Общение

Сейчас 622 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

ГЛАВА I

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою Севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

Негой – здесь: сладким сном.
Аврора – здесь: утрення заря.
ВечОр – вчера.

Прежде чем начать учить стихотворение наизусть, следует определить его основную мысль, его идею, то есть понять, о чем пишет поэт, что он хочет сказать читателям. Стихотворения не пишутся просто так. «А не написать ли мне что-нибудь?» — подумал поэт, сел и написал стихотворение. Так не бывает.
Поэт пишет стихи только тогда, когда у него возникает потребность, даже необходимость выразить свои мысли и чувства в стихах и передать их людям.
… И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут...
А. С. Пушкин. «Осень».

Как ты думаешь, о чем говорит Пушкин в «Зимнем утре»? Ну конечно же, о великолепной русской природе, которую он так любил и, которую, несомненно, любишь и ты. Ведь тот, кто не любит природу, не может понять и полюбить никакое искусство, в том числе и поэзию.
О природе, о ее красоте написано очень много стихов. Во все времена и во всех страдах поэты воспевали природу. В этом стихотворении, как и во многих других,
Пушкин рисует нам очарование русской зимы.
Но какая идея лежит в основе этого стихотворения? Поэт как бы говорит нам: жизнь прекрасна, все вчерашние неприятности остались позади и надо как можно полнее насладиться чудесным зимним утром. Ведь и в жизни человека, как в природе, часто так бывает: горькие, тяжелые дни непременно сменяются светлыми, радостными.
А как ты думаешь, что хочет сказать Некрасов своим стихотворением «Школьник»? (Речь идет не о сюжете, а об основной идее, о главной мысли, ради которой это стихотворение написано.) Сюжет здесь несложен: автор встречает деревенского мальчика, бедного, плохо одетого, который идет учиться. Глядя на мальчика, он вспоминает Ломоносова, старается подбодрить паренька: ведь он тоже может стать ученым, надо лишь очень хотеть этого и не сдаваться перед трудностями. Основная мысль стихотворения: народ России богат талантами, за это любит родину и гордится ею Некрасов, хотя стоят еще у власти тупые, холодные и бездарные люди.
Некрасов отчетливо выразил эту идею в последних двадцати строках стихотворения.
Вероятно, ты знаешь одно из лучших лирических стихотворений Маяковского «Товарищу Нетте пароходу и человеку».
Как определить здесь главную мысль поэта?
Один мальчик ответил так: «Главное, что хочет сказать Маяковский, это то, что надо умирать героически». Прав ли он? И да и нет. Маяковский говорит о героической гибели Нетте, но главное, что он утверждает в стихотворении, — это бессмертие подвига. Поэтому, несмотря на драматический сюжет, так оптимистично звучит;

В наших жилах —
кровь, а не водица.
Мы идем
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.

Читал ли ты стихотворение Тараса Шевченко. «Сон»?

Она на барском поле жала
И тихо побрела к снопам —
Не отдохнуть, хоть и устала,
А покормить ребенка там.
В тени лежал и плакал он.
Она его распеленала,
Кормила, нянчила, ласкала —
И незаметно впала в сон.
И снится ей житьем довольный
Ее Иван... Пригож, богат...
На вольной, кажется, женат —
И потому, что сам уж вольный...
Они с лицом веселым жнут
На поле собственном пшеницу,
А детки им обед несут...
И тихо улыбнулась жница.
Но тут проснулась... Тяжко ей!
И, спеленав малютку быстро,
Взялась за серп — дожать скорей
Урочный сноп свой до бурмистра.

Шевченко, показывая изнурительный подневольный труд крепостных, их мечту о вольной жизни, говорит нам: только во сне она снится! Крестьянка мечтает о воле для своего сына, как о самом большом счастье. И то, что лишь мечтой остается это, казалось бы, естественное состояние человека, — вызывает протест поэта. Шевченко страстно протестует против несправедливого, уродливого положения, именуемого крепостным правом, и в этом основная идея произведения.
В маленьком стихотворении А. Коршунова «Ты вступаешь в жизнь» — большая мысль: нельзя жить без борьбы.

Ты вступаешь в жизнь совсем не праздную
Не на миг, не на какой-то час,
И запомни — многими соблазнами
Испытает жизнь тебя не раз.
Жизнь — она не сказка, не идиллия
И не легкокрылые мечты;
И пускай не Зимний,
Не Бастилию,
Только что-то должен брать и ты!

Часто стихотворения бывают иносказательными. Например, «Черемуха» М. Сазонова.

Подросла черемуха,
Зазналась,
Жить в лесу
Ей тесно показалось.

Поселилась в поле,
Там просторней,
Много света, влаги,
Сыты корни.

Подружилась
С гордою мечтою:
Вырасти
До солнца высотою.

А случилось:
Буря надломила,
Опереться
Не на кого было.

Лишь под бурей,
Гибелью грозящей,
Вспомнила черемуха
О чаще.

Ведь на самом-то деле здесь говорится о людях, о дружбе, о том, что нельзя пренебрегать друзьями, что без друзей человеку трудно, он может погибнуть. Автор осуждает Черемуху, которая сама виновата в своей гибели.
Ты, конечно, знаешь «Майскую песенку» Маяковского. Это веселая, озорная песенка, но и в ней заложена определенная мысль: прекрасен праздник 1 Мая, и прекрасен не только своим весенним раздольем, а и тем, что объединяет людей в один отряд.

Зеленые листики —
и нет зимы.
Идем
раздольем чистеньким
и я,
и ты,
и мы.
Весна сушить развесила
свое мытье.
Мы молодо и весело
идем!
Идем!
Идем!
На ситцах, на бумаге —
Огонь на всем.
Красные флаги
несем.
Несем!
Несем!
Улица рада,
весной умытая.
Шагаем отрядом
и мы,
и ты,
и я.

А теперь вспомним стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки» и подумаем, какая мысль побудила поэта создать это стихотворение?

Плыли по небу тучки.
Тучек — четыре штучки:

от первой до третьей — люди,
четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,

от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.

И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все — и растаяли.

И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось — желтый жираф.

Этим стихотворением автор как бы говорит: посмотрите, дети, какие смешные бывают тучки. Но только ли это? Поэт здесь призывает детей фантазировать, открывать вокруг себя интересное, помогает увидеть в природе то, что не сразу заметишь. Человек без воображения, сухарь, не любящий природы, никогда не увидит тучек- зверюшек Маяковский адресует это стихотворение детям, доверяя их фантазии. Читая это стихотворение, постарайся увлечь своих слушателей чудесами, которые природа раскрывает тем, кто ее любит.
Каждое стихотворение имеет свою историю. Иногда поводом к рождению стихотворения является возникшая и взволновавшая поэта мысль, впечатление от того или иного события и т, п. Но иногда стихотворение рождается долго, в результате сложных раздумий и чувств поэта. И если ты будешь знать, что побудило поэта написать стихотворение, его главная мысль станет тебе яснее, ближе, ты увидишь в стихотворении то, что сначала мог и не заметить.
Например, в стихотворении Пушкина «К морю».

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтический побег!

Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой;
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим.

Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Не зная, когда и под влиянием каких событий, мыслей и чувств было создано это стихотворение, ты, вероятно, увидишь в нем лишь обращение Пушкина к морю, любование его «своенравными порывами», раздумья, сожаление поэта о расставании с полюбившейся ему морской стихией.
Это все, несомненно, есть в стихотворении. Но времени, когда оно было написано (1824 год), предшествовал ряд значительных событий: было подавлено восстание в Сербии и в Испании, в России уже существовало тайное общество будущих декабристов. Пушкин не был непосредственно связан с декабристским движением, но был хорошо знаком с Пестелем и с некоторыми другими членами Южного общества. Если ты это будешь знать, то, вероятно, несколько иначе воспримешь отношение поэта к «своенравным порывам» стихии, олицетворяющим для него бунтарский, революционный дух.
Если ты узнаешь также, что незадолго до того, как Пушкин написал это стихотворение, он горестно пережил две большие утраты: смерть в Италии любимой им женщины (Амалии Ризнич) и гибель Байрона — «властителя дум» революционно настроенной молодежи, «оплаканного свободой» гения, то скорбные слова поэта «Мир опустел...» тоже иначе прозвучат для тебя. И все стихотворение ты осмыслишь глубже.
Теперь ты видишь, что понять основную мысль, идею стихотворения очень важно. Только зная, что хочет сказать своим произведением поэт, ты сможешь прочесть это произведение слушателям осмысленно, и слушать тебя будет интересно.
Когда тебе станет ясно содержание и главная мысль стихотворения, у тебя возникнет определенное отношение к тому, о чем ты будешь рассказывать.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования