Общение

Сейчас 369 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


           

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

ЖАЛЬ, ЧТО ТЫ ДЕВОЧКА

Наверно, у каждого подростка бывают неприкосновенные мечты. Да, мечты, в которых даже сама себе побаиваешься признаться, настолько они сокровенны. «Синяя птица» в Художественном театре первая задела их своим крылом. Вахтангов своим орлиным полетом в искусстве пробудил веру в свои силы, и мечты вышли из добровольного заточения, пусть робко, но уже начали набирать какие-то силенки, как на ветке почки, из которых вот-вот появятся первые ростки.
Наталия Сац

В доме отца

Наталия Сац родилась в музыкально одаренной семье. Ее мать, Анна Михайловна Щастная, дочь генерала, имела хороший голос, отец, Илья Александрович Сац, был талантливым музыкантом-виолончелистом. Они познакомились за границей, в Монпелье, на юге Франции. Анна училась там на медицинском факультете и брала уроки пения у итальянского профессора. Илья Сац был политическим эмигрантом. Спустя некоторое время молодые люди вернулись на родину и поженились. 14 (?7) августа 1903 года появился на свет их первенец — дочь Наталия.
В Москве Илья Сац закончил филармоническое училище по классу виолончели и композиции, а вскоре, по предложению Константина Сергеевича Станиславского, начал сочинять музыку к постановкам Московского Художественного театра и связал с ним свою жизнь. Он стал дирижером театрального оркестра. Широкую известность принесла ему музыка к спектаклям «Смерть Тентажиля» и «Синяя птица» Мориса Метерлинка, «Гамлет, принц Датский» Уильяма Шекспира, «Жизнь человека» Леонида Андреева.
Но известность и достаток не всегда идут рядом. «В нетопленом, похожем на сарай, доме в Калашном переулке всегда было много товарищей отца — музыкантов, режиссеров и поэтов, — и всегда не было денег», — вспоминает Наташа Сац в незаконченной гимназической биографии.
В 1906 году семья переехала в крошечный одноэтажный домик на Пресне, в переулке за зоологическим садом. Здесь бывали гениальный композитор и пианист Сергей Рахманинов, под руками которого маленькое пианино превращалось в огромный оркестр, великий певец Федор Шаляпин, композиторы Рейнгольд Глиэр и Михаил Гнесин, дирижер Константин Сараджев, исполнительница русских песен Надежда Плевицкая, для которой Илья Сац делал обработки народных мелодий. А когда приходили режиссеры и артисты Художественного театра Константин Станиславский, Леопольд Сулержицкий, Василий Качалов, Иван Москвин, в доме сразу становилось шумно, весело, празднично, начинались импровизации, репетиции, рождались музы-кальные сцены будущих спектаклей.
Лето семья обычно проводила в украинской деревне, и в доме тоже всегда было людно — собиралась крестьянская молодежь, заходили пастухи, слепые музыканты с бандурами, рожками, жалейками... Сац хорошо знал и любил народную музыку, покупал и собирал глиняные свистульки, погремушки, трещотки и другие музыкальные игрушки.
Вместе с известным русским музыкантом Митрофаном Ефимовичем Пятницким, собирателем и исполнителем народных песен, он мечтал о выступлениях народных хоров, народных певцов и музыкантов перед широкой аудиторией.
Обнаружив у дочери музыкальные способности, Илья Александрович решил дать ей музыкальное образование. Сам он был первым ее учителем музыки.
Шести лет Наташу отдали в приготовительную школу, а затем в гимназию. Учение давалось ей легко. Занималась она и в музыкальном учебном заведении. Приведу исторический документ — первую «настоящую», типографски отпечатанную программу, в которой она объявлена исполнительницей:

«18 декабря 19» г. в помещении Синодального училища состоится ученический концерт женского Музыкально-педагогического института и женской музыкальной школы Е. Н. Визлер».

Внизу напечатано: «С разрешения московского градоначальника генерал-майора Адрианова. Типография императорских московских театров».

Третий номер программы гласил:

«а) Кулау. Сонатина оп. 55. и б) Гедике. Маленькая пьеса. Исполняет уч-ца Наташа Сац. Класс Е. Калайдович.»

Наташа много читала, любила придумывать для младшей сестренки Ниночки игры и сказки. Но больше всего любила театр. Мать ее в то время пела в хоре Художественного театра, а также учила вокалу его артистов, отец дирижировал оркестром, и детей не с кем было оставить дома — родители брали их с собой в театр. Наташа десятки раз смотрела «Синюю птицу» и другие спектакли. Правда, родители старались придавать этим «развлечениям поневоле» воспитательный смысл: после спектакля дети должны были объяснить, что им понравилось и что не понравилось и почему. Так с малых лет Наташа училась «свое суждение иметь» и отстаивать его.
Девочке исполнилось всего девять лет, когда внезапно умер отец. К этому времени он стал очень известным композитором. Крупнейший немецкий режиссер Макс Рейнгардт предлагал ему писать музыку к «Макбету» и «Буре» Шекспира, его звали в Париж и в Мюнхен, писал он музыку для ряда русских театров.
Илья Сац начал сочинять поздно, весь период его творчества продолжался менее десяти лет. И за это время он написал музыку к десяти спектаклям Художественного театра, нескольким спектаклям Малого и некоторых других театров.
Илья Сац сделал необычайно много для того, чтобы музыка в драматическом театре получила права гражданства и более того — стала душой спектакля. Это не раз подчеркивали Станиславский и Сулержицкий, не говоря уже о поздних исследователях его творчества.
Известный искусствовед профессор П. А. Марков писал, что Илья Александрович Сац с первых же дней работы в театре отверг парадную и прикладную роль музыки в спектакле. В его музыке актеры обретали нужное самочувствие, она обладала особой музыкальнообразной динамичностью. Композитор создавал атмосферу действия, поднимая спектакль до философских обобщений — сюжет, интрига, пьеса лишались при этом своего частного, локального смысла.
«Музыка Саца была настолько ясной, что сразу вошла в сердце нашего поколения и осталась в нем на всю жизнь», — сказал много позже выдающийся советский писатель Константин Паустовский.
Художественный театр остро переживал потерю своего прекрасного композитора. В Большом зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов) состоялся концерт памяти Ильи Саца, в котором приняли участие Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова и другие известные артисты театра и солисты Оперы Зимина. Для концерта Глиэр сделал новую оркестровку сюиты из «Синей птицы». Оркестром дирижировал Рахманинов.
После смерти отца семье стало трудно жить. Продолжая заниматься музыкой, Наташа и сама стала давать уроки. Детство закончилось...

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования