Общение

Сейчас 589 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Драматическое искусство родилось на площади.

А. С. Пушкин   

«На площадь придут три   актера,  положат на  землю коврик и начнут играть — и театр уже  есть»  —  так  определил  сущность  театрального  представления Вл. И. Немирович-Данченко.

На уроке пения молодой студент надел на руку самодельную смешную куколку-негритенка. Это было началом удивительного «театра актера с куклой», из которого вырос потом известный всему миру Центральный театр кукол С. В. Образцова.

Совсем обыкновенная вещь — стол у нас дома. Но поставьте этот стол «где-нибудь среди поля», и он «сразу же обретает новое выражение: это и есть театр», — говорит французский актер и режиссер Луи Жуве.

И все же коврик, куколка, стол не помогут актеру, даже очень талантливому, создать театр, если не будет рядом с ним его главного партнера — зрителя.
На полевом стане в Целинном крае появились приехавшие издалека актеры, их окружили зрители, и вот происходит чудесное превращение...
В чистом поле, точно по велению могущественного чародея, возникает «волшебная сцена». Окончится представление — и она   исчезнет.   Спадет   таинственное   очарование   со   всех   этих людей. Мгновенно пропадет не только сцена, но и зрительный зал.

Зрители разойдутся по своим рабочим местам и превратятся в работающих на поле колхозников. Актеры снова станут пассажирами автобуса, уедут, и даже примятая трава вскоре выпрямится и скроет все следы волнующего события.

В театре на полевом стане нет ни подмостков, ни рампы, ни кулис. Нет даже занавеса между зрителями и сценой. Никто не расставляет в поле кресла, никто не занимает места «согласно взятым билетам». Нет здесь даже вешалки, с которой, как известно, начинается театр!.. Словом, не видно никаких театральных атрибутов, а театр родился.

Внимательно смотрят люди на сцену, где все «так полно очарования». У всех зрителей, как говорил В. Г. Белинский сто лет назад, «сердце бьется ровно и глухо, дыханье замерло на устах». Все они в эти минуты соучастники спектакля, способные не только смотреть, слушать и переживать, но и вместе с актерами строить театр.

Великая сказочница Шехеразада рассказывала однажды, как царевна повернула камень той стороной, где было нарисовано изображение шатра, и ударила по камню, и сказала:
«Пусть встанет в этой долине шатер!»

И шатер встал перед героями сказки, и они уселись в нем...

Но даже в сказке для появления шатра потребовалось его изображение на камне — нечто вроде «эскизного проекта», а может быть, и «рабочего чертежа»! Царевне пришлось ударить рукой по этому чертежу и подать команду — только тогда появился шатер.

Даже в сказке строительство волшебных шатров и дворцов совершается далеко не просто — почти всегда для этого надо иметь исполнителей-джиннов и знать к тому же какое-то волшебное средство, слово или заклинание. И все это обычно добывается с великим трудом!

А вот бригада актеров на полевом стане мгновенно создала с помощью зрителей настоящий, хоть и временный, театр. Без разработки проекта, без материалов, даже без волшебных слов. Так велико могущество актеров и зрителей!..

И самое удивительное, что этот театр был создан с той же четкостью планировки, с теми же гармоничными пропорциями, как и лучшие образцы театральной архитектуры, такие, как, например, великолепный театр, построенный в Афинах 2500 лет назад.

Трудно представить, что зрители полевого театра знали назубок древние трактаты Витрувия, сформулировавшего каноны построения классических античных театров. Или предположить, что участники выездной театральной бригады, подобно некоторым современным режиссерам и архитекторам, только и мечтали об амфитеатре или сцене-арене «новой формы» по образцу многовековой давности...

Нет, совсем не тяга к эпигонству или новаторству привела наших зрителей к возрождению античного амфитеатра в Целинном крае!

Геометрически точная планировка этого импровизированного театра возникла сама собой, спонтанно, то есть вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне. Законы композиции здесь порождаются внутренними причинами, особенностями природы массового восприятия театрального зрелища.

Недаром на одной из конференций, посвященных проблемам современного театра, знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье призывал искателей «новых форм» к «спонтанному» проектированию театров. А на первом международном симпозиуме по сценографии много внимания уделялось поискам такой композиции сцены и зрительного зала, которая помогала бы установить наилучший контакт между сценой и зрителем.
Какое все-таки необыкновенное место — сцена, и как преображает она любящего театр человека!..

Где еще, кроме театра, взрослые серьезные люди способны поверить в то, что смешная кукла Тяпа с вытаращенными глазами-пуговками и голой спинкой, которую изображает рука «отца» — Сергея Владимировича Образцова, действительно засыпает под колыбельную песенку? И только что весело хохотавший зал с живым участием замирает до полной, беззвучной   тишины,   когда   озорная Тяпа, наконец, заснула, а папа-кукольник осторожно, опасаясь разбудить, уносит за ширму своего бутафорского ребенка.

Могучую силу творчества пробуждает сцена в акт ерах и зрителях. Человек становится волшебником... И тогда обыкновенный письменный стол или коврик может помочь рождению импровизированного спектакля.

В самых простейших условиях осуществляются удивительные сценические эффекты, если сцена и зрительный зал едины, если актеры и зрители помогают необыкновенным превращениям, знают, что творят и как важно для сцены их единство.

Да, лишь при условии сотворчества актеров и зрителей коврик становится игровой площадкой, кукла — партнером в игре актера, стол — сценическими подмостками или частью композиции сценического пространства.

Если зрители пассивны, безучастны — театр убирает. Не случайно свою книгу о художественной целостности! спектакля Алексей Дмитриевич Попов, один из крупнейших; советских режиссеров-исследователей, заканчивает главой «Зритель завершает спектакль». Он пишет в этой книге, что «сейчас зритель чувствует и мыслит богаче и глубже, нежели мы, драматурги, актеры и режиссеры».

«Дальнейший подъем театра, — утверждает A. Д. Попов, — начнется тогда, когда драматург, актер и режиссер не на словах, а на деле отнесутся к зрителю, как к главному партнеру сотворчества в своем искусстве...»

Завершая работу над спектаклем, театры приглашают на генеральную репетицию зрителей и чутко прислушиваются к их реакции — смеху, вздохам и восклицаниям, скрипу стульев или кашлю, и к самому дорогому — внезапно наступающей тишине, вниманию, когда у тысячи людей буквально дыханье замирает на устах и каждый перевоплощается во всех действующих на сцене лиц.

Эти мгновения абсолютной тишины и неподвижности зрителей говорят о возникновении эффекта их участия в спектакле, о желанном контакте зрительного зала со сценой.

Сила воздействия зрителей на актеров и всех закулисных работников сцены очень велика.

«Зритель, — говорил К. С. Станиславский, — создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые, человеческие чувствования...»

В. С. Барков

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования