Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В 1918 г. в России история вызвала к жизни специальный детский театр, который быстро получил более емкое название — Театр юного зрителя, или ТЮЗ. Двадцатые годы XX в. были временем массового создания в нашей стране детских театров. В 1921 г. открывается Московский театр для детей, который в 1936 г. преобразовывается в Центральный детский театр (знаменитый ЦДТ), а сейчас это Российский академический молодежный театр. В 1922 г. спектаклем «Конек-горбунок» по сказке Петра Ершова начинает работу Театр юного зрителя в Петрограде, позже — это знаменитый ЛенТЮЗ — театр, который воспитал не одно поколение ленинградцев. Сейчас этот театр носит имя своего создателя — Александра Александровича Брянцева. В 1927 г. открывается Московский ТЮЗ, который за свою уже семидесятилетнюю историю ни разу не поменял своего имени!
Деятели культуры, создававшие в советской стране профессиональный драматический и музыкальный театр для детей (А В. Луначарский, С. Я. Маршак, Н. Н. Сац, А. А. Брянцев и др.), рассматривали его как одно из звеньев общей программы воспитания детей и как целостный художественно-педагогический организм. Феномен театра, получившего наименование «детский», и состоял в соединении педагогических и художественных задач. Это была своеобразная «эстетическая десятилетка» для юных зрителей.
Герои спектаклей соответствовали требованиям жизни. В 20-е гг. главное действующее лицо в детском театре — беспризорник, с 30-х гг. ведущее место на ТЮЗовской сцене занимает школьник, и проблемы школьной жизни на многие годы становятся основой драматургических сюжетов театра для детей.
Важной составляющей частью репертуара этого театра была классическая драматургия. Разумеется, классику адаптировали к юношеской и молодежной аудитории. Поэтому, когда ставили Шекспира, — то выбирали для постановки «Ромео и Джульетту», а не «Макбета», когда Мольера, — то «Мещанина во дворянстве», а не «Дон Жуана».
И еще о специфике театра для детей и юношества: в нем возникло уникальное театральное амплуа — актрисы-травести, которые исполняли роли мальчиков-подростков. Таких героев было много в спектаклях, посвященных историческому прошлому страны.
В системе эстетического воспитания, которая создавалась в нашей стране десятилетиями, в разные периоды театру для детей отводилась разная воспитательная роль. В программных документах 20-х гг. приобщение детей к театру рассматривалось как непременное условие всестороннего развития учащихся общеобразовательной школы. Исследователь и историк детского театра Л. Г. Шпет отмечала характерные черты театра 20-х гг., обращенного к детям: демократичность и доступность этого театра, педагогическая направленность, которая выражалась в поисках доступного для детей репертуара и первых попытках изучения особенностей детского восприятия, а также приход в детский театр профессионалов: режиссеров и актеров.
Создатель Ленинградского ТЮЗа, режиссер А. А. Брянцев в работе «Причины рождения театров для детей» писал о том, что театр должен «соблюдать свой основной педагогический принцип, основанный на природе театрального искусства, основная особенность которого заключается в том, что здесь момент восприятия совпадает с моментом творчества, в силу чего оба эти момента взаимно зависят друг от друга. Из этого следует, что всякий спектакль должен быть рассчитан на способность данных зрителей воспринимать адресованный им спектакль».
Сложный процесс становления театра для детей (его практики и теории) занял не одно десятилетие. Многие принципы детского театра, определившиеся еще в начале его пути, сохранили свое значение, несмотря на последующие изменения в эстетике и стилистике сценического искусства, обусловленные развитием советского общества в целом. В результате многолетней практики и теоретического осмысления деятельности театров, обращенных к детям, были сформулированы программные принципы детского театра.
Во-первых, это общность эстетических позиций детского и взрослого театров, а также преимущественная ориентация на многосоставную, разновозрастную аудиторию юных зрителей.
Во-вторых, в своей работе драматурги, режиссеры, актеры театра для детей должны учитывать представления о современном детстве, интересоваться проблемами воспитания и знать возможности художественного восприятия зрителей разного возраста.
Существенно, что детский театр в советском обществе рассматривался как цельная художественная и педагогическая система, которая дает театральное образование и воспитывает чуткого, талантливого зрителя, необходимого театру. 
С середины 80-х гг. ситуация в театрах для детей характеризовалась теоретиками и практиками театра как нестабильная (сродни той, что существовала в стране): постоянная смена театральных лидеров и законодателей, неустойчивое равновесие в творческой жизни отдельных театров, которое трудно и анализировать, и прогнозировать. Театр, практически освободившийся от руководства чиновников и «от культуры» и «от образования», получил самостоятельность в выборе репертуара и определении своей творческой деятельности. Возникли проблемы самоутверждения, самовыражения, самодостаточности театра как такового.
И тогда театры юных зрителей стали освобождаться от названия «детский» и утверждать себя равными драматическому театру. Этот процесс выразился, прежде всего, в свободном формировании репертуара и отказе театра от выполнения воспитательных функций.
Когда в 1988 г. Союз театральных деятелей (еще Советского Союза) провел конференцию с символическим названием «Театр спасет школу», то это была демонстрация определенного интереса театральных работников к проблемам эстетического воспитания и понимание важности духовного просвещения и образования своих юных зрителей. Однако практика последующих лет наглядно показала, что задачи «эстетической десятилетки» театр для детей решать не намерен, поскольку занялся своими художественно-творческими проблемами. Освободившись от идеологического контроля, самостоятельно формируя репертуар, осознав себя полноценными театрами без разговора о «специфике», наши детские театры стали явно отклоняться от детского зрителя в сторону молодежи, молодых взрослых. Театр стал свободен в освоении широкого диапазона драматургии от античных авторов до современных пьес и в применении современных художественно-выразительных средств режиссуры, сценографии, актерского мастерства, которые предполагают наличие зрителя, любящего и ценящего искусство и умеющего в нем разбираться.
Существующие много лет театральные фестивали спектаклей для детей и молодежи, проводимые в городах Екатеринбурге («Реальный театр», с 1990 г.), Самаре («Золотая репка», с 1994 г.), Санкт-Петербурге («Радуга», с 2000 г.) демонстрируют актуальность проблемы «Театр и дети». В программах этих фестивалей традиционно работают режиссерские и драматургические лаборатории, решающие вопросы не только художественного своеобразия спектаклей для детей, специфику драматургии, но и проблемы воспитания зрительской культуры. В 2005 г. впервые создана национальная премия за спектакль для детей. Она получила название «Арлекин» и вручается на одноименном фестивале в г. Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день в России более 50 профессиональных детских театров. Часть из них окончательно сменила название на Молодежный, часть добавила к детям молодежь, а часть осталась по-прежнему ТЮЗами, художественные достижения которых, однако, лежат в плоскости театра для молодежи.
Наметившаяся в последнее десятилетие и отмеченная театроведами тенденция разделения театрального искусства на массовое и элитарное коснулась и театра для детей и молодежи. Для узкого круга ценителей и любителей, как правило, на малой сцене ставятся спектакли экспериментальные, оригинально трактуется классика, воплощается драматургия, ранее невозможная в ТЮЗе: Л. Андреев, М. Булгаков, А. Платонов, Э. Ионеско, С. Мрожек, Ж. Жироду. А в больших залах играют спектакли зрелищные, музыкальные, спектакли-шоу, рассчитанные на самый широкий круг зрителя, может быть пришедшего в театр в первый раз.
Художественные поиски современного театра естественно подпитываются наличием грамотного зрителя, которого привлекает в театре нечто большее, чем знакомство с неизвестным сюжетом или возможность провести свободное время. Дифференциация зрителей на отдельных «знатоков» и массовую «одноразовую» аудиторию заложена в проявляющемся разделении искусства на элитарное, пользующееся оригинальным художественным языком, и массовые шоу-зрелища, доступные любому зрителю. Современный театр (и детский в том числе) становится самодостаточным творческим организмом, частью процесса, исторически называвшегося «искусство для искусства», когда зритель из «третьего творца спектакля» (К. С. Станиславский) превращается во второстепенный компонент, отходящий на периферию внимания режиссера и актера.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования