Общение

Сейчас 397 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

ГЛАВА IV ВИДЕНЬЕ

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком,

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна и дышать ей привольно!..
А. Блок. «Ворона».

Можешь ли ты точно описать, как выглядит ворона? Как она глядит «боком»? Как радуется весне? Что она при этом делает? Видишь, сколько вопросов. Чтобы на них ответить, надо как бы «видеть» все, о чем рассказываешь. Это заставит и зрителей представить себе всю картину.
О чем бы мы ни рассказывали в жизни, мы очень хорошо представляем себе, видим то, о чем говорим: события, людей, картины природы. Попробуй-ка начать рассказывать о ком-нибудь из своих товарищей, и ты сразу мысленно его увидишь.
Конечно, в жизни «видеть» то, о чем рассказываешь, легче, так как ты сам был свидетелем этого, и вспоминаешь образы виденного. А как же быть, когда приходится рассказывать о том, чего не видел, да многое и невозможно увидеть?
В таких случаях постарайся представить себе, как бы это могло быть. Например, читая «Мужичок с ноготок» Некрасова, ты легко сможешь представить себе Власа, этого малыша в огромных сапогах, всей своей повадкой подражающего взрослым. Ведь ты не раз видел, как детишки играют во взрослых.
Когда будешь читать «Зимнее утро», ты, конечно, не сможешь увидеть точно то, что видел Пушкин, но ты можешь вспомнить подобную же картину и очень хорошо ее себе представить. Ты увидишь и блестящий снег, и елку, зеленеющую сквозь иней, и комнату, наполненную солнечными лучами, отчего воздух в ней кажется янтарным.
А как быть, читая стихотворение «Смерть Поэта»? Ведь ты никогда не присутствовал на дуэлях, и тебе это не удастся сделать даже, если бы ты очень этого захотел. Тем не менее ты можешь хорошо себе представить, как это было. Разыщи репродукции картин, иллюстрации, фотографии, почитай рассказы современников, может быть, тебе удастся посмотреть об этом кинофильм. Тут придется поработать и твоей фантазии. Представь себе точную картину того, о чем рассказываешь: и какой был в этот день Пушкин, как он выглядел, о чем думал, что чувствовал; и как себя вел Дантес, как он целился в Пушкина. Ты никогда не сможешь хорошо сказать фразу «И он убит...», если перед этим не представишь себе, не увидишь, как упал Пушкин.
Ты, вероятно, читал «Медного всадника». Найди в этой поэме описание наводнения на Неве и обрати внимание на поэтические образы:

Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной...

И дальше — разгул бедствия: «... злые волны, как воры, лезут в окна...», а после набега, разрушив, опустошив все на своем пути, «спешат разбойники домой».
Эти поэтические образы, такие яркие и точные, несомненно, помогут тебе «увидеть» то, о чем пишет поэт.
В современной поэзии ты часто встречаешься не только с событиями, хорошо тебе известными, но и с людьми, похожими на некоторых твоих знакомых. Читая такое стихотворение, ты можешь рассказывать о них.
Например, в стихотворении А. Барто «Завитушка» ты можешь или нафантазировать себе воображаемую девочку и говорить о ней, или вспомнить какую-нибудь твою знакомую, очень похожую на ту, о которой говорится в стихотворении. Что лучше? Это ты должен решить сам. Что поможет тебе яснее выразить свое отношение к такой вот «завитушке», то и выбери.
Если ты будешь хорошо видеть то, о чем рассказываешь, то прочтешь стихотворение так, как если бы сам был свидетелем этого события. И это очень поможет тебе. Вот, например, стихотворение «Ленинский подарок»:

Ух, мороз трещит какой!
Ветер с ног сбивает...
И озябший часовой
Ворот поднимает.

Штык холодный руки жжет,
Снег в лицо бьет жесткий,
Караул солдат несет
У ворот кремлевских.

Видит он: идет в пургу
И легко и просто
Человек, — пальто в снегу, —
Небольшого роста.

Подошел. Потом достал
Удостоверенье.
Вмиг солдат его узнал:
Да ведь это Ленин!

И Ильич сквозь ночи мрак
Зорко присмотрелся
И сказал: «Легко-то как,
Батенька, оделся.

На вот варежки возьми,
Поскорей надень-ка.
Да, такой я, брат, зимы
Не видал давненько!..»

И солдат подарок взял,
Задрожали пальцы.
И спасибо не сказал:
Вот как растерялся!

Молча варежки надел,
И теплее стало...
А метель, мела метель,
Не переставала.

Это стихотворение написал ленинградский школьник Леня Велютин. Он, как и ты, никогда не видел Ленина, но ясно представляет себе то, о чем пишет. Вот и ты попробуй прочесть стихотворение так, как будто сам при этом присутствовал. Тебе самому холодно на таком морозе, и ты сочувствуешь красноармейцу, которому приходится стоять на посту в такую погоду. Представь себе этого красноармейца, который пытается согреться, поднимая воротник замерзшими руками. У тебя, вероятно, возникнет чувство большого уважения к нему: ведь он стоит на таком ответственном посту!
На площади никого нет, только снег метет.
Но вот идет какой-то человек, ничего необыкновенного в этом нет. Как все, которые подходят к кремлевским воротам, он достает удостоверение (в то время не было открытого входа в Кремль, как теперь, — туда пропускали только по специальным пропускам). И вдруг оказывается, что это — Ленин! Нарисуй себе мысленно картину: ночь, Красная площадь, Спасские ворота, метель, часовой и рядом с ним — Ленин, весь в снегу. Представь себе, как Ленин внимательно смотрит на часового, на его озябшие руки и отдает ему свои варежки!

Заметь, как часовой берет эти варежки, и какое у него растерянное лицо, и какой он даже немножко смешной в своей растерянности, и как он бережно надевает варежки. И тебе, как и ему, станет весело, и теперь вам обоим нипочем метель и мороз — оба вы согреты ленинским теплом.

Вот два стихотворения Тютчева:

* * *

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

* **

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

Оба стихотворения о весне, оба они написаны поэтом Тютчевым, но в каждом случае он иначе воспринимает, иначе видит одно и то же явление природы.
А вот как видит природу Есенин. Обрати внимание, что Есенин всегда отождествляет природу с живыми существами.

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Ты, вероятно, заметил, что, когда мы говорим о необходимости мысленно видеть то, о чем рассказываем, мы говорим и о твоем отношении к увиденному. Это неотделимо. И чем лучше ты будешь представлять себе, о чем говоришь, тем точнее и убедительнее будет твое отношение и тем выразительнее ты передашь содержание произведения слушателям.
Не смущайся, если сначала будет трудно все себе представить. Если ты время от времени будешь возвращаться мыслями к этому стихотворению, твое воображение обязательно постепенно нарисует тебе всю картину.
Часто возникает вопрос: надо ли, читая стихотворение, обращаться непосредственно к слушателям или нет?

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования