Общение

Сейчас 327 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • Элен

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

ГЛАВА VI ЛОГИКА ФРАЗЫ, ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.

Из переводов С. Маршака.

Замечал ли ты, что одной и той же фразой можно передать множество различных смысловых оттенков? И заметь, это зависит не только от изменения интонации или силы звука голоса. В первую очередь это зависит от логического построения фразы, от изменения в ней логического ударения.
Что такое логическое ударение?
Каждая фраза состоит из нескольких слов. Каждое слово в фразе важно, даже необходимо, но не все эти слова равноценны для выявления смысла фразы. Есть как бы «самые главные» слова, которые несут основную смысловую нагрузку, а другие являются как бы помощниками, развивающими и уточняющими содержание фразы, заложенную в ней мысль.
Это, пожалуй, похоже на военный строй. В строю фраз, как и в военном строю, есть командиры и есть солдаты. Ты, конечно, понимаешь, что для выполнения любого военного задания необходимы и те и другие. У командира и солдат цель одна, но их обязанности и действия различны. Командир определяет задание и организует проведение его в жизнь, а солдаты вместе с командиром выполняют это задание. Один, без солдат, даже лучший командир был бы беспомощен.
И в строю слов, составляющих фразу, слова-командиры определяют целенаправленность фразы, основную ее мысль, и ведут к намеченной цели четко выстроенный строй сло§-солдат.
Таким образом, в каждой фразе какое-то одно слово является как бы главным, определяющим мысль, заложенную в этой фразе. Это слово и несет на себе логическое ударение.
Повтори несколько раз одну и ту же фразу, каждый раз меняя логическое ударение, и ты легко убедишься в этом. Например: «Я пойду домой», или «я пойдУ домой», или «Я пойду домОй». Говоря «Я пойду домой», ты хочешь сказать: не кто-нибудь другой, а именно я пойду домой. Говоря «я пойдУ домой», ты выражаешь как бы согласие или решение пойти домой (а не поехать), То, что пойдешь именно ты, а не кто-то другой, здесь уже становится ясно само собой. Говоря «Я пойду домОй», ты утверждаешь решение пойти именно домой, а не остаться там, где находишься, или направиться куда- либо еще. И так в каждой фразе. Если ты спросишь товарища: «Зачем ты взял эту книгу?», нам будет ясно, что ты недоволен или удивлен тем, что твой товарищ взял именно эту книгу, а не какую-нибудь другую. А если ты ему скажешь: «Зачем ты взял эту книгу?», то ясно, что такое недоумение или недовольство относится не к выбору книги, а к факту, что именно он, твой товарищ, ее взял (может быть, потому, например, что книга предназначалась другому), и т. д.
Также и в чтении стихов: логические ударения помогают выразить авторскую мысль, которую ты хочешь передать слушателям. Например, в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась», «На мутном небе мгла носилась» — ты подчеркиваешь слова «вьюга», «мгла», создающие образ разгула темных сил природы, чтобы этот образ ярче противопоставить образу ясного зимнего утра «под голубыми «небесами». А в строчке «и ты печальная сидела» — где бы ты поставил логическое ударение? Ну конечно же, на слове «печальная» — ведь именно этот образ печально сидящей у окна женщины так выразительно дополняет мрачную картину суровой зимней
ночи и настроение всей этой строфы. И, не правда ли, совершенно ясны логические ударения в шутливом стихотворении, напечатанном в начале этой главы:

Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.

Только помни, что слово, на которое падает логическое ударение, никогда не должно выделяться слишком грубо. Как хороший командир, оно должно быть скромным. Не произноси его назойливо-подчеркнуто, не выкрикивай его. Оно должно звучать мягко, но определенно.
Если мысль, заключенная в фразе, тебе ясна, то и логическое ударение всегда будет правильно.
Каждое стихотворение имеет свои ритмические и мелодические особенности. Их надо постараться уловить и передать в чтении.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования