Общение

Сейчас 692 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Понимание дается лишь тем, кто совершает какое-то действенное усилие. Одного пассивного восприятия недостаточно... Можно слушать и не слышать, смотреть и не видеть.
Игорь Стравинский

Увидеть   в   произведении искусства    главное,   основное,  увидеть,  а  значит,  и понять, может только активный,   действенный   зритель.
...Рядом со мной растет внук. Ему несколько месяцев от роду. Часами смотрит на все окружающее этот юный зритель... Впрочем, нельзя еще   дать     ему   это   почетное звание! Какой же он зритель, если в его голубых глазах отражается такой сложный внешний мир, но не виден мир внутренний? Пуст и невыразителен чистый и безмятежный взгляд младенца. Он пока еще только смотрит. Смотритель...

Но вот юный «смотритель» начал проявлять беспокойство, начал вертеть головой — вправо, влево, вверх... И снова — вправо, влево... Он учится видеть окружающие его предметы, учится узнавать. Но до настоящего зрителя ему все еще далеко: ведь он ничему не удивляется! Любую, самую невероятную игрушку — красного медведя, оранжевого бегемота — он принимает с олимпийским спокойствием. Ему все равно... Он смотрит на них, вытаращив глаза, совсем как директор фабрики игрушек из кинокомедии. И только когда он (это относится и к бюрократу-директору) удивится и обрадуется новой игрушке, он сделает свой первый шаг к чудесному превращению из смотрителя в зрителя.

Разные причины вызывают радость, которую чувствует каждый из нас, любуясь утренней или вечерней зарей, грозовыми тучами, звездным небом. К сожалению, эта радость часто блекнет и исчезает в театральных мастерских и на сцене.

Недавно парижский театр «Ателье» показывал москвичам тургеневский «Месяц в деревне». В этом спектакле есть сцена, где влюбленный Ракитин очень умно и тонко говорит о красоте русской природы. Любуясь садом, он говорит о могучем дубе и молоденькой березке, листва которой блестит каким-то жидким блеском, как будто тает.

Но в ответ на свои «изысканно-счастливые» выражения Ракитин слышит от любимой женщины, что его восприятие природы  схоже  с тем,  как  раздушенный  маркиз  на  красных каблучках  волочится  за хорошенькой крестьянкой.

«...Только вот в чем беда, — говорит героиня пьесы Ракитину, — природа гораздо проще, даже грубее, чем вы предполагаете, потому что она... здорова...»
Изящные декорации французского спектакля изображали сад в имении Ислаевых, точно увиденный сквозь мутноватый лорнет изящного маркиза. Зеленовато-серые, тусклые краски подчеркивали условный характер тюлевых арок и завес, повешенных вперемешку с откровенно-театральными падугами и кулисами. Никакого дуба, никаких берез не было. Зрители видели на сцене лишь намеки на деревья.

Болезненное, манерное воспроизведение природы и жизни мы подчас наблюдаем на современной театральной сцене. Это случается всегда, если умный, тонко чувствующий художник теряет свежесть и непосредственность восприятия.

Великолепным олицетворением душевного здоровья и свежести является образ Верушки Мамонтовой на серовском портрете, о котором мы говорили немного выше. В пьесе Тургенева такой свежести полны Верочка (тоже Верочка!) и почти ровесник Серова — учитель Беляев.

Ракитин считает эту свежесть «глупостью», не понимая, что «нет ничего утомительнее невеселого ума».

Если художник, обладающий «невеселым умом», не может создать образ здоровой природы, тогда вместо солнца, которое ослепительно ярко и свежо пронизывает сад, вместо дубов, берез и лип, о которых говорится в пьесе, мы видим на сцене лощеный планшет и отраженную в нем тюлевую, стилизованную, почти пародийную, «природу».

Однако дело совсем не в правдоподобии изображения деталей пейзажа. Зрители не примут и такой спектакль, в котором вместо декорации будет живая природа, если она заслонит актера и не даст пищи нашей творческой фантазии.

К. С. Станиславский рассказывает, как однажды на гастролях Художественного театра в Киеве актеры и зрители после спектакля «Месяц в деревне» отправились погулять. Случайно им встретилась в дворцовом парке аллея, очень похожая на декорацию второго акта тургеневского «Месяца в деревне». Родилась идея сыграть тут же сцены из этого спектакля.

Актеры пошли вдоль длинной аллеи, говоря  свои реплики, потом сели на скамью и... остановились, так как продолжать они были не в силах.

«Моя игра в обстановке живой природы казалась мне ложью. А еще говорят, что мы довели простоту до натурализма!..» — пишет великий режиссер, который в этом спектакле добивался того, чтобы артист стал первым лицом и творцом в театре. Он добивался устранения всего того, что мешает тысячной толпе воспринимать внутреннюю суть переживаемых действующими лицами чувств и мыслей.

Живая природа, оказалось, имеет много лишнего, мешающего игре (и восприятию игры) актера...
В театре не должно быть ничего лишнего! В этом, вероятно, одна из причин магической силы настоящего театра, если за тысячелетия мы не могли привыкнуть к его «чудесам» и сохранили способность удивляться и радоваться сценическим эффектам, история возникновения которых теряется в глубине веков.

В. С. Барков
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования