Общение

Сейчас 387 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

СПЕКТАКЛЬ В ЗАЛЕ

Когда же свидание ребенка с искусством возможно? Этот вопрос сегодня для деятелей детского театра один из основных, и ответ на него не однозначен. Конечно, прежде всего решает высокий творческий уровень самого театра, его искусства и культуры, которую в детском театре обеспечивают не только артисты на сцене.
Но художественный уровень и качество спектакля еще не являются всерешающим и всеопределяющим в безупречном воздействии, его на зрителя. Спектакль на сцене должен поддерживаться своеобразным «спектаклем» в зале. И если спектакль на сцене мы создавать научились, то второй спектакль в зале либо мы не делаем вообще, либо делаем не на уровне современной педагогики и самого детства.
Постановка «спектакля» в зале требует учета многих компонентов: атмосфера в театральном фойе, в зале, эмоциональный настрой рядом сидящих зрителей, психологическая установка к восприятию спектакля и т. д. и т. д. Даже высокохудожественный спектакль может не дать адекватной зрительской реакции, если театр не предусмотрит всех условий, обеспечивающих «спектакль» в зале.
Спектакль в зале действительно «начинается с вешалки», и это не только театральный гардероб (с детьми должны быть вежливы, приветливы, обслуживать быстро и удобно).
В детском театре установка, созданная до начала спектакля, решает многое. Поэтому так важно, чтобы юный зритель был верно сориентирован на визит в театр. Немалую роль играют обстоятельства, при которых был получен билет, выбран спектакль, какая афиша привлекла зрителя, какая программка оказалась у него в руках.
За организацию «спектакля» в зале прежде всего отвечает администрация, которая должна быть в детском театре особой, но и, конечно, педагогическая часть, он организуется с помощью всех взрослых людей театра и всех заинтересованных в его успехе. Прежде всего родителей!
Речь идет не о прямом подключении взрослых к дежурствам на спектаклях для того, чтобы следить за поведением детей, приводить их «в порядок» в антрактах или одергивать по ходу действия, чтобы смотрели и слушали, «как люди». Этого делать не надо и нельзя. Дисциплина в театре создается иначе и другая.
Взрослые детскому театру необходимы, чтобы создать уважительное, серьезное отношение вокруг театра, как к учреждению искусства, которое не обслуживает детей развлечением, а служит детству, приобщая его к «возвышенному и прекрасному», когда посещение театра — не очередное мероприятие, а духовная потребность, которую дети принимают от старших как ценнейшую эстафету.
Эта эстафета передается не теоретически, а, что называется, личным примером. Если взрослые сами уважают театр, посещают его, приобщают к этому и своих детей, то юный зритель легко заражается этим примером.
Мы пришли к интересным в этом отношении выводам, наблюдая зрительный зал в летнее время, когда в Ленинграде много туристов, экскурсантов, то на спектакли приходят зри-тели разных возрастов: взрослые, младшие школьники, подростки, молодые люди. Желание попасть в театр велико, встреча с искусством — потребность, а не навязана, как школьное мероприятие. Поэтому в летнее время «спектакль» в зале и смешанный состав зрителей складываются естественно и органично.
Много лет назад, еще на Моховой, я был на просмотре «Сказок Пушкина». Меня, взрослого человека, заразила свежесть замысла, яркая изобретательность и слаженность ансамбля. Но потом на Пионерской площади, где зал вдвое больше, спектакль шел хуже. Спектакль, который я видел на Моховой, отличался тем, что в зале были не только дети, и дети не одного возраста, приходили и первоклассники (хотя спектакль был задуман для детей с 5-го класса), но было много родителей и педагогов, зал был смешанным, годы спустя спектакль посещали только малыши, и он стал терять свои серьезные достоинства.
Был акт искусства, и вдруг стали обслуживать зрителя. Происходит процесс не просто физического старения спектакля, а духовной адаптации, напоминая адаптированные тексты в школьных учебниках иностранного языка.
То же произошло со спектаклем «Олеко Дундич». В своем решении этот спектакль имел определенные достоинства, держался в афише долгие годы. В зале вместе с подростками были папы, мамы, старшеклассники, но мало-помалу культпоход вытеснил взрослых, и спектакль перешел к шестиклассникам, а потом к пятиклассникам, которые сменились пятиклассниками начала учебного года, а это, по существу, четвертый класс. И спектакль потерял объем, многозначность.
Из этого естествен вывод, что формирование зрительного зала не может быть пущено на самотек. Это вопрос центральный и в нашем деле один из решающих.
Нам не будет больно и стыдно за любой спектакль, если верно сформирован зал. Смешанный по возрасту зрительный зал способствует эмоциональному заражению, вызывает зрительскую реакцию, соответствующую происходящему на сцене действию. Формирование смешанного зала способствует тонкому и психологически сложному восприятию ситуации.
Идея смешанного зала не новая. Смешанный состав зрителей всегда с первых дней истории детского театра естественно складывается на спектаклях для младшего школьника — родители, учителя всегда вместе с детьми. Время подсказало необходимость смешанного зала, особенно в подростковом возрасте, чтобы создать более благоприятные условия для общения этого трудного возраста с искусством. Тем самым мы приближаемся к решению более серьезной задачи — консолидации поколений и укрепления семьи. Установлено за многие десятилетия существования детского театра, что зал культпохода, заполненный детьми одного возраста, неполноценен, так как создается унифицированная атмосфера, в которой дети (особенно с 4-го класса) чувствуют себя в ситуации мероприятия.
Одновозрастной зал обедняет реакции и оценки, способствует стадности, вообще опасной в духовном воспитании, особенно искусством.
Конечно, это обязывает театры делать такие спектакли, которые были бы подлинным искусством, которому «все возрасты покорны». Необходимо сделать ряд уточнений, раскрыть принцип формирования «смешанного» зала, чтобы не дать повод для подозрений в «овзрослении» детского театра, в нарушении святого принципа дифференцированного, адресного подхода к детскому зрителю.
Подлинно художественный спектакль не может иметь узкого возрастного адреса.
В детском театре, в своеобразной школе художественного воспитания, своеобразной эстетической десятилетке, от возраста к возрасту усложняется не только проблематика, но и язык выразительных средств спектаклей, от сказки «Конек- горбунок» к «Матушке Кураж» Б. Брехта. С детьми среднего и старшего подросткового возраста (12—15) театр находит другой, более сложный уровень разговора. Спектакли «Весенние перевертыши», «Будь здоров, школяр», «Не уходи никогда», «Гибель эскадры», «Вокруг площади», «Думая о нем», «Профессия Айзека Азимова» поднимают перед юным зрителем проблемы мужества и героизма, подвига и долга, заставляют их задуматься о себе и времени.
Я взял диаметрально противоположные по темам, проблематике и жанру спектакли для того, чтобы остановиться на вопросе адреса и возрастных границ спектакля.
В афишах театра мы указываем репертуар, рекомендуемый 3—4-м классам, 5-м классам и т. д. до 8-го класса. В рекомендациях мы даем только нижнюю возрастную границу — с какого возраста возможно посещение того или иного спектакля, но при этом преднамеренно не указано, до какого возраста этот спектакль. Можно ли определить возрастной потолок, т. е. в каком возрасте пропадает интерес к. юмору, иронии, а подчас и сарказму скоморохов в спектакле «Потешки», или желание включиться в веселые, возбуждающие воображение и фантазию спектакли-игры «Наш цирк», «Наш Чуковский», «Наш, только наш», «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!» и др.
Есть ли возрастная граница гражданской зрелости и мужества? Можно ли назвать возраст, в котором завершается процесс развития личности гражданина, ответственного за историю?
Мы считаем, что нет и не может быть таких возрастных границ. Рекомендуя только, с какого класса можно посещать тот или иной спектакль, мы создаем условия для формирования смешанного по возрасту зала.
В зрительном зале, наполненном детьми разных возрастов, создается психологически благоприятная атмосфера для общения с искусством. Но пока, к сожалению, культпоход — еще основная форма организации зрителей во многих детских театрах. И нельзя допускать, чтобы он проходил формально и был скорее отпиской-галочкой в плане учителя, ответственного за эстетическое воспитание своего класса. Надо использовать все меры, чтобы встреча ребенка с театром состоялась, и за это отвечают все взрослые: в семье, школе, театре. Конечно, детей надо готовить к посещению театра, но не увещеваниями, предупреждениями или проповедями о хорошем тоне.
Ленинградский ТЮЗ накопил воистину огромный опыт в работе со зрителем и даже выработал методику, способствующую созданию подлинной атмосферы искусства в зале, умному и уважительному поведению детей в театре. Хочется рас сказать об организации второго — педагогического спектакля в зале, что составляет особую нашу заботу. Есть много путей создания нравственной и эстетической установки, способствующей полноценному восприятию спектакля детьми, их верному поведению в театре. И прежде всего создают ее сами дети, умело организованные вокруг театра.
Вот уже более 60-ти лет в Ленинградском ТЮЗе существует делегатское собрание, идея создания которого принадлежит А. А. Брянцеву. Представители почти всех ленинградских школ, ребята разных возрастных групп, начиная с 5-го класса до 10-го и даже старше,— огромная армия 400—500 ребят. Они работают поотрядно, по различным направлениям, работают в театре и школе. Эта работа поднимает авторитет театра, уважение к творчеству, что сказывается на атмосфере в зале, т. е. помогает второму спектаклю в зале. Делегаты ведут в своих школах работу по творческой связи с ТЮЗом: выпускают газеты, оформляют стенды, посвященные театру, проводят конкурс творческих работ по спектаклям, пишут сочинения, отзывы, создают советы друзей театра и, главное, общественно руководят им. Мы должны сделать так, чтобы дети чувствовали себя хозяевами театра. Это их театр! Все это способствует созданию благоприятного климата в театре, на спектакле и вокруг него.
Почетной обязанностью делегатов является дежурство на спектаклях, в которое они вовлекают учащихся своих школ. Так расширяется круг друзей, причастных к театру, которые, как кислород, обогащают кровь театра. Дети несут информацию в школу о театре, а из школы они приносят то, чем дышит школа, что ее интересует, чем она живет. Перед началом спектакля делегаты собирают информацию о возрастном составе зрительного зала. Во время дежурства они следят за порядком в зрительном зале, что способствует установлению некой особой торжественности атмосферы.
Практика показывает, что ребята тех школ, в которых есть делегаты, ведут себя на спектаклях уважительно по отношению к театру.
В своей работе делегат должен опираться на помощь взрослого наставника. В нашем театре существуют активы учителей и родителей делегатов. Идея делегатского собрания хороша еще и тем, что детский театр принадлежит детям, и управление, как бы самоуправление, тоже принадлежит им. Делегаты как бы хозяева театра, потому они и дежурят, отвечают за порядок, потому они обеспокоены, как школа откликнется на театральные дела, есть ли в школе ТЮЗовский уголок, выходит ли бюллетень. Делегаты по существу общественно управляют театром и как раз создают общественную атмосферу и особый психологический климат вокруг театра. Идея делегатского собрания уходит в историю театра, она живет сегодня, живет плодотворно, естественно, в каких-то уже иных параметрах, потому что время меняется, но существо, конечно, осталось верным тому, о чем думал А. А. Брянцев.
О некоторых конкретных формах работы с ребятами хотелось бы еще рассказать. Создан клуб «Искусство» для подростков, для трудных подростков, для учащихся ПТУ, для нашего делегатского актива. Этот клуб раз в месяц собирается вместе с театром и обсуждает вопросы, которые могут интересовать ребят и театр. Ребята разных возрастов — и 12-летние, и 19-летние; артисты, студенты, делегаты вместе разговаривают, спорят, что интересно и важно в искусстве. А потом, естественно, стихи, песни, взаимные сюрпризы, творческие подарки.
Педагогическая часть ТЮЗа в начале каждого учебного года рассылает во все школы города методические письма, адресованные учителям и директорам, в которых раскрываются принципы нашего театра. В школах, где налажена крепкая и творческая связь с нами, проводится день ТЮЗа. Это праздник, куда на встречу с детьми, к своим зрителям выезжает весь творческий коллектив театра. Кроме того, режиссеры, актеры и педагоги постоянно бывают в школах на обсуждении спектаклей. Такие школы — наши помощники в деле воспитания умных и чутких зрителей, способных влиять на свой театр, помогая ему не терять уровень, искать новое и необходимое своим сотворцам.
Работа по созданию спектакля в зале ведется и в самом театре. Для малышей, пришедших к нам впервые, проводится «праздник первого посещения». Педагог ТЮЗа рассказывает им об истории театра, проводит экскурсию по зрительскому фойе, где организована выставка детских рисунков и представлены макеты спектаклей,— все это готовит ребят к первой встрече с искусством.
В фойе наши зрители знакомятся с газетами, выпущенными делегатами, стендами...
Созданию верной установки способствуют и яркие программки. в которых даны комментарии к спектаклю, вопросы, которые предлагаются юному зрителю для более глубокого осмысления увиденного, при этом стараемся найти такие формулировки вопросов, которые задели бы ребят за живое, по будили к анализу и настраивали ребят на волну, необходимую для восприятия данного спектакля. Стенд-реклама у касс театра рекомендует взрослым, какие спектакли смотреть тому или иному возрасту.
Опыт работы показал, что наиболее творческая атмосфере создается в зале, когда в нем присутствуют родители с деть ми. С этой целью мы выпустили абонементы, рассчитанные на посещение спектаклей семьями. Все изложенное выше способствует созданию «спектакля» в зале и в большой мере гарантирует полноценную встречу юного зрителя с театром «Спектакль» в зале можем создать только мы, взрослые,— театр, родитель, учитель, а потому я хотел рассказать об этом заинтересованным лицам — моим читателям.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования