Общение

Сейчас 632 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

  • superuser49673
  • superuser41384
  • superuser91485

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Викторов В.
Наталия Сац и Детский музыкальный театр...

Книга посвящена Детскому музыкальному театру и его руководителю — Н. И. Сац. Автор прослеживает историю создании этого первого и единственного в мире театра, его репертуар. Книгу обогащают и оживляют интервью с композиторами разных поколений, беседы с актерами театра, письма зрителей.
© Викторов В. И., 1993 г.

ОТ АВТОРА

Мне посчастливилось творчески общаться с одним из замечательных художников нашего времени — режиссером, писателем, общественным деятелем, лауреатом Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, Героем Социалистического Труда, народной артисткой СССР Наталией Ильиничной Сац.
В начале шестидесятых годов она пригласила меня сотрудничать с ней в работе над музыкальными спектаклями, приняв по ошибке за композитора. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы ее в этом разубедить, но Наталия Ильинична, как я много раз удостоверялся, никогда не отступает от задуманного. Узнав, что я поэт, она тут же предложила мне написать стихи для одной из ближайших постановок.
Сочинили мы вместе и ряд пьес, а позже я участвовал в создании нескольких либретто для опер, идущих на сцене ее Детского музыкального театра.
Во время наших встреч с Наталией Ильиничной она рассказывала мне о своем замысле написать книгу для молодежи. В разговорах родилось и название этой книги: «Театр и музыка — брат и сестра».
Я не знаю, когда Наталия Ильинична напишет эту книгу, но наши беседы подсказали мне мысль написать о самой Наталии Сац и главном деле ее жизни — Государственном академическом детском музыкальном театре.
Я очень признателен всем, кто своим добрым советом помог мне сделать это.

ПОД КРЫЛОМ СИНЕЙ ПТИЦЫ

Пролог

Москва. Московский Кремль. Московский университет. Московское метро...
Наверно, можно насчитать семь чудес Москвы, подобно семи чудесам света.
И вот — восьмое чудо Москвы — Московский государственный детский музыкальный театр! Удивительное, напоминающее корабль здание на проспекте Вернадского, над которым парит волшебной красоты Синяя птица — птица мечты, птица счастья. А между ее крыльями угадываются струны золотой арфы.
Необычен этот театр по замыслу и воплощению.
Если, по выражению Станиславского, театр начинается с вешалки, то Детский музыкальный театр начинается «с улицы». Зрителей встречают здесь не только фонтаны и скульптуры, украшающие пространство перед фасадом, например музы театра, — встречает их и сама музыка, праздничная, солнечная, льющаяся из динамиков, скрытых в узорной каменной резьбе порталов.
Двери в музыкальный театр, а точнее — в мир музыки, открывают не обычным, а музыкальным ключом: дверные ручки имеют форму скрипичного ключа.
В просторном вестибюле — диванчики для родителей, дедушек и бабушек и огромный настенный телеэкран, который транслирует спектакль, идущий в зрительном зале, — это поможет потом взрослым лучше разобраться во впечатлениях детей.
Нижнее фойе поражает своей необъятной перспективой. Его пролет пересекают мостики, с которых ребят приветствуют знакомые персонажи популярных детских сказок — Буратино, Красная Шапочка, Белоснежка...
Пока гардероб почти пуст, можно взглянуть на оригинальные номерки в одной из секций — круглые, квадратные, треугольные. На одной стороне — цифра, на другой — зонтик, ключ, луна, кошка, белка... Номерки — на разноцветных ленточках, они предназначены для тех детей младшего возраста, которые приходят в театр без родителей, «наших» детей, как называют их театральные педагоги, так как эти дети нуждаются в их особой заботе.
Проходим мимо почтового ящика на стволе дерева, под которым устроился медвежонок. Дерево — натуральное, медвежонок — бронзовый. Почтовый ящик в театре?! Случайность?! Вовсе нет. Над ящиком табличка: «Для ваших писем».
Здесь же в киосках, украшенных театральными афишами и плакатами, продают грампластинки с записью опер и балетов, идущих в театре, книги о музыке, ноты, буклеты...
Впереди открывается вид на ажурную беседку-ротонду с вольером для птиц. Птицы, в основном попугаи и канарейки, распевают каждая на свой лад. (Вспоминаю слышанное как-то от Наталии Ильиничны Сац: «Звуки транзисторов не должны заглушать пение птиц».) Но конечно, не все живые существа могут петь. Справа — целая галерея освещенных аквариумов с молчаливыми представителями речной фауны — алыми меченосцами, пятнистыми гуппи всех форм и расцветок, полосатыми скаляриями, есть даже водоплавающие черепахи...
Поднимаемся по мраморной лестнице в ротонду. Она полна света, синее небо опрокинуто в огромные окна. Здесь можно поговорить о творчестве композитора, опера которого идет сегодня в театре, поиграть на пианино, разучить в антракте новую песню. А птичий аккомпанемент напомнит нам, что природа и музыка неотделимы.
Но вот и верхнее фойе — весь в зелени зал с тремя скульптурными композициями. Мы видим Леля, играющего на дудочке, Бояна, перебирающего струны гуслей, и Орфея с кифарой.
В этом зале все дышит музыкой, даже у цветов музыкальные имена. Вот, например, интересное растение, верхние листья которого сменили зеленый цвет на красный — точь-в-точь цветы, распустившиеся на верхушке стебля. Называется это растение «Пуанцеттия», что напоминает фамилию знаменитого итальянского оперного композитора-романтика Гаэтано Доницетти!
В одном из уголков верхнего фойе — импровизированная выставка детского рисунка. Она отличается от всех других выставок на свете: ее экспонаты рождаются здесь же во время антракта. К услугам маленьких художников — столики и стулья, бумага, фломастеры, кнопки, которыми они прикрепляют свои рисунки к стенду на виду у по-сетителей этого вернисажа.
А в соседней комнате звучит мелодия из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», там педагог рассказывает ребятам о сюжетах настенных панно. Собственно, это и не комната, а гигантская палехская шкатулка, подобная многократно повторенной и расцвеченной полированной крышке рояля — нигде в мире мы не увидим таких палех-ских «медальонов» в рост человека. В отличие от традиционно яркого блеска поверхности, живописцы придали черному фону матовый оттенок.
Автор самого внушительного по размерам панно «Руслан и Людмила» — народный художник РСФСР Николай Голиков. Помогал ему в работе сын Юрий, выпускник художественного училища. «Один только пальчик Людмилы три дня рисовал, — рассказывал Голиков.
Как же, на всю страну работа! Надо было сделать поаккуратнее!»
«Руслан и Людмила», опера Глинки по поэме Пушкина, «Снегурочка», «Русалка»... Мы уже чувствуем, что палехская шкатулка — с секретом, она — музыкальная. На лаковых пластинах — сцены из «Волшебной флейты» Моцарта, из «Ромео и Джульетты» Шекспира, вдохновившей Чайковского, Гуно, Прокофьева на создание шедевров. Мир Ромео и Джульетты, мир добра и любви с цветами и птицами — он занимает верхнюю часть панно работы Е. и Ю. Гросберг. А внизу царство зла, здесь Монтекки и Капулетти с обнаженными мечами, вот-вот прольется кровь... А между двумя мирами — пропасть...
Наряду с персонажами классических опер и балетов, мы видим и героев спектаклей, идущих буквально за стенкой, в зрительном зале: оружейника Просперо из «Трех толстяков», тульского мастера Левшу, Маугли с пантерой Багирой и медведем Балу. Всего в палехской комнате одиннадцать сюжетных живописных произведений и три ор-наментальных.
Удивительное в этом театре — везде. Взять хотя бы комнату для младших братьев и сестер, — детей, которые слишком малы, чтобы высидеть весь спектакль. Эту комнату можно назвать Музеем игрушки. Правда, в музее игрушками любуются, а здесь можно брать их в руки. Но сюда мы вернемся позже.
А сейчас побываем в буфете — он расположен в «пальмовой роще» — зимнем саду, здесь уютно расставлены расписанные хохломскими мастерами столики и маленькие стулья. Вежливый плакатик ненавязчиво увещевает: «Просим родителей не садиться на детские стульчики». Тут же — скульптурный Иванушка со своим Коньком- Горбунком, сказка все время с нами рядом. Вот и на стенах буфета панно со светящимися красками: фантастические леса и степи, в которых живут сказочно' красивые птицы, ловкие обезьяны, могучие слоны...
Из громадных окон буфета открывается вид на просторную площадку, окруженную афмитеатром, — это летний зрительный зал для представлений на воздухе. В центре площадки растет величавая ель, которую украшают к Новому году игрушками и подсвечивают фонариками. Здесь могут происходить и традиционные новогодние действа с участием Деда Мороза и Снегурочки.
Мелодичный звонок, не похожий на обычные театральные звонки,
фраза из музыки Ильи Саца к спектаклю «Синяя птица» — приглашает нас в зрительный зал. Спинки кресел в зале имеют форму лиры, кресла — разноцветные: первые ряды — зеленые, потом — голубые, синие и, наконец, — из лилового бархата. Это создает впечатление волнующегося моря, столь же динамичного, как музыка. Кресел — больше тысячи, они плавно спускаются к сцене, отделенные от нее оркестровой ямой, которая может целиком подниматься на уровень сценической площадки.
С потолка свисают три гигантские хрустальные люстры. Мне приходилось бывать здесь и в свободные от спектаклей дни. Акустика этого зала напомнила мне акустику древнегреческого театра в Эпидавре на полуострове Пелопоннес. Там гиды чиркают спичкой о коробок или роняют монетку на расположенную внизу площадку для актеров, и это отлично слышно в самых верхних рядах колоссального амфитеатра. Такой же эксперимент удается и здесь. Правда, спички зажигать не рекомендуется, но даже шепот в центре зала отлично слышен на «галерке».
На синей парче занавеса работы художника Г. Чистова расшит серебром сюжет из оперы Римского-Корсакова «Садко». Гусляр Садко играет на звончатых гуслях, а морские коньки слушают его, затаившись в причудливых стеблях подводных растений.
В отличие от других театров в современном театре Наталии Сац три сцены — главная и две боковых. Легко себе представить, какие это дает постановочные возможности режиссеру. Кроме того, спектакль может идти без пауз — дети пауз не любят.
Но дело не только в этом. Создательница театра, Наталия Ильинична Сац, прекрасный режиссер, педагог и психолог, знает, что дети любят чувствовать себя участниками представления. Особая конфигурация зала и расположение боковых сцен под углом к основной как раз и позволяют вовлекать детей в сферу сценического действия.
Знание детской психологии, опыт и чутье педагога, которыми обладает Н. И. Сац, определили очень многое, если не все, в планировке описанных интерьеров и экстерьера театра. Приведу пример.
Наталия Ильинична убеждена, что нельзя требовать тишины и дисциплины от детей, которые только что вошли в театр с улицы. Они имеют право двигаться и шуметь, им надо разобраться, куда и зачем они пришли. Для этого им и предоставлено гигантское нижнее фойе. И здесь же их начинают готовить к тому, что им предстоит посвящение в таинство театра и музыки. (Этому же способствует и внешний вид театра, и скульптуры парка, и «стекающиеся» к порталам дорожки, и звучание музыки на улице, а здесь, в фойе, и подтянутые билетеры, и разговор с педагогом, обязательно встречающим зрителей у дверей, и доброжелательность гардеробщиц, и, наконец, упомянутое «приглашение к спектаклю», звучащее с висячих балкончиков-мостиков.)
А дальше — нужно рассредоточить массу зрителей на несколько групп, так легче вести с ними просветительскую работу. И у Наталии Ильиничны возникла идея создания нескольких музыкальных очагов
центров приобщения детей к искусству: ротонда с птицами (природа — источник музыки!), музыкальная палехская шкатулка, верхнее фойе — царство музыкальных инструментов — все это этапы подготовки зрителя к спектаклю. Ребенок, по мысли Сац, должен войти в зрительный зал благоговейно...
Но сегодня спектакль мы смотреть не будем — мы еще увидим.не одну постановку...
Мы покидаем театр вечером. Синяя птица, выхваченная лучом прожектора из темноты, осеняет нас своими крыльями.
Как она попала сюда с подмостков Московского Художественного театра, из детских воспоминаний Наташи, дочери замечательного композитора Ильи Саца?!
Чтобы понять это, надо хотя бы бегло пролистать страницы жизни и творчества всемирно известной Наталии Сац, которая для детей так и осталась тетей Наташей.

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования