Общение

Сейчас 596 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ГЛАВА II ОТНОШЕНИЕ К СОДЕРЖАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЯ

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо:
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
Так вот оно что! А как звать тебя? —
«Власом»,
А кой тебе годик? — «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Ты знаешь, что к одному и тому же событию можно относиться по-разному. Например, в школе произошла драка, подрались два мальчика. Все, кто эту драку видел, относятся к ней различно, и каждый по-своему будет о ней рассказывать. Один возмущен и расскажет о драке, как о безобразном случае; другому было смешно смотреть, как мальчишки дерутся, и он постарается рассказать о ней так, чтобы и слушателям стало смешно; третий сочувствует одному из мальчиков и будет оправдывать его, обвиняя во всем другого, а четвертый, наоборот, сочувствует второму и очень рад, что первому досталось; пятый огорчен самим фактом возникновения драки, а шестой злорадствует, так как не любит этих мальчиков и рад, что теперь им здорово достанется, и т. д. Люди часто по-разному относятся к одному и тому же событию. Это в жизни. А в стихах?
Казалось бы, что вот так же и в стихах: отношение чтеца к событию, человеку или к природе, о которых рассказывается в стихотворении, может быть самое различное. Так ли это?
Возьмем известный тебе отрывок из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» «Однажды, в студеную зимнюю пору...».
Казалось бы, возможны разные отношения к событию, о котором рассказывается в этом стихотворении. Нам может быть смешон этот мальчик, который ведет себя как взрослый. А можем мы отнестись к нему с уважением — ведь он помогает старшим. А может быть, автор, разговаривая с малышом, думает о том, что вот такому маленькому приходится делать то, что должен делать взрослый, ему жалко мальчика? Или автор относится к мальчику с позиций барина, презирающего крестьян, привыкшего считать их людьми «низкого рода», рабами?
Какое же отношение правильно? То, которое выражает главную идею произведения и которое, следовательно, поможет полней и выразительней донести эту идею до слушателей.
Но имей в виду: мы взяли сейчас лишь отрывок из большого стихотворения, а если тебе понравился отрывок и ты хочешь приготовить его для чтения, обязательно прочти внимательно все произведение целиком. Иначе
ты не будешь знать, что же хотел сказать автор всем произведением, а следовательно, и этим отрывком.
Вот когда ты внимательно прочтешь «Крестьянских детей» полностью, ты увидишь, как любит Некрасов деревенских ребятишек, как радуется их привольному житью.

О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим…

И дальше:

Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной, —

замечает поэт.

В отрывке «Мужичок с ноготок» к Власу тоже труд пока оборачивается «нарядной своей стороной», поэтому так смешно-трогательна эта картина, «как будто бы в детский театр я попал», — говорит Некрасов.
Но говоря: «Играйте же, дети! Растите на воле!», Некрасов дальше пишет о слишком раннем знакомстве крестьянских детей с трудом. Он видит и другую, часто трагическую сторону жизни крестьянского ребенка. «А сгибнуть ничто не мешает ему», — с болью замечает поэт.
Помнишь первые строфы стихотворения Лермонтова «Смерть Поэта»:

Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!.,
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

Или:

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?.

Читая только эти отрывки, ты можешь подумать, что самое главное в стихотворении — это скорбь по поводу гибели поэта. Конечно, Лермонтов очень глубоко, как неизбывное горе, переживал смерть Пушкина. Но, читая стихотворение дальше, подойдя к последней его части:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов, и т. д.

ты увидишь — что не менее важно для Лермонтова — и обличение скрытых «под сению закона» убийц поэта,

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Ты видишь здесь отношение Лермонтова к палачам великого поэта, всю силу его боли и гнева. И теперь предыдущие строки прозвучат для тебя несколько иначе, так как в них ты почувствуешь не только горе об утрате любимого поэта, но и страстное обвинение тех, кто его убил. Тогда смерть Пушкина становится еще трагичней, а отношение Лермонтова к убийцам еще беспощадней. Недаром за это стихотворение Лермонтов был арестован и выслан. Читая «Смерть Поэта», одно из лучших произведений русской поэзии, следует передать слушателям всю глубину скорби и негодования Лермонтова.
Авторский замысел может быть выражен в чтении через разные отношения к событиям, но это свое отношение надо решать так, чтобы оно не искажало авторскую мысль, а, напротив, возможно полнее ее выявляло.
Недопустимо безразличное, равнодушное отношение к тому, о чем ты рассказываешь. Ведь если ты сам не заинтересовался тем, о чем говоришь, то и слушатели останутся к этому равнодушны и им очень скоро станет скучно. Они перестанут тебя слушать.
Имей также в виду, что далеко не всегда все стихотворение строится на выражении лишь одной мысли поэта. Часто в какой-либо части стихотворения есть своя, особая мысль, неизменно тем не менее подчиняющаяся общему авторскому замыслу.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования