Общение

Сейчас 616 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Теперь меняется принцип движений тела. Звук фокусируется в центре, на партнере, но тело совершает разнообразные движения. Допустимо использование любых движений, которыми вы овладевали на тренинге до сей поры: подлетов с падениями, верчений, разворотов, поворотов, взмахов, прыжков, подскоков, наклонов, приседаний, потягиваний.

Ведущими точками тела могут становиться колени, бедра» плечи, голова, корпус. Осуществляйте движения плавно, рывками, ускоряя, прерывая. Комбинируйте движения. Избегайте бессмысленного навала чередующихся движений, никак не связанных между собой и не перетекающих одно в другое. К переменам движений относитесь осторожно, стремитесь к кантилене и в движениях, и в речи.
После того как «ведущий» закончил импровизацию ритма, его тело замирает в пространстве. Но он не стоит, окаменев, а вслушивается в проведение ритма «ведомым» и, лишь только «ведомый» заканчивает пробу, моментально включается в создание нового ритма. С нуля не начинайте, а действуйте так, словно продолжаете высказывание партнера.
Вариации в ритмах движений
Как уже было сказано, среди таких вариаций могут быть и уже опробованные ранее, и совершенно новые, те, что вам прямо сейчас и привидятся. Добивайтесь внятности движений и целесообразности. Любое движение, сочетание движений направляйте на увеличение объемов голосового звучания, на обеспечение свободы прохождения воздушной струи по верхним дыхательным путям. Каждым движением подкрепляйте динамику работы артикуляции. Подбирайте движения, влияющие на исправление тех или иных речевых недостатков, развивайте речевую кантилену, формируйте беспрерывную линию голосо-речевого звучания. Не утеряйте ощущение вертикали. Тогда и взлеты будут непринужденными, и сжатия, и развороты, и распрямления - все-все приемы движений - окрасятся деятельностью, не утянут вас в изображение, в демонстрацию. Если через все вариации движений пройдет один сквозной мотив — вертикаль, — то вся комбинация движений и речи насквозь пропитается стреми-тельностью, получит складность и завершенность.
Вариации в ритмах пауз
Позы замирания - вслушивание, подготовка к поступку. Всякое движение, выполненное вами, перетекает в условную паузу. Тело и дыхание ставят точку в ритмической комбинации. Вы замираете — вдело вступает партнер. Скорее, он продолжает ваше высказывание. Вы замираете не ради пережидающего стояния в неестественной позе - вы впитываете создаваемое партнером. Для этого не упускайте ощущения балансирования, если в каком-то направлении вдруг «повело» немного ваше тело, не сопротивляйтесь, а улавливайте способ удержать равновесие.
Действенные позы. Речь идет не о модификации упражнения «Оправдай позу», которое порой используют в театральной школе на уроках по актерскому мастерству и сценическому движению. Наш интерес в восприятии. Открыться для познавания новой информации, вчувствоваться в психофизическое поведение партнера. При этом ваше тело балансирует. И балансирования достаточно, оправдывать какую-то позу не следует. Партнер, воссоздающий ваши телесные и звуковые ритмы, стремится после ряда переходных движений прийти к той позе, в которой вы «зависли». Здесь незаметно происходит тренировка навыков телесной музыкальности. Действительно, выполнив комбинацию из пяти-шести двигательных актов (повторяющихся или разнящихся), вы в финале ставите точку - «замираете». Партнер памятлив, памятуя, с чего вы начинали свою демонстрацию, он видит, к чему вы пришли. Он осознает, что между начальной и финальной точками он должен совершить цепочку движений, согласованных с цепочкой дикционных комбинаций. Ваша поза замирания действует для него притягательно, после серии движений он должен «влиться» в такую же позу замирания. В притяга-тельности и таится ваша действенность. Вы поддразниваете партнера позой замирания. От этого он входит в азарт. Ему хочется пройти без потерь ритмическую фигуру от точки начала до точки конца. Вы, балансируя в своей позе замирания, наблюдаете за точностью физических и дикционных действий партнера, вы сконцентрированы на узнавании своего ритма.
Интересна аналогия с фигурами «Фриза вслушивающихся» («Fries der Lauschenden») Эрнста Барлаха (эта работа выдающегося скульптора находится в экспозиции Музея Барлаха под Гамбургом). Все девять деревянных фигур внимательно вслушиваются. Они стоят, но позы их, внешне, казалось бы, статичные, выражают мягкое эмоциональное отношение к тому, что они слушают. Они открыты, хотя у пятерых из них закрыты глаза - они открыты душой. Вслушивание их не активно — это не действие, они будто слушают и слышат движение листочков на молодом деревце под легким ветерком. В этом есть кантилена вслушивания, кантилена вслушивающегося. Они слышат голос Бога. Притягивают нас и названия фигур.
«Чувствующий» - его плечи свободно опущены, одежда плотно запахнута, руки сложены крестом под грудью - пальцы охватывают предплечья, носки ботинок широко раздвинуты.
«Мечтательница» - длинный незавязанный платок, охватывающий лоб и стекающий по плечам к бедрам, длинная, облегающая ноги юбка, руки сложены крестом на животе. Она босая. На круглом простом лице с закрытыми глазами, да и во всей фигуре, чуть развернутой корпусом влево, запечатлена тоскливая сентиментальность, мечтательница предчувствует. Она грезит, это какой-то сон из грез.
«Паломница» - длинное платье, стянутое под грудью, накидка почти до земли, руки спрятаны, видны только кисти, сложенные крестом в низу живота. Вся фигура устремлена вверх, голова в круглой шляпе с невысокой тульей немного вскинута, светлые волосы, широкий нос, растянутый рот, щелочки закрытых глаз придают лицу шарообразность. Она простовата и доверчива.
«Помилованный» - в простой одежде до пят (бесформенной, почти без складок свисающей с плеч материи), босиком, левая рука под одеждой согнута в локте и заведена под локоть вскинутой и выпроставшейся из одежды правой руки. Локоть правой руки прижат к телу, ладонь охватывает правую часть лица, закрывает большую часть лба, глаз и щёку67. Широко раскрытый левый глаз обращен к небу. Помилованный - значит одаренный милостью Божьей.
«Танцующая» - простоволосая, на носочках, ноги крест-накрест, левая впереди правой слегка касается земли пальцами. Одежда свободная, к низу чуть суженная. Согнутые в локтях руки, кисти поддерживают голову, слегка наклоненную вправо. Глаза прикрыты. Танец отрешенной, слышащей музыку телом и духом.
«Странник» — бесформенная одежда, оголяя длинную шею, спускается с плеч: спереди она не доходит до коленей, сзади опускается ниже икр. Под одеждой высокий, доходящий до середины груди посох, руки сложены на посохе: левая и сверху правая - одежда охватывает кисти со всех сторон, поэтому и задрался балахон спереди выше колен. Шапка соломенная, плоская, ее края далеко выступают в стороны. Голова наклонена направо, глаза плотно закрыты. Весь вид -одежда, скрывающая посох, литые ботинки, порты, облегающие ноги и стянутые обрывками веревок под коленями, - показывает человека закрытого. Но этот спрятавшийся в себя человек на наших глазах раскрывается, смягчается. Его вслушивание наивно и грустно.
«Слепой» - большой открытый лоб, борода, идущая под подбородком от виска к виску. Длинная, до пят, рубаха с широкими раструбами рукавов и без ворота, раскрытая до середины грудь. Он опирается на короткие толстые палки. Лицо выражает суровость, близкую к рыданию.
«Верующий» — вот уж где открытость, так открытость. Он не сдерживает своих реакций. Две кисти неожиданно выныривают из верхней одежды около горла и раскрытыми ладонями напоминают распустившийся цветок. Голова с взлохмаченными волосами откинута резко влево, лицо с глубокой прорезью морщин на лбу, ровно постри-женными усами и курчавой бородкой развернуто к небу. Как ребенок вслушивается в голос мамы, этот человек вслушивается в голос Бога.
«Ожидающая» - единственная фигура, расположенная к нам немного боком, с близко поставленными ступнями. Свободная одежда, поясок, на голове платок. Руки крестом прижаты к груди, пальцы левой руки охватывают правое плечо. Фигура скорби, смирения и отрешенности. Фигура слышащая.
Барлах выразил в каждой фигуре динамику слушания. Позы замирания одухотворены восприятием гласа Божьего. Они не внимают бездеятельно, вся жизнь этих людей выражается вслушиванием.

Вариации в дикционных ритмах

Начинайте с самых что ни на есть простых комбинаций. Не гонитесь за вычурностью в подборе звуков и в композиционных построениях.



Комментарии: стрелка (->) обозначает накатывание последующего фрагмента ритма на предыдущий; вертикальной чертой (|) отмечаются паузы в движении, примерная длительность пауз определяется их количеством.
С «jo» переходите на «ja», затем к звонким губным взрывным «б», «б'», «д», «д'» -> губно-зубным «в», «в'», «ф», «ф'» -> переднеязычным сонорным «л», «л'»-> переднеязычным взрывным «д», «д'», «т», «т'» -> к звонкому шипящему «ж» и глухому шипящему «ш» -> к свистящим «с», «с'», «з», «з'». От использования в одной комбинации согласных звуков одного порядка (губно-зубных, допустим) переходите к вариативному включению в ритмические построения согласных, различных по способу и месту образования, звонких и глухих, мягких и твердых. Не скромничайте в фантазировании звукосочетаний. Но, предлагая их партнеру, не нарушайте знакомые вам законы сочетаемости согласных в русском литературном произношении.

Вариации в чувствах ритма и в образах

На всю серию заданий выбирайте сквозную тему воспоминаний и ощущений, одну жизненную зарисовку, развивайте единый чувственный образ.
Не перескакивайте с одной темы на другую.
Допустим, вспомнился вам один из ваших детских дней рождения. Подарки родителей, радость праздника, чаепитие с друзьями, принёсшими вам в подарк торт. Или лыжная прогулка: ранний выезд, сбор на вокзале, смех в вагоне, солнечный лес, пикник на снегу, горячий чай, игра в снежки, снег за шиворотом, кувыркание в сугробе с девчонками, сонная дорога домой в электричке.
Может быть, всплыло в памяти наблюдение, передающее столкновение ритмов уличной жизни: суета на Невском, вы мчитесь в Академию, огибаете одного-другого человека, замираете нетерпеливо у светофора, мимо вас пролетают нервные автомобили, конца потоку нет. И вдруг - вы видите, как в том же направлении, что и автомобили, с трудом движется лоток мороженщицы - движется медленно, но верно, и из-за бортика лотка высматривают дорогу отрешенные глаза женщины. Она толкает свой мир, не воспринимая мир окружающий68. Что с ней? - мелькает вопрос в вашем воображении. Откуда такая заторможенность, бездонное одиночество?
Темы не выдумывайте, не вымучивайте, стремитесь к тому, чтобы они натекали сами.
Звук и энергия фокусируются на центре - на партнере, а тело создает различные пластические комбинации. Впитывающее тело (зависшее) в нужный момент может включиться в воспроизведение ритмической комбинации.
Особенно сложно «ведомому»: он при вслушивании должен уловить ритм «ведущего» и, кроме того, не пропустить финал ритмического высказывания. О, как это сложно! Длительности высказываний «ведущего» меняются, невозможно предугадать, сколько будет продолжаться новая комбинация. Итак: есть один точный момент в кон-такте двоих - направленность звука по центру, фокусирование внимания и звучания на партнере, и есть несколько зон импровизации. К зонам импровизации отнесем: движения тела, ритмы звукосочетаний, длительности звучания импровизаций - партнер должен их ухватить и вовремя вступить. «Прозевать» момент перехвата звучания нельзя!

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования