Общение

Сейчас 599 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Пластика упражнения такова: ноги в исходном положении расставлены широко, колени чуть согнуты, плечи тяжелые, кисти вы встряхиваете перед собой. На затакте: сжатие тела - правую руку занести к пальцам левой ноги, наклониться, точнее, даже сжаться, собраться в комок. Происходит сжатие энергии, так как одновременно вы еще совершаете «подготовку к выдоху». Тело становится накопителем энергии, накопителем предчувствий перед поступком. Затем следует выброс энергии в партнера, находящегося справа от вас: кисть, за кистью все тело, голос и с ним заодно ритмический слоговый комплекс втекают, врезаются в партнера (рис. 45). Партнер нечто вами передаваемое проживает, впитывает столь же глубоко, как и вы сами. Не прочувствованное вами не будет должным образом воспринято и партнером. Стало быть, ваши предчувствия, воспоминания о событиях, переживаниях из вашей личной жизни становятся мате-риалом вашего общения. Случаи, зарисовки, истории, получившие неожиданное продолжение, непредвиденные ситуации - именно это сейчас исследуется вами и вызывает отголоски в ваших чувствах, эмоционально откликается в вас. Но само по себе никакое воспоминание не оживет, не вспыхнет в вас чувственно. Настоящая жизнь воспоминаний начинается только в процессе взаимовлияния «создающего» и «воспринимающего». Во всей глубине чувств, во всей яркости видений, во всей силе воображения вспомнившиеся вам события оживают во время воссоздания их в воображении, в чувствах, в видениях другого («воспринимающего»), того, на кого вы стремитесь повлиять. Тело летящее, речь летящая: вот технические условия полета мыс-ли и чувства. В финале поступка, в финале звучания - повиснуть на мгновение в воздухе - положение тела такое, что неясно: «упаду или удержусь». Выбираем согласные и гласные звуки, подходящие для обеспечения полетности. Не обязательно брать ориентиром звонкость согласного - если согласный звонкий, то и голос полетит, и слова зазвенят. В голосо-речевом тренинге преодоление, казалось бы, непреодолимых препятствий дает больше приемов тренировки, лежащих на поверхности, быстро приводящих к результату. Так и в данном упражнении мы не повторяем уже достигнутое при использовании твердых взрывных губных согласных «б» и «п». Здесь разрыв в губах в достаточной мере обеспечивает полетность следующего за ним гласного. Если, конечно, в должной мере выполняется энергетический импульс. Сложнее дело обстоит в тех случаях, когда гласному предшествует согласный не смычный, а щелевой79. Один из щелевых согласных мы довольно активно и, как мне думается, эффективно применяли в тренинге. Имею в виду сонорный звонкий средненёбный мягкий звук «j». Мы намеренно с него начинали дикционный тренинг. Звук «j» помогал нам раскрывать пространство рта по вертикали, что являлось преддверием объемного раскрытия «голосо-речевого рупора», размять мышцы, участвующие в работе нижней челюсти, задавал повышенную упругость мышцам языка. С помощью «j» мы постигали значение препятствий в образовании согласных звуков, ведь мы с вами уже хорошо осознаем, что все до единого согласные звуки образуются за счет преодоления препятствий, возникающих в пространстве артикуляторного аппарата. В сочетании с гласными «о» и «а» сонорный «j» настраивал резонансное звучание голоса.
И вот теперь мы с вами обращаемся к звукам «в» и «ф». Препятствия сдвигаются в переднюю часть артикуляторного аппарата и охватывают зубы и губы. Голосный звук «б» (звук, произносимый при участии голоса) вступает в тренировку первым. Для поддержания энергии разрыва артикуляторного пространства и для провокации по-летности голосового звучания добавим к звонкому щелевому губно-зубному согласному «в» гласный звук «а». Итак, ритмические комбинации формируются на сочетании слогов «ва-ва-ва».
Пробное высказывание заключает в себе несколько импульсов. Примем за исходную точку движения и дикционного звучания крайнее положение сжатия (рис. 45 а), при котором пальцы правой руки дотрагиваются до носка туфли80. Начальный импульс - прорыв гласного звука - приходится на момент прохождения кисти рядом с коленом, второй импульс - на движение кисти в районе живота (рис. 45 б), третий импульс зарождается в момент пролета кисти около правого плеча, и дальше следует выброс кисти в сторону партнера - это точка конца. Таким образом, финал ритмической композиции оказывается уже у партнера, а ваше тело на мгновение повисает (рис. 45 в).
Обратимся к слоговому комплексу. Он таков:

В самом начале вы видите тянущийся звук «ввва» в слоге «ва»: используем такое долгое (непривычно протяжное «в») только для усиления препятствия в самом начале воплощения дикционной комбинации и для придания остроты в момент разрыва в губах при выходе на «а». Далее вам трижды встречается сочетание «вва» - ничего искусственного в этом нет, слова, начинающиеся на «в», которым предшествует предлог «в», не столь редки («в воду», «в Воронеже», «в ванной», «в вине»). Не менее часты слова с приставкой «в» («вваливаться», «введение», «ввинтился», «ввезти», «вверху», «ввечеру», «ввысь»). Так что неожиданностей нет, зато есть дополнительная возможность усиления препятствия в губах.
Сверим теперь «бесконечную линию движения» с «бесконечной линией звука»: четыре ударных слога соответствуют трем указанным выше моментам прохождения кисти вдоль тела (колено -> живот -> правое плечо) и моменту выброса кистью звука в сторону партнера (то есть реализации «точки конца»). Все безударные слоги так же выстраиваются в одну бесконечную линию звучания.
Предполагаю, что объяснение мое вы воспримете не с первого захода. В описании весь этот процесс выглядит громоздким и неуклюжим, но стоит испробовать его раз-другой, и ритмы (речевые и пластические) сольются в единую линию поведения.
Замедленное выполнение дикционной комбинации и осторожность движений в этой пробе связаны с необходимостью более тщательного выполнения пластического рисунка - кисть движется точно по диагонали и будто бы утягивает за собой колено -> корпус -> правое плечо -> и, как следствие, всю ритмическую фразу. Надеюсь, что в этой пробе вам удастся органически слить воедино движение и звук.
В следующей пробе выполните заданную композицию дважды: попеременно вправо - влево. Возникает увеличенная по длительности ритмическая композиция, состоящая из двух одинаковых сегментов. Выдыхательная струя одна. Точки начала и конца также единичны.
Далее приводятся несколько ритмических комбинаций. Точных команд, указывающих на проведение кисти мимо колена, корпуса или плеча, я не даю. Это было необходимо только в первой пробе. Я уверен, что вы уже наловчились держать точную диагональ в движении кисти и чувствуете, что кисть остается ведущей во все время распрямления тела.
Вертикальная черта во всех предлагаемых ритмических комбинациях означает перемену руки. Начинает всегда правая рука:

Первое проведение композиции имеет тенденцию к некоторому голосовому повышению, второе проведение - к понижению звучания. Специально, разумеется, этим заниматься не следует, так оно получается естественным образом. Между первым проведением и вторым тело замирает, балансируя в пространстве улетевшего звука голоса, - вслушивайтесь в жизнь звука в пространстве после того, как вы закончили говорить: на вслушивании незаметно для вас совершается необходимая подготовка ко второму проведению ритма - дыхательная энергия вливается в вас неслышно, ритмично и беспрепятственно.



В каждой фазе ритмической композиции поначалу ритм развивается crescendo, затем переходит в diminuendo. В пластике вершина голосового нарастания приходится на момент прохождения кисти мимо живота.



Нарастание упругости в губах. Губы преодолевают все более мощное препятствие, возникающее от изменения плотности слияния верхних зубов и нижней губы. Финал ритмической композиции буквально выстреливается в сторону партнера, и после короткой паузы, не теряя общего темпоритма высказывания (стало быть, «подготовка к выдоху» проходит так же стремительно), на первое проведение наскакивает второе - оно происходит стремительно, но без потерь в дополнительных нагрузках, которые мы даем губам.

Четыре проведения одного ритма, только в финальном сочетании исчезает последний слог. Тело и речь входят в высший предел упругости. Проворное сжатие тела -»стремительное распрямление -» вновь проворное сжатие -»за ним следует столь же резвое распрямление. На скором сжатии - «подготовка к выдоху». В таком стреми-тельном выполнении движений и в согласуемом с поступками тела голосо-речевом звучании слышатся и радость, и детская открытость, и вольность в отношении к партнерам, получающим ваши «удары».
Но точностью не пренебрегайте - не рассыпайте удары бесцельно («в сторону партнера направляется кисть, летит туда звук моего голоса, ну и ладно, и хорошо»). Нет, в таком понимании слышится безалаберность. Любое движение должно, обязательно должно достигнуть цели: направляя условный удар кистью в сторону партнера, мысленно прикоснитесь, допустим, к его плечу, и пусть даже через расстояние партнер ощутит этот удар, прочувствует его. Решение дотронуться до той или иной точки на теле партнера приходит моментально, заранее к этому готовиться не следует. Когда вы совершаете выпад в сторону другого партнера, то и в этом поступке заранее определять, куда именно вы попадете, не следует.
Если же вы делаете упражнение в одиночестве, то используйте предметы мебели, стены, занавеси, мелкие вещи - все, что попадается вам на глаза. И к каждому предмету притрагивайтесь, как должно притрагиваться именно к этому предмету. Ударять по предметам ни к чему - притрагивайтесь. Если это шляпа, висящая на гвозде, шевельните ее, если стекло настольной лампы - щелкните по нему пальцем и услышьте звон, если швабра, то уроните ее и послушайте стук палки о пол. Все это только в воображении - в реальности до предметов не дотрагивайтесь. Поиграйте с ними заочно, видя их, чувствуя их шевеление, слыша звуки, ими издаваемые. Никаких домыслов -вот как сейчас чувствуете окружающие вас предметы, как воспринимаете их, так к ним и относитесь, так и общайтесь с ними, так и «оживляйте» их своей энергией.



Вот и звук «ф» вступил в дело. Этот согласный не требует таких физических и дыхательных усилий, которые мы применяли к звонкому губно-зубному (парному ему) «в». Но хоть дыхательных усилий меньше и напряжение в артикуляторных органах падает по активности, звучность «ф» исчезать не должна. Я не оговорился: да-да, «звучность» глухого согласного. А почему бы и нет? И глухие согласные обладают резонансными проявлениями, и они имеют право на пространственное распространение.
В композиции два повторяющихся фрагмента. Они разделены высокой чертой. Ритмы дыхания распределяются на четыре фрагмента высказывания. Перед каждым фрагментом - на сжатии (замахе) - «подготовка к выдоху».
Характер контактов с партнером или с предметами, вас окружающими, остается прежним.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования