Общение

Сейчас 611 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

ГЛАВА V ОБРАЩЕНИЕ К СЛУШАТЕЛЯМ

Ты с работы пришла усталая.
Что ж не ляжешь, не отдохнешь?
Почему у окна ты встала,
Смотришь вдаль, что-то тихо поешь?

Ты как будто о чем-то мечтаешь,
Устремив свой взгляд на дорогу,
Может, старых друзей вспоминаешь
И о детстве грустишь немного…

Каждый день твой недаром прожит,
Ты о нем вспоминаешь вечером —
Сколько сделано дел хороших,
Сколько добрых друзей встречено!

Я боюсь прервать нечаянно
Твоих мыслей ход, и одна
Стерегу я твое молчание.
Помечтай. Отдохни у окна.

Алла Хорошилова.
«Самая родная».

К кому обращается новосибирская школьница Алла Хорошилова в этом стихотворении? К матери. А можешь ты адресовать его своей младшей сестренке? Нет, потому что с ней ты разговариваешь совсем по-другому.
Может Пушкин обратиться к своей няне в стихотворении «Ночной зефир»? Или в стихотворении «Буря мглою небо кроет» обратиться к царице? Это невозможно.
Значит, стихотворение часто бывает адресовано автором какому-то определенному лицу или лицам? Конечно. И это очень важно — понять, к кому обращается автор, а следовательно, к кому должен обращаться ты, читая это стихотворение. Ты, конечно, помнишь стихотворение Маяковского «Комсомольская». Как ты думаешь, к кому обращается здесь Маяковский? Очевидно, к комсомольцам.
А к кому обращаться тебе, если ты будешь читать это стихотворение? К своим товарищам, которые сидят в зале. Пусть они не все еще комсомольцы, но они скоро станут ими.
Если кто-то из ребят невнимательно тебя слушает, смеется или разговаривает — не смущайся. Или совсем не обращай на него внимания, или, наоборот, именно к нему и обращайся, стараясь увлечь его своим рассказом. Ты увидишь — он обязательно станет внимательней.
Почему же необходимо знать не только, о чем ты рассказываешь, но и кому рассказываешь?
В жизни, что бы ты ни рассказывал, ты всегда обращаешься к конкретным людям. Ты сразу замечаешь, согласны ли с тобой твои слушатели, даже если они молчат. Если ты видишь, что они с тобой согласны, то ты разговариваешь с ними, как с единомышленниками. Если же они готовы тебе возразить, ты еще горячее стараешься убедить их в том, в чем убежден сам.
Неопытные чтецы часто читают стихи «в никуда», бессмысленно уставившись глазами в стенку, в пол или в потолок. Маяковский писал: «Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращен». Он это говорит о процессе создания стихов, но часто это в не меньшей степени относится к чтению стихов вслух, относится именно тогда, когда стихотворение обращено к определенным людям, или к определенному человеку. Это может быть разговор с реальным или воображаемым объектом, который в данный момент молчит; этим объектом могут быть слушающие тебя товарищи, или кто-то один из них, или воображаемый человек. Это может быть и разговор с самим собой. Но никогда не читай стихи, не представляя себе, к кому ты обращаешься.
Иногда в самом стихотворении автором точно указан адрес. Например, в знакомом тебе «Зимнем утре». Или в этом стихотворении М. Светлова:

Я о будущем нашем мечтаю,
Я все годы с тобою делю —
Я все зимы себе оставляю,
Я все весны тебе отдаю.

Совершил я ужасное дело —
Снял я солнце с небес голубых,
Чтоб оно мою Таню согрело
С обожженных ладоней моих.

Я всю землю тебе, если надо,
Я все небо тебе подарю,
Двести звезд принесу тебе на дом
И одну молодую зарю!

Темнота всю планету закрыла,
Люди бродят на ощупь впотьмах:
Где, куда подевались светила? —

А светила у Тани в гостях...
Я хочу, чтоб пурга и ненастье
Не закрыли небес голубых,
Чтобы ты задыхалась от счастья,
От волшебных подарков моих!

Песня Вани из пьесы «Сказка».

Лермонтов в стихотворении «Смерть Поэта», разоблачая убийц Пушкина, бросает свои обвинения прямо им в лицо. Таких стихотворений, обращенных к определенному объекту, ты встретишь много.
Иногда поэты обращаются не только к людям, но и к предметам неодушевленным. Например, Пушкин в стихотворениях: «Редеет облаков летучая гряда», «К моей чернильнице»; Лермонтов в стихотворении «Тучки небесные», и т. д.
В этих случаях очень важно, чтобы ты мог хорошо себе представить объект, к которому обращаешься, мысленно его видеть.
Но часто поэт не обращается к какому-либо определенному объекту. Мысль, которую он хочет передать в поэтических образах, направлена более широко — ко всем людям, ко всем читателям, как например, в начале и в заключительной части стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте».
Примерно то же ты увидишь и в стихотворении Э. Багрицкого «Смерть пионерки». Свою песню о пионерке Вале поэт сложил для всех людей. Он хочет, чтобы все знали, какие чудесные у нас ребята-пионеры — маленькие коммунисты. Но объекты, к которым автор непосредственно обращается в разных частях своего стихотворения, разные.
Вначале автор обращается к Вале. Заметь, как ясно видит поэт больничную обстановку, палату, в которой лежит больная девочка. Как внимательно вглядывается он в ее лицо. От пристального его внимания не ускользнул ни «бедный ежик» волос, ни горячие губы девочки.
Когда приходит мать, ее слова как бы смутно доходят до затемненного сознания Вали, а когда Валя открывает глаза, поэт в ее глазах видит то, что видит она.
Последняя же часть — со слов «пусть звучат постылые, скудные слова» до конца стихотворения — обращена ко всем читателям, ко всем, кто слушает тебя, как горячий призыв, как утверждение победы жизни над смертью.
Однако далеко не все стихи требуют обращения к слушателям с целью их в чем-то убедить или так или иначе воздействовать на них своим рассказом. Часто —
это мысли поэта вслух, раздумья, воспоминания. Так и следует их читать, сосредоточив свое внимание как бы на внутреннем объекте — на мыслях и образах, которые эти мысли рождают в воображении поэта.
Так, например, написано стихотворение «Для берегов отчизны дальной» Пушкина, «Выхожу один я на дорогу» и «Утес» Лермонтова, и многие другие.
А теперь попробуй сам распределить объекты своего внимания в стихотворении поэта Владимира Луговского:

МЕДВЕДЬ

Девочке медведя подарили,
Он уселся, плюшевый, большой,
Чуть покрытый магазинной пылью,
Важный зверь
с полночною душой.

Девочка с медведем говорила,
Отвела для гостя новый стул,
В десять
спать с собою уложила,
А в одиннадцать
весь дом уснул,

Но в двенадцать,
видя свет фонарный,
Зверь пошел по лезвию луча,
Очень тихий, очень благодарный,
Ножками тупыми топоча.

Сосны зверю поклонились сами,
Все ущелье начало гудеть;
Поводя стеклянными глазами,
В горы шел коричневый медведь.

И тогда ему промолвил слово
Облетевший многодумный бук:
«Доброй полночи, медведь! Здорово!
Ты куда идешь-шагаешь, друг?»

«Я шагаю ночью на веселье,
Что идет у медведей в горах.
Новый год справляет новоселье,
Чатыр-Даг в снегу и облаках»,

«Не ходи!
Тебя руками сшили
Из людских одежд, людской иглой.
Медведей охотники убили.
Возвращайся, маленький, домой.

Кто твою хозяйку приголубит?
Мать встречает где-то Новый год,
Домработница танцует в клубе,
А отца собака не найдет.

Ты лежи, медведь, лежи в постели,
Лапами не двигай до зари
И, щеки касаясь еле-еле,
Сказки медвежачьи говори.

Путь далек, а снег глубок и вязок,
Сны прижались к ставням и дверям,
Потому что без полночных сказок
Нет житья ни людям, ни зверям».

Чтобы, читая стихи, ясно донести до слушателя авторскую мысль, надо четко построить фразу логически, правильно выделяя в ней логические ударения.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования