, точнее передать его настроение, его чувства. Стихи придают монологу героя большую напевность, хорошо организуют его ритмически.
Надо при этом помнить, что не все слова удобно петь. Знаменитый итальянский либреттист Метастазио (Пьетро Трапасси), на либретто которого написаны оперы Генделем, Глюком, Моцартом, Гайдном, отобрал в итальянском, весьма певучем языке лишь небольшую (одну восьмую!!!) часть словарного состава для использования в оперных либретто. И в нашем богатейшем русском языке есть неудобные для вокалиста сочетания звуков в некоторых словах — нужно помнить об этом и избегать их.
Конечно, музыку оперы пишут и на прозу. Тут все зависит и от композитора, его индивидуальности и от состояния героя, от его намерений, его действий. Трудно представить себе, чтобы оскорбленный человек выражал свое возмущение плавно текущей, построенной на изящных виршах арией, скорее тут к месту гневные тирады, выкрики, короткие хлесткие фразы. Ритмически неорганизованная проза лучше передаст тревогу, смятение, жажду мести.
Но есть безусловные требования к либретто, которые предъявляют все или почти все композиторы. Вот как сформулировал однажды эту композиторскую «платформу» Михаил Рафаилович Раухвергер:
«Опера — это такое произведение, в котором все узловые моменты могут быть выражены только музыкальными средствами. В либретто нужно создавать такие ситуации, чтобы лучшим и наиболее естественным способом их выражения была музыка». (Когда я слышу слово «ситуация», я всегда вспоминаю о Россини. Говорят, что он бил либреттиста свитком рукописей по голове и кричал со свойственной итальянцам экспансивностью: «Что ты мне принес?! Ты принес слова, а мне нужны ситуации!»)
Да, для музыки нужен повод. Повод совершенно четкий. Накал, даже взрыв чувств, настоятельно требующий музыкального разрешения. И если в поведении героев, в их настроении, в столкновении характеров нет напряжения чувств, достаточного для «вмешательства» музыки, значит либретто еще несовершенно. Музыка и только музыка дает опере подлинную жизнь — вот почему именно композитор по праву считается главным автором оперы.

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования