Общение

Сейчас 608 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Похожее упражнение. Звучание изнутри и снаружи.
Берем за основу одну ритмическую композицию. Несколько раз повторяем ее, проигрываем и в итоге запоминаем - она становится материалом для экспериментов по голосовому звучанию «вслух» и «про себя» (остановимся на таких определениях звучания голосо-речевого, слышимого окружающими, и звучания внутренней речи). И так мы в произвольном порядке можем прервать говорение «вслух», но продолжать произнесение ритмической композиции «про себя». В пластической композиции, гармонично сочетающейся с композицией дикционной, пауз нет (мы не применяем сейчас такой прием, когда речь звучит в реальности, а пластическая композиция осу-ществляется изнутри, польза от такого рода упражнений несомненна, и мы к ним обратимся на одном из следующих уроков).
Предпримем две пробы - включим в индивидуальный тренинг две комбинации.

Первая проба.

Ритмическая слоговая комбинация:



и заданные ритмические фигуры движений:
на затакте - замах правой кисти слева от тела вверху; 1-й фрагмент - на ударном слоге «ой» резко прижать кистью воздух к полу, кисть замирает очень близко от пола, но не ударяет об него; безударное сочетание (с сохранением полнозвучных «о») «jojo» должно прозвучать как продолжение ударного «ой», тело словно замерло на этом звуковом шлейфе;
на затакте - замах левой кистью справа от тела вверху (зеркальное повторение предыдущего затакта);
2-й фрагмент - полностью повторяется фрагмент 1-й, но с левой рукой в правую сторону;
на затакте - замах правой кистью слева вверху;
3-й фрагмент - плавно и одновременно с усилием прижать кистью воздух к полу и остановиться на ударном слоге - «ojojojojo»)
на затакте - столь же плавно, как двигались и говорили в 3-м фрагменте, совершаете замах левой кистью направо вверх;
4-й фрагмент - резко, звучно, динамично на активном выдохе -«jo!» - в пластике то же движение, что и на 2-м фрагменте, но резко до неожиданности.
На этом высказывание и заканчивается. Вначале пройдите пластическую партитуру, затем, тихонечко звуча, присоедините к ней дикционное построение. И, наконец, проиграйте ритмически все вместе.
Пробуйте.
Что замечается при восприятии выполненного вами ритма: растаскивание высказывания на четыре части - сквозной линии нет. Это чувствуется и в движениях и в речи. Особенно страдают «затакты» - в них всякий раз такая неловкая «подготовка к выдоху», что спазмы, возникающие в дыхательной системе, не дают вам прозвучать объемно и естественно, не позволяют вам выразить никакого ощущения ритма. Многое зависит от восприятия движущейся кистью прохлады воздуха: это конкретная материя, и она может удержать вас от поверхностного восприятия ритма движений и от «сбоев» в ритмах дыхания.
Пробуйте еще раз.
Есть! Пластически все безукоризненно: и «затакты», и темпы движений, и зарождение дыхательной энергии на новые импульсы звучания. Однако почему-то именно в звучании наблюдается дикционная невнятность. Не произносите букву «й» как звук «j» - это не одно и тоже. В русском произношении на месте «й» в конце слова звучит долгий звук «и». Не вполне отчетливо звучат у вас все «j» — особенно в 3-м фрагменте. Я предполагаю сложность в раскрытии «голосо-речевого рупора». Специально не занимайтесь усиленным раскрыванием рта на произнесении 3-го фрагмента, не думайте, что, если вы зададите речевым мышцам большую активность командой извне, у вас все моментально получится. Нет. Здесь следует использовать только ощущение сжатия упругих воздушных масс, только сильное, направленное физическое действие кисти приведет вас к желаемому результату.

Проба вторая.

И ритмическая слоговая комбинация, и фигуры движений остаются прежними. Перемены затрагивают комбинирование произнесения «вслух» и «про себя». Проделайте ритмическое высказывание несколько раз, всякий раз уводя во внутреннее звучание тот или иной фрагмент дикционной ритмической композиции, а то и два фрагмента, и три. «Увод во внутреннее звучание» не означает, что там, изнутри, требования к разборчивости текста меняются и что звучность голоса не обязательна. Все затраты остаются прежними. Тогда сохранится и чувственная значимость ритмического высказывания, не исчезнет «бесконечная линия звука», за которую так ратовал Ста-ниславский.

Проба третья.

Иное сочетание слогов и иная игра движениями. Все проделывается от начала до конца без единого замирания в речи и в движении. Один сегмент моментально перетекает в другой, и вместе они составляют некое дыхание морских волн: голосовое звучание то вздымается, то плавно сходит на нет, то разрастается, то сжимается. Во всем высказывании затаена стремительность. Она вызвана поступательностью ударных слогов: еще не исчезло полностью звучание первого фрагмента, на него уже накатывает второй, вдруг за вторым, как «подосланный бесенок», выныривает третий, за ним еще один, и еще, и еще... Всего у вас шесть двигательных перемен, шесть замахов и путешествий кисти по вертикали к полу.

Если учитывать только стрелки, то мы видим четыре фрагмента, но мне бы хотелось, чтобы вы считали третий фрагмент целостным, но разложенным на три движения. Само же течение третьего фрагмента хорошо было бы уберечь от перечислительной интонации. Считайте этот фрагмент спаянным в крепкий речевой такт, но с тремя ударениями, зачинающими двигательный поступок.
Так как все ударения приходятся на первые слоги, то в каждом ритмическом сегменте за ударным слогом образуется хвостик из нескольких послеударных слогов (трех - трех - пяти - пяти - пяти -двух). Все эти хвостики озвучиваются, не замирают - они словно готовят приход нового ударного слога, следующего сегмента. Этот прием полезен для тренировки звучности финалов слов. Многим из вас педагоги частенько советуют «не глотать концы слов», «не съедать окончания», «бороться с аритмией». Что же мы предпринимаем в данном случае в пластике? Продлеваем движение: произнеся удар-ный слог, не замираем в позе внизу, а сразу же идем на замах для следующего ударного слога. И на выпрямлении раскрываемся, охватывая пространство руками и голосовым звучанием. Понимаю, что большинство недоразумений с «проглатыванием» финалов слов связано с конечными согласными, особенно глухими. И, казалось бы, именно их и следовало бы использовать в комбинации. Но к этому мы подойдем несколько позже, сейчас же лучше заняться раскрытием голосового звучания, укреплением дыхательных затрат, то есть активизацией мышц-выдыхателей. И в этом процессе не последнюю роль призваны сыграть движения.

Проба четвертая.

Текстовая партитура та же и реализуется только в звучащей речи, «про себя» не произносите ни одного из фрагментов. Импровизация в движениях. От движений происходят перемены в дикционных, дыхательных и голосовых затратах. Трансформируются движения -изменяются и нюансы голосового звучания, и интонация, и дикци-онный динамизм. Рисунок движений остается прежним, но сколь много затаено в этом рисунке оттенков: одно и то же движение правой рукой сверху слева и вниз, а затем выход на замах и зависание можно выполнить решительно и остро, но можно плавно, затаенно. Действительно, оттенков не перечислить: собранность или размаши-стость движений руки и тела, ощущение невесомости в кисти, снижающейся и взлетающей, или падение к полу длани в тяжелой железной перчатке.
Пробуйте.
Интересно наблюдать за переменами в ваших движениях и сменой дикционно-голосового звучания. Но между тем следует отметить, что движение и звук только сопровождают друг друга, а не сливаются органически.
Пробуйте еще раз.

Вариации

Восприятия

Работаем по парам. Улавливаем ритмические мотивы, передаваемые «создающим». В отличие от той ситуации, которая была в основной части упражнения и в которой все ваши личные импровизации касались ритма, определенного заранее, - в этой вариации восприятия вы не знаете ритма, предлагаемого партнером. Вы такого ритма и не слышали предварительно, и не знаете о тех частях слогового рисунка, которые партнер не произносит вслух. Они-то и представляют интерес для разгадки. Как их почуять, как услышать, каким образом не совершить ошибки при их воспроизведении?

«Воспринимающие», для восприятия ритма будьте открыты -пусть он «втекает» в вас самостоятельно, не затрачивайте свое внимание на его запоминание, не высчитывайте, сколько примерно слогов ваш партнер произносит «про себя». Ритмический импульс вольется в вас без особых усилий, если возникнет сосредоточение на чувственном образе, которым зажил партнер, если вы погрузитесь в переживания партнера. Предощущение превыше всего цените -что вам почудилось, какие отголоски в вашей душе возникли, в чем вы доверились искреннему высказыванию партнера. Почуйте целое, выражаемое и телом, и голосом, и дикцией, и ритмами. И, восприняв это целое, - по-своему проживите его, разумеется, стремясь воспроизвести все голосо-речевые и пластические его особенности. За текстовые совпадения звучания изнутри не беспокойтесь - они могут дослогово и не совпадать. Эта задача практически невыполни-ма. Но вот выполнить темпоритмы звучащих фрагментов, длительности пауз, физические затраты тела вы сможете наверняка. Обеспечение точности полностью связано с угадыванием, улавливанием, восприятием внутреннего эмоционально-чувственного значения высказывания.

Восприятие в круге. «Создающие» сменяются, но уже не последовательно по кругу. Первый «создающий» концентрируется на ком-то одном из «воспринимающих»: чувствуетего, направляет звучание к нему, именно ему дает сигнал к созданию следующего ритма. После того как все находящиеся в круге синхронно воспроизвели предложенный ритм, вступает новый «создающий» - тот, кто понял, что ему была передана «эстафетная палочка» ритмических импровизаций. Никаких тайных знаков не изобретайте и не объясняйте глазами выбранному вами «воспринимающему», что он продолжатель ритмов. Но и не закрывайтесь от избранного партнера -смешно думать, что вне ваших усилий он самостоятельно догадается, что вы работали именно с ним.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования