Общение

Сейчас 637 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

То же с партнером. Один «создающий» («учитель»), второй «воспринимающий» («ученик»). «Учитель» и «ученик» - это не ролевое распределение. Это один из способов совместного познания механизмов ощущения дыхания - движения тела - звучания го-лоса. Наше голосовое звучание является результатом совокупной работы движений тела и ритмов дыхания. В процессе воспитания триединства «ощущение - движение - звучание» мы не всегда способны самостоятельно себя контролировать. А появление помощника у «воспринимающего» позволит откинуть многие заботы контроля, «воспринимающий» постепенно приучается воспринимать нюансы телесно-речевых высказываний партнера и отдаваться его силовому полю.

Когда «ученик» («воспринимающий») воспроизводит ритмы, заданные «учителем» («создающим»), то «учитель» подробно комментирует результаты этих проб.

Первая проба.

Беззвучно двигаться. И ногами не издавать звуки, и речевых звуков пока нет. Все внимание обоих участников на восприятии «учеником» ритмического рисунка, заданного «создающим». Ритм в движениях тела.

Пока никакие речевые ритмы не звучат открыто. Но «создающий» ритмы движений изнутри может воспроизводить некий импровизированный ритмический кусочек. Если он совершает пять перемен в ногах, то есть пять раз наступает на точку на полу, - то внутренне он такие перемены в теле озвучивает слоговыми импульсами.

Приведу три варианта ритмических движений.

В первом варианте шесть перемен в ногах: вертикальная черта (|) означает приземление на точку; горизонтальные черточки ( ) отражают примерные длительности; высота горизонтальной черты (|) (|) свидетельствует о мере активности движения: чем выше черта, тем динамичнее падение на точку, тем глубже проседание. Тяжесть тела словно придавливает вас к полу.



Во втором варианте семь перемен: стрелка (->) означает точку завершения одного ритмического такта и начало воспроизведения второго. Сами такты идентичны. «Создающий» вправе предложить не только один, но и два, и три такта. От «воспринимающего» требуется такое внимание, чтобы он не пропустил финал высказывания «создающего».



В третьем варианте четырнадцать перемен: жирность вертикальной черты отражает значительность, весомость падения тела на точку.

Вторая проба.

Обратите внимание на вдохи. Насколько легко и незаметно «воспринимающий» вдыхает, готовясь к воспроизведению ритмов «создающего»? Проверьте: воздух «втекает» в тело «воспринимающего», пока «создающий» предлагает ему ритмическую композицию, или «воспринимающий» спазматически «хватает» воздух после того, как партнер завершил свое высказывание? Чаще всего «воспринимающие» «рассматривают» физические действия партнера. Творческое восприятие подразумевает не только зрительное впитывание информации - оно сопряжено с проживанием ощущений, испытываемых партнером. Если «воспринимающий» вчувствуется в ритмы движений и речи «создающего», заживет им создаваемой атмосферой, проникнется его силовым полем, то в процесс восприятия непроизвольно включится и дыхание. Едино с восприятием ритмов будет протекать и энергетическое обновление.

Вот несколько ритмико-звуковых вариаций, которые удобны для этой пробы. Выполните их, а дальше пробуйте самостоятельно импровизировать подобные комбинации. «Выполните» не означает, что вы предложенные мною комбинации сделали и успокоились. Нет-нет - важен качественный уровень. И «создающий» и «воспроизводящий» ритмико-звуковые комплексы в движениях и в голосо-речевом звучании должны быть безукоризненны.

Даю ритмы в две строки: на первой ритмы движений, на второй соответствующие им ритмы речевого звучания. Высота вертикальных линий говорит о постепенном, раз от разу, разрастании объема движений и, соответственно, об увеличении звучности. Звучность распространяется при этом и на гласные и на согласные. Увеличение объемов голосо-речевого звучания зависит не только от увеличения двигательных объемов в теле, но и от активизации артикуляторных усилий при образовании взрывных звонких «б», от увеличения ротового пространства по вертикали, являющегося отражением сво-бодного перепрыгивания с ноги на ногу. Обеспечивается вся эта зависимость гармонией выдыханий и движений: объемы выдыхаемого воздуха всецело зависят от увеличения объемов движений. Энергетическая насыщенность выдыхаемого воздуха провоцирует и активность работы губной артикуляции, и необходимое раскрытие «голосо-речевого рупора».

Итак, пробуем:

Совет «учителю»: предлагаете партнеру выполнить этот ритмический рисунок столько раз, сколько понадобится для того, чтобы добиться от него предельно точного выполнения ваших заданий.



Далее вы пробуете сами. Три ритмические комбинации, предложенные мною, вы обязательно осильте. Не пробрасывайте их. Сколько бы вам ни понадобилось времени, не пожалейте его и отработайте каждую комбинацию: прочувствуйте естественность зависания пауз, внутренние ритмы при внешнем молчании, мягкость или стре-мительность движений и их соответствие дикционным усилиям. Только не отсчитывайте механически внутренним голосом длительность пауз и количество слогов, составляющих тот или иной фрагмент ритмической композиции. Не из количества звуков, а из их со-четания рождается музыка. Не арифметическое действие - сложение - определяет гармонию ритма.

Я намеренно не указываю способа произнесения ритмических групп: legato или staccato, crescendo или diminuendo, убыстряя или замедляя. Одно только не упустите: внутреннюю связность ритмического высказывания, его непрерывность, глубинную цельность.

Впечатления. Поначалу вы оба обсуждаете: свободу тела, точность движений, ощущения тела, проживаемые «воспринимающим», затем проводите анализ дыхательных ритмов. Насколько легко и неуправляемо втекает воздух при вдохе в легкие «воспринимающего»? Нет ли каких призвуков? Нет ли резких спазматических вдохов? В какой момент дыхание начинает поступать в легкие «воспринимающего» - в процессе создания ритма «создающим» или уже по окончании действия «создающего», когда ритм создан и поступок «создающего» завершен?

Интересно разгадать задачу: что такое «замах дыхания»? Речь идет о том, что вдох нам нужен как приступ к действию, как предощущение действия (речевого или телесного). В чем же состоят механизмы таких «замахов дыхания»?

Третья проба.

Голос идет к партнеру, резонансом (звучностью) охватывает партнера. Что это значит для вас? В каких случаях можно прочувствовать и воспринять прикасание звука голоса партнера к вашему телу? Тело в его пластичности и звучность голоса - в ее пластичности.

Ритмико-звуковые вариации: в основе их слог «бам» (коротко звучащий или тянущийся - задается «создающим»). Теперь звучание ритмической группы нигде не прерывается. Все предполагаемые паузы заполняются протяженно звучащим звуком «м-м-м». Привожу ниже несколько вариантов звучания для третьей пробы. И не со-провождаю их рисунками, определяющими движение тела. Исходите только из звуковых комбинирований - пусть каждому из вас они подсказывают комбинации телесные.

Прыжки - перемены падений в единую точку - остаются прежними. Не забывайте:

• немного усилий следует затрачивать на каждый прыжок;
• руки, плечи, кисти - в свободном парении;
• легкое «дрожание» в теле - напоминающее несложные «пританцовки».

И вот обещанные звуковые сочетания (с последующими комментариями):



Комментарии: выдох один - все звучание комбинации не угасает ни на мгновение. Это сочетание делится на две почти равные доли. В праве «создающего» делать любые перемены в ритмах прыжков. Можно, например, совершать прыжки на все семь слогов первой части и сделать только два прыжка во второй части. Можно сделать перемены только на ударных гласных, а их, как вы видите, лишь четыре - во все прочее время тело действующего словно замирает. Можно делать активные прыжки на ударных слогах и затаенно, осторожно звучать и двигаться на безударных слогах. Имеющиеся паузы, которые мы, как и прежде, отмечаем горизонтальными черточками (-), и количество черточек свидетельствуют о примерной длительности паузы в прыжках; так вот, имеющиеся паузы таковыми не являются - вы заполняете их беспрерывным звучанием «м-м-м».



Комментарии: вы чувствуете, насколько эта слоговая комбинация звучит мягче предыдущей? Попробуйте прозвучать осторожно, мягко, но достигая звуком тела партнера. И вообще при изменениях громкости не пользуйтесь понятием силы звука и ощущениями прибавления или ослабевания мышечных усилий57, только перемены в давлении выдыхательной струи. Главное для нас в этой комбинации, чтобы партнер воспринял и прочувствовал «тепло звука» и небольшие изменения в уровнях громкости. Громкость чуть нарастает к ударному слогу. Это нарастание громкости меняется и от одного ударного слога к другому. Возникает импульсное звучание с постепенным уве-личением громкости к финальному «бам!», звучащему широко, хоть и не fortissimo да и не forte.



Комментарии: мы видим семь фрагментов ритма. На каждый из них одно падение на точку. Все фрагменты, исключая последний, совпадают по ритму. Добавляется постепенное увеличение звука от первого сочетания до последнего и плавное, хотя и короткое по времени затихание голосовой энергии на финальном фрагменте «бамммм». При увеличении объемности - звук словно все более и более охватывает вашего партнера. Подобные перемены громкости и объемов постарайтесь применить и в последующих комбинациях.

Предлагаю вам еще три комбинации, но без комментариев. Только в виде примера. А дальше вы уж сами сочиняйте и предлагайте партнеру ритмические построения в пластике, в комбинировании слогов, в изменениях градаций громкости и градаций темпа выполнения заданий.



Держитесь-держитесь на долгих тянущихся звуках «м-м-м» - не падайте, не сдвигайтесь с точки, на которую удачно попали. Возникнет поза ласточки от желания удержаться, ничего страшного - это замечательно, как хотите, держитесь хоть за воздух! Но не падайте и вовремя продолжите ритмическую комбинацию.

Четвертая проба.


Точное воспроизведение ритмов - вот такая теперь у нас задачка. Точное - это движение в движение, звук в звук. Полное совпадение ритмического рисунка движений, ритмических слоговых комбинаций, темпоритмов движений и речевого звучания, уровней громкости и объемов движений и звучания голоса, темповых перемен.

Удары ступнями в одну и ту же точку остаются как непременное условие исходной пластической точки ритма. Все исходит из точки на полу (слоговые комбинации, движения тела), а втекают все импровизируемые вами сочетания в партнера. Партнер, как лакмусовая бумага, воспринимает сочетания и пластические соединения, и если вы помогли ему воспринять и прочувствовать их, то он, несомненно, выполнит любые ваши предложения.

Расширяются пластические возможности. Вы добавляете жесты. Легкие, ненапряженные выкидывания кисти в сторону партнера. С вылетом кисти в сторону партнера вылетает и направляется по направлению к нему и звуковая волна — звуковой выплеск. Вы стараетесь так же, как было в предыдущих пробах, попасть на одну точку на полу. Это вам уже привычно, и сбить вас с такого центра нельзя. Добавления жестовые не должны стать помехой к попаданию на центр. У вас появляются центр исходный и центр ваших интересов. В движениях вы устойчиво стремитесь сохранить точку, из которой исходит ваша энергия, а жесты ваши, и с ними вместе выплески слоговых сочетаний, непринужденно отлетают к партнеру.

В ритмах появляются длительные зоны беззвучия. Вы предлагаете партнеру семь-восемь комбинаций подряд, используя многие наработки из предыдущих трех проб. Здесь есть и звучание в пластических паузах, и пружинистость staccato, и текучесть legato, и перемены в диапазоне громкости, и различные убыстрения/замедления, и замирания, и ритмы движений без единого слога вслух. Пробуйте.

Впечатления. Точны ли ритмы, воспроизводимые «воспринимающим»? Понятно же, что как ритм будет воспринят, так он и будет воспроизведен. Опять-таки: не рисунок ритма, а нутро его, насыщенность ритмико-звукового комплекса эмоционально-чувственным значением. «Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых все условно, а желания. Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты» (А. Чехов. «Скучная история») 58. Для того чтобы требовать от «воспринимающего» точности, давать ему советы и направлять его в поиске, «создающий» ритмы в звучании, в движениях, в энергии сам долженствует быть безупречным.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования